Православный взгляд. Епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан отвечает на вопросы

10 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Владыка, мы много раз в том или ином контексте обсуждали эту тему, но я предлагаю вернуться к ней снова, ибо она снова актуальна. Международный женский день скоро грядет. Современные женщины, склонные к феминизму, такие же дорогие Богу? Или все-таки к ним нужно относиться как-то иначе?

– Бог сотворил мужчину и женщину; следовательно, и мужчина, и женщина равноценны в Его очах. Они созданы для того, чтобы дополнять друг друга. У каждого своя уникальная задача. Именно на этом замысле и зиждется выражение о муже как о главе для жены. Но здесь можно продолжить: а жена является душой мужа.

– Обычно говорят, что жена – это шея.

– Но в контексте Священного Писания она скорее сердце. Во-первых, она была взята как раз из области сердца Адама. Есть расхожее выражение, что женщина взята из ребра Адама, но это не находит подтверждения в Священном Писании. В Священном Писании говорится о боке человека, как раз о том месте, где находится сердце. Во-вторых, первая женщина названа Евой, что в переводе с еврейского языка означает «жизнь». И действительно, сердце есть средоточие жизни человека. Даже если что-то случается с мозгом, человек еще может жить, а вот без сердца точно никто жить не может.

Если говорить о семье как о некой целостности мужчины и женщины, то, как говорит апостол Павел, в этом едином организме одна плоть, в нем мужчина – глава, а женщина – душа. Таким образом они и дополняют друг друга. А если бы оба были голова, это был бы нежизнеспособный мутант.

Господь все делает прекрасно, и каждому Он дает именно то поприще, на котором человек может раскрыть свой духовный дар с наибольшей полнотой. Женщина и мужчина дополняют друг друга, и когда их отношения гармоничны и каждый осознанно занимает именно свое место, то конфликтов не возникает, их силы, наоборот, удесятеряются.

А когда мужчины перестают нести ответственность, то есть перестают быть главой (ведь смысл главы – не в командовании, а в ответственности), а женщины пытаются конкурировать с мужчинами, то из этого рождаются только конфликты, свидетелями которых мы, к сожалению, и являемся в эпоху, когда число разводов практически равно числу браков.

Из-за чего все эти разводы? Из-за того, что отношения в семье дисгармоничны, неестественны, причем никогда не бывает виновата одна сторона, всегда в большей или меньшей степени виноваты оба. Но именно потому, что никто не хочет признать своей вины и во всем обвиняет противоположную сторону, все и разваливается.

– Давайте вернемся к нашим женщинам. Я лично женщин люблю и ценю.

– Как и я.

– Хорошо, что мы с Вами мыслим одинаково. Но Церковь часто обвиняют в ханжестве. Например, почему женщина не должна краситься? Ведь женщина – это в том числе и красота. Что в этом противоестественного? Или сейчас Церковь изменила свое отношение к этому?

– У Церкви нет какого-то специфического отношения к способам украшения женщиной себя, скорее – к смыслу этого украшения. Апостол Павел говорит, что украшением женщины должно быть не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа.

То есть человек молчаливого духа – это не тот человек, который сносит все безропотно, а человек, чуждый суеты. Именно в этом смысл аскетического понятия безмолвия – в некой внутренней тишине, внутренней гармонии, которая нетленна. Женщина, имеющая именно такое внутреннее устроение, – устроение безмолвия, внутренней сосредоточенности, способна подражать человеку, который является эталоном для всех (и для мужчин, и для женщин), – Пресвятой Богородице.

Божия Матерь – вот эталон человеческой жизни для обоих полов, и Она была Женщиной. О чем это говорит? Это говорит о том, что каждая женщина несет в себе огромный духовный потенциал. Преподобный Паисий Святогорец говорит, что у женщин большое сердце, но часто они растрачивают свое большое сердце по мелочам, на суету.

Может быть, борьба за права, что обычно вкладывается в понятие феминизма, и есть суета и мелочи, когда женщина утрачивает в своей жизни нечто весьма значимое. Гоняясь за тем, что, по моему глубокому убеждению, ей не нужно, и найдя это, она все так же несчастна.

– Более того, я думаю, что именно наши женщины, наши бабушки в годы гонений Церкви советской властью смогли сохранить православную веру. Ведь они не боялись ни властей, ни арестов. Именно бабушки ходили тогда на службы, и они смогли донести до наших дней это зерно православия.

– Эта добрая традиция верности восходит еще к женам-мироносицам. Это и является яркой иллюстрацией и подтверждением моих слов.

– Тогда почему апостол Павел называет женщин немощнейшим сосудом?

– Это другая сторона женского существа. Здесь уже нам приходится уходить в область интерпретации, толкования, и в качестве одного из вариантов можно предложить такое понимание этого места, что женщина изначально создана помощницей мужу, дополняющей его, а он должен дополнять ее. Так вот, она немощный сосуд в том же, в чем и сильный.

Когда мы говорим о женщине как о душе семьи, мы имеем в виду энергию ее души, сердце же мужа – это средоточие жизненных сил. Жизненной энергии в женщине больше, чем в мужчине. Если сравнить семью с кораблем, то на этом корабле мужчина – рулевой, а женщина – это паруса. Без ветра никакой, даже самый искусный, кормчий не сдвинет корабль с места, но без кормчего надутые паруса могут привести корабль на рифы – к полному крушению.

Когда эта внутренняя энергия направлена в созидательное русло, она приносит огромные плоды: изнутри согревает семью теплом материнской и супружеской любви. Впоследствии из этого тепла вырастает некая консолидация всего общества, потому что, по меткому выражению Святейшего Патриарха Кирилла, народ есть семья семей, и если в семье все в порядке, то и в народе все в порядке. Это тепло семейного очага в первую очередь зависит от женщины.

– На Ваш взгляд, нужно ли православным людям поздравлять своих любимых с 8 Марта? Ведь есть же праздник жен-мироносиц.

– Но ведь праздники – это вещь достаточно условная, и если для женщины этот день значим и она ждет этого поздравления, этих знаков внимания, то почему бы и не использовать это в качестве повода проявить такие знаки внимания? Но мне кажется, что любовь к женщинам не должна быть ограничена только этим днем.

– Конечно.

– Я думаю, мужчины должны проявлять эту любовь тем или иным способом все 365 дней в году, помня о том, что женщина – немощнейший сосуд, нуждающийся в тепле со стороны мужчины.

– Как в этом году убить двух зайцев? Восьмое марта приходится на Великий пост, но в этот день многие ждут поздравлений. Как сделать так, чтобы и пост не нарушить, и проявить знаки внимания к женщинам?

– Я могу предложить свое видение того, что бы я посоветовал людям в такой ситуации, не претендуя на универсальность. Тем, для кого мое слово что-то значит, я бы посоветовал в этот день поздравить женщин, может быть, подарить им цветы, но не превращать это в какое-то пышное торжество, неуместное на первой седмице поста. Можно же обойтись без застолий, возлияний, без каких-то бурных празднований и при этом проявить внимание и любовь.

Мне кажется, женщинам важнее именно это, а не тот контекст, в котором это происходит. Пост здесь не мешает. Напротив, пост – это время, когда мы должны больше думать не о себе, а о своих ближних и стараться исполнить заповеди, которые дал нам Господь по отношению к ближним, особенно к самым близким людям, которыми для мужчин, как правило, являются мать, жена.

– Поскольку мы уже затронули тему Великого поста, давайте к ней и перейдем. Это тема второй части нашей программы. С понедельника начинается Великий пост. Батюшки очень часто раздражаются, когда журналисты приглашают их и все вопросы сводятся не к тому, что есть пост (о чем священникам хотелось бы поговорить), а к тому, что есть в пост. Что же такое Великий пост и на самом ли деле настолько важна диета, как принято считать в обществе?

– Что есть в пост – это тоже достаточно актуально, потому что пост предназначен и для врачевания души, и для врачевания тела. Это как два крыла у птицы, ведь птица на одном крыле не полетит. Поэтому телесные и духовные пощения – это не взаимоисключающие вещи, их не надо противопоставлять, это вещи взаимодополняющие, но нужно правильно расставлять акценты.

Вещественный, телесный пост – не цель, а средство. Цель достигается прежде всего внутренними, духовными усилиями, поэтому в пост нужно почаще ходить в храм и внимательно слушать то, что там поется и читается. В очень глубоких и умилительных молитвенных песнопениях, богослужебных текстах, которые мы слышим в дни Великого поста, и раскрывается его смысл.

– Наверное, стоит отдельно коснуться первых четырех дней поста, когда читается Покаянный канон.

– Конечно. Во время поста есть некие пики духовного торжества. Вообще пост считается торжеством, весной духовной, а вовсе не временем, когда мы должны посыпать голову пеплом, разодрать на себе ризы и забыть о радости жизни. Напротив, радость жизни постом становится острее, глубже, и мы начинаем ценить то, что часто не ценим, когда наша жизнь – полная чаша и нас от изобилия благ порою уже тошнит.

Когда тело немножко ущемляется в своих желаниях, то возрождается дух – и человек начинает смотреть на все более трезво, внимательно, глубоко, проникновенно. Так что действительно христиане проводят пост с большим энтузиазмом, они даже ждут этого времени, потому что оно приносит им огромную пользу.

В первую очередь пост, если следовать богослужебным текстам Великого поста, есть злых дел отложение. Не столько отложение брашен – то есть отказ от каких-то видов пищи (хотя и это тоже важно), но в первую очередь отказ от злых дел. Цель поста – научиться не делать зла, не мыслить зла, не иметь злых чувств в своем сердце. Вот чему, собственно, посвящено это время.

На самом деле, этому посвящена вся жизнь христианина, но Великий пост – это некое генеральное сражение, что ли, в жизни людей. Войну же не выигрывают просто так, на пустом месте, к ней готовятся. И чем лучше люди подготовлены, тем успешнее будет результат. Сражение длится недолго, да и война длится какое-то ограниченное время, а подготовка к этому идет постоянно. Так и в духовной жизни.

Время вне поста – это своеобразная духовная тренировка, а Великий пост можно сравнить с генеральным сражением с главным врагом нашей жизни – тем злом, которое живет внутри нас. А это наши страсти, греховные привычки, обычаи, противоречащие слову Христову, Его правде и нашей совести. Есть у нас и внешний невидимый враг – диавол, князь века сего.

Пост как раз и помогает нам не только сражаться с этими врагами, но и побеждать их, и особенно потому, что постится не какой-то один человек, а вся Церковь. Мы знаем слова Спасителя из Евангелия: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Когда мы вместе, согласно делаем какое-то одно дело, в данном случае проводим пост, это удесятеряет наши силы. Мы поддерживаем друг друга и психологически, и даже духовно.

Очень жаль, когда люди теряют это время, ведь оно может принести столько пользы их душе и даже интеллектуальным способностям, потому что в человеке все связано. Омрачение грехами души омрачает и разум. Тело чувствует себя легче в пост, и не только потому, что человек соблюдал какую-то диету, а потому, что оно как бы пропитывается той благодатной энергией, которую приобретает душа во время поста.

В пост человек чувствует себя гораздо легче, светлее, ближе к Богу. И Пасха – это самое великое торжество не только в силу воспоминаний о самом главном событии в истории рода человеческого – Воскресении Сына Божия, но и потому, что мы достойно подготовились к этому и способны воспринять это событие, созерцать его наиболее полно и глубоко.

– В конце концов Сам Спаситель сказал, что всякая нечисть может побеждаться только постом и молитвой.

– Да. И если мы хотим, чтобы зла в нашей жизни было меньше, чтобы зависимость от зла была меньше, чтобы никакие чародеи, колдуны нам не были страшны, нужно использовать те средства, которые дает нам Господь в Своей Церкви, а это как раз пост и молитва.

– Владыка, но мы, наверное, все-таки должны сказать, что примерять на себя пост нужно, посоветовавшись со священником. Если воспринимать пост как лекарство, то необходимо помнить, что почти у всех лекарств есть побочные эффекты. И есть люди, которые, примерив на себя, может быть, чрезмерный пост, становятся раздражительными и вместо проявления любви начинают гневаться. Один святой сказал: в пост лучше есть мясо, чем друг друга. Согласны ли Вы с тем, что нужно взять благословение духовника о мере строгости поста?

– Безусловно, любое дело должно быть с разумением. Если это дело духовное, оно не исключает разумность и соразмерность. Святая Церковь не призывает нас к крайностям, ведь крайности – это зло. Даже доброе дело, которое делается не по-доброму, это зло.

Церковь нас учит смирению, а я как филолог могу засвидетельствовать, что слово «смирение» этимологически происходит от слова «мера». Так вот, смирение можно истолковать как чувство духовной меры, и, чтобы обрести это чувство, конечно же, нам необходим совет более опытных людей, в частности пастырей.

Поэтому совершенно справедливо, что нужно соразмерять свои силы, не пытаться, с одной стороны, прыгнуть выше головы, пока Господь нам этого не дал, а с другой стороны, нужно избегать и противоположной крайности – некого саможаления. Если мы будем слишком уж себя щадить, то плод духовный будет соразмерен нашему вкладу: сколько потрудишься, столько и получишь. Так что, если хочешь получить больше, больше и потрудись, но в свою меру.

Очень важно найти нам эту меру, не уклоняясь в какие-то крайности чрезмерного пощения или в расслабленность и самооправдание. С постом совместимы все виды работы, другое дело, что для каждого вида деятельности нужно найти свою меру поста.

Но пост для христианина обязателен, причем он установлен еще с апостольских времен, это самый древний пост в Церкви. Мы знаем, что Сам Христос постился сорок дней, что Он его установил. Поэтому здесь мы следуем Его путем, и без духовной потери для себя отказываться от поста не получится.

– Спасибо, владыка. У нас еще есть вопросы телезрителей.

«За границей о многих храмах даже не скажешь, что это храмы, потому что они очень разнообразны в архитектурном смысле. Нужно ли в Русской Православной Церкви каким-то образом разнообразить стиль храмов или все-таки следует довольствоваться тем, что у нас есть по традиции?»

– В Русской Церкви стиль чрезвычайно разнообразен. Скорее, можно было бы говорить о неком сужении этого разнообразия, но уж точно не о расширении. Разные типы храмов являются наследием определенных эпох. Все-таки в старину общественная жизнь отличалась большим единством во всех своих проявлениях – и в повседневности, и в философской мысли, и в политике, и в искусстве. Все это было единым целым, и за этим стояло некое ощущение себя, некий определенный характер взаимоотношений с Богом.

Наследие всех этих эпох сохраняется, особенно в наше время. ХХ век, да и нынешнее время отличаются эклектикой. Слово «эклектика» как раз означает многообразие, отсутствие единого стиля эпохи. К примеру, раньше был стиль барокко, когда все было выполнено в этом стиле – и в архитектуре, и в литературе, и в музыке.

Сейчас такого нет, сейчас все очень разноплановое, разномастное. Поэтому мы видим воспроизведение и каких-то стилей ранневизантийской архитектуры, базиликальных церквей (особенно это распространено в Греции), и крестово-купольные храмы, причем в разных разновидностях, и так называемые зальные церкви, традиция которых пришла к нам из Западной Европы эпохи Ренессанса, и многое другое.

У нас в Томске тоже есть храмы, представляющие разные стили. Есть Петропавловский собор – крестово-купольный храм, построенный в неовизантийском стиле, в так называемом стиле сибирского барокко (вообще большинство наших церквей – бесстолпные храмы), это и кафедральный Богоявленский собор, и Воскресенская церковь, и так далее.

Так что храмы у нас имеют самые разные стили. Сейчас, насколько мне известно, все это стилистическое многообразие используется архитекторами для создания современных храмов, и здесь я не вижу никакой проблемы.

– Как поступить, если день смерти моей бабушки приходится на период после Рождества, а панихиды в эти дни не служатся?

– Панихида не служится только в сам праздник Рождества Христова, но после праздника, конечно, возможно заупокойное поминовение на литургии, и здесь нет никакой проблемы.

– То есть вместо панихиды нужно заказывать поминовение на литургии?

– Да, на проскомидии.

– Владыка, у меня есть вопрос: как относиться к тому, что после ухода родственника в иной мир (его убили) в квартире стали происходить какие-то необъяснимые вещи? Если говорить о самых ярких примерах этого, два раза кто-то выключал холодильник из розетки, но в квартире при этом никого не было. Но ровно через сорок дней после его смерти все прекратилось. Это совпадение?

– Духовный мир – это пространство, которое не вписывается в привычные для нас законы физического мира, человеческой логики. Строго говоря, даже в жизни человека мало что вписывается в законы линейной логики. Поэтому известный немецкий философ Иммануил Кант говорил в свое время об антиномиях, то есть о возможности взаимоисключающих суждений об одном и том же предмете, причем каждое из них будет истинным.

Это говорит о неодномерности мира. Когда же речь идет о духовных вещах, чего мы будем гадать? Понятно, что ангелы такими вещами не занимаются. Если это на самом деле происходило, по-видимому, здесь было какое-то баловство духов злобы, только это может быть.

Но то, что они воспользовались в качестве повода кончиной человека, чтобы еще больше смутить его ближних, так это их дело. Любой повод, даже откровенное добро или горе, они стараются использовать во зло, чтобы, как говорится, взять человека тепленьким. Их задача – погубить нас, и они используют для этого любой повод, насколько им позволяет Бог.

– А сама душа человека не могла этого делать?

– Нет. Для этого нужно тело. Душа усопшего человека не может воздействовать на этот мир, потому что у нее нет для этого соответствующего органа, да и Бог ей не позволяет.

– Но у духов злобы тоже нет тела.

– Духи злобы – это немножко другое. У них есть особая энергия, потому что они духи, и они как раз могут многое, но только в тех рамках, в которых им попускает Господь. И опять же Он попускает им все ради нашего спасения.

Если бы мы понимали все только по-хорошему, никаких бесов в нашей жизни не было бы, Господь ничего не позволил бы им делать. Но поскольку человек – существо достаточно поверхностное, то Господь что-то попускает, но ради нашего блага. Как говорил старец Паисий Святогорец, Бог никогда не попускает человеку испытание, если это испытание не может принести ему большей пользы, чем те скорби, которые ему пришлось претерпеть. Необязательно человек получит пользу, это уже зависит от его свободной воли, он может ее и не получить. Но в любом, даже, казалось бы, злом событии потенциально есть возможность какой-то духовной пользы, переосмысления, покаяния, исправления.

– Я сейчас вспоминаю, по-моему, в тот момент квартира еще не была освящена.

– Может быть, в том числе это посыл уже живым, что неплохо бы быть поближе к Богу – для начала освятить квартиру, сходить в церковь, в конце концов, более усердно помолиться об усопшей душе. Иногда Господь попускает являться  образам умерших. Я не берусь говорить, что являются сами умершие, но Господь как-то посылает нам их образы, быть может, именно для того, чтобы мы усугубили молитву за них. То, что им действительно нужно от нас там, – это наша молитва об упокоении их души.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать