Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

22 сентября 2022 г.

Наша программа не только и не столько о религии, сколько о разных событиях в нашей с вами жизни. Мы будем смотреть на них в том числе и православным взглядом. И вновь мой собеседник в студии – митрополит Томский и Асиновский Ростислав.

Предлагаю нашу тему сегодня озаглавить так: «Во сне и наяву». Достаточно много вопросов у наших телезрителей возникает относительно того, что происходит в другом мире, а именно в мире сна. Сон – это другая реальность или продолжение нашей жизни сегодня?

– В настоящее время явления, связанные со сном, еще не до конца изучены, но все-таки в большей степени изучены специалистами, учеными. И однозначно уже доказано: все, что происходит с нами во сне, есть некое отражение нашей жизни, которую мы проводим наяву. И поэтому наши мысли, чувства, впечатления и даже те события, которые произошли с нами, так или иначе отображаются и в тех снах, которые мы видим. Излишняя мистификация снов никогда не была полезна, поэтому Церковь всегда достаточно настороженно относилась к тому, кто чрезмерно внимательно относится к своим снам и считает, что всякий сон является неким откровением из иного мира.

Более того, как мы знаем, существуют всевозможные сонники, в которых люди пытаются объяснить смысл тех или иных сновидений определенным образом. Это не более чем суеверия, которые Церковью всегда порицались. Но в настоящее время современное развитие науки как бы укрепило в этом отношении позиции Церкви. Поэтому советы святых отцов не доверять снам укрепили свои позиции в настоящее время.

– В Евангелии мы читаем, что во сне ангел Господень явился Иосифу Обручнику и заповедал ему что-то. Получается, что в данном случае он не мог не доверять снам.

– Мне кажется, что здесь происходит некая путаница и смешение понятий. Есть Божественное откровение, а есть сон. Это совершенно разные вещи. То, о чем иногда упоминает Священное Писание как о неких откровениях во время сна, – это не то же самое, что вещий сон. Это никакой не вещий сон. Просто тогда, когда человек успокаивается, когда отключаются какие-то его чувства, подверженные воздействию внешнего мира, когда успокаивается волнение и суета повседневной жизни, то человек скорее бывает способен услышать голос вечности, голос Бога. Именно тогда, когда наступает ночная тишина, на Афоне начинаются все богослужения. Службы во многих монастырях Афона начинаются в два или в три часа ночи. Иногда, под праздники, она вообще проходит всю ночь. И прекращается богослужебная жизнь днем, когда все замирает. Если и совершаются на Афоне днем какие-то дела, то они носят хозяйственный характер. А молитва совершается в ночное время.

В Евангелии мы находим единственный эпизод, где говорится об откровении во сне: когда ангел Господень является Иосифу и открывает ему, что Мария, которая жила у него в доме, должна быть им принята как чистая и непорочная Дева. Потому что Иосиф до этого смутился, заметив, что Мария беременна. Во сне ангел Господень приходит к Иосифу и говорит о том, что Она имеет во чреве Своем от Духа Святого, поэтому рожденный от Нее будет Сыном Божиим и спасет род человеческий от грехов.

Ангел Господень именно в ночное время предстает пред Иосифом и обращается к нему. Это даже не совсем сон, святые отцы это называли тонким явлением или тонким откровением. Но когда посланники иного мира являлись святым своим избранникам, они являлись им либо во время абсолютного бодрствования этих людей (иногда в виде странников, как, например, Бог явился праотцу Аврааму), либо каким-то иным образом.

Очень часто такое откровение получали святые в так называемом тонком сне. Причем святые отцы отличают просто сон и так называемый тонкий сон. А что такое «тонкий сон»? Это особый вид откровения Божественного. Поэтому никогда не спутаешь, сон  тебе приснился или ты получаешь какое-то откровение. Поскольку именно во время сна у человека отключаются многие чувства, в том числе он утрачивает значительную часть своей способности контролировать себя. Это та область, в которой человек становится открытым и беззащитным для темных сил.

Поэтому Церковь и установила особые молитвы на сон грядущим и рекомендует всем перед сном усердно молиться, чтобы оградить свою душу и сердце, чтобы Господь сохранил нас силою Своей Божественной благодати и силою Честного Животворящего Креста, оградив нас от всякого зла. Мы призываем перед сном и ангела-хранителя, чтобы он вознес за нас молитву ко Господу и был нашим хранителем в ночное время. И если человек погружается в сон с молитвой, с добрыми благочестивыми чувствами, исповедав перед Богом свои немощи и грехи, которыми вольно или невольно в течение дня согрешил, тогда душа его успокаивается, он в мирном устроении отходит ко сну и с утра просыпается с миром в душе, с радостью в своем сердце, как это и должно быть.

– Церковь говорит, что снам верить не нужно, это опасно. А нужно ли исповедовать сны перед священником, если это действительно бред, который навязан нам темными силами?

– Что такое бред? Мы начали с того, что сон – это отображение нашей действительности. Если во сне вдруг у человека прорываются в область его сновидений какие-то свои собственные демоны (условно говоря), это для него сигнал, что отчасти это ему и свойственно. Поэтому мы должны не в снах исповедоваться, а в том, что все-таки в нашей душе что-то есть нездоровое.

Иногда мы запускаем духовную составляющую нашей жизни, и грехи настолько в нас укореняются и развиваются, что потом с ними бороться бывает очень сложно. Иногда такие вещи, которые мы получаем во сне, просто являются некими сигнальными огоньками, предупреждающими нас о какой-то духовной опасности, о том, что где-то у нас образовалась болячка, которую нужно немедленно лечить покаянием, молитвой. Поэтому, думаю, здесь уместно это исповедовать.

– Перед нашей программой случайно наткнулся на высказывание монаха Киприана (Буркова), Героя Советского Союза в прошлом, советника президента, который сейчас принял монашеский постриг. Он говорит: если человеку снятся цветные сны, но он в них не принимает участия, в любом случае силы зла используют его сон как некий кинотеатр. А если человек сам принимает участие в каких-то действиях во сне, летает, то это очень опасное явление. Просто исповедоваться и причащаться уже недостаточно. На самом деле все так серьезно?

– Я настолько глубоко этим вопросом не занимался, поэтому к тому, что я уже сказал, мне добавить нечего. Отца Киприана я лично не знаю; слышал, конечно, что такой монах есть. Если он имеет какой-то опыт в этом отношении, какие-то знания – прислушаться к советам опытных людей бывает полезно. Общие параметры я уже сказал, что просто так, на пустом месте, ничего не снится, даже если это искушение извне.

Святые отцы говорят, что есть искушения, которые идут изнутри человека, а есть приносимые извне дьяволом. Чтобы посеять в человеке смущение и недоумение, он вкладывает в него нечто. Есть книга преподобного Иоанна Лествичника, которая называется «Лествица». Там есть глава: «О неизъяснимых хульных помыслах». С этими помыслами человек категорически не согласен. Если рассмотреть логически, он никогда бы такого не подумал, а они откуда-то как будто свалились на него.

Если человек начинает считать эти помыслы своими собственными, он впадает в уныние и говорит: «Как же так? Я вроде неплохой человек и добрый христианин, как ко мне могли прийти такие гадкие мысли? Значит, я способен это помыслить». И человек начинает об этом думать, впадать в уныние, а эти мысли начинают еще больше лезть. И тогда человек решает, что он уже окончательно погиб. Он впадает в отчаяние, и бесы достигают своей цели, чтобы его погубить. Поэтому такие помыслы преподобный Иоанн Лествичник рекомендует просто отсекать, считая их не своими, а бесовскими, и иметь внутреннюю мысль, обращенную к дьяволу: «Это не мои мысли, а твои измышления, лукавый дух, которые ты в меня влагаешь. Да будут они с тобой в погибель!»

Если подобного рода явления происходят наяву или во сне, я думаю, следует воспользоваться советом преподобного Иоанна Лествичника и такие помышления или сновидения отправлять назад по тому адресу, откуда они приходят, а самому пребывать в мирном устроении. Но если подобного рода сновидения исходят из глубин нашего сердца, то здесь, конечно, необходимо приводить в порядок нашу душу.

– 27 сентября отмечается праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Он не является двунадесятым праздником, тем не менее очень почитаем в народе.

– Нет, как раз это двунадесятый праздник, один из величайших праздников Православной Церкви. Такие праздники называются двунадесятыми от церковнославянского «дванадесять» – «двенадцать». То есть двенадцать самых главных православных праздников.

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня всегда совершается строго 27 сентября по нынешнему календарю – это соответствует 14 сентября старого юлианского календаря. В этот день воспоминается событие, которое произошло когда-то в Иерусалиме.

После того как в начале IV века царь Константин Великий издал свой знаменитый Миланский эдикт – закон, по которому ранее гонимая христианская Церковь получала свободу исповедания веры, становилась легальной в пределах Римской империи, – повсеместно стали отстраиваться христианские храмы.

Мать царя Константина царица Елена, поскольку сама была христианкой, очень много делала для того, чтобы храмы Божьи строились на тех местах, которые были связаны с очень важными событиями евангельской истории. С этой целью она прибывает в Иерусалим, который с тех времен, когда на его улицах проповедовал Иисус Христос, пережил очень много потрясений.

Он был разрушен, превращен в руины при императорах Тите и Веспасиане, не было там уже Иерусалимского храма, многие места, связанные с важнейшими событиями земной жизни Христа Спасителя, были осквернены язычниками, на некоторых из этих мест появились уже языческие храмы – капища. На Голгофе, на месте страданий Иисуса Христа, было построено одно из таких капищ.

Приезжает в Иерусалим царица Елена и пытается построить храмы на месте, которое связано с Воскресением Христовым (Храм Гроба Господня), и на месте, где был распят Иисус Христос, Голгофе. Но для этого необходимо было разобрать языческие капища, что и было сделано.

Были проведены археологические раскопки – наверное, одни из первых таких исследовательских работ того времени. Они принесли положительный результат: на Голгофе были обнаружены кресты, среди которых был и Крест Иисуса Христа. Но поскольку он был не один, там были и кресты разбойников, определить, который из них Крест Христов, было трудно.

Собралось огромное количество людей. Прибыл туда Иерусалимский патриарх. Тогда стали эти кресты поочередно возлагать на тяжело больную женщину, и при соприкосновении с Крестом Христовым она получила исцеление. По другому преданию, туда был принесен и мертвец, на которого был возложен Крест Христа, и тот встал из гроба. Такова животворящая сила Креста Господня.

Поскольку среди этих крестов был выявлен Крест Христа Спасителя, все хотели если уж не прикоснуться к нему, то хотя бы издали его увидеть. Тогда стали высоко поднимать Крест, чтобы он был виден всем. То есть произошло событие, которое и дало название нынешнему празднику – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Во всех христианских православных храмах накануне этого дня вечером из алтаря выносится на середину особенно украшенный Животворящий Крест в воспоминание того события.

В кафедральных соборах совершается не только изнесение, но и воздвижение Креста, когда архиерей при пении хора «Господи, помилуй!» сначала медленно-медленно опускает Крест до земли на восточную сторону, потом так же медленно поднимает Крест так высоко, как может, таким образом осеняя сначала людей на востоке, потом на западе, на севере и на юге, осеняя и нас, живущих в XXI веке, Святым и Животворящим Крестом Господним.

У нас в Томске в Богоявленском соборе прихожане об этом знают, но хотел бы еще раз упомянуть – есть не просто распятие, которое изображает Животворящий Крест Христа Спасителя, но к нему в особой небольшой капсуле прикреплена частичка того самого Креста, который был обретен царицей Еленой, Животворящего Креста, обагренного Кровью Христа Спасителя, на котором Господь пострадал ради нашего спасения.

Всего несколько раз в году этот Крест выносится в центр храма для всеобщего поклонения, в том числе и на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Лежит он посреди храма в течение недели, когда идут дни так называемого попразднства, то есть продолжения праздника, и только в день отдания праздника этот Крест заносится опять в алтарь.

Поэтому томичи имеют возможность не просто поклониться Животворящему Кресту Господню, но и устами своими коснуться того самого Креста, на котором пострадал Господь. Хотя на самом деле любой крест Христов является силой. Поэтому здесь, может быть, нельзя так строго разделять: тот Крест, на котором пострадал Господь, настоящий, а другие вроде как копии, поэтому сила их не та. Сила та же.

Когда мы во время молитвы осеняем себя крестным знамением, изображая на себе крест Христа Спасителя, мы ограждаем себя той силой, которую обрел Крест Христов ради Жертвы Христовой.

Почему, кстати, мы во время молитвы крестимся? Потому, что мы укрепляем свою молитву аргументом: «Господи! Ты же за нас на Кресте пострадал, Ты так нас любишь! Ты готов был за нас кровь Свою пролить, умереть! Не ради каких-то моих достоинств, которых у меня нет, а ради такой Твоей любви услышь мою молитву и исполни». Тогда Господь ради Крестной Жертвы Сына Своего особенно внимает нашим молитвам и исполняет их.

Как Господь в Евангелии говорит: …о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите… Вот поэтому мы просим даже не просто во имя Христово, а ради крестных страданий Сына Божия. И молитвы наши от этого обретают особую силу или аргументированность, что ли, крепость.

– Владыка, у нас осталось буквально несколько минут, и есть еще блиц-вопросы. «Мои знакомые однажды заявили, что плохо себя вели в последнее время, поэтому не пойдут сегодня на службу в храм. Я их убеждал, что ко Всевышнему нужно идти, как испачкавшийся ребенок идет к отцу или матери. Не убедил. Для них Бог представляется рентгеном, который просветит их насквозь и выставит напоказ все грехи».

Я так понимаю, что человек хочет понять, прав ли он был, когда убеждал, что все равно нужно идти в храм.

– Совершенно верный совет человек подал. Во-первых, для того, чтобы Бог, как рентген, просветил человека, не нужно обязательно приходить в храм. Знаете, раньше  некоторые деревенские люди на Руси поступали так: когда дома совершали какой-нибудь грех, то иконочку закрывали занавесочкой. Они полагали, Бог не видит этих грехов. Где бы мы ни были – в храме, дома, на дороге, – Господь видит наши сердца, намерения, чувства. От Бога не скроешься нигде. Господь везде, и мы открыты перед Ним.

А вот идти в храм тогда, когда мы споткнулись, особенно нужно – точно так же, как человек идет в больницу, когда он заболел. Мы ходим в церковь для того, чтобы там, вступив в молитвенное общение с Богом, проводить жизнь благочестивую, христианскую. То есть это своего рода профилактика нашей духовной жизни, чтобы она развивалась правильно.

 Если мы все-таки преткнулись, то тем более идем в церковь, как в нашу духовную лечебницу. И Господь прилагает к ране, которую мы грехом нанесли нашей душе, Свой духовный пластырь.

– «Если в роду был человек, который молился за весь род, будут ли его молитвы иметь силу после того, как он ушел?»

– Молитвы никогда не оказываются бессильными. Есть святой нашей Церкви блаженный Августин. Первоначально мама воспитывала его в христианском духе, но когда он стал вырастать и превратился из мальчика в юношу, то отошел от Бога, от Церкви, вел довольно сомнительный образ жизни. А его мама блаженная Моника, обливаясь слезами, молилась, чтобы Господь не попустил погибнуть ее сынку, которого она так любила.

Но при земной жизни она так и не увидела результатов своей молитвы. Когда она умерла, ушла в вечность, сын ее как был непутевым, так и оставался. Но молитвы матери не прошли бесследно: потом этот непутевый мальчик стал не только добрым христианином, но и священником, а потом и епископом Иппонийским, более того, святым отцом нашей Церкви.

Сохранились удивительные его творения, среди которых книга, которая называется «Исповедь», где он описывает свою жизнь, в том числе свидетельствует о том, о чем я сейчас сказал. Так что молитва никогда не бывает бесполезна.

Другое дело, что помимо молитв наших родителей, родственников, святых необходимо личное участие человека. Когда один старец молился за своего непутевого ученика, который не жил так, как этот старец, в конце концов ему явился ангел Господень и сказал: «Господь говорит: “Что ты все время молишься за своего ученика? Сначала научи его жить так, как живешь ты. Он живет с тобой, но поступает не так, как ты, а совершенно по-другому”».

Так что, конечно, молитвы наших благочестивых предков оказывают свое влияние, но мы должны еще и быть достойными этих молитв.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записали Елена Кузоро и Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 03 марта: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать