Канон. Матушка Людмила Кононова ч. 2

4 мая 2024 г.

Продолжение встречи с автором песен, певицей, поэтессой, матушкой Людмилой Кононовой. Исполнительница продолжит радовать зрителей своими песнями. Кроме того, матушка расскажет об участии в популярных телепроектах и своей многодетной семье, а также поделится творческими планами.

Сегодня мы продолжим беседовать с певицей, автором песен матушкой Людмилой Кононовой.

Людмила Кононова родилась в Перми. Писать стихи начала в 12 лет. Окончила музыкальную школу по классу скрипки, затем Пермский институт культуры и искусств. Работала в Кировской и Пермской филармониях. В середине 80-х певица начала приобщаться к Церкви. Уволилась из филармонии и стала выступать с собственными композициями. Это был тяжелый период. Выйти из кризиса помогла встреча с будущим мужем Андреем Кононовым, который тоже писал стихи, рассказы и был верующим человеком. В 90-е годы супруг принял сан священника и вместе с семьей перебрался в Вятку. Певица стала матушкой и многое делала вместе с мужем, восстанавливала храмы. Вместе они вырастили троих детей. Сегодня матушка продолжает творческую деятельность, пишет песни, выступает с концертами. Широкой аудитории Людмила Кононова стала известна после ее участия в популярных телепроектах «Голос 60+» и «Ты супер 60+». Сегодня матушка Людмила в гостях у программы «Канон».

Матушка, сегодня Вас считают чуть ли не основоположницей жанра православной песни. Как началось Ваше творчество и как зазвучали вот эти православные образы в творчестве?

– Ну, для меня новость, что считают основоположницей.

Но Вы начали писать еще давно, в советское время.

– В советское время, да. Первую песню, посвященную расстрелянному деду, написала в 1987 году. И есть еще песня: «Ангел последний». Посвящена Архангелу Михаилу и тоже в 1987 году написана. Они стали появляться, конечно, после моего воцерковления, когда стало меняться сознание…

А до этого кто вдохновлял?

– Нам дана великая русская литература, которая все-таки большей частью написана людьми православными. И они выстраивали уже нас.

Это стержень, ориентиры.

– Да. Это тот воздух, который они нам давали. Особенно для меня это, конечно же, русская поэзия, Тютчев; там совершенно открытые образы. Алексей Константинович Толстой. Дальше, скажем, те поэты серебряного века, которые в результате катаклизмов в полный рост выросли и стали настоящими, большими поэтами и задавали нам эту вот вертикаль… Скажем, та же Анна Андреевна Ахматова:

Когда в тоске самоубийства 

Народ гостей немецких ждал 

И дух суровый византийства 

От русской церкви отлетал, 

Когда приневская столица,

Забыв величие свое,

Как опьяневшая блудница,

 Не знала, кто берет ее,

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

 Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

 

Это написано в семнадцатом году.

Удивительные строки, когда сопоставляешь все. Что это 1917-й.

– Да. Мужество и ныне лежит на весах, и эти слова вне времени звучат. Конечно, эти поэты и были вот тем благотворным слоем, на котором все остальное и росло, и растет сейчас.

А с кем из авторов Вы еще сотрудничаете? Расскажите об этих людях.

– Одной из последних моих творческих радостей является мое сотрудничество с замечательным русским поэтом, это монахиня Амвросия (Хромова). Она подвизается в монастыре под Калининградом, монастырь в честь иконы Божьей Матери «Державной». Я говорю о том, что нас с ней встретили в духовном смысле новомученики, исповедники Российские, потому что я много лет ездила на Бутовский полигон, возила туда группы и писала песни об этом. И матушка Амвросия там побывала и начала писать какие-то поэтические произведения, которые в конце концов сложились в «Бутовский реквием». На некоторые ее стихи я написала музыку, она сложилась сама собой, потому что это вот родное и кровное. И вот у нас получилась с ней композиция, которую мы в октябре 2018 года, как раз в день, когда читаются имена на Бутовском полигоне, озвучили, показали. А когда уже началась специальная военная операция, матушка написала стихотворение «Беспилотники». Это стихотворение посвящается ребятам, которые приходили к ним в монастырь перед отправкой на фронт. Калининградским морпехам. Это действительно реальные люди, те, которых она знает, за кого молится. Сейчас мы тогда это и споем.

Беспилотники точно бьют по своим мишеням.

Там удар такой, ни одна не спасется плоть.

У меня на войне пацаны Кирилл и Женя,

Саша, Марк. Я прошу: присмотри за ними, Господь.

Укрывай туманом ребят от хохляцкой пули.

Я же знаю, Ты можешь любой удар отвести.

Сделай так, чтобы вражьи «Хаммерсы» захлебнулись

И заморские дроны сдохли на полпути.

Беспилотники точно бьют при любой погоде,

И не чуден Днепр, когда братская льется кровь.

У меня на войне Сережа, Олег, Володя.

Матерь Божия, расстели над ними покров.

Ночь прицелилась, а мальчишки-то молодые,

Им впервые в окопах приходится бедовать.

Пожалей их, Боже, живыми верни России.

Поверни, как в кино, их судьбы, их время вспять.

 Беспилотники точно бьют,

Беспилотники точно бьют… Беспилотники точно бьют.

– Матушка, у Вас есть удивительное свойство открытости этому миру. Я искренне порадовался за Вас, когда увидел на телеэкране федерального канала, как Вы участвовали в проекте «Голос», в проекте «Ты супер». И в этих проектах Вы раскрылись еще ярче, еще масштабнее. Это у меня вызывает только чувство уважения к Вам. Откуда вот эта открытость у Вас? Казалось бы, многие Ваши сверстники ничего не хотят, уже успокоились и просто наблюдают за всем со стороны. Вы такая живая, такая энергичная... Как не потерять этот огонек?

Я не знаю. Мне кажется, это русская жизнь. Смотрите, мы только хотим заснуть, и она нас будит чем-нибудь: то хорошим, то ужасным, но спать-то не дает. И если не преодолевать это в слове, в помощи тому, кто рядом, кто сейчас смотрит нашу с вами передачу, если не вкладываться в это, то и сам все не переживешь, наверное.

– Вы продолжаете брать уроки вокала. Казалось бы, зачем…

– Да, это очень интересно. Во-первых, узнаешь что-то новое, а во-вторых, я берусь за песни, за которые никогда бы не взялась. Я думала, что не могу петь то, что поют на эстраде, что у меня голоса может не хватить.

– То есть наши люди в шоу-бизнесе есть теперь, да? Потихонечку так: один канал, второй канал…

– Да, это так интересно! Когда после «Голоса» вышли в Интернете ролики, там были такие реплики: «Ура! Наши на „Голосеˮ!»

– Это действительно отрадно. И Вы очень ярко себя проявили там.

– Для меня самая большая радость, что я не спела ничего противного своей совести, за что мне было бы стыдно. Я пела то, что люблю. Александра Вертинского «Желтый ангел», любимейшую мою песню. «Эта женщина в окне» Окуджавы. Тоже была интересная работа, потому что я бы сама ее не взяла и даже не подумала бы, что она моя. Это опыт преодоления, опыт существования в неудобных условиях во всех смыслах. Тревога все равно присутствует. В пять утра там подъем, запись, которая идет в эфир в шесть вечера. Это все надо пройти, понять, нужно тебе это вообще или нет.

– При всей насыщенности жизни Вы еще и многодетная мама, и бабушка.

– Дети выросли, они уже все сами по себе.

– Дети вырастают, Вы продолжаете заниматься тем, что Вам нравится. Это такой секрет внутреннего долголетия?

– Остановить-то это уже невозможно. Если надо, обстоятельства, через которые с нами говорит Господь, сами остановят. Пока – скрипим да едем. 

– Что дети говорят? Внуки радуются?

– Дети поддерживают, радуются тому, что я работаю, назовем это так. Они, конечно, делают совершенно другие вещи, но ценят то, что делаю я. Я думаю, что их это согревает, хотя они не всегда в этом признаются. 

– Согрейте всех нас – своим творчеством порадуйте.

– Я спою песню, мне кажется, очень сейчас важную. Песня была написана в 1992 году, когда непонятно было, что будет с Россией. Она была написана в совершенно противоречащих всякому творчеству обстоятельствах. Мы жили тогда в деревне, в какой-то промозглый, ледяной вечер глубокой осенью в ноябре нам привезли машину дров. Но не хороших дров, а кряжи, их надо было еще раскалывать. Их привезли и просто свалили, их надо было перетаскивать. Мой муж (он тогда был диаконом) взял корыто, сделал крючок, наваливал эти кряжи в корыто и так перетаскивал их в сарай. И пока перетаскивал, написал стихотворение, а я тут же положила его на музыку. И сейчас, оказывается, очень нужна эта песня. Называется она «Псалом боевой».

Прочти нам, священник, псалом боевой

И силою, данною свыше,

Благослови нас на битву со тьмой,

Чтоб каждый молился и слышал,

Как дышит под толщею снега глухарь,

Как плещется в мрежах улов,

Как в колокол благовествует звонарь,

И был для присяги готов.

Мы ведаем сроки и правим мечи

И в чистых младенческих лицах

Провидим победу в кромешной ночи,

И смерти никто не боится.

Весь мир поднимается за сатаной

На Русь для последней облавы,

Но верим, что Царь поведет нас на бой

С оружием чести и славы!

Прочти нам, священник, псалом боевой

И силою, данною Богом,

Благослови нас на битву со тьмой

Державным пророческим слогом!

– Матушка, расскажите, пожалуйста, о своих творческих проектах. Чем насыщена Ваша сегодняшняя жизнь?

– Если Бог даст здоровье, то я пойду служить моему народу на теплоходе в круизах по Волге. Мы идем по Волге, концерты у меня на самом теплоходе. Путешествуя, работая таким образом, я заново влюбилась в мою Родину. Это удивительно, когда ты видишь огромные пространства, которые освоили твои предки. И ты понимаешь, что такие пространства с лошадьми, мечом и топором освоить могли только по воле Божией. Это восторг!

– Преображается еще Родина.

– Да. И сказал Александр Васильевич Суворов: «Мы – русские, какой восторг!» Вот это абсолютное ощущение от путешествия по великой реке. Например, мы идем через Кострому, костромичи узнают: «Давайте концерт!» Даем в Костроме концерт. Мы идем мимо Свияжска – «пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»… Потом концерт в Казани и так далее.

– То есть у Вас гастрольный тур?

– Складывается, складывается…

– Дай Бог, чтобы так и складывался.

– Управляет Господь.

– Матушка, в заключение нашей программы существует традиция ответов на короткие вопросы. Три любимых музыкальных произведения?

– «Весна» Вивальди, «Хорошо темперированный клавир» Баха и «Родина» Трофима. Еще много чего…

– Три важные книги в Вашей жизни? 

– Я понимаю, что сейчас скажу, может быть, какой-то нонсенс для православного народа, но «Чистый понедельник» Ивана Алексеевича Бунина не дал мне в 18 лет уйти из жизни. Это первое. Про Евангелие все понимают: без него жизни нет. И цикл стихов из «Доктора Живаго» Пастернака.

– Продолжите: мое призвание…

– …преодолеть в слове то, что Господь посылает в этой жизни.

– Я счастлива, когда...

– …литургия.

– Больше всего в людях я ценю...

– …способность любить.

– Заключительный вопрос. Бог – это...

– Одним словом ведь и не скажешь… Это Тот, без Кого не было бы меня. Тот, Кто всегда рядом, Тот, Кто никогда не предаст и не бросит.

– Матушка, благодарю за эту встречу. Спасибо Юрию за прекрасное сопровождение музыкальное. Матушка, спасибо Вам за Вашу красоту, за душевную красоту, за красоту музыки. Продолжайте нас радовать, зажигать наши сердца. И храни Вас Господь!

Ведущий программы Александр Крузе

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 18 мая: 12:05
  • Воскресенье, 19 мая: 16:00
  • Среда, 22 мая: 21:30

Анонс ближайшего выпуска

Продолжение встречи с известной актрисой, заслуженной артисткой России Олесей Железняк. Олеся расскажет о своем пути в храм и о том, как актерская профессия может сосуществовать с православным мировоззрением. Кроме того, артистка исполнит романс из своего спектакля в студии программы "Канон".

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать