Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

6 июля 2023 г.

– Владыка, наша программа выходит в канун праздника, который в народе называется Иван Купала, поэтому я предлагаю дать ей название «Традиционная дурь», потому что по-другому назвать я ее не могу. Не секрет, что ночью накануне праздника Рождества Пророка Иоанна Крестителя, называемой в народе «ночью шалуна», творится что-то невообразимое. Как объяснить людям с церковной точки зрения, что этого делать не следует?

– 21 июня по юлианскому календарю и 7 июля по григорианскому календарю мы празднуем великий праздник Рождества честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а народное название этого дня – Иван Купала. И хотя многие связывают его с какими-то якобы языческими корнями, это, по сути, славянское имя Иоанна Крестителя.

Крестя людей, Иоанн Креститель погружал их в воды, как бы купал их, отсюда и произошло это простонародное название праздника – Иван Купала, и ничего зазорного в этом нет. Именно в этот день родился тот, кого Иисус Христос назвал большим из всех рожденных женами.

Этот великий пророк стоял на рубеже Ветхого и Нового Заветов, и в церковных песнопениях он называется последним ветхозаветным пророком, первым апостолом – проповедником благодати, первым христианским мучеником, потому что он пострадал за истину еще при земной жизни Христа. Поэтому Иоанн Креститель действительно величайший пророк, и день его рождения является великим праздником.

Во времена античной древности, когда юлианский календарь полностью совпадал с солнечным календарем, на 22 июня приходилось летнее солнцестояние,  поэтому язычники иногда говорят, что это славянский праздник. На самом деле в честь солнечного божества отправлялись какие-то языческие обряды и в Древней Греции, и в Древнем Риме, и древнегреческие авторы обличали своих сограждан, одноплеменников в каких-то неумеренных разгульных обычаях, которые Церковь не поощряла уже в то время.

В этот день наложились друг на друга и христианские смыслы, и некие отголоски древних обычаев, самым безобидным из которых, на мой взгляд, является обливание водой детишками и людьми в основном молодого возраста. Если бы это обливание лишний раз напоминало о том, что это день великого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, который, погружая людей в реку Иордан, через водную стихию очищал их тела, обновлял души, очищая от духовной скверны покаянием, возрождал их для новой жизни, то, наверное, в этом не было бы ничего зазорного.

Мне кажется, что нашему обществу пытаются внушать, что это исключительно языческий праздник, и делают это пропагандисты какого-то оголтелого мракобесия. И хотя они связывают эти обычаи с какими-то якобы древними славянскими ритуалами, тема эта настолько темная и малоизученная, что здесь больше домыслов, чем подлинных научных фактов. Мы больше знаем о каких-то мистериях этого дня из мифологии Древнего Рима, Древней Греции, чем из славянской мифологии.

Некоторые утверждают, что Иван Купала – это один из языческих божеств. Впервые эту нелепицу записали в наших летописях лишь в XVII веке, и это было недоразумение самого летописца, который, не удостоверившись в подлинности этого факта, записал его так, как сам его понимал. На самом деле Иван Купала – это Иоанн Креститель, а такого языческого божества никогда не было, и об этом свидетельствует большинство ученых.

Я считаю, что в рамках этого праздника нужно отделять зерна от плевел, и если мы принимаем участие в каких-то ритуалах, связанных с суевериями, мракобесием, то мы должны знать, что это осуждается церковными канонами и за это полагаются определенные прещения. Душа человека повреждается от этого здесь, на земле, и когда она предстанет на Суд Божий, то будет осуждена за такие деяния.

В этот день прежде всего мы должны воспоминать событие, записанное на страницах Евангелия евангелистом Лукой, который рассказывает о том, как от бесплодных родителей, потерявших всякую надежду иметь детей, родился сын, которому они дали имя Иоанн. Ангел Господень предсказал родителям, что он уготовит путь в этот мир для Бога и будет великим пред Богом. И действительно, Иоанн Предтеча приготовил Господу путь своей миссией, своим покаянием.

Этот день нам лучше проводить в молитве и благочестии, и мы получим куда большее очищение нашей души и должное направление наших мыслей именно через это, а не от неких довольно странных обрядов, особенно если они связаны с какими-то неумеренными, греховными, граничащими с вакханалией деяниями.

– Вы заговорили про обливания водой, и я вспомнил свои детские годы. Тогда на самом деле было весело, но ко всему нужно подходить с головой. Одно дело, когда ты обливаешь водой своих сверстников, а другое дело, когда льешь воду с балкона на голову прохожего. Конечно, это, что называется, ни в какие ворота не лезет.

А вообще своеобразный ритуал обливания есть и в церковной ограде, потому что именно в этот день совершается чин малого освящения воды, которой священник окропляет всех прихожан, собравшихся на молитву. А доводилось ли Вам в детстве обливаться водой со сверстниками?

– В том городе, где я жил, такого обычая не было. Впервые я встретился с этим здесь, в Томске. Я родился и вырос в Тверской области, потом жил в Московской области, затем пять лет служил в Магадане, но ни в одном из этих регионов я не встречался с такой традицией.

Когда я только приехал в город Томск (это было в 1999 году), как-то летом решил прогуляться по городу. Я шел в сторону Черемошников и обратил внимание на то, что дети бегают с ведрами и обливают друг друга водой. Когда я уже подходил к Черемошникам, дети подбежали ко мне и, правда, очень вежливо спросили: «Извините, а можно мы Вас тоже побрызгаем водой?» Я им ответил: «Ну, если только чуть-чуть». И они чуть-чуть побрызгали.

Для меня это было крайне удивительно. Долгое время я связывал это с каким-то народным, детским, что ли, почитанием Иоанна Крестителя и даже видел в этом что-то и положительное. Потом мне уже стали говорить, что этим не исчерпываются такие народные поверья, иногда в этот день совершаются и более гнусные деяния.

– Скорее, они совершаются ночью.

– Да. И вот этого как раз категорически следует избегать.

– На Ваш взгляд, откуда появляется такое, что к чисто церковным традициям обязательно примешивается какая-то ересь? Возьмем рождественские гадания. Что может быть светлее праздника Рождества Христова? Но наступают святки, и практически в девяти из десяти СМИ помимо того, что вам скажут о наступившем празднике Рождества, размещается чуть ли не пошаговая инструкция, как нужно гадать.

– Говорят, свято место пусто не бывает. Если же свято место оказывается пустым, если мы недостаточно наполняем нашу душу божественным, то этот вакуум, естественно, заполняется неким суррогатом, чем-то таким, что вроде бы относится к области чего-то таинственного и мистического, но только не со знаком «плюс», а со знаком «минус». Поэтому и существуют два таких диаметрально противоположных явления, как вера и суеверие.

Славянское слово «суеверие» означает нечто напрасное, никчемное, суетное, поэтому напрасная или ложная вера – это вера суетная, которая происходит от недостатка глубокой внутренней духовной жизни. У того же, кто ведет подлинную духовную жизнь, не остается для этого места, поэтому он не будет гадать не только потому, что это запрещено, но и потому, что в этом нет никакого смысла.

Господь по Своей Божественной воле все устраивает в жизни человека, если человек готов следовать этой Божественной воле. С другой стороны, мы знаем, что даже там, где, казалось бы, было предопределено чему-то совершиться, это не совершалось в силу того, что Бог дал человеку свободу.

Мы помним, как был произнесен суд над столицей Ассирийской империи городом Ниневией. Пророк Иона пришел в этот город и сказал: «Господь говорит, что через три дня Ниневия будет разрушена». Прошло три дня, но Ниневия разрушена не была. После этого она простояла еще несколько столетий, потому что люди покаялись, а покаяние изменило судьбу города.

Гадать бессмысленно. Если бы даже нагаданное и соответствовало действительности, на самом деле это было бы не более чем какая-то иллюзия, граничащая иногда с темной демонической областью. Человек, соприкоснувшийся с этим, становится как будто бы вывалявшимся в грязи, и душа его от этого начинает страдать, мучиться и повреждаться, поэтому я никому не советую этим заниматься.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. Следом за праздником Рождества Иоанна Крестителя мы празднуем День семьи, любви и верности; на мой взгляд, очень светлый праздник. Он отмечается 8 июля в честь святых Петра и Февронии. Расскажите о них подробнее.

– Праздник с таким названием был установлен в Российском государстве как светский. Этот светский праздник действительно был привязан к празднику церковному, который празднуется в этот же день. В церковном календаре это день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, которые в русской агиологии известны как образцы семейной жизни, супружеской верности.

Однако многие имеют не совсем верное представление о том, кто может стать святым. Они считают, что святым может стать только какой-то человек, удалившийся в пустыню, носящий на себе вериги, или человек, проливший свою кровь за Христа. На самом деле семейная жизнь – это тоже поприще, на котором человек может благоугодить Богу и достичь святости. И вот как раз примером достижения святости в семейной жизни и являются наши русские святые Петр и Феврония Муромские.

Когда Промысл Божий свел их вместе и они стали мужем и женой, в своей семейной жизни они сразу встретились с целым рядом трудностей. Во-первых, Петр был князем Муромским, а Феврония происходила из незнатного рода, и жители Мурома не захотели признать ее в качестве своей княгини, считая для себя это чем-то обидным, даже оскорбительным, и началась, по сути, травля этой супружеской четы.

Князь Петр стоял перед выбором: либо удалить от себя Февронию и найти спутницу жизни из своего круга, поправ тем самым и церковные каноны, и чувство своей любви и привязанности к своей жене, либо остаться с Февронией. А ведь именно такую любовь мужа по отношению к жене заповедал хранить апостол Павел, и заповедь эта сформулирована в Новом Завете.

И Петр выбрал второй путь. Вместе со своей женой Февронией он предпочел претерпевать все нападки и гонения. А когда это стало невозможным, они покинули город Муром и обреклись на годы странничества и лишений, до тех пор, пока жители Мурома сами не поняли, какого князя и княгини они лишились, как они согрешили перед Богом и перед этими праведниками.

К ним послали делегацию с просьбой вернуться назад, что святые Петр и Феврония и сделали. Таким образом, они явили образец семейной верности, непоколебимой любви, которая не дрогнула даже перед самыми суровыми жизненными испытаниями. По древнему преданию, скончались они, как обычно говорится в сказках, в один день после долгих лет жизни в любви. Перед кончиной они освятили свою жизнь принятием монашеского пострига.

Когда наступил день их погребения, встал вопрос о том, как их погребать. Поскольку они приняли монашеский постриг, решили погребать их в разных гробницах, но силой Божией они были перемещены в один гроб. Этим Господь показал, что и после смерти остались нерушимыми узы, которые связали их при жизни.

До настоящего времени их святые мощи, бережно хранимые Церковью с глубокой древности, пребывают в городе Муроме, и святые Петр и Феврония лежат вместе в этом гробике, напоминая и нам, и нашим современникам о святости брака, взаимной любви и верности. Мы должны помнить, что они являются теми образцами, взирая на которые современники могут выстраивать свои семейные отношения.

Я думаю, томичи помнят, что в прошлом году в сквере возле Богоявленского собора был установлен замечательный памятник святым Петру и Февронии. Я хотел бы обратить внимание на то, что семейным парам, особенно тем, которые только вступают в брак, целесообразно в день венчания прийти к этому памятнику и, взирая на этот удивительный образ святых Петра и Февронии, поразмышлять над своей жизнью и попросить молитвенного предстательства святых Петра и Февронии перед Богом о даровании крепкой, нерушимой семьи. Тем же, кто уже давно живет в браке, почитание этих святых помогает утвердиться в верности и любви по отношению друг к другу.

– Совершенно с Вами согласен, владыка. Я думаю, что молодым парам, которые повенчались и расписались, гораздо уместнее вместо того, чтобы вешать какой-то замочек на перила моста, прийти к этому памятнику и попросить молитвенной помощи у святых Петра и Февронии.

У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Владыка, Вы стали архиереем в том возрасте, когда и сан священника, как считается, многим принимать рановато. У кого из владык Вы перенимали опыт? Наверняка ведь такие были».

– По церковным канонам епископом может стать человек в 30 лет. Я как раз и стал епископом в 30 лет. Конечно, это была самая крайняя нижняя планка, ниже которой быть не может.

Мне было сложно начинать свое архиерейское служение именно в Магаданской епархии, потому что эта епархия создавалась почти на пустом месте. До меня там, конечно, был епископ, но не было создано ни епархиального управления, ни канцелярии, не было секретаря, вообще не было никакого штата. В общем, не было ничего.

Не имея опыта участия в епархиальной жизни, я пришел туда, и мне нужно было создавать то, о чем я имел довольно смутное представление. Конечно, мне приходилось консультироваться у более опытных архиереев, прежде всего в Тверской епархии, где я когда-то пришел к вере в Бога, откуда был направлен в духовную семинарию, где нес первые церковные послушания, а также в других епархиях.

И сама жизнь тоже меня учила: когда возникали какие-то проблемы или ставились какие-то задачи, нужно было их разрешать. В процессе разрешения этих задач и приобретался опыт. Правда, я не знаю, насколько глубоким и основательным он оказался.

– «Почему у многих неверующих людей дела складываются намного лучше, чем у православных? Как правило, они успешнее в жизни и при этом не молятся о помощи, но им сопутствует удача. Выходит, что удел православных – всю жизнь быть в каких-то ограничениях и лишениях?»

– Получается, что человек нарисовал эту картинку, а я должен ее прокомментировать. На самом деле я с этой картинкой не согласен. Во-первых, я бы не сказал, что все неверующие успешные, а все верующие – неуспешные. Каждый человек индивидуален, и Господь каждого ведет по жизни своим путем.

Во-первых, кому-то полезнее быть не очень успешным, а кому-то полезнее быть успешным. Во-вторых, как среди верующих, так и среди неверующих есть люди, которые нашли себя в жизни, и есть такие, кто, к сожалению, себя не нашел, и в этом, как правило, есть их же собственная вина. Поэтому я бы не был столь категоричен, ведь ситуации бывают разными.

– «Может ли Бог отвернуться от человека и может ли такой человек спастись? Были ли в Вашей жизни случаи, когда Вам казалось, что Бог оставил Вас?»

– Я не помню таких случаев в своей жизни. Когда мы говорим, что Господь отворачивается от человека, наверное, правильно было бы сказать, что сам человек отворачивается от Бога. Конечно, Бог гнушается грехом и неправдой, но если человек впадает в какой-то смертный грех, не сам ли он через это свое деяние отворачивается, удаляется от Бога?

Человек испытывает состояние богооставленности, когда он сам забывает Бога либо когда впадает в такую пучину греха, что как бы пребывает во мраке, в каком-то томлении. Хотя бывает и некое состояние богооставленности, которое промыслительно дается Господом тому или иному подвижнику. Об этом писали древние подвижники, святые отцы, очень подробно об этом писал преподобный Силуан Афонский. Есть книга о старце Силуане, в которой приводятся эти опыты преподобного Силуана.

Когда человек, например, становится монахом либо в зрелом, сознательном возрасте принимает христианство, у него может возникнуть некая внутренняя эйфория, некий подъем. Господь дает человеку испытать такие возвышенные чувства, Он как бы дает ему хотя бы отдаленно почувствовать, что человек будет ощущать в Царстве Небесном. Но, поскольку человек еще не дорос до этого уровня, вскоре Господь это у него отнимает.

Почему же Господь дает человеку в начале пути испытать то, что должно ожидать его при завершении пути? Чтобы человек знал, к чему он идет, что ожидает его в конце,  поэтому он должен трудиться. И вот это состояние, когда Господь, дав почувствовать человеку эту благодать, потом ее забирает, человек переживает как богооставленность. Но это побуждает человека взыскивать Бога, Его Божественную благодать, стремиться к этому. Это тоже некое позитивное чувство.

Есть житие преподобного Сергия Радонежского авторства архиепископа Никона (Рождественского). Там архиепископ Никон не просто описывает жизнь преподобного Сергия, но и параллельно дает какие-то духовные и церковно-исторические комментарии. Так вот, когда он описывает подвиги преподобного Сергия, ссылаясь на святых отцов, он как раз пытается проанализировать состояние преподобного Сергия в начале его монашеского пути, и это он подробно описывает.

– Я думаю, что притча о блудном сыне дает всем нам надежду: если человек повернется к Богу, Господь обязательно пойдет ему навстречу.

– Конечно.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 05:30
  • Вторник, 21 мая: 03:00
  • Четверг, 23 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать