Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

29 июня 2023 г.

– Сегодня хотелось бы поговорить на тему, которая называется: комплименты. Казалось бы, тема эта простая, но, с другой стороны, насколько уместно православному человеку быть вежливым и раздавать комплименты? Ведь комплимент при своей внешне благочестивой цели может заставить человека, которому он адресован, возгордиться. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Во-первых, само словосочетание «раздавать комплименты», как мне кажется, предполагает некие бездумные поступки, что ли. Ведь когда мы что-то раздаем, это значит, что мы не думаем о последствиях, о результатах чего-то.

Когда мы говорим комплимент в чей-то адрес либо выказываем кому-то словесное поощрение, это нужно делать не бездумно, а очень осмотрительно. Здесь, как и в любых поступках, мы должны быть внимательными. Вообще в похвале (я бы лучше это слово использовал) нет ничего зазорного, плохого.

Мы знаем, что в Священном Писании заповеди Божии даются в двух вариантах: один вариант запретительный, а другой, если можно так выразиться, комплиментарный (или восхвалительный), когда Господь не запрещает что-то делать.

Например, мы знаем ветхозаветные заповеди – не убий; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй, но Господь поощряет, ублажает и восхваляет тех, кто живет добродетельно: блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Разве то, что говорит Господь об этих кротких, чистосердечных, милостивых людях, не комплименты?

Мы видим много похвал апостолов в их Соборных посланиях в адрес христиан, живущих благочестиво, когда они, упоминая их добродетельную жизнь, говорят: «Радуюсь за вас, хвалю вас за то, что вы живете благочестиво». Не скуп на такие похвалы и апостол Павел.

Но бездумная, неуместная похвала может действительно навредить человеку, ведь иногда человеку свойственно жить в плену собственных иллюзий, когда он, забывая о каких-то своих немощах и недостатках, акцентирует внимание на своих либо кажущихся, либо реальных добродетелях и, в конце концов уверовав в них, погружается в тщеславие, рождающее гордыню. А гордыня, как мы знаем, удаляет человека от Бога.

Поэтому похвала может навредить человеку, но может, наоборот, укрепить его силы, ведь человек – существо немощное, он склонен иногда печалиться, не находя отзыва на какие-то свои добрые дела и поступки.

Господь говорит, что добрые дела мы должны делать один на один перед Господом. Более того, Господь категорично говорит: пусть левая твоя рука не знает, что делает правая. Это означает, что мы не должны делать какие-то добрые дела напоказ, чтобы за это нас похвалили люди. Более того, Господь говорит: не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного.

Но и здесь все не так просто и однозначно. Одно дело, когда человек сознательно ищет такой славы, а другое дело, когда добродетельная жизнь человека приносит ему какую-то известность. Например, святые всю жизнь избегали славы, укрывались от нее, но слава преследовала их.

Кто-то из древних отцов сказал, что слава подобна тени человеческой: тех, кто от нее убегает, она всегда преследует, и даже когда подвижники удаляются в пустыню, слава и там их находит. И, наоборот, от человека, который гоняется за славой, который желает, чтобы его прославляли, слава часто убегает, и такой человек лишь обретает бесславие.

Поэтому мы должны быть осмотрительными и рассудительными в том, что Вы назвали комплиментами, то есть в человеческой похвале. Иногда похвала может поддержать человека, вдохновить его на какие-то новые труды, но здесь есть очень опасная грань, граничащая с тщеславием, и когда человек что-то делает ради похвалы, а не ради Господа, это доброе дело обесценивается.

– Приведу конкретный пример. Мне кажется, здесь тоже достаточно тонкая грань, и лично мне найти правильный ответ сложно. Вот выступает знакомый мне человек, поет какую-то песню. После этого он подходит ко мне и спрашивает: «Ну, как я спел?» Мне вроде бы это выступление не понравилось, но, если сказать, что спел человек плохо, он обидится. А если скажешь, что спел он хорошо, то ты его обманешь, и, возможно, он будет думать о себе лучше, чем он есть на самом деле. Как быть в этой ситуации?

– В Священном Писании сказано: всякая неправда есть грех. Если мы говорим человеку, который спел плохо, что спел он хорошо, здесь есть явное желание угодить, а где-то и навредить ему, даже если мы этого не хотим. Если мы являемся любящим, близким другом этому человеку, если видим, что у него что-то не получилось, мы постараемся очень деликатно, не вторгаясь грубо в то, что ему дорого, обратить его внимание на какие-то недостатки в пении.

Если человек, например, занимается музицированием, не имея к этому никакого таланта, наверное, нужно честно ему сказать, что музыка – это не его, что ему не нужно впустую тратить на это время, потому что когда-то он может понять, что занимался не своим делом, к которому у него совсем нет призвания.

А если человек талантливый, но в какой-то момент что-то у него не получилось, можно ему сказать: «Я знаю, что ты – человек талантливый, но вот здесь у тебя получилось не очень хорошо». Думаю, что это не обидит человека. Более того, если у него это какая-то случайная промашка или неудача, благодаря дружеской подсказке он обратит на нее внимание и не будет оставаться в плену своих иллюзий и заблуждений.

Вот я, например, не разбираюсь в таком стиле живописи, как кубизм, и я никогда не буду выступать в качестве какого-то вселенского критика в этом, потому что как можно судить о том, чего не знаешь? И если вдруг меня попросят дать оценку какой-то творческой работе в данном стиле, я просто скажу, что я в этом совсем не разбираюсь, что мне это не приносит никакого эстетического наслаждения.

В таких ситуациях я действительно оказывался и видел, что люди, которые занимаются этим видом искусства, относились к этому с пониманием, потому что они знали, что такой вид искусства оценить может не каждый.

– Владыка, давайте немножко изменим эту ситуацию: а если тебя хвалят, как поступать в этой ситуации? Возможно, ты не понимаешь наверняка, говорит ли тебе человек правду, и на самом деле ты не такой хороший, как он о тебе говорит.

– Знаете, если человек не живет духовной жизнью, то любую похвалу он относит на свой счет. Я не видел ни одного человека, который живет подлинной духовной жизнью и с радостью воспринимает любую похвалу о себе.

Некоторые современники апостола Павла считали его ниже двенадцати апостолов Христовых, потому что апостол Павел не знал при жизни Христа. Господь явился ему уже после Своего вознесения на небеса. На это апостол Павел отвечал, что он не меньше двенадцати апостолов и потрудился даже больше их. Больше их его бросали в темницу, подвергали гонениям, он обошел больше городов с проповедью Евангелия. И дальше он говорил: «Впрочем, все это сделал не я, но благодать Божия, которую Господь даровал мне».

И поэтому любой человек должен относить какие-то свои добрые дела не к себе, а к той Божественной благодати, которую дал ему Господь, ведь без Господа ничего бы у него не было. Более того люди духовные понимают, что Господь дал нам столько Своей Божественной благодати как в некий залог, ожидая от нас духовной отдачи, но нам в течение всей нашей жизни не оправдать того, что мы получили.

Приведу известный случай. Митрополит Сурожский Антоний не представлял к очередным патриаршим наградам священников, которые много лет прослужили в Церкви Христовой. А мы знаем: если священник прослужит какое-то время, ему вместо обычного, простенького беленького крестика дается сначала наперсный крест, а потом крест с украшениями.

Некоторые из священников стали роптать, что владыка Антоний не обращал на это никакого внимания. Это опечалило владыку Антония, и на собрании он произнес такие слова: «Я думал, что в день нашего посвящения в священный сан мы получили от Господа столько доверия, что эту награду, которую дал нам Бог, нам не оправдать до конца нашей жизни».

Поэтому человек, живущий церковной, духовной жизнью, как правило, не смотрит на мир сквозь розовые очки, он реально оценивает самого себя. А если человек вдруг перестает реально оценивать себя, он начинает духовно слепнуть, а значит, нуждается либо в сбрасывании этих розовых очков, либо в исцелении, и именно на это и направлена молитва Православной Церкви.

В молитве преподобного Ефрема Сирина есть такие слова: даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. То есть весь Великий пост мы просим: «Дай мне, Господи, видеть мои немощи».

Есть такая шутка, по-моему, в одной из передач мы ее уже озвучивали. Когда Господь входил в Иерусалим, восседая на осле, жители Иерусалима постилали перед Ним свои одежды, пальмовые ветви и восторженно кричали: осанна Сыну Давидову! Осел очень важно шествовал по этим одеждам, полагая, что именно ему их постилают, и относил все почести на свой счет, а не на счет Господа, Который на нем восседал.

Часто так же неразумно поступает человек, который относит на свой счет какие-то похвалы. Духовный же человек, если он действительно сделал что-то доброе, в душе своей, а может быть, не только в душе, но и на словах, скажет, что это сделал не он, а Господь, что сам он не смог бы этого сделать.

Более того, некоторые считают, что в том, что они сделали, на самом деле нет никакого подвига, ничего чрезвычайного, что это их обычная обязанность. Например, когда апостол Павел очень много проповедовал и кто-то хвалил его за это, он говорил: «На самом деле это моя обязанность. Если бы я сделал что-то, выходящее за пределы моих полномочий и обязанностей, может быть, я и был бы достоин похвалы. И горе мне, если я не буду благовествовать и выполнять то, что определено мне Богом».

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы. Вы говорили об апостоле Павле, а я предлагаю поговорить о другом апостоле: 2 июля Церковь празднует память апостола Иуды Иаковлева, брата Господня. Не секрет, что многим людям, далеким от Церкви, известен лишь один Иуда – предавший Господа. Про Иуду Иаковлева известно меньше, чем про других апостолов, и я думаю, что, наверное, это не очень заслуженно.

– Да, из двенадцати апостолов меньше всего известна жизнь и труды апостола Иуды. Но на самом деле этот апостол заслуживает нашего особого внимания хотя бы потому, что в Новом Завете среди апостольских посланий, наряду с посланиями апостола Павла, апостола Иоанна Богослова, апостола Петра, присутствует и Послание апостола Иуды.

Кто же такой апостол Иуда? Из Евангелия мы знаем, что среди учеников Господа было два ученика с именем Иуда. Один Иуда Искариотский (по названию местности Искариот, откуда происходил Иуда), имя которого стало нарицательным для обозначения предателя, а второй Иуда Иаковлев, брат другого апостола, – апостола от семидесяти Иакова. Иакова же Церковь называет братом Божиим.

У праведного Иосифа Обручника, принявшего в дом свой Пресвятую Деву Марию, от Которой родился Господь наш Иисус Христос, уже были дети от первого брака – несколько сыновей, среди которых был и будущий апостол Иуда.

Евангелие говорит нам, что братья не сразу поверили в Божественную миссию Иисуса Христа, они сомневались в Его Божественном посланничестве. Трудно ведь понять, что Тот, с Кем ты вместе вырос, не обычный человек, а Посланец небес. Но постепенно, видя чудеса Господа, слыша Его евангельскую проповедь, они поверили в Божественное посланничество Господа. Первым в это поверил апостол Иаков, брат Господень.

Когда Дева Мария и праведный Иосиф вернулись из Египта, где они спасались от преследования царя Ирода, Иосиф, достигший уже преклонных лет, решил разделить свое имение между всеми своими детьми. Не хотел он обделить и Христа, но все братья были против этого, поскольку Иисус Христос был не родным их братом, а сводным, если можно так сказать.

И только апостол Иаков решил поделиться с Христом Спасителем и согласился, чтобы часть его наследства была поделена между ним и Христом. Поэтому из сыновей праведного Иосифа только один именуется Церковью братом Господним, и это как раз апостол Иаков.

Иуда позднее уверовал во Христа, признал Его Божественность, но до конца своей жизни он считал себя недостойным называться братом Божиим и называл себя братом Иакова. Тем не менее это указывает на его близость к святому семейству.

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на апостолов Иуда, как и другие апостолы, сначала проповедовал в Иудее, в Самарии, потом большей частью он проповедовал на территории Аравийского полуострова и в Сирии, где создавал христианские общины.

