Беседы с батюшкой. Как принять несправедливость. Иеромонах Пимен (Шевченко). 14 июля 2023

14 июля 2023 г.

Сегодня у нас в гостях иеромонах Пимен (Шевченко), насельник Череменецкого Иоанно-Богословского мужского монастыря, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в жилищном комплексе «Покровское».

– Тема сегодняшней передачи: «Как принять несправедливость». Все мы мучаемся этим вопросом. Мы не можем принять несправедливость, это порождает обиду. Более того, несправедливость нам кажется столь вопиющей, что мы готовы обсуждать это где угодно: в социальных сетях, разговорах. Как правило, мы говорим о том, что несправедливо поступили по отношению к нам, и редко задумываемся о том, что поступили несправедливо по отношению к другому человеку. Как правило, это личная история. Мы редко говорим о справедливости, если только вопрошаем: «Где же справедливость?» То есть опять говорим о несправедливости. Мы требуем от Бога, чтобы Он был справедлив. В произведении Пушкина «Моцарт и Сальери» есть такие слова:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма...

Так говорил Сальери, который, судя по литературному произведению, поступил очень несправедливо по отношению к Моцарту.

Вопрос о том, как принять несправедливость, заставляет нас выработать свое отношение к этому чудовищному, на мой взгляд, факту, который мы называем несправедливостью. Как же принять несправедливость?

– Этот вопрос необходимо разделить в нескольких плоскостях. Есть понятие политической справедливости и несправедливости. Есть понятие социальной и даже экономической справедливости и несправедливости. И есть понятие личной справедливости и несправедливости.

Если говорить о государственной справедливости или несправедливости, то это дело для христианина далекое. Хотя и близкое, потому что мы живем в государстве, в социуме, поэтому государственная справедливость очень важна. Но она затрагивает большой пласт, большое количество людей.

Социальную справедливость или несправедливость мы можем видеть, даже гуляя по городу. Например, едет человек на инвалидном кресле, но нет пандуса, чтобы куда-то спуститься или подняться. Это доставляет дискомфорт. И это некая социальная несправедливость для такого человека.

Экономическая несправедливость проявляется, например, в том, что люди работали одинаково по времени, занимали одинаковые должности, а пенсии получают разные.

Что касается личной несправедливости, то это вопрос, который для меня как христианина (и священника в том числе) вообще не должен стоять. Как ни удивительно, я никому не советовал бы искать личной справедливости в этом мире. Справедливость очень часто подменяется понятием правды Божией. Вы правильно заметили, что очень часто люди, когда им причиняют неудобства, обиду, какой-то ущерб, мысленно смотрят в небо и просят Бога отомстить, просят некой Божественной справедливости. Но мы забываем о том, что, если просим Божественной справедливости для кого-то, значит, должны просить ее и для себя в том числе.

Хотели бы мы жить в мире Божественной справедливости, где за каждое доброе дело получали бы благое воздаяние, а за каждый грех – наказание? Грехи бывают разные. Готовы ли мы жить в таком присутствии Божием, когда наш смертный грех может привести нас к неминуемой сиюсекундной смерти?

Поэтому, наверное, лучше перевести свой внутренний взор от понятия справедливости к понятию правды Божией и посмотреть на то, как Господь, творя, созидая и содержа наш мир, проявляет Свою правду Божию, Свою Божественную справедливость. Как Он милосердствует по отношению к нам, как долготерпит, как проявляет заботу о каждом из нас, давая каждому возможность прожить жизнь, подавая на этом жизненном пути добрые примеры покаяния, исправления, преображения.

Всякий человек, который ищет справедливости, должен задаться вопросом: хочет ли он справедливости к себе? Если нет, тогда, наверное, необходимо пересмотреть свои представления о правде.

Безусловно, у каждого из нас бывает состояние, когда обида грызет изнутри; она, как червь, съедает нас. Это внутренний ад, по-другому не назовешь. Нередко в своей жизни встречаюсь с людьми, которые рассказывают, что имеют какую-то обиду, которая перерастает в ненависть. Они даже спать не могут! Отойдя от земной суеты, ложатся спать, закрывают глаза – и накатывает состояние обиды: они вновь и вновь начинают прокручивать ситуацию, вновь и вновь вводя себя в состояние ада и ужаса. Ведь что происходит с человеком в этом состоянии? Человек начинает себя жалеть. Корень обиды, некой неисполненной справедливости в саможалении: «Я же такой хороший, такой замечательный...»

– Это гордыня.

– Конечно, это проявление гордыни. Гордыня – это прекрасный алмаз, в котором столько граней! Очень часто мы воспринимаем гордыню так: «Я самый лучший, самый прекрасный, великолепный». Вспомните, что побудило Денницу отойти от Бога? Почему он восстал против Бога? Из-за гордыни. Но что видел Денница? Мы читаем в Священном Писании: все, что творит Бог, есть хорошо. Значит, Денница хотел, чтобы было по-другому, чтобы было плохо, поэтому восстал против Бога. Он в самом себе хотел делать все плохо, говорил, что будет по-другому: было хорошо – будет плохо.

Есть люди, которые живут в таком состоянии: «Я ужасный, я плохой, я негодяй». И человек испытывает это состояние не из-за раскаяния за соделанные грехи, а только потому, что ему хочется как-то выделиться, а другого способа нет, кроме как называть себя плохим. И это тоже грань гордыни.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Есть такое высказывание, что правда – это устраивающая человека версия. Поэтому у каждого своя правда. Поскольку, как сказано, справедливости нет ни на земле, ни на небе, человек останется неудовлетворенным и все равно будет искать справедливости. Получается тупик».

– Не совсем так. Мы привели в пример произведение Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери», где говорится о том, что нет правды ни на земле, ни выше. На самом деле некой общей справедливости, которая удовлетворила бы всех, на земле мы не найдем. Приведу простой пример. Суд судит преступника. Есть потерпевший. Преступнику выносится приговор. Потерпевший будет считать, что срок маленький, а преступник будет считать, что срок слишком большой. Для одних наказание будет недостаточно жестким, а другой будет считать, что наказание чересчур жестокое. То есть какой-то общей справедливости нет. Это естественно. Как сказал пророк Давид, всяк человек ложь. Не потому, что человек лжет, а потому, что у нас свое восприятие, испорченное человеческим грехом, оно несовершенно.

А вот у Бога есть справедливость. Эта справедливость настигнет всех нас в одночасье на Страшном Суде Божием. И очень страшно столкнуться с этой Божественной справедливостью.

Что касается правды, то у многих людей своя правда. Но правда должна настраиваться, выстраиваться камертоном Евангелия. Понимаете, правда очень тесно связана с понятием совести. Совесть – это прекрасный, замечательный инструмент, данный нам Богом. Но этот инструмент требует настройки.

Приведу самый распространенный пример из нашей совсем недавней истории. Приходят пожилые женщины на исповедь и каются в грехе аборта. И бывает не один аборт, а два, три, пять. Спрашиваешь: «Почему так много?» Женщина говорит: «Я же на заводе работала, работать надо было. Забеременела, шла к врачу, он давал направление, и я делала аборт. Две недели отдыха – и снова к станку, чтобы от производства не отрываться». Спрашиваю: «Совесть-то мучила?» Она отвечает: «Нет, простая операция». Людям внушили, что это не убийство, а некая норма.

Другой пример. Есть нормальная экономическая модель: где-то что-то производят и привозят туда, где этого товара нет, но с наценкой. Обычные рыночные отношения. В советское время это называлось спекуляцией и считалось бессовестным. Вроде бы что бессовестного в том, что человек привез и продал с наценкой (за дорогу и свою работу)? Ничего в этом бессовестного нет. Но в советское время людей пытались убедить, что это бессовестно, и была уголовная статья за это.

Видите, как пытались переформировать, перенастроить совесть. Совесть – это инструмент. И есть камертон – Священное Писание, Евангелие. Если мы с детства настраиваем свою совесть по Евангелию, то совесть будет формировать евангельское понимание правды. Люди, которые живут в одном социуме, в одной христианской общине (я сейчас не подразумеваю общину какого-то отдельного храма, а говорю обо всех православных христианах), которые настроили свою совесть по Евангелию, имеют единое представление правды, один взгляд на правду. Соответственно, можно сказать, что есть понятие правды Божией в их жизни.

– Вопрос телезрителя из Гатчины: «Как-то придя на исповедь, я стал говорить о несправедливости. И батюшка мне сказал, что там, где справедливость, нет любви. Нам чаще надо вспоминать страдания Господа нашего Иисуса Христа на кресте. Можно ли научиться так же любить своих обидчиков, как Господь? Он, претерпевая страшные мучения и страдания, искренне просил Отца Своего о том, чтобы Он помиловал их и простил».

– Так и есть: где есть желание справедливости, там нет любви. Господь перед Своими страданиями пришел в Иерусалимский храм, разогнал продающих, опрокинул столы менял. Перед этим Он проходил мимо смоковницы и, не найдя на ней плодов, проклял ее. Когда они шли обратной дорогой, апостолы заметили, что смоковница засохла.

Господь ведь на самом деле этим показал, что Он может сделать с теми, кто не приносит доброго плода. Разве Он не мог иссушить на месте тех первосвященников, которые оскорбляли Его, предавали на смерть, или тех воинов, которые вели Его на Голгофу? Мог, но проявил Свою Божественную любовь. Любовь выше справедливости.

Как научиться так любить – большой вопрос. И это большой-большой труд. В первую очередь мы должны понимать: когда есть обидчики, в нас живет мысль о той ситуации, которая с нами произошла. Как известно, мы мыслим не словами, а образами; так устроен человеческий мозг. Еще древние отцы указывали на то, что бесы, чтобы искушать людей, подают прилоги. Что означает слово «прилог»? Сейчас мы можем сказать, что это некий образ. Они подкидывают нам некий образ, а дальше мы своим умом видим этот образ и начинаем принимать его, начинаем его мыслить. У нас возникает мысль, потом желание, потом мы начинаем мечтать, как надо было поступить в тот момент, что сделать, как мы отомстим. И все это приводит нас в состояние какого-то внутреннего гнева, ада.

Чтобы избежать этого, нужно научиться отсекать от себя прилог именно в тот момент, когда мы осознали, что этот прилог от беса. Посмотрите на детей. Бывает такое, что родители наказывают своего ребенка, а ребенок вовсе и не виноват. Например, я старший брат в семье, у меня есть младший брат, и иногда мне за него влетало. Но ведь ребенок не испытывает никакой обиды: ну, поставили его в угол, потом позвали кушать, поговорили – и все забывается, улетучивается. Не привык детский ум к обиде. Обиды – это возрастное; это приходит с человеческим греховным опытом. Если мы знаем, что в нашем сердце, в нашем уме не формируется обида, то мы должны четко понимать, что она формируется извне, и отнюдь не ангелами Божиими, а их врагами – бесами, которые подкидывают нам прилоги.

Очень сложно с самого начала отбивать эти прилоги, эти образы. Иногда человек, уже приняв мысль, уже мечтая, осознает, что он попался в эту ловушку. Остановись, отрекись от этой мысли. Скажи: «Мысль, отрекаюсь от тебя, ты не от Бога, ты от дьявола. Отрекаюсь! Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного, очисти ум мой, очисти сердце мое, дай мне любовь». Вы думаете, Бог не даст?

Когда Господь шел на Голгофу, Он упал под тяжестью креста, и подошел некий человек и помог Ему поднять Его крест. Вы думаете, что Христос нам не поможет поднять наш крест? Ведь внутренняя обида, искание справедливости – это наш крест. Неужели, если мы попросим Христа помочь нам, Он нам не поможет? Поможет.

Мы будем падать много раз в своей жизни, и обида будет к нам возвращаться. Но если каждый раз мы будем отрекаться от этой обиды, от этой мысли и ловить себя все ближе и ближе к состоянию прилога, который нам подбрасывает бес, тем меньше ада будет в нашем сердце. И бесы, видя, что их труд напрасен, постепенно отойдут. Но это возможно только с осознанием и молитвой.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Нам часто кажется, что Бог несправедлив к нам. Но ведь Бог заботится больше не о нашем физическом здоровье, не о нашем благополучии, а о нашей душе и ее спасении. Так, может быть, стоит заглянуть в свою душу и увидеть, что в ней не так? Тогда, может быть, и в жизни что-то изменится, и уже не будет казаться, что Бог к нам несправедлив. Хотелось бы услышать Ваше мнение».

Телезрительница сейчас абсолютно точно процитировала Паисия Святогорца. Именно об этом он и говорил.

– Старец Паисий имел дар рассуждения. Его нередко спрашивали о том, почему даже верующий человек, христианин, испытывает различные несправедливости в своей жизни. Знаете, сложно как-то позитивно ответить на этот вопрос и сказать, мол, если мы посмотрим в свою душу и что-то изменим, все станет хорошо и справедливо в нашей жизни. Нет. Огромное количество святых – пример тому: насколько бы человек ни был приближен к Богу, насколько бы ни был свят, несправедливости не обходят его.

Господь в Своей Нагорной проповеди говорит для всех нас очень важные слова: Блаженны изгнанные правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. Не нужно жить в понимании того, что Бог дает нам какую-то несправедливость, ниспосылает нам какие-то неурядицы, наказывает нас. Нет; это отнюдь не всегда так. Просто мы зачастую выстраиваем взаимоотношения с Богом как «я и Бог». Но на пути от меня до Бога длинная дорога, и там бесы выкапывают ямы, накидывают мусор и всячески стараются если не увести с этого пути на другой, то, по крайней мере, как можно дольше задержать нас на этом пути приближения к Богу.

Всегда, когда у вас возникает состояние некой удрученности, некоего уныния, откройте Книгу Иова. Вот праведник, которого постигают неимоверные кары. За что? Он грешен? Нет. Только потому, что Господь его испытывает, дьявол (именно дьявол, не Бог) ниспосылает на него различные болезни и невзгоды.

И если вы чувствуете на себе жизненные удары, которые приводят вас в состояние уныния, возрадуйтесь – вы на правильном пути. Поверьте, человеку, который не идет к Богу, дьявол не будет чинить никаких препятствий. Все главные орудия, которые он использует, направлены только на верующих православных христиан. Поэтому тут как раз для нас с вами блаженство: если мы гонимы, будучи правы, значит, правильной дорогой идем в Царство Божие.

– То есть нам нужно изменить отношение к несправедливости. Тогда мы будем способны увидеть ее другими глазами и стать выше этой беды. Для Иова это была действительно нескончаемая беда. Даже жена ему говорила: «Похули Бога и умри». Но он этого не сделал. Можно ли сказать, что если не изменить отношение к несправедливости, это может быть хулой на Бога?

– Нет, все-таки хула на Бога – это очень точное евангельское понятие, и оно относится именно к тому, что люди отрицают, что Бог является Подателем всякого блага.

– Но если человек обвиняет Бога, что Он поступает несправедливо по отношению к нему, соответственно, он хулит Бога...

– Я буду адвокатом такого человека и скажу, что человек в этом случае все равно осознает, что всякое благо исходит от Бога, но в его жизни происходит и что-то худое, Господь попускает случиться чему-то дурному. Это естественное состояние человеческой жизни; так или иначе в жизни каждого человека есть горе и утраты.

Посмотрите на Священное Писание: первая смерть, с которой мы сталкиваемся в Ветхом Завете, – это ведь смерть не Адама, не Евы, не их старшего сына Каина, а любимого младшего сына Авеля. Какая трагедия! Адам, который осознавал и чувствовал, что он был создан для вечной жизни, для вечного блаженства, вечной радости, сталкивается с неимоверной утратой любимого сына. А в Новом Завете первая смерть – Вифлеемские младенцы.

Если жить в состоянии справедливости и желать справедливости, зачем тогда читать Священное Писание, ведь оно переполнено какой-то несправедливостью, человеческой, приземленной, плотской, я бы сказал. Важно ведь не то, что на поверхности, а то, что внутри.

Телезрительница очень мудро заметила, что Богу важно спасение нас в вечности, а не в сию секунду времени. Господь абсолютно неведомыми для нас путями попускает какую-то несправедливость только для того, чтобы человек, пройдя через горнило этих испытаний, очистился. Самое важное очищение в том и состоит, чтобы не иметь в себе злобы, научиться любить, подражая Христу. Мы не сможем любить так, как любил Бог, но подражать Ему мы должны.

Преподобный старец Паисий Святогорец (недавно был день его памяти, он почил в день первоверховных апостолов Петра и Павла) как-то сказал очень мудрую фразу: «Видя несправедливость этого мира, я бы, наверное, сошел с ума, если бы не знал, что последнее слово за Богом».

Мы должны жить именно в восприятии того, что не нам судить. Христианская справедливость в том, чтобы я поступал справедливо по отношению к своим ближним, справедливо по правде Божией, то есть делал добро, миловал, любил. Господь хоть кого-то в Евангелии осудил? Никого. Он Сам сказал: «Я пришел не судить мир». Суд оставим на потом; постараемся быть справедливыми в любви, а не в суде. Это, наверное, самый главный вывод, который мы как христиане могли бы извлечь из сегодняшнего нашего рассуждения о теме справедливости.

– Несправедливость и справедливость – это слова, которые мы больше всего употребляем. Можем ли мы каким-то образом исключить из своей христианской жизни размышления о справедливости и несправедливости, чтобы жить просто в мире и ни в коем случае даже не помышлять о суде?

– Не можем только по одной простой причине. Мы должны размышлять о справедливости и несправедливости, но относительно своих действий, не размышляя о справедливости и несправедливости других людей. Вот тогда наша жизнь станет важной для нас самих, потому что тогда мы будем думать о том, справедливо или несправедливо поступаем мы. Вот это важно. То, как поступают с нами, – это второстепенно. Ведь на справедливый Суд Божий мы придем с нашими грехами, а не с грехами наших родных, близких или дальних людей.

– Сколько раз в литургии мы слышим слова: «Мир всем!»

– Это состояние, которое мы должны передавать людям.

– Спасибо Вам, что нашли возможность приехать. Наши телезрители спрашивают, куда Вы пропали из передачи «Читаем Евангелие вместе с Церковью».

– Немножко здоровье подводит. Подлечимся – Бог даст, вернемся. Если, конечно, я буду нужен и Богу будет угодно. Вы даже не представляете, дорогие мои, как я скучаю по этой студии и по тем ребятам, которых вы не видите, но которые очень много делают для нашего православного телеканала «Союз»...

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать