– В этой притче Господь на каких-то житейских примерах пытается раскрыть перед нами глубокую истину. Во времена Спасителя талантом была определенная мера веса серебра, которую отвешивали вместо какой-то платы, и сегодня это слово имеет евангельские, библейские корни.
Так вот, один богатый человек, перед тем как на время удалиться из дома, наделил своих работников некими денежными суммами и поручил им рачительно воспользоваться этими деньгами – вложить их в какое-то дело и получить прибыль. Как мы знаем, этот хозяин видел способности каждого своего работника, и он наделил их разным количеством талантов: одному дал десять, другому – пять, а кому-то достался лишь один талант серебра, хоть это тоже было достаточно крупной суммой.
Когда этот богатый человек удалился, получившие серебро попытались использовать свою сумму с максимальной пользой, то есть они стали своего рода предпринимателями – вложили серебро в определенное дело, и капитал принес им некую прибыль. Тот, кто имел десять талантов, получил прибыль в десять талантов, получивший пять талантов вдвое умножил эту сумму.
Тот же, кто получил один талант, рассудил по-другому: «А не потерплю ли я убыток, если вложу во что-то эти деньги? Не проще ли мне никуда их не вкладывать, оставить неприкосновенными?» И этот человек не ударил палец о палец, не предпринял никаких действий. Когда человек, ссудивший эти деньги, пришел, чтобы спросить со своих подопечных отчет, первые два отчитались в том, что его деньги принесли пользу, а последний сказал: «Возьми то, что ты мне дал». И, как человек нерадивый, он был подвергнут порицанию.
Конечно же, в этой притче имеются в виду не деньги как таковые, а те духовные дарования, которыми Господь наделяет каждого человека. У каждого человека есть в жизни свое призвание, свой дар, и каждый человек, воспользовавшись этим даром, должен принести максимальную пользу обществу, окружающим его людям, своей семье, своим близким, в конце концов, Господу, давшему ему этот талант.
Если же человек не использует рационально этот талант, если он зарывает его в землю, то он губит дар, который получил от Бога. Наверное, было бы крайне неразумно человеку, получившему от Бога талант живописца, не писать картины, а наделенному хорошим слухом и голосом не использовать этот дар, чтобы прославлять Господа пением. Но мы знаем, что многие люди, имевшие эти дары и занимавшиеся, казалось бы, далекими от живописи или пения делами, тем не менее старались обращать свои дары на пользу Господу.
Например, известно, что Петр Первый, юбилей которого широко отмечался в нашей стране в этом году, по воскресным и праздничным дням неизменно пел в церковном хоре. Так же поступал и известный полководец Александр Васильевич Суворов, который прославился тем, что был очень мудрым военачальником и не потерпел практически ни одного поражения в сражениях с врагом.
Мы знаем многих известных людей, которые, наряду со своими основными служебными занятиями, занимались живописью. Чего далеко ходить – у нас в городе Томске директор некогда существовавшего шпалопропиточного завода Тригорлов Григорий Иванович, имея талант живописца, писал картины. За свою жизнь он создал более двух сотен полотен, посвятив свой талант службе ближним и Господу.
Необходимо, чтобы талант, который мы получаем от Бога, был употреблен с пользой, ко благу. Но мы знаем, что произведения искусства бывают совершенно разными. Если душа человека светлая, то он создает удивительные музыкальные и художественные шедевры, которые помогают людям найти путь к Богу, стать лучше, возвышеннее, прекраснее. Но мы знаем, что в некоторых произведениях искусства воплощаются самые низменные человеческие черты, что в них выплескивается все то зло, которым человек живет. Эти произведения не только не приносят пользу самому этому человеку, но и вредят многим другим людям.
Как-то в одной из наших передач мы вспоминали басню Крылова о писателе, который скончался и оказался в аду. Адский огонь, бушевавший в аду, со временем становился все сильнее и сильнее. И этот писатель стал роптать, говорить о несправедливости высшего Божественного суда, но на повторном суде ему было сказано: «Если другие грешники согрешали, то это был только их грех. Ты же, согрешая, писал нечестивые книги, которые до сих пор люди читают и заражаются безнравственностью, поэтому твой грех становится все большим».
И поэтому мы видим, что творческие люди оставляют здесь, на земле, свой как положительный, так и отрицательный след. Конечно же, талант – это великое дело, но каждому необходимо приложить все усилия к тому, чтобы этот талант не только не закопать в землю, но чтобы он был с пользой реализован. А для этого необходимо заниматься своей душой, своей духовной жизнью.
– Владыка, но мы видим, что у каждого таланта есть свои поклонники. Как этим поклонникам не перейти грань, после которой наступает идолопоклонство?
– Вообще меня немножко настораживает и даже напрягает слово «поклонники», и сразу вспоминаются слова из Священного Писания: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Мы восхищаемся творчеством писателей, поэтов, художников, музыкантов, зодчих, почитая их и воздавая им должное, но мы не должны забывать, что источником каждого таланта является Господь.
Конечно, от человека зависит, насколько он реализует свой талант, но будет ли он иметь этот талант – зависит не от него. Я думаю, если человек не имеет дарования от Бога, то, сколько бы он ни занимался в художественной школе, он не станет талантливым живописцем, а человек, у которого нет слуха, никогда не станет музыкантом.
– «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
– Совершенно верно. И поэтому каждый человек, который создает какие-то шедевры, не должен забывать, что его талант в значительной степени обусловлен не только его трудом, но и тем даром, который он получил. Наряду с понятием «талант», есть еще понятие «дарование», которое включает в себя слова «дарование», «дар», «подарок», и оно предполагает, что кто-то наделил человека этим даром. На протяжении всей человеческой истории люди понимали, кто был Источником этого дара. Конечно же, им был Господь.
В настоящее время, когда в умах, сердцах людей постепенно начинает доминировать светское мировоззрение, люди, используя эти слова, говоря о дарах, предполагают, что некая склонность образовалась в человеке сама по себе. Иногда забывающие о Боге люди заменяют понятие Бога понятием какой-то непонятной аморфной природы. Они говорят, что человека наделила каким-то даром природа.
На самом деле источником всех дарований является Господь. Автор музыкальных, художественных или каких-то других талантливых произведений не должен забывать о том, что свое дарование он получил от Бога. Конечно, и мы не должны забывать, что источником всех даров является Господь, и когда мы видим какие-то поистине талантливые произведения, мы не только отдаем должное тем, кто создал эти произведения, но и не забываем воздать хвалу Творцу – Источнику всякого блага.
А иначе может получиться некая комичная и довольно странная ситуация. Вспомним праздник Входа Господня в Иерусалим, Вербное воскресенье, когда Господь торжественно въезжал на осле в город Иерусалим. Мы знаем, что жители и гости Иерусалима постилали свои одежды, чтобы Господь шел по этим одеждам, как по неким коврам. Другие срезали ветви с пальмовых деревьев и с этими ветвями торжественно встречали Христа, восклицая: «Осанна!»
В чем же здесь заключается шутка? Некоторые говорят, что осел входил в Иерусалим, гордо подняв свою ослиную голову, веря, что люди постилали одежды именно под его копыта и кричали именно ему: «Осанна!» Все эти почести осел относил к своей собственной ослиной персоне, забывая о том, что эта хвала относится не к нему, а к Тому, Кто на нем восседал.
Так и мы, какими бы талантами ни были наделены, не должны забывать о том, что источником этих талантов является Господь. Отдавая должное труду человека, его усердию, мы не должны забывать о самом главном – о Боге.
– А бывает ли уместно зарывать свой талант? Например, талантливый танцор понимает, что он одаренный, что все у него отлично получается, но он знает, что с религиозной, православной точки зрения танцы – это не то, что он хотел бы принести в мир. Уместно ли ему в этом случае не использовать свой талант?
– Я слышал такой рассказ. Однажды к католическому священнику, очень любившему играть в футбол, пришли прихожане, которые считали, что футбол – это не то, чем должен заниматься священник, и сказали ему: «Отец, вот ты играешь в футбол. А если бы ты знал, что завтра умрешь, неужели бы не оставил это занятие и не занялся чем-то действительно важным и спасительным?»
И священник на это ответил: «Если бы я узнал, что завтра умру, сегодня я все равно сыграл бы в футбол». Этот священник был убежден в том, что в игре в футбол нет ничего злого, греховного, и им не зазорно заниматься даже в канун своей смерти. А если бы это было грехом, то этим нельзя было бы заниматься никогда.
Так и здесь вопрос стоит не о том, кто чем занимается, он рассматривается в глобальном смысле. Если дело, которым занимается человек, является греховным, им не нужно заниматься никогда. А если это дело доброе, благочестивое, то человеку не зазорно им заниматься в любое время. Но этот талант может быть загублен, если человек его не реализует, поэтому здесь стоит вопрос – есть ли у человека к чему-то склонность.
Есть люди, от рождения очень сметливые, обращающие свою смекалку на пользу и что-то изобретающие, и есть люди, которые пытаются обратить свою смекалистость людям во вред. Мы знаем, что в 90-е годы, когда в нашей стране рухнула советская власть, многие вдруг занялись предпринимательством. В то время как одни, имея определенную смекалку, строили бизнес, впоследствии ставший опорой нашего государства, нашего народа, другие пытались извлечь из данной ситуации какую-то пользу для себя и скупали целые заводы, распродавали станки и все, что там было; по сути, грабили страну.
Так можно сказать о любом таланте, поэтому талант ни в коем случае зарывать нельзя. Нужно обращать его на пользу, чтобы он приносил пользу и самому человеку, и его ближним.
– Владыка, я знаю одного человека, который использовал свой талант на благо не только себе, но и людям, спасавшимся вокруг него тысячами. 18 июля – один из дней памяти преподобного Сергия Радонежского. Я знаю, что у Вас к этому святому особое отношение. Расскажите, пожалуйста, о нем.
– Да. В этом году Русская Православная Церковь и наш народ празднуют 600-летие со дня обретения мощей преподобного Сергия. Это произошло в 1422 году, и за эти 600 лет почитание преподобного Сергия не только не сошло на нет, но все более и более возрастало. И чем дальше мы уходим от этого события, тем нашему взору предстает все большая масштабность личности преподобного Сергия и подвига, который он нес, действительно не закопав данный ему от Бога талант, а реализовав его во всей полноте.
Что мы знаем о преподобном Сергии? К сожалению, современный человек не очень силен в истории, особенно это касается молодежи, и если они что-то и знают о преподобном Сергии, то только какие-то самые распространенные и банальные вещи. Обычно, когда говорят о преподобном Сергии, вспоминают, что именно он благословил князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву.
А почему преподобный Сергий благословил князя Димитрия и почему князь Димитрий пришел за благословением к преподобному Сергию, а не к какому-то другому священнослужителю, которых было очень много? Для того чтобы Димитрий пришел к преподобному Сергию, тот уже должен был раскрыть свои духовные дарования, которыми в полноте наделил его Господь.
Россия, в которой мы живем, стала одной из ведущих держав мира, благодаря в том числе подвигу и трудам преподобного Сергия, потому что он понял, что сила нашего народа в его единстве. Слова, которые мы часто цитируем, – «любовью и единением спасемся», стали своего рода девизом подвига и жизни преподобного Сергия.
Преподобный Сергий пришел в радонежские леса, построил там храм, а потом создал обитель в честь Святой Троицы, чтобы его современники, разделенные грехом, нестроениями, междоусобицами, взирая на образ Триединого Бога, как говорил летописец, препобеждали ненавистную рознь мира сего. Эта разрозненная и разделенная на множество княжеств Русская земля была призвана преподобным Сергием к соединению, к единству, и начался процесс объединения русских земель вокруг Московского княжества, вокруг города Москвы.
Начало этому было положено митрополитом Петром, а продолжено святителем Алексием, митрополитом Московским, и преподобным Сергием Радонежским. Таким образом, преподобный Сергий как бы является ангелом нашей страны, созидателем Святой Руси. Не случайно отец Павел Флоренский – известный богослов и ученый конца XIX – первой половины ХХ века, писал: для того чтобы понять Россию, нужно понять Троице-Сергиеву лавру, а чтобы понять лавру, нужно понять ее основателя – преподобного Сергия. Поэтому отец Павел Флоренский называл преподобного Сергия ликом (или иконой) России.
В наше время много говорят о национальной идее, ищут эту национальную идею. А мне кажется, ответ на этот вопрос достаточно простой – мы должны посмотреть в корень и увидеть, что послужило тому, чтобы наша страна стала такой, какая она есть, что лежало у истоков создания нашего государства, что создало Святую Русь, Российскую империю, Советский Союз и в конце концов современную Россию.
Конечно же, это те духовно-нравственные ценности, что провозглашали наши благочестивые предки, которые отстаивал преподобный Сергий. И чтобы понять, в чем же заключается национальная идея России, нужно внимательнее всмотреться в образ преподобного Сергия, посмотреть, чему он служил и как осуществлял свой духовный подвиг, вспомнить его слова – «любовью и единением спасемся». Я думаю, в наше время именно в этом направлении нужно заниматься формулированием национальной идеи.
– У нас еще есть вопросы телезрителей.
«При рукоположении нового епископа берет ли кто-то над ним шефство? Ведь совершенно очевидно, что в первое время у него нет ни знаний, ни опыта, чтобы управлять епархией».
– Как правило, неопытного человека в епископы не рукополагают. Если человек поставляется во епископы, предполагается, что в Церкви он уже не новичок, знает церковную жизнь, а поэтому знает, как вести церковный корабль. Церковные каноны говорят, что епископом не может быть поставляем священник моложе 30-летнего возраста.
Любое дело, за какое бы мы ни взялись, может быть для нас в какой-то степени новым. Я помню, когда меня рукоположили во епископы, какого-то богатого опыта административной работы у меня не было, но со временем опыт пришел. «Дорогу осилит идущий» – верная пословица. Никакие кураторы, конечно же, не назначаются, хотя Святейший Патриарх, который, согласно канонам, является отцом для всех нас, пытается как-то поддержать новорукоположенных епископов.
Я помню, когда меня рукоположили в епископы, около месяца я продолжал оставаться в Москве, и покойный Святейший патриарх Алексий благословил мне принимать участие во всех патриарших богослужениях, чтобы я более легко вошел в свое новое служение. Нынешний Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл организовывает для новорукоположенных своего рода небольшие курсы, и начинающие архиереи имеют возможность пообщаться с архиереями опытными, которые делятся с ними своим опытом, видением ситуации, и это, конечно же, во многом помогает.
– Такой интересный вопрос: «Надо ли молиться за животных, если, например, питомец болеет или погибает, а хозяин его очень любит?»
– В церковных книгах есть много чинопоследований, имеющих отношение к животным; например, в Требнике есть чин благословения скота. Раньше люди, которые занимались животноводством, не только надеялись на свои способности в ухаживании за животными, но и призывали Божие благословение на стадо. Поэтому в молитвах о том, чтобы Господь благословил домашних животных, нет ничего необычного или зазорного.
Конечно же, к животным должно быть отношение как к животным. Но иногда люди начинают относиться к своим домашним питомцам так же, как к человеку, чего делать нельзя. Возносить молитвы о животных как о человеке не следует.
– Несколько раз я слышал фразу: «Я собак люблю больше, чем людей».
– Думаю, что у человека, который так говорит, нет любви ни к человеку, ни к животным. Если в человеке есть любовь, то эта любовь распространяется на всех. Не может человек, имеющий в душе своей любовь, одного любить, а другого ненавидеть. Если человек любит, то он любит всех, а если не любит, то не любит никого.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!