Апостол Иуда дошел до пределов Великой Армении и там мученически скончался за Христа. Так же, как и Господь, он был приговорен к распятию, причем в него, пригвожденного ко кресту, еще стреляли стрелами, и он мученически предал свою жизнь Господу. Погребен он на месте своей кончины. Сейчас эта территория некогда Великой Армении – часть Ирана.

На месте, где скончался апостол Иуда, стоит древний армянский монастырь, в котором апостол Иуда пребывает своими мощами, но часть его мощей еще в древние времена была вывезена в Западную Европу, и одна их часть находится в Риме, а другая в Германии. Частицы мощей апостола Иуды присутствуют еще в разных монастырях и храмах.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Статистика – вещь упрямая. Если у нас столько разводов, распадается практически каждый второй брак, может быть, правильно будет регистрировать отношения в загсе и не спешить с венчанием?»

– А что это, собственно говоря, меняет? Это ничего не меняет, но как бы снимает с людей ответственность, потому что они берут ответственность перед государством, но не берут ответственность перед Богом. Разве от этого что-то становится лучше? Я думаю, что это никак не повлияет ни на демографическую ситуацию в стране, ни на статистику разводов.

Поэтому мне думается, что дело здесь не в том, нужно ли венчать (брак сразу же должен быть венчанным), а в том, что в настоящее время люди стали менее ответственными,  поэтому здесь нужно думать не о каких-то внешних процедурах, а об ответственности.

А что касается того, чтобы заключить брак государственный, но не спешить с венчанием, то в церковном понимании люди будут жить в блуде. За этот страшный грех нечистоты Господь отвращается от таких людей, потому что в очах Божиих они являются мерзкими, и вряд ли такие люди могут достигнуть счастья.

Когда люди вступают в брак, они обязательно должны освятить этот брак в Церкви таинством Венчания. Но к браку нужно относиться с предельным вниманием. Нужно искать себе спутника или спутницу жизни не для удовлетворения своих похотей, а для того, чтобы с этим человеком можно было пройти плечом к плечу через всю жизнь, преодолевая все преграды и тернии, которые встретятся. Нужно увидеть в этом человеке мать или отца своих детей.

– «Владыка, а были ли присущи Вам в молодости хоть какие-то увлечения, кроме Церкви? Например, музыка; или, может быть, Вы ходили на танцы?»

– Танцами я никогда не увлекался, а о каких-то моих увлечениях меня уже не один раз спрашивали в рамках нашей передачи. Я уже говорил, что с детства  всегда любил живопись; правда, сам я никогда не рисовал, у меня нет таких способностей, но я любил и люблю посещать художественные музеи.

С детства, еще со школьной скамьи, когда мы с мамой приезжали в Москву, каждый раз я просил ее, чтобы мы сходили в Третьяковскую галерею. В Санкт-Петербурге я обязательно посещал и до сих пор посещаю Русский музей, и, хотя бывал там очень много раз, я готов посещать эти музеи снова и снова. Поэтому русская живопись, особенно XVIII, XIX, начала XX века, – это то, что мне особенно близко.

– «Владыка, ведете ли Вы личный прием граждан? И если да, то как к Вам можно попасть?»

– Знаете, выражение «личный прием граждан» отдает чем-то светским и канцелярским. Личного приема граждан я не веду, но я архиерей, пастырь, духовный отец паствы, которая у меня есть, и, конечно, я общаюсь со своей паствой.

Другое дело, что вопросы к архиерею бывают разные. Есть какие-то вопросы, которые уместно решать с приходским священником, с духовником, потому что приходской священник либо духовник, с которым человек регулярно общается, больше знает об этом человеке, и он может дать куда более дельный совет, нежели архиерей.

Что же касается каких-то дел, которые относятся к компетенции архиерея, то обычно люди приходят к секретарю епархии и излагают ему суть вопроса. Мне докладывают об этом, и, если это действительно вопрос ко мне, я назначаю время нашей встречи. Если же это вопрос, который может или должен разрешить кто-то из священнослужителей, я рекомендую этому просителю обратиться в другую компетентную инстанцию.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 05:30
  • Вторник, 21 мая: 03:00
  • Четверг, 23 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать