Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

14 июля 2022 г.

– Сегодня я предлагаю поговорить на тему: «Таланты и поклонники». Все мы помним притчу Спасителя о том, как одному человеку хозяин доверил талант (какую-то денежную сумму), а он зарыл его в землю; и когда хозяин вернулся, на него сильно разгневался. Владыка, скажите, когда Спаситель говорил эту притчу, Он имел в виду именно деньги?

– В этой притче Господь на каких-то житейских примерах пытается раскрыть перед нами глубокую истину. Во времена Спасителя талантом была определенная мера веса серебра, которую отвешивали вместо какой-то платы, и сегодня это слово имеет евангельские, библейские корни.

Так вот, один богатый человек, перед тем как на время удалиться из дома, наделил своих работников некими денежными суммами и поручил им рачительно воспользоваться этими деньгами – вложить их в какое-то дело и получить прибыль. Как мы знаем, этот хозяин видел способности каждого своего работника, и он наделил их разным количеством талантов: одному дал десять, другому – пять, а кому-то достался лишь один талант серебра, хоть это тоже было достаточно крупной суммой.

Когда этот богатый человек удалился, получившие серебро попытались использовать свою сумму с максимальной пользой, то есть они стали своего рода предпринимателями – вложили серебро в определенное дело, и капитал принес им некую прибыль. Тот, кто имел десять талантов, получил прибыль в десять талантов, получивший пять талантов вдвое умножил эту сумму.

Тот же, кто получил один талант, рассудил по-другому: «А не потерплю ли я убыток, если вложу во что-то эти деньги? Не проще ли мне никуда их не вкладывать, оставить неприкосновенными?» И этот человек не ударил палец о палец, не предпринял никаких действий. Когда человек, ссудивший эти деньги, пришел, чтобы спросить со своих подопечных отчет, первые два отчитались в том, что его деньги принесли пользу, а последний сказал: «Возьми то, что ты мне дал». И, как человек нерадивый, он был подвергнут порицанию.

Конечно же, в этой притче имеются в виду не деньги как таковые, а те духовные дарования, которыми Господь наделяет каждого человека. У каждого человека есть в жизни свое призвание, свой дар, и каждый человек, воспользовавшись этим даром, должен принести максимальную пользу обществу, окружающим его людям, своей семье, своим близким, в конце концов, Господу, давшему ему этот талант.

Если же человек не использует рационально этот талант, если он зарывает его в землю, то он губит дар, который получил от Бога. Наверное, было бы крайне неразумно человеку, получившему от Бога талант живописца, не писать картины, а наделенному хорошим слухом и голосом не использовать этот дар, чтобы прославлять Господа пением. Но мы знаем, что многие люди, имевшие эти дары и занимавшиеся, казалось бы, далекими от живописи или пения делами, тем не менее старались обращать свои дары на пользу Господу.

Например, известно, что Петр Первый, юбилей которого широко отмечался в нашей стране в этом году, по воскресным и праздничным дням неизменно пел в церковном хоре. Так же поступал и известный полководец Александр Васильевич Суворов, который прославился тем, что был очень мудрым военачальником и не потерпел практически ни одного поражения в сражениях с врагом.

Мы знаем многих известных людей, которые, наряду со своими основными служебными занятиями, занимались живописью. Чего далеко ходить – у нас в городе Томске директор некогда существовавшего шпалопропиточного завода Тригорлов Григорий Иванович, имея талант живописца, писал картины. За свою жизнь он создал более двух сотен полотен, посвятив свой талант службе ближним и Господу.

Необходимо, чтобы талант, который мы получаем от Бога, был употреблен с пользой, ко благу. Но мы знаем, что произведения искусства бывают совершенно разными. Если душа человека светлая, то он создает удивительные музыкальные и художественные шедевры, которые помогают людям найти путь к Богу, стать лучше, возвышеннее, прекраснее. Но мы знаем, что в некоторых произведениях искусства воплощаются самые низменные человеческие черты, что в них выплескивается все то зло, которым человек живет. Эти произведения не только не приносят пользу самому этому человеку, но и вредят многим другим людям.

Как-то в одной из наших передач мы вспоминали басню Крылова о писателе, который скончался и оказался в аду. Адский огонь, бушевавший в аду, со временем становился все сильнее и сильнее. И этот писатель стал роптать, говорить о несправедливости высшего Божественного суда, но на повторном суде ему было сказано: «Если другие грешники согрешали, то это был только их грех. Ты же, согрешая, писал нечестивые книги, которые до сих пор люди читают и заражаются безнравственностью, поэтому твой грех становится все большим».

И поэтому мы видим, что творческие люди оставляют здесь, на земле, свой как положительный, так и отрицательный след. Конечно же, талант – это великое дело, но каждому необходимо приложить все усилия к тому, чтобы этот талант не только не закопать в землю, но чтобы он был с пользой реализован. А для этого необходимо заниматься своей душой, своей духовной жизнью.

– Владыка, но мы видим, что у каждого таланта есть свои поклонники. Как этим поклонникам не перейти грань, после которой наступает идолопоклонство?

– Вообще меня немножко настораживает и даже напрягает слово «поклонники», и сразу вспоминаются слова из Священного Писания: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Мы восхищаемся творчеством писателей, поэтов, художников, музыкантов, зодчих, почитая их и воздавая им должное, но мы не должны забывать, что источником каждого таланта является Господь.

Конечно, от человека зависит, насколько он реализует свой талант, но будет ли он иметь этот талант – зависит не от него. Я думаю, если человек не имеет дарования от Бога, то, сколько бы он ни занимался в художественной школе, он не станет талантливым живописцем, а человек, у которого нет слуха, никогда не станет музыкантом.

– «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».

– Совершенно верно. И поэтому каждый человек, который создает какие-то шедевры, не должен забывать, что его талант в значительной степени обусловлен не только его трудом, но и тем даром, который он получил. Наряду с понятием «талант», есть еще понятие «дарование», которое включает в себя слова «дарование», «дар», «подарок», и оно предполагает, что кто-то наделил человека этим даром. На протяжении всей человеческой истории люди понимали, кто был Источником этого дара. Конечно же, им был Господь.

В настоящее время, когда в умах, сердцах людей постепенно начинает доминировать светское мировоззрение, люди, используя эти слова, говоря о дарах, предполагают, что некая склонность образовалась в человеке сама по себе. Иногда забывающие о Боге люди заменяют понятие Бога понятием какой-то непонятной аморфной природы. Они говорят, что человека наделила каким-то даром природа.

На самом деле источником всех дарований является Господь. Автор музыкальных, художественных или каких-то других талантливых произведений не должен забывать о том, что свое дарование он получил от Бога. Конечно, и мы не должны забывать, что источником всех даров является Господь, и когда мы видим какие-то поистине талантливые произведения, мы не только отдаем должное тем, кто создал эти произведения, но и не забываем воздать хвалу Творцу – Источнику всякого блага.

А иначе может получиться некая комичная и довольно странная ситуация. Вспомним праздник Входа Господня в Иерусалим, Вербное воскресенье, когда Господь торжественно въезжал на осле в город Иерусалим. Мы знаем, что жители и гости Иерусалима постилали свои одежды, чтобы Господь шел по этим одеждам, как по неким коврам. Другие срезали ветви с пальмовых деревьев и с этими ветвями торжественно встречали Христа, восклицая: «Осанна!»

В чем же здесь заключается шутка? Некоторые говорят, что осел входил в Иерусалим, гордо подняв свою ослиную голову, веря, что люди постилали одежды именно под его копыта и кричали именно ему: «Осанна!» Все эти почести осел относил к своей собственной ослиной персоне, забывая о том, что эта хвала относится не к нему, а к Тому, Кто на нем восседал.

Так и мы, какими бы талантами ни были наделены, не должны забывать о том, что источником этих талантов является Господь. Отдавая должное труду человека, его усердию, мы не должны забывать о самом главном – о Боге.

– А бывает ли уместно зарывать свой талант? Например, талантливый танцор понимает, что он одаренный, что все у него отлично получается, но он знает, что с религиозной, православной точки зрения танцы – это не то, что он хотел бы принести в мир. Уместно ли ему в этом случае не использовать свой талант?

– Я слышал такой рассказ. Однажды к католическому священнику, очень любившему играть в футбол, пришли прихожане, которые считали, что футбол – это не то, чем должен заниматься священник, и сказали ему: «Отец, вот ты играешь в футбол. А если бы ты знал, что завтра умрешь, неужели  бы не оставил это занятие и не занялся чем-то действительно важным и спасительным?»

И священник на это ответил: «Если бы я узнал, что завтра умру, сегодня я все равно сыграл бы в футбол». Этот священник был убежден в том, что в игре в футбол нет ничего злого, греховного, и им не зазорно заниматься даже в канун своей смерти. А если бы это было грехом, то этим нельзя было бы заниматься никогда.

Так и здесь вопрос стоит не о том, кто чем занимается, он рассматривается в глобальном смысле. Если дело, которым занимается человек, является греховным, им не нужно заниматься никогда. А если это дело доброе, благочестивое, то человеку не зазорно им заниматься в любое время. Но этот талант может быть загублен, если человек его не реализует, поэтому здесь стоит вопрос – есть ли у человека к чему-то склонность.

Есть люди, от рождения очень сметливые, обращающие свою смекалку на пользу и что-то изобретающие, и есть люди, которые пытаются обратить свою смекалистость людям во вред. Мы знаем, что в 90-е годы, когда в нашей стране рухнула советская власть, многие вдруг занялись предпринимательством. В то время как одни, имея определенную смекалку, строили бизнес, впоследствии ставший опорой нашего государства, нашего народа, другие пытались извлечь из данной ситуации какую-то пользу для себя и скупали целые заводы, распродавали станки и все, что там было; по сути, грабили страну.

Так можно сказать о любом таланте, поэтому талант ни в коем случае зарывать нельзя. Нужно обращать его на пользу, чтобы он приносил пользу и самому человеку, и его ближним.

– Владыка, я знаю одного человека, который использовал свой талант на благо не только себе, но и людям, спасавшимся вокруг него тысячами. 18 июля – один из дней памяти преподобного Сергия Радонежского. Я знаю, что у Вас к этому святому особое отношение. Расскажите, пожалуйста, о нем.

– Да. В этом году Русская Православная Церковь и наш народ празднуют 600-летие со дня обретения мощей преподобного Сергия. Это произошло в 1422 году, и за эти 600 лет почитание преподобного Сергия не только не сошло на нет, но все более и более возрастало. И чем дальше мы уходим от этого события, тем нашему взору предстает все большая масштабность личности преподобного Сергия и подвига, который он нес, действительно не закопав данный ему от Бога талант, а реализовав его во всей полноте.

Что мы знаем о преподобном Сергии? К сожалению, современный человек не очень силен в истории, особенно это касается молодежи, и если они что-то и знают о преподобном Сергии, то только какие-то самые распространенные и банальные вещи. Обычно, когда говорят о преподобном Сергии, вспоминают, что именно он благословил князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву.

А почему преподобный Сергий благословил князя Димитрия и почему князь Димитрий пришел за благословением к преподобному Сергию, а не к какому-то другому священнослужителю, которых было очень много? Для того чтобы Димитрий пришел к преподобному Сергию, тот уже должен был раскрыть свои духовные дарования, которыми в полноте наделил его Господь.

Россия, в которой мы живем, стала одной из ведущих держав мира, благодаря в том числе подвигу и трудам преподобного Сергия, потому что он понял, что сила нашего народа в его единстве. Слова, которые мы часто цитируем, – «любовью и единением спасемся», стали своего рода девизом подвига и жизни преподобного Сергия.

Преподобный Сергий пришел в радонежские леса, построил там храм, а потом создал обитель в честь Святой Троицы, чтобы его современники, разделенные грехом, нестроениями, междоусобицами, взирая на образ Триединого Бога, как говорил летописец, препобеждали ненавистную рознь мира сего. Эта разрозненная и разделенная на множество княжеств Русская земля была призвана преподобным Сергием к соединению, к единству, и начался процесс объединения русских земель вокруг Московского княжества, вокруг города Москвы.

Начало этому было положено митрополитом Петром, а продолжено святителем Алексием, митрополитом Московским, и преподобным Сергием Радонежским. Таким образом, преподобный Сергий как бы является ангелом нашей страны, созидателем Святой Руси. Не случайно отец Павел Флоренский – известный богослов и ученый конца XIX – первой половины ХХ века, писал: для того чтобы понять Россию, нужно понять Троице-Сергиеву лавру, а чтобы понять лавру, нужно понять ее основателя – преподобного Сергия.  Поэтому отец Павел Флоренский называл преподобного Сергия ликом (или иконой) России.

В наше время много говорят о национальной идее, ищут эту национальную идею. А мне кажется, ответ на этот вопрос достаточно простой – мы должны посмотреть в корень и увидеть, что послужило тому, чтобы наша страна стала такой, какая она есть, что лежало у истоков создания нашего государства, что создало Святую Русь, Российскую империю, Советский Союз и в конце концов современную Россию.

Конечно же, это те духовно-нравственные ценности, что провозглашали наши благочестивые предки, которые отстаивал преподобный Сергий. И чтобы понять, в чем же заключается национальная идея России, нужно внимательнее всмотреться в образ преподобного Сергия, посмотреть, чему он служил и как осуществлял свой духовный подвиг, вспомнить  его слова – «любовью и единением спасемся». Я думаю, в наше время именно в этом направлении нужно заниматься формулированием национальной идеи.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«При рукоположении нового епископа берет ли кто-то над ним шефство? Ведь совершенно очевидно, что в первое время у него нет ни знаний, ни опыта, чтобы управлять епархией».

– Как правило, неопытного человека в епископы не рукополагают. Если человек поставляется во епископы, предполагается, что в Церкви он уже не новичок, знает церковную жизнь, а поэтому знает, как вести церковный корабль. Церковные каноны говорят, что епископом не может быть поставляем священник моложе 30-летнего возраста.

Любое дело, за какое бы мы ни взялись, может быть для нас в какой-то степени новым. Я помню, когда меня рукоположили во епископы, какого-то богатого опыта административной работы у меня не было, но со временем опыт пришел. «Дорогу осилит идущий» – верная пословица. Никакие кураторы, конечно же, не назначаются, хотя Святейший Патриарх, который, согласно канонам, является отцом для всех нас, пытается как-то поддержать новорукоположенных епископов.

Я помню, когда меня рукоположили в епископы, около месяца я продолжал оставаться в Москве, и покойный Святейший патриарх Алексий благословил мне принимать участие во всех патриарших богослужениях, чтобы я более легко вошел в свое новое служение. Нынешний Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл организовывает для новорукоположенных своего рода небольшие курсы, и начинающие архиереи имеют возможность пообщаться с архиереями опытными, которые делятся с ними своим опытом, видением ситуации, и это, конечно же, во многом помогает.

– Такой интересный вопрос: «Надо ли молиться за животных, если, например, питомец болеет или погибает, а хозяин его очень любит?»

– В церковных книгах есть много чинопоследований, имеющих отношение к животным; например, в Требнике есть чин благословения скота. Раньше люди, которые занимались животноводством, не только надеялись на свои способности в ухаживании за животными, но и призывали Божие благословение на стадо. Поэтому в молитвах о том, чтобы Господь благословил домашних животных, нет ничего необычного или зазорного.

Конечно же, к животным должно быть отношение как к животным. Но иногда люди начинают относиться к своим домашним питомцам так же, как к человеку, чего делать нельзя. Возносить молитвы о животных как о человеке не следует.

– Несколько раз я слышал фразу: «Я собак люблю больше, чем людей».

– Думаю, что у человека, который так говорит, нет любви ни к человеку, ни к животным. Если в человеке есть любовь, то эта любовь распространяется на всех. Не может человек, имеющий в душе своей любовь, одного любить, а другого ненавидеть. Если человек любит, то он любит всех, а если не любит, то не любит никого.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать