Беседы с батюшкой. Христианин и деньги. Священник Олег Патрикеев. 21 декабря 2023

21 декабря 2023 г.

В студии священник Олег Патрикеев, настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Ленинградской области, ответственный за миссионерскую работу в Выборгской епархии.

– Тема передачи: «Церковь и деньги, христианин и деньги». В наше время в ней возникают какие-то новые аспекты. Тема особенная. Я бы еще задал вопрос про деньги и праведность, пожертвования. В нашем лексиконе есть слово «праведность», оно нам понятно, но есть еще одно, которое мне очень понравилось, когда я искал информацию по поводу денег и этого служения: «правильность». Правильность человеческого отношения к деньгам. В одной проповеди я услышал, что христианин должен держать кошелек открытым для Церкви. Тогда это очень резануло, но потом я понял, что другого и быть не может, но это не означает, что я должен отдавать все и отбирать кусок хлеба у своих детей. Вопрос вопросов.

– Вопросов много. Сразу разочарую, мы не будем сегодня поднимать тему финансов Церкви, чтобы не было звонков по этому вопросу. И хочу сказать, что понятия Церкви и денег не антиподные. Они не могут противоречить друг другу, потому что деньги – это инструмент, эквивалент наших отношений, который установлен не вчера.

Мы будем говорить о деньгах как об одном из средств передвижения в Царство Небесное. Конечно, можно отнестись к этому философски. Но давайте начнем с самого начала. Деньги имеют отношение к купле-продаже. В нашем уме складывается: если у меня есть деньги, то я могу что-то купить. Как в мультфильме: чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное.

Давайте, как всегда, отмотаем назад, в самое начало Библии. Когда была совершена первая купля-продажа? Она присутствовала еще в раю: Адам вместе с Евой продали свое бессмертие за уловку дьявола. Именно тогда произошла серьезная ошибка человека, который, имея дар бессмертия и созерцания Бога, продал его, можно сказать, за какую-то полушку. Обещанного царства Адам так и не получил, он не стал богом, о котором говорил сатана, а Ева не стала богиней.

Но эта мысль, что можно стать богом без Бога, стала присутствовать в человеке. И мы видим грехопадение всего человечества. Это главная затея дьявола. Оказывается, как мы знаем от святых отцов, он, как обезьяна, пародирует, паразитирует и предлагает человеку стать похожим на него.

Был потерян образ, который стоил очень дорого. И мы знаем цену выкупа этого образа через тысячелетия. Еще в раю Еве было сказано, что от нее родится семя, которое сотрет главу змия. Это семя есть Христос. Позже Бог Отец выкупает человечество, отдавая Своего Сына на крестную смерть. Это обратный выкуп.  

Теперь посмотрим на финансовые отношения. Они так и остались в нашей голове, что, оказывается, можно что-то продать, что-то купить. Взаимоотношения опять же берутся с самого начала, с первых людей, с отношений Бога и человека. Первые приношения Богу сделали Авель и Каин. Что такое жертва? Это что-то материальное. Они говорят: «Спасибо Тебе, Господи». Как и мы обычно говорим спасибо за доброе дело. Хоть это.  Первая попытка человека общаться с Богом была посредством человеческой жертвы, то есть не самого человека, а жертвы, которую приносили первые дети Адама – Авель и Каин. И даже здесь мы видим, насколько грех уже вошел в человеческий ум, насколько жертва Каина была нечиста. Поэтому она и не была принята Богом. Не потому, что Он что-то там отверг, нет, Он же смотрит в сердце человека: с какой мыслью тот дает эту жертву. Авель, чистый по сердцу, дает Богу лучшее. Его научил папа. А Каин уже с хитрецой, уже с таким любопытством: а зачем отдавать Богу, если мы Его не видим? Можно дать немножко гниленькое. «На Тебе, Боже, что нам негоже» – есть такая поговорка на Руси. И вот это приводит к зависти, к разрушению общения и производит первую смерть. Каин приносит в жертву первого человека, но уже не Богу, а тому, кому он служит своими мыслями. Вот это страшно.

Потом мы смотрим на поколение Каина. Оно проклято, у Каина до сих пор есть печать, которая не смывается: «человекоубийца». Мы видим, что в этом поколении развиваются именно финансовые отношения. Происходит постоянная оценка другого человека, его умения, труда. Это становится естественным для всего человечества.

Деньги – это инструмент. Они как вода: руки помыл, а лицо не успел – уже утекли. Ну что ж делать?  Нужно создать какую-то основу, твердый фундамент, на что нам опираться, что же главное в нашей жизни. Ведь все-таки финансовый успех и благополучие обеспечивают какую-то свободу, по крайней мере, в передвижениях, в питании, в чем-то еще.

Но в то же время у денег есть какой-то удивительный притягательный момент. Мы помним наши сказки, у Пушкина, например: «там царь Кащей над златом чахнет». Все это говорит о каком-то удивительном свойстве денег притягивать душу человека. Значит, за этими деньгами есть еще какая-то субстанция, которая придумала эту финансовую парадигму и дает человечеству совсем другой, ненужный смысл для проживания.

Да, мы не можем отказаться от финансов, они уже включены в нашу систему жизни, но вдруг приходит Иисус и говорит другие слова: ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Ваше сердце с финансовой системой? Не вопрос, это ваш выбор. Либо ваше сердце ищет Царства Небесного, тогда приложатся и финансы, и успех, и так далее. Это будет приложено для того, чтобы возрасти. Этот путь к Царству Небесному может быть также усеян сеятелем, который сеет и слово, и какие-то пожертвования, и так далее.

Жертва Богу – дух сокрушен.

– Это уже высота человеческого общения с Богом. Господь говорит: приобретайте себе друзей богатством неправедным. У нас нет праведного богатства. Все, что мы здесь заработали, не наше. Вот в чем самая главная ошибка всего человечества: мы думаем, что это наше, а потом еще это продаем или отдаем кому-то в рост. Кстати, Закон Моисея запрещал давать в рост своим собратьям, то есть тогда не было никакого процента. И, оказывается, на Востоке до сих пор есть банки, дающие деньги без процентов.

– Это звучит как сказка.

Вопрос от телезрителя: «Если Бог наблюдает за тем, как мы распоряжаемся деньгами, то как относиться к тому, что человек дает деньги в долг на помощь беженцам?»

– Все зависит от самого человека. Мы не можем ни в коем случае его судить. Это его абсолютное право: дать или не дать. Если бы мы жили, например, в то историческое время, когда была десятина, не дать ее было грехом. Вообще было три десятины на самом деле. Моисей написал о трех десятинах: на храм, на путешествия в Иерусалим и беднякам.

Есть такая фраза: «Давая в долг, не требуй это обратно» Вот тогда ты будешь христианином. Оотдали – отдали, не отдали – считай: «Спасибо, Господи, что взял деньгами». Так говорят наши друзья с Востока.

– Все мы пользуемся инструментами этого самого финансирования. Ипотека, например. С нас берут деньги за то, что мы не вовремя заплатили за квартиру. И выстраиваются те финансовые отношения, в которые мы выступаем уже по привычке пользования инструментом, который был запрещен как ростовщичество. Мы и сами участвуем в этом, когда размещаем деньги в банке, который предлагает нам целых 12% годовых. В этом случае мы тоже хотим заработать деньги и даем их в рост.

– Это очень сложно, мы не можем здесь подвести общую черту. Нет сейчас такого духовного закона не брать ипотеку. Ипотека – это рабство. Но выбор за тобой: хочешь быть рабом 25 лет, не вопрос: иди и паши. Тебе нравится быть рабом квартиры, в которой в одну комнату ты положишь часть своих курток, в другую собачек и кошек, а на кухне останется немного места для того, чтобы помолиться.

– Если еще доживешь до этого времени.

– Да. Но если бы был такой духовный указ, что это зло и неправильно, тогда люди как-то думали бы об этом. А сейчас мир уже сошел с ума. Сейчас это мир потребления, который вошел в нашу жизнь очень быстро и легко. Раньше, в советском обществе, у нас не было мыслей о накопительстве, потому что ничего не было.

– Люди, которые занимались этим процессом, были всегда, и в Советском Союзе тоже. Другой разговор, что все были более-менее равны.

– И мысли не было об обогащении. Во-первых, был закон, что ростовщичество – это не то чтобы грех, но этим нельзя заниматься. Покупка доллара – сразу тюрьма, купил, продал, спекуляция – тюрьма. А сейчас для нас это стало естественным. Ну, мы-то помним старые времена, поэтому у некоторых людей даже происходит какое-то небольшое смущение.

Такое отношение к деньгам… Мы должны понимать, кто стоит за этим притяжением, кто притягивает нас к этом мифу, к этому золотому тельцу.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Скоро светлый и радостный праздник Рождества Христова. Что можно принести в дар рожденному Богомладенцу?»

– Бальзам на душу от этого вопроса, тяжело говорить о деньгах. Моментально у людей тысячи вопросов: «Что же нам теперь – не работать, не иметь денег?» И так далее. Деньги – это не зло, но могут быть и злом. Мы говорим как раз о том золотом, царском пути, который человек должен установить в своей жизни в первую очередь с помощью духовника. Все люди разные: кто-то богатый, кто-то бедный, и у всех должны быть духовники, которые будут подсказывать, как богатому не упасть и не возгордиться, а бедному не завидовать. Ведь это все взаимосвязано. А потом происходит революция: верхи уже не могут доплатить бедным, а те заточили зуб. Это очень трудно.

Что подарить Христу? Как поется? «Земля дала вертеп, звезда на небе указала путь, волхвы дали дары свои: золото, ладан и смирну». А что человек может дать, кроме своего сердца? Недаром Христос рождается в пещере. Это прообраз нашего темного царства, где еще нет ни тепла, ни лампочки, ни огонька. Он рождается в холоде, в нищете, такое и есть наше сердечко без Христа. Можно предоставить Ему свое сердце, сказать: «Господи, вот мое сердце, похоже на хлев, родись там немножечко, хоть загляни в него, а я постараюсь быть получше, и посветлее станет в моем сердце. С Тобой мне уже будет не страшно жить в этом мире».

Лучшее, что мы можем подарить, – это поучаствовать в литургии. Это лучшая благодарность Богу. «Евхаристия» в переводе с греческого «благодарение». Один из прокаженных вернулся благодарить Бога – это ведь прообраз: он вернулся совершить Евхаристию. Может быть, он потом стал священником, мы не знаем о его жизни, тем более что это был самарянин.

– Язычник.

– А пришел благодарить, сказать: «Евхаристо поли» (по-гречески «спасибо большое»). Поэтому дарите свои сердца Христу, чтобы Он в них дал свет.

– А можем ли мы молиться Богу о материальной помощи?

– Можем.

– Мы просим у Господа: «Господи, помоги мне пожалуйста, мне очень нужны деньги»?

– В молитве «Отче наш» тоже про деньги. «Хлеб наш насущный». Дай мне хлебушка. И к нему все прилагается. Хлеб всему голова. В слове «хлеб» мы, конечно же, видим и прообраз Самого Христа в первую очередь. Хлеб насущный, который насыщает нас вечной жизнью. Но это также и хлеб земли, который дается нам посредством нашего труда, опыта, учебы, отношений и возможности приумножать дары и таланты.

Таланты – это тоже символ финансовых взаимоотношений. Талант – это израильские деньги. Кстати, хорошие по своей себестоимости. Надо рассматривать это через призму того, что таланты надо приумножать, это духовный рост. Можно назвать много примеров. Например, деторождение. Господь дает детей, это вложенные таланты. Женщина спасается чадородием, она воспроизводит тот потенциал, который в ней есть. На свет появляются хорошие, добрые люди, которые дальше будут продолжать приумножать веру.  

– Вопрос от телезрительницы Юлии из Москвы: «Сейчас внедряется очень много технологий, мне лично это очень удобно. Медицинские электронные карты и документы, «Госуслуги» и так далее. Мы отходим от наличных денег. Все это очень удобно. Но есть люди, которые в Интернете очень активно призывают сопротивляться этому, то есть платить наличными везде, где только возможно, и так далее. Стоит ли переживать, что таким образом мы приближаем конец света? Этими людьми нагнетается какой-то страх, что мы делаем себя рабами, отдаем свои данные и так далее».

– Христос ответил так на вопрос, давать ли деньги кесарю: Чье это изображение и надпись? Надо посмотреть и сразу это разделять. Богу Божье, то есть душа и все, что принадлежит ей: возвышенная молитва, дела милосердия, все наши плюсовые качества. А финансовая система… нет абсолютно никакой разницы, в какой валюте ты заплатишь за тот товар, который хочешь приобрести: электронные деньги или наличные. В советское время были люди, которые разрушали Церковь, предтечи антихриста.

– А на деньгах Ленин был нарисован.

– Да, красненькие червонцы. И ничего же? Люди их и в церковь носили и не делали из этого какого-то помешательства. И доллар у нас в ходу, там вообще масонские изображения.

Система финансов не должна касаться души. Как только коснулась, как только начинает тебя тревожить – это страсть. «Ах, как приятен этот золотой, положу еще один в свой седьмой сундучок». Это сребролюбие, в переводе: «люблю серебро». Люблю золото – «золотолюбие», люблю шмотки – «шмотколюбие». Разницы нет. Это страсть. Ум скажет: «Да как это страсть? Я хочу обеспечить свою семью». Это нормально. Страстями можно пользоваться. Эти страсти, которые даны нам практически для проживания, выживания, можно использовать в правильном русле. Гнев, который мы обращаем на людей, можно обратить против какой-то страсти, против своего духовного несовершенства. «А что ж я так плохо поступаю с людьми?» Погневайся на себя и посмотришь, как тебе захочется стать лучше.

От каждой страсти есть свои лекарства. Сребролюбие проверяется очень просто: через пожертвование. Посмотри, сколько ты можешь пожертвовать. Мне очень понравилось, как отвечал на этот вопрос отец Дмитрий Смирнов. «Проверь себя на вшивость: сколько ты можешь не глядя положить в коробочку для пожертвований. 100 рублей положишь? Молодец. Жалко 100? Ну вот жалко-то где вылезает. Положи 50, но пойми, что тебе 100 уже жалко». Потом ты поймешь, что все, что ты вложишь, отзывается абсолютным возвратом, приумноженным, очищенным. Жертва в храм очищает твой заработок. Я не знаю праведного заработка. Может быть, только учителя, врачи, военные, которые днем и ночью отдают свои жизни работе. Это призвание.

Я знаю людей – настоящих бессребреников. Есть у них деньги значит есть, нет денег нет. Апостол Павел говорит: умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии. А ведь он был богатым, и все у него было в порядке, и жил он спокойно и верил, что это тоже одно из проявлений Промысла Божия.

Быть богатым это крест. Богат тот, кто дает от Бога. Он становится посредником между Богом и страдающими людьми. Через его руки может пройти столько добра, что даже невозможно себе представить. Одной маленькой курочкой можно спасти человека, не говоря уже о многодетных семьях или беженцах.

И это всё ваши вклады. Вы думаете, что когда вы даете кому-то деньги, вы даете их лично этому человеку? Если это так, то к вам всегда будет приходить помысел: «А не много ли я дал? И вообще нужны ли ему эти деньги?» Или вы говорите себе: «Я сейчас дам Христу». Христос не боится быть нищим, Он говорит: «Давайте нищим. Может быть, среди них нахожусь Я. Может быть, вы Мне даете эту свою копеечку».

– Я вспомнил притчу о богатом и Лазаре, который питался крохами с господского стола. И где они в результате оказались? Но иногда мы слышим мнение, что человек, живущий за чертой бедности, то есть нищий, бомж, сам хочет так жить. И если он хочет такой жизни, то пусть так живет. Можно ли сказать, что Господь решает, кому жить в нищете, а кому в богатстве?

– Никакого предопределения здесь нет. Мы знаем, что богатым может стать с детства работающий человек. Я знаком с людьми, которые в детстве научились торговле, научились работать. Может быть, смысл их жизни был далеким от христианского, но потом этот опыт им пригодился.

Серафим Саровский говорил Мотовилову: «Ты можешь стяжать Духа Святого именно в том месте, где у тебя лучше идет купля-продажа. Ты видишь, что здесь у тебя лучше идет прибыль, здесь и совершенствуйся. Ты же умел торговать зимой солью, а летом рыбкой, то есть знаешь, где какой товар идет лучше». Это же касается и так называемых душевных, духовных товаров, которыми мы можем обладать. Мы можем их стяжать, как преподобный Серафим стяжал Духа Святого, конечно, не в таком высоком качестве, но, по крайней мере, в этом хотя бы будет смысл.

А насчет бедных и богатых – здесь уже определение самого человека. Конечно, когда человек попадает в беду, мы должны проявлять милосердие по отношению к нему, ведь именно нищие, а не богатые вводят нас в Царство Небесное. Апостол Иаков пишет, что когда мы видим богатого человека, мы идем ему навстречу, а о бедных забываем. Но мы должны понимать, что богатый пришел для того, чтобы пресвитер, священник рассказал ему, что нужно помочь нищим, и подсказал, как поделиться своим богатствам.

Помните слова Иннокентия Сибирякова из прекрасного фильма: «Помогите мне, я страшно богат!»? У этого святой жизни человека было огромное богатство, и он не знал, что с ним делать, пока не встретил духовника. Но самое интересное чем все закончилось.

Мы сейчас говорим о деньгах, а ведь когда-то они закончатся, и не в том плане, что закончатся сами купюры, а в том, что рухнет вся финансовая система. Об этом написано в Откровении Иоанна Богослова. Вавилонская блудница на звере багряном, которая блудодействует с царями земными, прожигая свою жизнь и жизнь людей, служащих ей, когда-то в один момент сгорит в огне, который Бог пошлет на нее.

Когда-то деньги перестанут существовать как система, и это будет уже в преддверии антихриста. Но мы ожидаем прихода Христа, а не антихриста, мы ждем Христа. Но перед этим произойдет именно это обнуление, апгрейд, и все эти кучи долларов просто негде будет сжигать. 

– Я вспоминаю Серафима Вырицкого, который всю свою жизнь, будучи очень богатым, жертвовал деньги и очень хотел стать монахом. И вот что интересно когда мы деньги превращаем в смысл нашего земного существования, мы обречены на служение деньгам. А если мы все-таки понимаем, что это только средство помощи другим людям, то мы сумеем победить мамону.

Согласен с Вами. Но служение мамоне это стремление к богатству, а не само богатство. А богатство это средство для достижения своей цели, может быть, даже цели милосердия. Здесь самое главное – идти царским, золотым путем. Не нужно сорить деньгами, как эти безумные новые русские, но и не нужно копить себе капитал.

Наши бабушки всегда оставляли себе немножечко денег на черный день, и нам можно оставить немного, чтобы показать свое отношение и к деньгам, и к своей смерти. И это вполне нормально. Это и есть тот золотой путь, когда ты можешь дать жертву Богу и жертву людям и в то же время стремиться к совершенству.

Умение распоряжаться деньгами есть далеко не у всех. Лично я боюсь денег, поэтому в своем храме я убрал все ценники. Но когда деньги появляются, я становлюсь жадным, потому сразу стараюсь их отдать. А нет денег – и слава Богу.

– Я очень рад, что мы сегодня поговорили на такую важную тему. Наши зрители тоже все время жертвуют телеканалу «Союз», и это очень благородная жертва. Отец Олег, благословите наших телезрителей.

Дорогие мои, Господь да благословит нам мудрость! Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать