Беседы с батюшкой. Пророки и пророчества

20 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев.  

– Сегодня тема нашей беседы – «Пророки и пророчества». Она особенно важна в преддверии удивительного праздника, который мы будем отмечать 21 мая, – память апостола Иоанна Богослова. Мы сегодня поговорим об Откровении, или Апокалипсисе. Пророки и пророчества волнуют очень многих. С одной стороны, мы хотим видеть какие-то знаки, которые нам посылает Господь, чтобы понять наше будущее. С другой стороны, очень часто принимаем некие пророчества за истину, хотя это в чистом виде, может быть, абсолютнейшая прелесть.

Сразу хотелось бы спросить о знаменитой фразе: «Нет пророка в своем отечестве». Это значит, что мы как-то по-особому относимся и к пророкам, и к пророчествам. Что это в нашей жизни?

– Пророчество – это удивительное служение Богу. Есть духи пророчества, о которых говорит апостол Павел. Но все-таки мы должны взглянуть изначально, кто был первым пророком, тогда будем понимать, что значит это служение. Оно великое и страшное, и многие пророки отказывались от него. Мы видим очень много примеров из Писания, когда пророки спорят с Богом. Моисей говорит: «Я вообще косноязычный, плохо говорю, я не могу проповедовать». Другой говорит: «Я слишком молод».

Если посмотреть чуть-чуть назад, первый пророк был Адам, у него был дар пророчества, он давал имена зверям, проглядывая их сущность. Потому что название (имя) – это сущность того или иного животного или даже дерева. Адам имел этот дар пророчества, смотрел на слона, видел его хобот и говорил: «Ты слон». Для нас это уже немного непонятно, выглядит как шарада, игра, а на самом деле это глубокое познание имени.

– Господь дал ему этот дар пророчества?

– Конечно, дух пророчества – от Бога. В раю прозвучало несколько пророчеств. Например, пророчество о Воскресении. Я сейчас сказал: «Христос воскресе!» И многие из людей ответили: «Воистину воскресе!» Это пророчество было сказано еще в раю Адаму и Еве. Все, кто повторил сейчас эти слова, являются последователями пророков или даже сами пророчествуют о том, что Христос воскрес.

Помните о суде, который произошел в раю? Суд нелицемерный. Но при этом было дано пророчество: «И от тебя (обращение к Еве) родится семя, которое сотрет главу змия». Это совершается в Иисусе Христе. Он стер главу змия Своим Воскресением. Он воскрес – значит, пророчество сбылось. И все, кто говорит о том, что Он воскрес, возвещают великую истину словами. То есть это сверхистина, выше ее нет – Он воскрес.

– Есть такая церковная байка. Атеист говорит, что люди не верят в Воскресение Христово, а батюшка говорит: «Я тебе сейчас докажу, что абсолютно все верят в это». Стоит огромная толпа, батюшка говорит: «Христос воскресе!» И все: «Воистину воскресе!» Я даже себя сейчас поймал на этой мысли, что когда произношу «воистину», я как бы говорю: «Да, воскрес». Но если Вы говорите, что «воистину» – это «умножая истину», то насколько же мы, отвечая на возглас «Христос воскрес!», умножаем это знание… Честно говоря, я никогда не придавал этому такого значения.

– Значит, сейчас Вы приняли дух пророчества, который витает, как Дух Святой, ожидая, кто откроет свое сердце. Ведь пророческие духи, как написано в Деяниях апостолов, даются людям не для того, чтобы рассказывать, что будет завтра, предсказывать погоду.

– Такие пророчества мы каждый день видим и слышим по телевизору.

– И они бывают ошибочные. Есть лжепророчества. А здесь говорится о духе, который утверждает истину. Что есть истина, как не Христос? И все пророчества, которые были сказаны до Его рождения (даже до Его зачатия), и закон говорили именно о Нем – Иисусе Христе.

– То есть еще в Ветхом Завете мы часто встречаем именно это пророчество – о том, что родится Сын Божий, Который воскресит нас Своей смертью. Мы часто видим и слышим те пророчества, которые посланы нам в угоду. Потому что нам очень хочется услышать то, что мы ожидаем. Мы очень хотим услышать о конце света. Более того, мы знаем людей, которые практически каждый год об этом говорят. Почему такое происходит? Это что – на потребу нашим желаниям? Или мы просто хотим конца света, хотим узнать что-то о своей смерти?

– Это как в песне: «желают знать, что будет». Ходим к гадалкам. Вроде бы все и так понятно. Сверхоткровение дано нам в Новом Завете, ничего нового уже не будет, в нем все сказано. Но людям этого мало, им нужно знать, что будет. И идут они к так называемым прозорливцам, ищут прозорливых старцев, прямо очередь к ним. Интернет полон этими паломничествами: «Свозим к прозорливому старцу». Кто он такой – никто не знает, это еще лучше. Поэтому желание знать будущее – это человеческое любопытство,  грех нашей искаженной природы.

– Какой это грех?

– Духовный.

– Гордыни, уныния, ропота?

– Он берется из тщеславия, потому что ты первый узнаешь, например, о результатах матча. Люди до безумия доходят, ища какие-то знаки от того, кто скажет о будущем. Это не сейчас появилось. В Ветхом Завете есть о прорицателях.

Мы даже помним из Евангелия, как одной из таких пророчиц апостол Павел запретил пророчествовать, хотя она говорила про апостола Павла и его спутников, что это люди Бога Всевышнего. Пророчица зарабатывала деньги для своих хозяев тем, что предрекала грозу, какой-то выигрыш… Павел-то понимал, что это бес тщеславия, который под ногами вертится. Христос запрещал бесам, которые кричали: «Мы знаем, Кто Ты», проповедовать о Нем. Говорил: «Умолкните». Так и апостол Павел запретил ей. Дух из нее вышел, и она ничего уже сказать не могла. Конечно же, финансовая составляющая пошатнулась у этих людей.

– Вопрос телезрителя: «В Книге пророка Даниила сначала описывается суд, а потом уже власть будет передана Сыну Человеческому, то есть Христу. А у Иоанна Богослова описано наоборот: сначала Второе Пришествие, потом уже суд. Так на кого ориентироваться? Кто прав?»

– Тема очень серьезная, богословская и догматическая. Надо смотреть, о чем говорят святые отцы. Любое пророчество расшифровывается только Духом Святым и человеком Божиим. Оно дается человеку Божьему для того, чтобы он передал это пророчество тем людям, которые его сейчас слышат.

Пророк Даниил проповедовал в свое время, его пророчество очень трудное и серьезное, есть и о конце света. И оно очень тесно переплетается с пророчеством Иоанна Богослова, у них очень похожий стиль. Мы можем увидеть даже некоторые очень похожие фрагменты, как будто одним языком написано. Поэтому иногда кажется, что кто-то у кого-то списывал.

Мы должны понимать и раскрывать пророчество Даниила в Новом Завете. Есть четкая установка – сначала жизнь, потом смерть и суд. Как это произойдет? Временные отрезки нам никак не поставить. У каждого суд будет в тот момент, когда душа отойдет от тела. И уже начнется апокалипсис человека. Звезды небесные пошатнулись, небо свернулось – человек вышел из этого видимого, вещественного мира и уходит в мир духовный, в котором нет материи.

Ангельская материя совсем другая, и духи нематериальны. Мы не можем физически измерить их состояние света или молекулы – у них там этого нет. Поэтому представить себе четкое расписание, как у электричек, что в такое-то время электричка идет в ад, а в другое в рай (выбирай, куда садиться, и там тебе все расскажут), – невозможно.

Конечно же, пророчество невозможно четко определить. Оно бывает и на эту минуту, и на сто лет вперед, а может быть и на тысячу лет вперед.

– Или на миллион.

– Да, здесь нет временной связки. Это такой временной отрезок, который не совсем подвластен человеку, нашему уму.

– Вспомните Послание к Солунянам. Мы же знаем, что нас ожидает… И, например, я понимаю: я больной человек и не проживу сто лет, но это мое человеческое представление. Но если мы понимаем, что все в руках Божиих, то мне и год может быть как вечность, а сто лет могут быть как одна секунда. Ведь самое главное – уповать на Господа.

Знаете, что меня однажды совершенно поразило? Я ехал в автобусе, там же был класс вместе с преподавателем. Они задавали ей вопросы по гороскопу, и она с каким-то упоением и восторгом рассказывала им: твой знак означает это, а ты – Телец... И все слушали ее с пиететом, восторгом.

Я понимал, что сейчас, в этот момент, она была для них пророком, потому что  рассказывала им тайны бытия. Но – какого бытия? А если мы посмотрим светскую прессу, там же каждый день о том, что ожидает Рыб, Тельцов, Львов, Козерогов и так далее. Ведь это же тоже желание некого пророчества в жизни?

– Да, конечно. Звезды и даны нам для того, чтобы раскрывать эти пророчества. Об этом говорится в Писании: солнце и луна для знамения времен. Например, мы видим, что при распятии Христа солнце померкло на три часа. Но в тот день не было солнечного затмения, а солнце погасло. Каким образом?

– И землетрясение было.

– Пророчества по звездам человек расшифровывает сам, для себя и для каких-то своих целей. А цели ведь очень простые – либо финансы, либо гордыня, либо тщеславие. Всё. И тогда ты становишься тайновидцем, то есть передаешь какие-то знания. Этот гнозис завораживает. Как обезьянку удав. «Слушайте меня. Я вам сейчас все расскажу».

В этот момент человек как бы отпускает свою волю, становится послушным. И послушные овечки бегут за этими лжепророками, которые были в каждом веке. «Христос уже пришел, и мир уже был осужден». – «Да нет, Он не пришел, перенеслась Его встреча».

– И Мессия не пришел.

– Мессия сейчас не пришел.

– Но Он придет.

– Да, Он придет. Через какое-то время опять... И сколько было таких сект! Мы знаем их и из нашей жизни. Мы ведь должны понимать, что есть пророк, который говорит истину, и эта истина чувствуется духом.

Ты же все-таки чувствуешь, когда тебе лапшу на уши вешают. Либо все-таки поддался этому духу, который как бы тянет тебя заглянуть в замочную скважину: «А что же там?» Как Буратино: «А что же там?» – и носиком своим клюк туда. Какие искушения были потом у Буратино…

– Вопрос телезрительницы: «Есть ли различия между пророчествующим и пророком?»

– Мы понимаем, что есть различные школы. Даже была школа пророков, которая учила людей духу пророчества. То есть человек вел себя как спартанец, он был полностью аскетом. Это были школы, которые учили человека отрываться от своего «я». То есть это не просто какие-то тибетские школы; они именно воспитывали людей, которые должны были услышать голос Божий. Ведь пророк – это тот, кто услышал голос Божий.

В принципе, почему я сказал, что сейчас все пророки? Потому, что все услышали этот голос Божий. Ведь пророчество о Воскресении Христа было сказано еще в раю, потом подтверждено в каждом пророке. И, конечно же, мы видим это и в Новом Завете. Первое упоминание – Сам Христос говорит: «Через три дня Я воскресну». Но кто из апостолов Его услышал? Получается, Он пророчествует, пророчество исполняется, а люди Его не услышали. Самое удивительное, Каиафа услышал. Помните, он говорит: «А Он говорил, что в третий день воскреснет»? – И побежал как бы ниспровергнуть это пророчество. Он говорит: «Если украдут Его тело, точно скажут, что Он воскрес». Он услышал это и запомнил и попытался запечатать жизнь во гробе, запечатать Христа во гробе. И поставил стражу, но все напрасно. То, что сказал Бог, сбывается. И это пророчество сбылось.

У людей бывает ясновидение, такой дар, но, оказывается, науке неизвестно, откуда берутся такие дары. Но можно это определить по духу. Например, взять всем известную Вангу. К ней же приезжали тысячи людей в день, правители всего мира узнавали о своей будущей судьбе, даже и из наших краев приезжали. Какой дух был у нее? Православная Церковь относится к этому очень аккуратно. Если судить по тем иконам, которые она писала, ее духовное состояние говорит о каком-то внеземном духе, который православию немножко чужд, не подходит. Это дар, но от кого она приняла этот дар – тайна Божия. Мы не должны ее судить, конечно же, и не будем вдаваться в подробности. Но пророки и пророчества бывают абсолютно разные.

– Во время литургии мы слушаем Апостол и Евангелие, а на Святой Пасхе Деяния. Происходит удивительная вещь: слыша слово Божье, мы становимся сродни пророкам; допускаем евангельское чтение до своей души и несем его дальше. Получается, что мы все в какой-то степени пророки? И в сегодняшней круговерти политики обещают нам сладкую жизнь, говорят, как мы будем жить. Если к этому относиться с радостным сердцем и доверием, это для нас является пророчеством?

– Исполнение Евангелия – обязанность христианина. Слово Божье, которое исходит из уст священника, – это проповедь Самого Христа. Мы должны закрыть глаза в этот момент, чтобы не видеть священника и не соблазниться; представить себе, что это говорит Сам Христос, тогда будет другое состояние и восприятие.

Почему нужно обязательно проповедовать после Евангелия сразу же? Чтобы человек понимал смысл этих слов, это самый важный момент в литургии, кроме Евхаристии. Словом Божьим человек тоже причащается, он открывает свое сердце и вкушает слово; оно, как энергия, исходит из Евангелия.  Слово пронзает века; две тысячи лет оно несется по нашей бескрайней пустыне; ищет сердца, где бы остановиться и, как зернышко, раскрыться. Когда человек раскрывается для Евангелия, он понимает, что это пароль, кредо: сказано делать сегодня вот это.

Почему у нас практически все слова одинаковые, кроме Евангелия? Потому, что Евангелие является центром: что не нужно делать в этой жизни. Потому что завтра может быть уже поздно, можно не проснуться.

– Вопрос телезрителя: «В библеистике есть разные версии относительно исторических событий, описанных в Книге пророка Ионы. Многие видят в них притчу или аллегорию. Какой версии надо придерживаться, на Ваш взгляд?

– Я хотел сегодня вспомнить пророка Иону, потому что это один из пророков, у кого пророчество не сбылось, но он остался пророком, а не лжепророком. Пророки проверялись так: сбывается – ты пророк; не сбылось – лжепророк, побьют камнями. Пророк Иона сказал, что город погибнет, но город не погиб. Что отменило пророчество? Покаяние. Покаяние людей изменило все: даже Божье наказание, которое было в этом пророчестве.

Все, от правителя до скотины, три дня постились; не ели и не пили три дня! (Не то что закрылась одна мясная лавка и перенесли футбольный матч.) Если бы было такое покаяние у нас, мы бы давно от вируса исцелились и было бы снято наказание с народа. Но такого покаяния нет. Многие считают, что это аллегория, сказки (там же еще и кит человека съел, хотя ученые недавно доказали, что есть такие киты, у которых два желудка, и проглоченная ими, например, лодка может сохраняться несколько дней, а потом изрыгаться).

– Пусть аллегория, но для нас самый главный смысл в этом пророчестве тот, что покаянием возможно изменить судьбу.

– Вы сейчас сказали слово «судьба»… Мы сами себе сковали такую судьбу и своими делами приближаем гнев Божий. Либо, наоборот, своим покаянием, молитвой и добрыми делами его сдерживаем. Например, космонавты из космоса видят над Афоном поднимающийся столп света, хотя там нет электричества. Что это? Это те молитвы, которые сдерживают небо, чтобы оно не упало на грешную землю.

– Сколько праведников может спасти город: 50? 45? 35? Господь отвечает Аврааму, что даже ради десяти не уничтожит.

Я еще хотел с Вами обсудить несколько пророчеств: схождение Благодатного огня, когда каждый раз говорят, что если он не сойдет, то не будет продолжения жизни; перед концом света, по пророчествам афонских старцев, исчезнет икона Божьей Матери «Иверская», пересохнет ручей, упадет Мамврийский дуб. Как относиться к таким пророчествам?

– Это интересно. Но мы не закончили мысль о политике. Кто из политиков может предсказать будущее? Революция, которая произошла у нас в 1917 году, была пророческой. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что многим было видение о реках крови. Неужели ничего нельзя было изменить? Ведь пытался император Николай II изменить пророчество, полученное от Паши Саровской. Можно ли было что-то изменить? Наверное, можно. Если бы прислушались, как к Ионе, и покаялись. Но не было покаяния и никто не прислушался к пророчествам. А к Ионе прислушались, и город был спасен.

Что такое государство? Для чего оно нужно? Чтобы на земле не было ада. А Церковь нужна, чтобы показать дорогу в рай. Государство сдерживает законным образом бесовский беспредел в человеке, который говорит словами Достоевского: «Если нет Бога, то все возможно». Это пережили наши прародители.

Пророчества иногда бывают в стихах, в песнях. Поэты очень часто пророчествуют. В песнях Высоцкого можно через слово увидеть какие-то интересные движения духовности; на песни надо всегда смотреть с духовной точки зрения; как бы поставить стеклышко и рассматривать, что здесь интересного сказано.

– Мы настолько желаем узнать свое будущее, что и в песнях Высоцкого, и в стихах Пушкина пытаемся узнать какие-то приметы будущего…

– … Мы не хотим смерти. Но смерть грешника люта; к сожалению, этот интерес к будущему заключается не в том, чтобы покаяться именно сейчас. Потому что мы живем настоящим, живем сейчас, в данную секунду и есть настоящее. Будущее еще не наступило, оно каждый раз отступает на секунду, как и прошлое. Если мы будем заглядывать в будущее, мы потеряем настоящее.

– Но прошлое мы должны понимать.

– Прошлое мы должны воспринимать для того, чтобы иметь площадку для покаяния. Прошлое – это наши беды, проблемы, воспоминания о страданиях, уныние, которое оно нагнетает. Мы можем изменить прошлое только в том случае, если изменим настоящее. Это тайна времени, когда данная секунда называется вне времени.

Что такое крест? Посмотрите сверху донизу. Это линия от Севера на Юг и с Запада на Восток. В центре ноль. Но в центре Христос, и тогда все смыкается только на Кресте: все времена, ветра, природные явления находятся в этой точке икс, это Христос.

– Я думаю еще о том, что когда тебе 10 лет, кажется, что жизнь бесконечна, когда 55 – другие мысли. Но самое интересное, что чем моложе, тем сильнее хочется знать свое будущее; чем старше, тем меньше хочется знать. Это что?

– Дух молодости вечно растущий, как деревце, барашек или лошадка, которой надо скакать по прериям, «мои мысли – мои скакуны». А мудрый конь стоит спокойно, жует и смотрит на всю эту беготню, мол, куда вы все торопитесь?

– Наша Церковь состоит из пожилых людей, молодых мало. Но все прихожане по-разному относятся к Воскресению Христову и по-разному говорят: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Насколько нас всех объединяет желание узнать свою жизнь, свой конец? Не грешно ли это?

– Знать о своем конце не нужно, ведь мы бессмертны. Надо раз и навсегда это запомнить. Это же не психологический опыт, когда стоишь перед зеркалом и повторяешь: «Я бессмертный…»

Мы верим в Воскресение Иисуса Христа, это твердая вера, и на этой твердой вере возникло христианство, Церковь, апостолы. Первая проповедь о Воскресении Христа была у апостолов: они шли и говорили, что Христос воскрес! Как воскрес? Даже апостолы сначала не верили в это. Второе тысячелетие приходит к нам весть о Воскресении.  Апостол Павел говорит: если Христос не воскрес, то наша вера тщетна, мы напрасно умираем. Если Он не воскрес – мертвые не воскресают; а если Он воскрес, то и мы все воскреснем. Мы воскреснем – значит, смерти нет; она взята на Крест.

Смерть побеждена смертью Христа. Это и есть пророчество, исполнение пророчества, и мы становимся этими пророками, говоря друг другу: «Христос воскресе!»

– Воистину воскресе!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Елена Кузоро и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать