Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

8 июня 2023 г.

– Владыка, грядет праздник – День России, и сегодняшнюю нашу программу мне хотелось бы посвятить этому празднику. Скажите, чтит ли Церковь каким-то образом этот праздник? Может быть, в этот день возносятся какие-то сугубые молитвы о нашем Отечестве или это чисто светский праздник?

– Церковь возносит молитвы об Отечестве нашем и народе нашем не только в этот день, она возносит их каждый день. И если многие патриоты вспоминают, что они патриоты, только в День России, то это неправильно.

Церковь в этом отношении более последовательна, потому что она любит свое Отечество непрестанно, и за каждым богослужением в ектенье многократно возносится прошение: о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея.Мы молимся о нашей стране, о властях, о народе, о том, что нам дорого, что является нашим общим домом.

Что же касается Дня России, это хороший светский праздник, потому что мы лишний раз вспоминаем о нашей стране, нашей Родине, ее истории. И когда мы вспоминаем о смысле и значении наших государственных символов – государственного флага, государственного гимна России, это тоже неплохо. Но, конечно же, это светский праздник, и, хотя в настоящее время он наполнен положительным созиданием, появился он, как мне кажется, не совсем по уместному поводу.

Когда распался Советский Союз, проходил референдум, на котором людям задавали вопрос, хотят ли они в каком-либо виде сохранить общее государство – Союз, и большинство людей проголосовали за его сохранение. А потом те, кто хотел все-таки страну развалить не мытьем, так катаньем, сформулировали вопрос по-другому: «Голосуете ли вы за независимость России?» Как будто до того Россия была от кого-то зависима.

А кто не хочет быть независимым? Разве мы хотим находиться в плену, быть кем-то порабощенными? Поэтому, естественно, все проголосовали за независимость, и люди, ратовавшие за развал Советского Союза, выдали это за общенародное мнение.

Со временем руководству нашей страны, нашим согражданам все-таки пришло в голову, что праздновать День независимости России – это полнейшая нелепость, поэтому этот день стали называть Днем России. И если отодвинуть в сторону предысторию этого праздника, которая, как мне кажется, должна передаваться из поколения в поколение, то этот праздник добрый, хороший, светлый, полезный, наполненный положительным содержанием.

А те, кто не любит свою земную Родину, как говорили святые отцы, в частности святитель Филарет, митрополит Московский, не могут быть достойными гражданами небесного отечества. Поэтому это праздник нашей страны, нашей Родины, и в связи с этим у нас есть повод поговорить о том, что такое Родина, потому что в определенные периоды нашу историю пытались сузить до минимума.

Скажем, в ельцинские времена делали вид, что история России началась только в 1991 году, после развала Советского Союза, как будто до этого наша страна не существовала, были лишь какие-то сплошные темные века, которые наконец-то миновали – и наступило светлое настоящее.

В годы советской власти делали вид, что все, что было до 1917 года, до Октябрьской революции, тоже было исключительно со знаком «минус». И хотя история России вроде бы не отвергалась, тем не менее по большей части ей давалась отрицательная характеристика, а светлая страница в жизни нашего государства якобы началась с 1917 года, когда, по сути, образовалось новое государство. Недавно отмечалось 100-летие образования Союза Советских Социалистических Республик – СССР был основан в 1922 году. Получается, что до 1922 года наша страна не существовала?

День России позволяет нам вспомнить весь наш исторический путь с древних времен и тысячелетний путь России вплоть до настоящего времени. Мы не должны забывать ни одного периода, каким бы он ни был – положительным или отрицательным, ведь это наша история.

Когда человек живет, он не только радуется, но иногда и печалится, у него могут возникать какие-то проблемы, иногда он болеет, но все это его, родное. И поэтому, когда мы говорим о России, ее истории, в памяти у меня сразу всплывают очертания памятника нашему государству, 1000-летию России, который в свое время был воздвигнут в Новгороде Великом. Этот замечательный памятник напоминает нам о том, что наши истоки возникли не в 1991 году, не в 1917 году, не в эпоху Петра I, не с появлением династии Романовых, что история наша уходит в глубокую древность.

– Зачастую в этот день Россия позиционируется как многонациональное государство. Можем ли мы сегодня говорить, что у России действительно есть какая-то особая миссия?

– Мне думается, что особая миссия есть не только у России, но и у любой страны, у любого человека. Другое дело, что кто-то соответствует тому предназначению, которое Господь ему определил, а кто-то игнорирует его и уклоняется от выполнения своей миссии.

Мы знаем, что в ветхозаветные времена особая миссия лежала на еврейском народе, который в Библии именуется народом-богоносцем. Но когда этот народ забывал о Боге, о своем предназначении, он претерпевал такие испытания и гонения, которые не испытывали народы, каковым Господь уделял куда меньше внимания и на каковых возлагал гораздо меньшую ответственность.

То же можно сказать и о русском народе. Русский народ на протяжения тысячелетия хранит святое православие, которое является богооткровенной истиной. Благодаря православной традиции мы свято храним и передаем от поколения к поколению заповеди Божии, которые в последнее время в светском обществе принято называть духовно-нравственными, культурными ценностями, духовным кодом нашего народа.

Это особенно актуально в нынешнее время, когда многие народы, принадлежащие к так называемому западному миру, а это и Западная Европа, и некоторые заокеанские страны, скажем, Канада, а в последнее время и крупные города Соединенных Штатов Америки (я не беру во внимание глубинную Америку, где еще сохраняются какие-то благочестивые позывы), забывая о Боге, начинают попирать Богом данные заповеди и перестают быть носителями подлинных ценностей, которые всегда провозглашала Церковь, и тем самым запускают некие механизмы на самоуничтожение, саморазрушение.

В этом отношении Россия не только сама хранит эти ценности, но и является неким вестником, проповедником в мире этих подлинных духовно-нравственных ценностей, опираясь на которые человечество может с уверенностью смотреть в будущее.

– Мы переживаем непростые времена, достаточно вспомнить о Донбассе. Там происходят, пожалуй, в чем-то даже удивительные события. Мы с Вами говорили о том, что Россия – многонациональная страна, и зачастую на фронте наши православные бойцы братаются с мусульманами. Получается, что с мусульманами у нас гораздо больше общего, чем, скажем, с христианами других конфессий?

– Ну, я не подсчитывал, с кем у нас больше общего, а с кем меньше, но апостол Павел в своем Первом послании к Коринфянам советует не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. И дальше апостол Павел поясняет, что он не говорит, что нельзя общаться с людьми, которые не придерживаются благочестивого образа жизни, но не нужно общаться с теми, что называют себя братьями, но таковыми не являются.

Что же касается сближения позиций по многим вопросам между людьми разных конфессий в рамках спецоперации, которая сейчас проходит, то, когда есть какие-то общие цели, общие задачи, конечно же, это объединяет людей. Здесь я не имею в виду вопросы веры, потому что, скажем, православные люди считают, что именно Православная Церковь является хранительницей богооткровенной истины.

Но с точки зрения верующего человека и богослова, истина – это не набор каких-то фактов, соответствующих или не соответствующих действительности. Истина – это Сам Христос. В Евангелии Господь говорит: Я есмь путь и истина и жизнь. То есть истина – это не что, а Кто, а значит, истина не может быть какой-то дробной.

Нельзя иметь часть истины, часть Христа. Мы либо имеем Христа, либо не имеем Его. Мы либо имеем истину, либо ее не имеем. Поэтому православные считают, что именно Православная Церковь является хранительницей этой истины и что именно в ней пребывает Господь Своей Божественной благодатью.

Что же касается каких-то вопросов земного устройства, то когда есть общая добрая цель, эта цель объединяет людей разных национальностей, убеждений, традиций. И поэтому, когда мы увидели угрозу нашему общему дому, в котором мы живем (а этим общим домом является наша страна), когда увидели общих недругов, которые хотят нанести ущерб этому нашему общему дому, конечно же, мы объединились, чтобы дать консолидированный отпор нашим недругам, и это, естественно, сблизило людей.

– Сегодня мы говорим о Дне России, а считаете ли Вы россиянами тех, кто сбежал за границу?

– Во-первых, мне не нравится слово «россияне». Наверное, его придумали какие-то пиарщики из президентской администрации Бориса Николаевича Ельцина, потому что этот термин впервые стал употребляться во время правления Ельцина. Давайте лучше говорить о гражданах нашей страны.

Есть такая пословица – «друг познается в беде». Когда Отечеству угрожает беда, ты или с Отечеством, или спасаешь свою шкуру, и твое отечество там, где у тебя есть теплое место, где ты видишь для себя возможность получать больше дивидендов, чем в своей стране.  

Мне кажется, когда страна нуждается в нас, бросать ее в такой ситуации ни в коем случае нельзя. Являются ли гражданами нашей страны эти сбежавшие люди?..  Наверное, юридически являются, хотя сейчас звучат предложения пересмотреть наше законодательство и внести в него изменения, упрощающие лишение гражданства определенных лиц, которые занимают откровенно враждебную позицию по отношению к нашей стране. Эти люди не являются инакомыслящими, потому что у многих может быть какая-то своя позиция; в конце концов, есть пацифисты, которые отрицают любое насилие, поэтому по-особому оценивают какие-то события.

Я сейчас говорю о людях, которые целенаправленно работают против своего государства, своего народа, часто делая это из-за материальной выгоды, чтобы либо сберечь свои активы, которые есть у них на Западе, либо просто хорошо заработать. Тогда возникает вопрос: являются ли такие люди гражданами России? И если по паспорту они ими являются, стоит ли им дальше оставаться гражданами России?

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. Грядет Петров пост. У меня такое ощущение, что совсем недавно был Великий пост, а уже наступает Петров пост. Давайте поговорим о том, чем этот пост знаменателен, чем он отличается от Великого поста и других постов из нашего церковного календаря.

– Человек нуждается в каких-то особых периодах более интенсивного приведения в порядок своей духовной жизни. Это не значит, что в другое время он может не обращать внимания на духовную жизнь. В своем доме мы должны поддерживать порядок, но, как бы мы его ни поддерживали, все-таки иногда мы нуждаемся в том, чтобы организовать генеральную уборку, потому что вдруг обнаруживается нечто, не до конца приведенное в идеальное состояние.

В духовной жизни для этого есть время святых постов. Конечно же, главный пост – это Великий пост, который велик не только своей продолжительностью и строгостью, но и особой значимостью. Кроме Великого поста в Церкви существует еще несколько постов, во-первых, среда и пятница каждой недели, кроме сплошных недель, являются постными днями, и есть многодневные посты.

Среди таких многодневных постов и пост Петров, или, как его еще называют, Апостольский. Этот пост предшествует дню святых первоверховных апостолов Петра и Павла и по нынешнему календарю приходится на 12 июля. Продолжительность этого поста каждый раз другая, потому что начало его зависит от даты Пасхи, а окончание всегда приходится на один и тот же день. А поскольку Пасха бывает то ранняя, то поздняя, и начало поста бывает то раньше, то позже. В этом году Пасха достаточно ранняя, мы ее отпраздновали 16 апреля, поэтому пост начинается довольно рано.

Петров пост всегда начинается через неделю после праздника Святой Троицы. Троица или Пятидесятница бывает на 50-й день после Пасхи, после этого дня следует сплошная неделя, то есть в среду и пятницу пост отменяется, и затем начинается Апостольский пост.

По своей строгости этот пост намного легче, чем Великий или Успенский. Даже по самому строгому уставу в течение этого поста в субботу и воскресенье разрешается вкушение рыбы. Кроме того, рыба разрешается и в другие дни, если на эти дни выпадает не только какой-то очень большой праздник, например Рождество Иоанна Крестителя, но и меньшие праздники – полиелейные или с великим славословием, когда празднуются не только великие, но и средние святые.

Тем не менее пост все равно призван привести в порядок то, что у нас оказалось в состоянии некоего беспорядка, поэтому воспользоваться этим шансом, который дает нам Церковь, наше святое дело.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Недавно обнаружил, что в календаре есть праздник, который называется Собором святых Красноярской митрополии. А есть ли праздник Собора святых Томской митрополии? Если есть, то когда этот праздник установлен?»

– Такого праздника пока нет. Дело в том, что в последнее время соборные празднования святых той или иной земли в отдельных епархиях устанавливаются по благословению Святейшего Патриарха по ходатайству местного архиерея. Я не тороплюсь с таким ходатайством по многим причинам, и прежде всего потому, что многие святые Томской земли пока еще не канонизированы, не прославлены.

Главным образом это огромное количество новомучеников и исповедников Томской земли, ведь Томск часто называют Сибирской Голгофой. В трагические 30-е годы во время сталинских репрессий очень много людей, пострадавших за веру, мученически закончили свой жизненный путь здесь. Все эти святые угодники Божии, как мне думается, ожидают дня своего официального прославления.

Но, к сожалению, в настоящее время не все еще архивы открыты, не ко всем архивам мы имеем доступ, а комиссия по канонизации святых новомучеников начинает рассматривать этот вопрос только тогда, когда в их распоряжении имеются все материалы об этих святых страдальцах за веру Христову. Поэтому мне не хотелось бы выходить с ходатайством об установлении празднования Собора томских святых, пока мы еще не разобрались до конца, не изучили вопросы всех новомучеников Томской земли.

Но есть один день в году, когда мы празднуем Собор сибирских святых, или святых, в земле Сибирской просиявших, в том числе и святых, подвизавшихся на нашей земле. Этот праздник был установлен еще по благословению Святейшего Патриарха Пимена, и отмечается он 23 июня. В этот день совершается и праздник святителя Иоанна, митрополита Тобольского – одного из первых святых земли Сибирской. Поэтому на сегодняшний день можно рассматривать этот праздник и как консолидированный, общий праздник святых земли Томской.

– «Почему в молитвослове есть молитвы о прекращении ненависти мужа к жене, но нет молитв о прекращении ненависти жены к мужу? Получается, что это какая-то дискриминация. Кому в таких случаях нужно молиться?»

– Сейчас популярны разные феминистические движения, особенно на Западе, когда считают, что женщина нуждается в большей реабилитации, потому что она всегда ущемлялась в правах в большей степени, чем мужчина. Наверное, эта молитва из этого же разряда, потому что все-таки мужчину иногда называют представителем сильного пола. Когда мы говорим о насилии в семье, то, как правило, чаще всего, к сожалению, мужья проявляют недолжное отношение к своим женам. Поскольку такая ситуация встречается более часто, и появилась такая молитва.

Но это вовсе не значит, что других ситуаций не бывает. Мы знаем, что иногда и жены бывают очень воинственными со своими пресловутыми сковородками, скалками и прочим. Просто мне кажется, что мужчина всегда найдет способ навести порядок или разрешить данную ситуацию, если вдруг она возникает. И поэтому в решении таких задач мужчины часто полагаются на самих себя и не торопятся прибегать к каким-то особым молитвословиям.

Женщины, будучи представителями слабого пола, иногда нуждаются в помощи со стороны, и не только от людей и каких-то определенных служб, готовых защитить оказавшихся в таких ситуациях женщин, но они обращаются и к Богу. Вот такое мое видение этого вопроса.

– «В одном из евангельских повествований, когда Господь заповедал молитву “Отче наш”, Он обличает книжников и фарисеев за долгие молитвы и призывает молиться кратко. Для чего тогда в Церкви существуют многочисленные длинные молитвословия, во время которых ум молящихся зачастую рассеивается?»

– Ум рассеивается не от многих молитвословий. Если человек уделяет молитве продолжительное время, то, наоборот, ум его приучается к сосредоточенности. Поэтому святые отцы учили: если хочешь сосредоточенно молиться, нужно заключать свой ум в слова молитвы, и постепенно он станет более внимательным.

Господь говорит здесь о другом. В древности очень часто не только иудеи, но и язычники считали, что результативность молитв зависит исключительно от их количества. На самом деле это не так, ведь смысл молитв, которые предлагаются в Церкви верующим людям, не заключается в многочисленности произносимых слов. Верующими людьми молитва рассматривается как беседа с Богом.

Большая часть молитв – это не какие-то прошения. Да, Господь говорит в Евангелии: знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Он знает, кто из нас больной, кто голодный, кто несчастный, у кого не ладится семейная жизнь, и идет нам на помощь. Поэтому не нужно с утра до ночи говорить: «Господи, дай мне здоровья».

Большая часть молитв в христианской Церкви – это прославление величия Божия, это хвала и благодарение, которые мы воссылаем Богу, это и покаяние, которое присутствует в душе человека. На самом деле молитва – это живая беседа, общение человека с Богом. Два любящих друг друга человека готовы общаться день и ночь, и не потому, что один хочет выпросить у другого что-то полезное для себя.

Молитва – это наше общение с Богом, соединяющее нас с Богом, приближающее нас к Богу, а Бога приближающее к нам. Поэтому апостол Павел и заповедует нам: непрестанно молитесь. И тут есть полное согласие между взаимоисключающими, казалось, указаниями: не будьте многословны, но непрестанно молитесь.

 

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

 

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 05:30
  • Вторник, 21 мая: 03:00
  • Четверг, 23 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать