Беседы с батюшкой. Священник Владимир Тоготин. 5 декабря 2023

5 декабря 2023 г.

Сегодня мы беседуем с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве священником Владимиром Тоготиным.

– Поздравляю всех с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы! Начать хотелось бы с годовщины, которая отмечается сегодня: 15 лет со дня кончины Святейшего патриарха Алексия II, предыдущего предстоятеля Русской Православной Церкви. Вы, будучи регентом Богоявленского собора в Елохове, наверняка не раз с ним пересекались. Святейший патриарх Алексий II был предстоятелем с 1990 года, и в течение 10 лет Елоховский собор был кафедральным собором Русской Церкви, до тех пор, пока в 2000 году не был восстановлен и освящен Храм Христа Спасителя. Расскажите что-нибудь из воспоминаний о Святейшем. 

– При патриархе Алексии II прошла практически вся моя молодость. Он благословил меня на регентское служение. При нем я пришел в Елоховский собор, и эти годы, конечно, для меня очень важны.

Святейший очень любил службу, любил молиться. Первое время он постоянно молился в Елоховском соборе. Такая традиция была еще до него, Святейший Пимен служил практически все воскресные дни: и субботние всенощные, и воскресные поздние литургии. Патриарх Алексий II держал эту традицию достаточно долгое время. Надо сказать, что в те времена в России большинство храмов были разрушены, практически все монастыри закрыты. По-моему, действовали только Псково-Печерский монастырь и Троице-Сергиева лавра. В связи с этим Святейший просто служил в Елоховском соборе, потому что не было особо таких храмов, как сейчас.

С тех пор прошло 33 года: были открыты монастыри, колоссальное количество. Было открыто и огромное количество храмов. В Москве успешно работает программа «200 храмов», мы видим, как церкви строятся.

Первое время вся церковная жизнь Святейшего проходила в нашем Богоявленском соборе. Он был не только кафедральным, это был патриарший собор, можно сказать, некий центр Руси. Вместе с Троице-Сергиевой лаврой это были два мощных духовных центра. В Богоявленском соборе сохранились многие богослужебные и певческие традиции.

Следует отметить, как служил Святейший. Он очень любил торжественные службы и песнопения, требовал от нас, чтобы мы обязательно пели в мажоре. Минор все-таки ассоциируется с печалью, малая терция, грусть. А мажор – это ликование, гимны, яркие песнопения… Все антифоны на Рождество, Пасху и двунадесятые праздники (и не только антифоны, но и в целом) в соборе старались петь торжественно, ярко. Святейший любил яркий свет, чтобы литургия была очень красочная в смысле света. Все-таки Божественная литургия – это, наверное, высшее, что может быть в этом мире.

Я встречался с тем, что некоторые священники и даже архиереи любят служить в темноте, при потухшем свете, как когда-то в катакомбах, это как попытка возродить древние богослужения. Из церковных преданий мы знаем: когда апостолы скрывались от преследований, то служили в катакомбах. При Святейшем была традиция ярких богослужений, ликований, гимнов.

Также он не любил затягивать службу. Любил, чтобы все было четко, чтобы служба шла достаточно ровно и не сокращалась, но в то же время и не затягивалась. Это, конечно, тоже дорогого стоило, потому что сейчас встречаются разные практики. Некоторые начинают делать из прихода монастырь. Это категорически нельзя делать, потому что люди приходят с детьми, и не все готовы к длинным монастырским богослужениям. Кстати говоря, Святейший делал замечания таким настоятелям, чтобы брали устав Елоховского собора, где сохранились прекрасные традиции приходских богослужений, без излишних сокращений. Когда человек приходит в храм за клирос, начинает читать богослужебные указания, то самое трудное – грамотно сократить богослужение. Вроде как сокращать – грех, но в то же время, если служить богослужение полностью, получается очень долго. Есть еще некоторые любители знаменного пения, тогда служба превращается в мучение для всех, это около 6–7 часов. Но встречалось и такое.

– Это больше для монастырей, а не для приходских храмов.

– Конечно. Это возможно в Валаамском монастыре, например.

– Там свой устав, свой порядок.

– Конечно, даже миряне, которые туда приезжают, едут с настроем помолиться и готовы к этому. У них дух позволяет простоять всенощное бдение, длинное ночное. Иногда на Валааме службы совершаются ночью.

В Елоховском соборе все было четко, службу не затягивали, но в то же время не сокращали излишне. Все проходило торжественно и благочинно. Когда я был молодым человеком, для меня это была прекрасная школа благодаря патриарху Алексию II.

Надо сказать, что он не разрушал старые традиции. Он сохранил все, что было при Пимене, который тоже был большой традиционалист. И когда он был Святейшим, была достаточно стабильная церковная жизнь. Сейчас наш Патриарх Кирилл очень бодрый, любит что-то новое. Мы каждый раз смотрим журналы Синода: он любит давать послушания архиереям, перемещать кого-то. Ему виднее, он знает. При Святейшем Алексии было спокойнее, не было таких резких перемен в церковной жизни. Два совершенно разных по характеру патриарха. У каждого свой подход. У Святейшего Патриарха Кирилла бодрость духа. Если ему что-то не нравится, он любит поменять это, откорректировать. Это хорошие качества. У Святейшего Алексия был немножко другой подход, он более терпеливо относился к людям, где-то испытывал их. Но если видел, что человек не справляется, или кто-то его, бывало, подводил, такие вещи он уже не прощал. 

– Во многом это ответ на вызовы времени. Все-таки Алексий II преемник патриархов советского времени, когда Церкви не давали как-то особо обращаться к людям. А Святейший Кирилл уже как бы вынужден принимать серьезные меры, чтобы Церковь могла развиваться и идти вперед.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В 325 году монах Дионисий Малый вычислил дату Рождества Христова. Методы его вычислений вызывают большие сомнения. Вопрос в другом: почему апостолы никогда не праздновали Рождество? Они могли знать точную дату или, по крайней мере, спросить у Матери. Была же, наверно, веская причина, почему не праздновали».

–  Из Предания мы знаем, что в древние времена Рождество и Крещение праздновались в один день. Это был единый праздник. Сейчас Церковь разделила их на два или даже, может быть, на три праздника. Буквально вчера мы вспоминали, что у нас есть Рождество Христово, потом мы празднуем Обрезание Господне, вхождение в Церковь Младенца Христа. Тоже дата очень символичная. Потом Крещение Господне. Даже есть такая знаменитая колядка: «Добрый вечер тоби». В ней перечисляются все праздники: Рождество, Крещение, потом Старый Новый год, Обрезание Господне и день святителя Василия Великого.

Я думаю, это не просто так случилось. Церковь не просто так разделила эти праздники. События как бы в целом разные. Крещение – это одно событие, Рождество – другое. И, конечно, Церковь обратила акцент именно на Рождество Христово как на начало пути спасения человечества. Обратите внимание, наши церковные богослужебные книги наполнены молитвами именно про праздник Рождества, а не про праздник Крещения или Обрезания. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы вечером пелись ирмосы, знаменитый «Христос рождается, славите!» Это уже первый прообраз наступления праздника Рождества Христова. И если мы заглянем в будничные книги, в Минеи, по которым служатся вседневные богослужения, то увидим, что уже простые Богородичны заменяются рождественскими, там уже поются такие слова, как «ясли», «Младенец Христос». То есть весь декабрь посвящен Рождеству Христову. И не просто так, не зря. Естественно, это великое событие – рождение Спасителя, событие, означающее начало спасения рода человеческого. И, конечно, оно для нас важно, и не просто так Церковь выделила его, но чтобы акцентировать общественное, церковное и богослужебное внимание именно на нем. Мне кажется, это очень разумно.

Точно так же и Крещение. Мы знаем, что было такое событие, и сейчас установилась очень хорошая традиция освящать святую воду, вкушать Великую агиасму. Эта вода реально помогает людям и от болезней, и во всех делах. Вода действительно святая, соединенная с Духом Божиим. Господь освящает воду в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения. Когда мы прикасаемся к этой великой святыне, то освящаемся тоже и как бы вкушаем через эту воду Дух Господень.

Мне кажется, это прекрасная церковная традиция: разделение, детализация и воспоминание этих событий. Мы нигде не видим никаких запретов на празднование Рождества: ни в Деяниях, ни в Посланиях апостола Павла. Это совершенно хорошая, здравая традиция.

К сожалению, нынешний Новый год немножечко выстреливает вхолостую, до наступления настоящего праздника. Но я разговаривал со старыми церковными людьми, для них Новый год – это, по сути, тайное название Рождества Христова. Приходил Новый год, и для них это было начало наступления праздника Рождества Христова. Сейчас, к сожалению, многие люди не понимают этого смысла. И последствия этого не очень хорошие: люди начинают употреблять спиртные напитки. Хлопушки тоже не очень хорошая традиция. В Москве по ночам взрывают петарды, и каждый раз утром читаешь, что кому-то выбило глаз и прочее. У меня есть знакомая – регент Ариадна Владимировна Рыбакова. Она управляла хором у владыки Питирима. Мы жили в одном доме. И у нее в ночь на 1 января выбили стекло. Представляете? Какие-то молодые люди, подогрев себя напитками, с песнями выбили стекло и убежали. И женщина осталась в холодной квартире. Откуда ночью 1 января вызвать стекольщика? Конечно, Новый год, к сожалению, может быть отрицательным праздником. А Рождество надо воспринимать как начало нашего спасения.

Все церковные книги сейчас об этом. Если мы откроем церковную ноябрьскую или декабрьскую Минею, то увидим, что вся тематика посвящена исключительно Рождеству Христову: и стихиры, и Богородичны. Я долгое время пел, потом управлял хором в Новоспасском монастыре, когда владыка Алексий (Фролов) был нашим московским викарием.  Потом он стал костромским. Кстати, совсем недавно, 3 декабря, был день его памяти. Я успел очень хорошо познакомиться с этими книгами. Это, конечно, дорогого стоит: петь по этим книгам все эти стихиры, не только праздничные, но и вседневные. Это большая радость.

После Введения во храм Пресвятой Богородицы начинаются рождественские песнопения, совершенно меняется дух и настроение богослужений. Я думаю, очень хорошая традиция праздновать Рождество Христово и другие церковные праздники так, как сейчас есть у нас в Церкви. Нет никакой надобности что-то менять. 

– Скоро Новый год, и люди сами наполняют его содержанием, плохим или хорошим, но как бы нам правильно его провести в преддверии Рождества, учитывая, что это время поста?

– Церковь всегда признавала этот праздник. Святейший Алексий II в Елоховском соборе всегда служил молебен 31 декабря. Причем служил не только в первое десятилетие, в 1990-е годы, но даже и тогда, когда уже открылся Храм Христа Спасителя. Он всегда приезжал в Елоховский собор и служил акафист своему небесному покровителю, святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси. Хорошая традиция вечером накануне нового года прийти в храм, помолиться на молебне. А утром прийти на литургию и причаститься, вспомнить, что в эти дни память преподобного Ильи Муромца и мученика Вонифатия, который, кстати, против алкоголя…

– Он покровительствует как раз тем, кто борется с алкогольной зависимостью. 

– Все-таки нехорошая традиция употреблять алкоголь, даже шампанское. Это святые постные дни. Но мы никак не можем отойти от этого, бокал шампанского стал уже пресловутым обязательным атрибутом Нового года. Мы уже даже, наверное, смирились с этим. Но желательно быть в храме в этот день.

В последние десятилетия появилась такая традиция, что некоторые храмы устраивают ночную литургию. Мы долго размышляли над этим. Сначала я был против, потом попробовал сам: на приходе сделали ночную литургию. И знаете, какие у меня были ощущения после нее? Я три дня не мог прийти в себя. Одно дело ночная литургия на Пасху: там Господь дает крылья, дает благодать. После ночной еще приходим на раннюю литургию, потом на позднюю, помогаем батюшкам исповедовать, потом целый день празднуем, а вечером еще идем на великую вечерню. Господь дает силы. А тут… Конечно, это только мои субъективные ощущения. После этого я отменил ночную литургию. Слишком большая честь для календарного дня 1 января устраивать ночную службу и возводить ее в ранг Пасхального богослужения. На самом деле, по совести, в Москве традиция ночной службы была служить один раз в год только на Пасху.

– А на Рождество?

– Рождество пришло потом, это немного западная традиция. На Рождество никогда не было ночной литургии. Всегда было всенощное с великим повечерием, когда пели «С нами Бог», а утром иногда повторяли эти песнопения, чтобы могли прийти люди, которые не смогли быть в храме вечером. В наш Елоховский собор многие приезжали из Подмосковья, и люди не могли приехать два раза, и утром, и вечером, поэтому песнопения часто повторялись. После войны, при протопресвитере Николае Колчицком, пришла традиция Рождество служить ночью.

Мне кажется, это хорошо. Мы сейчас тоже такую традицию держим: служим всенощное бдение полное с Великим повечерием, ночную литургию, раннюю литургию, потом служим позднюю литургию. То есть у нас в храме три литургии. Я считаю, что это  замечательно. Но не всегда так было. Раньше в московских храмах ни на Крещение, ни на Рождество не было ночной литургии. Ночная литургия по Уставу принадлежит Пасхальному богослужению. И когда мы начинаем, например, какой-то календарный день (1 января по новому стилю) возводить в ранг Пасхального богослужения, мне кажется, не совсем это корректно.

Может быть, кто-то со мной поспорит, но мы это отменили. Я считаю, что надо традиционно помолиться вечером, дома праздник отметить, если есть такие родственники, которые его почитают. Бывает, у нас родители почитают Новый год, потому что все вышли из советского времени. В советское время 1 января был единственный неполитизированный праздник, поэтому его любили. А мы были детьми, нам давали подарки, какие-то утренники были в детском саду, в школе. Конечно, мы любили этот праздник. Тем не менее одна слава – Солнцу, другая слава – Луне, как говорил апостол Павел. И звезды разнятся во славе друг от друга (см. 1 Кор. 15, 41). Поэтому нельзя, наверное, возводить такие праздники, второстепенные, светские, в ранг Пасхального богослужения или даже Рождественского.

– Вы вначале говорили про литургии, которые некоторые священники с отсылкой к ранней традиции служат в темноте. Точно так же можно вообще и отослать к той же древней традиции то, что в апостольские времена литургии служились тоже часто ночью, в том числе и на рассвете. То есть когда-то литургия служилась больше по ночам и ночная служба как раз первичнее, чем служба дневная?

– Скорее всего, так и было. Но это было обусловлено определенными обстоятельствами жизни – были гонения на Церковь, люди прятались и вынуждены были скрываться либо в катакомбах, либо в каких-то домах. Ведь в первые века христианства не было храмов. Мы знаем, что службы шли в так называемых домовых храмах. Были люди более состоятельные, у которых были больше дома, где тайно собирались. Кстати говоря, сейчас такое мнение тоже бытует, и мы знаем, что литургии совершались в римских катакомбах. А есть люди, которые считают, что это не совсем так, что в катакомбах скорее всего совершались заупокойные богослужения – не могли там литургии совершаться в связи с тем, что очень мало места. Кто был в Риме, посещал все эти катакомбы, видел там крайне маленькие коридорчики. Большое скопление народа там было невозможно, а литургия все-таки – общественное дело. То есть существует среди многих церковных историков такое мнение, что там в основном были заупокойные богослужения, заупокойные литургии.

А первые литургии в первые столетия христианства проводились в домах тайно. Как правило, у людей, которые обладали большими средствами, большими домами, которые могли собрать уже 20–30 человек и больше. Кто-то стоял и следил, чтобы не пришли какие-нибудь полицаи, не нарушили службу. Если кто-то приходил, то сразу давали сигнал, гасили свечи, чтобы никого не заметили. Потом уже стали строить базилики. Это уже второй этап церковного храмоздательства. В первое время служили в темноте в связи с тем, что скрывались. Я думаю, это главная причина. А когда уже после Миланского эдикта 313 года христианская религия стала официальной, не было нужды служить литургию в темноте, и литургия обрела праздничный, яркий, торжественный характер. Евхаристия, благодарение, литургия носят характер гимнический, торжественный и яркий. Мы в алтаре после ремонта поставили много светильников: зажигаем все свечи особенно на Евхаристический канон, когда читается Евангелие; и вечером на полиелей зажигаются все светильники. Мне нравится, когда светло в храме и торжественно.

– Кстати, Тайная Вечеря тоже проходила ночью. Можно сказать, что первая литургия от апостолов со Христом тоже в ночное время прошла.

Вопрос телезрительницы: «Верно ли, что любое послушание, выполненное со смирением, Господь оборачивает во благо послушника?»

Послушание, выполненное со смирением, обращается ко благу того, кто его исполнял.

– Ну, это не вопрос, а постулат такой. Действительно, так и есть. И мы на практике это  подтверждение видим. Нас батюшка так учил, когда мы детьми были: «Надо выполнять послушания родителям или батюшке (духовному отцу)». И даже если родители тебя неправильно учат, ты все равно послушание выполняешь, Господь тебе это вменит в праведность и сделает так, что будет лучше. Такая мысль была у батюшки. Я полностью с ней согласен, потому что мы знаем из церковной истории, из нашей жизни, что Господь все зло превращает в добро. Что бы ни происходило плохого, даже грехопадение,  трагическую ситуацию для человека Бог все равно превратит во благо. И Он дал нам Матерь Божию как вместилище невместимого, отдал Сына Своего Единородного, Господа нашего Иисуса Христа, Который спас человека и привел его в рай к Престолу Божию. А можно взять даже быт: когда мы ошибаемся, но делаем по послушанию, Господь переворачивает все и делает из этого добро, даже лучше, чем надо. Некоторые начинают рассуждать или умничать: «неправильно», «начальство плохое»… Очень жаль, когда священноначалие осуждают. Это вообще недопустимо делать.

Кстати, в сегодняшнем Евангелии тоже такая мысль у апостола Павла проходила: ни в коем случае нельзя осуждать священноначалие, надо помогать священнику и поддерживать его, потому что священник тоже немощный человек, он старается, не всегда все получается. Но Господь все наши действия, когда мы делаем что-то с открытым сердцем, с любовью к Евангелию, ко Христу, преломляет в добро. А когда мы начинаем кого-то осуждать, это все рушит. Когда Господь создал ангелов, Денница стал критиковать своего Создателя и противостал Ему, превратился в сатану. И что хорошего в этом непослушании? Он увлек за собой еще ангелов светлых, которые превратились в бесов! И мы сейчас знаем, что идет страшная война: эти ангелы завидуют человеку и всячески портят жизнь.

Но даже это Господь превратил во благо, потому что это бесовское воздействие дает пользу – закаляет человека, показывает ему разницу добра и зла, чтобы он мог сравнить, что хорошо, а что плохо, и сделать какие-то за свой отрезок жизни правильные выводы. Потому что в нашей жизни мы всё познаем в сравнении, куда бы ни пошли. Поэтому очень важно: когда нас Господь воспитывает, даже отрицательные моменты Он превращает в положительные. Поэтому послушание превыше всего.

– Но одно дело непослушание, а другое дело – рассуждение. Когда Вы приводите в пример ангелов, которые некогда выступили против Бога, понятно, что тут прямая непокорность, прямое непослушание, противление. А нужно ли подходить к решениям священника, духовника, родителей, учителей в школе или в вузе с рассуждением, когда тебе кажется, что человек ошибается, не совсем прав? Нужно ли безропотно выполнять то, что говорят?

– Здесь очень тонкая грань. Конечно, рассуждение – это высшая добродетель. И мы знаем даже, что все христианские добродетели венчаются прекрасной добродетелью, которую мы называем рассуждением. Без рассуждения ни молитва, ни пост – ничего не дает нам никакого толку. Без рассуждения ничего не бывает.

Что значит послушание? Когда, например, родители говорят – это одно. Когда учителя говорят – тоже все понятно.  Всегда нужно подвергать все рассуждению. Если нас учат против Церкви, против Евангелия (даже родители), то, конечно, мы должны это понимать и не должны выполнять. Но мы не должны противиться как непокорные; может быть, попробовать поговорить, объяснить, почему мы что-то не можем. Взять пример, когда родители говорят: «Не ходи в церковь, не причащайся, Бога нет». Естественно, здесь не надо, как говорится, долго думать; понятно, что это безбожные послушания. Здесь, конечно, имеются в виду простейшие просьбы родителей. Естественно, любой родитель хочет сделать ребенку лучше, и они просят его что-то сделать. Может быть, где-то ты можешь не согласиться с ними, но все равно надо уважить родителей и сделать, как они просят. Но когда это не заходит за красную черту. То же самое – в вузе педагоги. Они говорят: «Решай задачку так, а не так». Ты можешь попробовать и так, и так, но сделай доброе дело, как-то уважь этого учителя, реши задачку, как он просит, прояви такую корректность к учителю, уважение. Если тебя просят идти против Христа, здесь никакого сомнения нет – к этому надо относиться отрицательно. Если другие случаи, здесь надо думать. Не бывает все однозначно.

Послушание когда бывает безусловным? Только в монастырях. Когда есть такое понятие, как старчество. И когда послушник приходит в монастырь, он добровольно согласен уже идти на послушание к старцу. Вот в этом случае полностью мы должны слушаться его советов. Но это старчество когда было? Во времена Амвросия Оптинского, клинских старцев… Сейчас немножко другие времена, не знаю, есть ли старцы. Наверное, есть.

В других случаях надо всегда рассуждать, думать. Даже если духовный отец что-то говорит неправильно, есть какие-то сомнения, нужно подойти к другому батюшке, к старшему, сверить все эти рекомендации. Я думаю, вряд ли сейчас какой-то батюшка будет учить неправильно. Но бывает. И надо всегда относиться ко всем советам с рассуждением. И никакой речи о полном послушании не может быть в принципе, потому что полное послушание может быть только в единственном случае – когда мы добровольно идем в монастырь, берем благословение у духовника.

Но какие послушания? Именно духовные: о молитве, духовном регламенте, посте,  богослужениях. А сейчас что? Вот эти вещи понимают неправильно, превратно. Подходит человек к батюшке: «Жениться или не жениться?» И батюшка говорит: «Иди в монастырь». Приходит молодой человек в монастырь, две недели побыл, говорит: «Это не мое». Ну какое это послушание? Это безобразие. И батюшке позор, и этому так называемому лжепослушнику. Потому что здесь батюшка не имеет права руководить судьбой человека. Он может сказать: «Не имею права тебе советовать, ты подумай, как лучше. Вот я люблю монашество, я сам (например) монах. Но этот путь очень трудный, тернистый, и не всем Господь дает благодать». Вообще монашество – это путь исключительный. Идти в монашество нужно только по призванию, собственно, как и в священство. В Евангелии Господь говорил ученикам: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал». И это надо четко понимать. А когда кто-то что-то говорит, надо пять-семь раз отмерить, подумать, рассудить.

– В монастырях в первую очередь надо слушать игумена, настоятеля монастыря, и люди, которые хотят принять монашеский образ, один из обетов, который дают, – это обет послушания.

Вопрос от телезрительницы: «Один говорил, что главное – смирение, другой говорил, что главное – послушание, третий – рассуждение. Почему они так по-разному говорили? Может быть, одному больше одно помогло, другому – другое. И воспевали каждый свое?»

– Это замечательно. Это всё – средства ко спасению. Но рассуждение мы ставим выше всего, потому что рассуждение систематизирует все эти средства и дает нам правильный выбор. В принципе, все эти добродетели нам помогают. Без смирения жить нельзя. Человек без смирения превращается в святого сатану. Даже если он Библию прочитает или выучит наизусть, но если у него не будет смирения, он никогда не станет настоящим христианином, потому что Сам Господь нам показывал образец смирения.

Самый пик смирения Христа, когда Он омывал ноги ученикам, Он показал это специально: кто хочет быть начальником, будь рабом, будь помощником. Задача Христа была показать образец смирения. И на протяжении всей Своей проповеди земной Он показывал ученикам смирение. И когда ученики спорили, кто будет сидеть по правую сторону, кто по левую, Он сразу поставил их на место: кто хочет быть первым, тот будет последним. Тут все понятно.

Очень полезны для нас посты. Сейчас идет Рождественский пост. Благодатный пост, нетрудный, потому что можно рыбу вкушать. Посты делают просто чудеса с человеком. Пост дает нам крылья в духовной жизни, он освобождает от воздействия бесов, потому что бесы боятся человека, когда тот начинает поститься. Бесы боятся человека, когда он начинает молиться. И человек, который обладает силой воли и может держать пост разумный, во всеоружии – он обезоруживает бесов. Поэтому надо, конечно, все эти средства использовать, но все потихонечку – с рассуждением.

– Последние Ваши слова можно расценивать как напутствие для наших телезрителей в течение Рождественского поста. Единственное, добавлю от себя, что в вопросах питания надо обязательно советоваться с духовником. Я немножко занудствую, чтобы все-таки никто себе не испортил здоровье. Спасибо Вам большое за наш сегодняшний разговор.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать