Беседы с батюшкой. «Чудо Троицы. Дух Святой и мы». Священник Олег Патрикеев. 2 июня 2023

2 июня 2023 г.

– Тема сегодняшней передачи: чудо Троицы, Дух Святой и мы. Сегодня мы говорим о том, как понять и осознать Троицу, и о Святом Духе. Это разговор о том, как мы связаны с Троицей и со Святым Духом. Когда мы размышляем о Троице, на ум всегда приходит много примеров, каких-то интересных наблюдений. Каждый из нас, верующих людей, наверняка может рассказать о каком-то совершенно конкретном чуде, связанном с Троицей, которое произошло с ним. Вы уже шесть лет являетесь настоятелем храма великомученицы Варвары. Шесть лет – это уже какой-то рубежный срок. Наверняка для Вас день Святой Троицы – это тоже особый день, особое ощущение. Что для Вас чудо Троицы?

– Это великое откровение для всего человечества, которое умом не познать. Какие бы примеры мы ни приводили, какие бы природные явления мы ни подгоняли под свои умные рамки, никогда в жизни (мне даже кажется, что и после нашего отхода из этой временной жизни) мы не познаем Бога Отца как Он есть. Он открывается для каждого из нас. Участие Святой Троицы в нашем спасении в полноте раскрывается в евангельских откровениях. Потому что до Евангелия, до Нового Завета о Святой Троице как таковой не было открыто человеку. Хотя Библия на первых страницах Бытия нам открывает, что Святой Дух, Божий Дух носился над пространством, созидая его, как курочка над своими птенцами. Был такой образ. Но в Ветхом Завете Святой Дух не просматривается как Ипостась. Его трудно уловить. Если Ветхий Завет и насыщен действиями Святого Духа в различных ситуациях еврейского народа и жизни вообще самого человека, то в Новом Завете Он открывается уже в полноте как Ипостась.

Хотя прообраз Троицы прекрасен, когда Авраам встречает трех Ангелов. Здесь, конечно, мы можем просто прочитать это явление трех Ангелов. Тем более сейчас, когда икона «Троицы» возвращается в свои родные места, где она наконец-то будет «работать». Я всегда говорю, что икона не должна «прохлаждаться» или быть в каких-то отдаленных местах, где ее можно только посмотреть или сфотографировать. Потому что иконография предназначена для молитвы. Это откровение одного человека для всего человечества. Это не музейный экспонат, а сверхоткровение, которое дал нам Рублев. А то, что сейчас происходит, – это как раз явление Святого Духа в России. Это великолепно! Это всех радует. Я думаю, что уже с завтрашнего дня в Храм Христа Спасителя потянутся ручейки всего нашего православного народа, чтобы поклониться, поцеловать икону, чтобы прочувствовать действие Святого Духа как раз в историческом моменте нашей жизни.

По-моему, отец Павел Флоренский говорил, что Троица – это крест для ума человеческого. Может быть, здесь кроется какой-то особый подход к этому: надо полностью отказаться от своего разумного отношения к Троице? Неужели мы никак не способны осознать три Ипостаси в одном?

– Иконостас обычно венчают иконы Святой Троицы. Каждый раз на крещении, когда мы говорим: «Поклоняемся Отцу, и Сыну, и Святому Духу», я задаю вопрос крестным родителям о Святой Троице. Мы размышляем, рассуждаем. Я говорю: «Посмотрите, три Ангела – это ведь не три Бога, это не три какие-то неизвестные личности. Это Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Давайте посчитаем: сколько будет?» Все отвечают: «Три!» Я говорю: «Нет. Единый!» Единица. Не один, а единица. Даже в еврейском языке есть разные слова для слова «один», два разных обозначения единства. Об этом даже говорится в молитве о едином Боге у евреев: «Слушай, Израиль, Бог твой един есть». Един, а не один! Слово «один» отсутствует. Вот это единство как раз раскрывается в духовном союзе Бога Отца и Сына в Святом Духе.

– Вопрос телезрителя из Гатчины: «У меня вопрос по молитве Силуана Афонского. Там есть такие прекрасные слова: «Господи, дай Духа Святого на землю, чтобы все народы познали Тебя и научились любви Твоей». На земле ведь есть народы, которые вообще ничего не знают о Святой Троице. Что Вы думаете об этих прекрасных словах?»

– Буквально совсем недавно я прикладывался к главе святого Силуана и вспоминал эти строки. Потому что книга про Силуана Афонского, написанная архимандритом Софронием Сахаровым, – это одна из моих любимых книг. Передать его молитву за весь мир смог только его ученик в своих откровениях о том, как видеть Бога как Он есть. Очень даже удивительны его строки. Вот он размышляет, как можно молиться за всего Адама. Мы знаем, что откровением самого преподобного он увидел Христа в Духе Святом. Это единственное, как мы вообще можем познать духовное состояние и самого себя: свою греховность, свое рождение свыше.

Любая духовная ситуация происходит только в Духе Святом. Если мы этого ничего не видим, если нас это не касается и мы не чувствуем в себе никаких изменений, а просто идет какая-то «ровность», значит, Дух Святой отошел на какое-то время. Ведь у нас же была первая любовь, когда каждый из нас встретился с Духом Святым, может, во время проповеди батюшки, может, во время покаяния коснулась благодать Святого Духа. У каждого из нас есть свой опыт. Вот эта благодать после Причастия, которую мы пытаемся сдерживать в себе, и есть как раз стяжание Святого Духа. А вот молиться за всего Адама, за весь мир было, наверное, возможно только для святых. Нам бы помолиться за себя, за свою семью, за своих близких. Некоторые даже уже боятся молиться за других. Потому что понимаешь: если человек не ходит в храм, то как «тянуть бегемота из болота», если он сам туда провалился и не хочет, чтобы его вытаскивали. Как написано у святых отцов, если ты дашь руку человеку, который находится в болоте, то утонешь сам. Дай ему палку, пускай он выкарабкивается. Здесь тоже надо иметь рассуждение.

Эта молитва приводит в духовный восторг. Я так не могу. Я хочу, чтобы все познали Бога через Духа Святого, но, увы, мне бы самому Его познать, удержать Духа Святого, который сходит на священника во время рукоположения, на литургии, каждая из которых единственная и неповторимая. На литургии ты как будто уже находишься в другом мире. Это все действия Святого Духа. Его не объяснить, не передать. Апостол Павел писал о том, что он был восхищен в духе на какое-то небо, часть неба. Там есть, можно сказать, этажность. И он не мог передать это словами. Можно передать только воздыхания, которые могли бы как-то в человеке дать переживания, либо гимны, как у Симеона Богослова: гимн о Святом Духе, о Троице. Очень много святых писали о Троице. Они Ее чувствовали каким-то особым чувством. Они чувствовали Ее своим духом, подходили к этому моменту. Это очень трудное познание. Познать Троицу самому невозможно.

– Действительно, Троица – это крест для ума, и Ее невозможно понять одним разумом. Но если в нас хотя бы иногда присутствует благодать Господня, то, может, это и есть то самое ощущение? Если мы каким-то образом ощущаем этот Дух, то тогда, как говорил Симеон Богослов, в нас существует разум как Бог Отец, тело в силе как Бог Сын и радость как Дух Святой. Может, и в этом тоже мы способны каким-то образом познать Троицу? Святые отцы нам помогают каким-то образом проложить тропинки для нашего ума. А тогда что, как спросил наш телезритель, делать людям, которые никогда не слышали о Духе Святом и не знают, что такое Троица? Может, они как-то это могут назвать по-другому?

– Я думаю, если бы в человеке вообще не было духа, то есть Дух Святой не сдерживал бы всю ситуацию в мире, мир давно бы уже исчез. Потому что Дух Святой – это та удерживающая сила, которая не дает сатане заниматься своими делами. Эта сила Духа раскрывает в человеке очень чистые помыслы. Не только хорошее настроение, какой-то комсомольский восторг или что-то еще, а именно душевные качества человека. Сначала душевные, а потом духовные. Все прекрасное, что творит человек по наитию, – это Дух Святой открывает в человеке; и не надо этого бояться.

Много же прекрасных картин написано. Даже если человек ничего не знал о Боге, был далек от Церкви (мы знаем, что многие были не так близки к Церкви, как хотелось бы),  Дух Святой все открывал ему. Не нам решать, когда Дух Святой сойдет на человека. И мы не можем Его уловить, это свободная Личность; и Он ждет момента, когда мы тоже захотим с Ним общаться.

Скоро мы все вместе будем читать молитву: «Царю Небесный...» Именно через Святого Духа мы начинаем познавать все остальные молитвы. Мы можем только в духе сказать: «Отче наш...»

Дух дается, во-первых, тому, кто ищет Бога. А искать Бога можно во всем: и в творчестве, и в музыке, и в стихах, и в поэзии, и в различных откровениях во сне и наяву, как говорится в прекрасном акафисте «Слава Богу за все». Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Почему в посланиях апостолов понятие Троицы нигде не упоминается? Хотя апостолам это должно быть в первую очередь открыто. Это понятие появилось намного позже, уже после их смерти».

– Вы правы, объяснение Троицы мы видим, во-первых, на Вселенских Соборах, когда наконец утвердилось понятие о том, что Сын единосущен Отцу и Дух Святой исходит от Отца и тоже является Личностью, то есть Господом. Это догматическое понимание. Апостолам не нужно было это понимать, они имели Духа Святого в виде огненных языков, они говорили Духом Святым, творили чудеса, говорили на разных языках, воскрешали мертвых. И так далее. Это все делалось Святым Духом во имя Иисуса Христа...

Мы знаем о том, что апостолы, перед тем как идти на проповедь, постились, молились, возлагали руки, чтобы Дух Святой их поддерживал, и потом шли на проповедь, на миссионерские дела. Поэтому объяснять людям о Троице им было не нужно, в них была вся Троица. Они только что видели Сына, Который вознесся, они жили чаянием Его возвращения, в ожидании, что это скоро произойдет.

Объяснения нужны были потом, когда начались ереси. Например, ересь Ария, что Сын не единосущен с Отцом, за что Арий получил пощечину от святителя Николая Чудотворца. И так далее. И до сих пор есть такие ереси, которые утверждают, что Дух Святой – это сила Божия, но не Ипостась. Но в Евангелии есть очень много моментов, когда Дух Святой действует не просто как сила, а как Господь; надо внимательно читать, вникать, чувствовать, где Дух Святой тебе Сам подсказывает. Это интересно, когда чувствуешь моменты, сокрытые от глаз, но тебе вдруг это открывается. Ты сравниваешь это с текстами святых отцов и видишь, что у них то же самое. И ты понимаешь, что тебе открылось то, о чем писали святые две тысячи лет назад, то есть Дух Святой действует и ныне.

– Вы вспомнили апостолов, когда на них сошел Дух Святой, Которого им пообещал Господь Иисус Христос. Он сказал, что будет дан Дух Утешитель (что в буквальном переводе означает «защитник»). Мы понимаем, что Дух Святой может снизойти на каждого человека, но отказываем в этом грешникам, людям, которые сами совершенно отказываются от этого. И возникает вопрос: что такое хула на Духа Святого, которая не простится?

– Это вопрос очень трудный. Сам Христос сказал, что хула на Сына Человеческого простится, то есть Он умолил Отца, чтобы Он не наказывал, простил людям все, что сделали против Него, ибо не ведают, что творят. А вот хула на Духа Святого, как я об этом размышляю, – это когда человек знает богословие, знает о Духе Святом в теории, ходит в храм и все остальное, но вдруг начинает осуждать действие Духа Святого в таинствах, как-то немножко насмехаться внутри себя. Бывает, что люди в этом каются. И здесь опасно перейти черту, когда как будто бы ты все знаешь. Потому что можно научиться всему...

Речь о том, что человек знает о Духе, но может сказать что-то еретическое; например,  может сказать, что Дух Святой – это не Бог. И в этом плане получается хула на Того, Кто этот мир создал. Это уже противостояние человека не просто Всевидящему Богу, а Тому, Кто его сохраняет. То есть человек в этот момент отрубает все концы, не верит в Него. Это уже хула.

– Самоубийство – это хула на Духа Святого?

– Да. Но мы всегда должны понимать, в каком состоянии был человек, что довело его до этого момента. Есть множество причин: психологических, болезненных и так далее. Но если человек в сознании идет на такой поступок – это страшно; вымолить таких людей очень трудно...

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Мы говорим: "Дух Животворящий". Какой-то мыслитель сказал, что при создании в каждом человеке есть зерно божественности, то есть у каждого человека есть шанс приблизиться к Богу. Еще я читала книгу святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа и тело». Так вот, в нас-то какой дух? Мы живем потому, что в нас есть Дух Животворящий? Или есть еще какой-то другой дух?»

– Я всегда сравниваю человека со свечой. Когда на таинстве Крещения все стоят со свечами, пока еще не зажженными, в ожидании какого-то чуда, я рассказываю, что человек очень похож на свечу. У свечи сверху прекрасное тело из воска, внутри тоненькая душа. Вроде все нормально, но чего-то не хватает. Это свеча или просто палочка? Когда свеча становится свечой? Когда будет зажжен огонь. Трехсоставность. Как это похоже на человека: дух, душа и тело, и все работает одновременно. Когда мы свечу зажигаем, она становится свечой: ее можно поставить, ею можно что-то осветить и так далее, то есть она начинает работать. Она может потухнуть, например, когда ветер подует, и тогда нужно снова ее зажечь.

Какой же дух загорается в человеке? В человеке есть человеческий дух, который может общаться с Духом Святым. Это, можно сказать, наша человеческая ипостась, которая общается с Духом Святым. Не тело, не душа, а именно дух общается с Духом Святым. И когда Дух Святой нисходит на человека, он будит его дух. Это можно сравнить с компьютером, который находится в спящем режиме: вроде компьютер включен, но не работает. Надо дотронуться – и компьютер запускается, начинает работать. Так же и с человеком: Святой Дух должен тебя коснуться, разбудить дух, зажечь огонечек.

В человеке – дух человеческий, но в этом духе заложен огромный потенциал (при крещении нам дается семя, Логос, Сам Христос). И в молитве (а мы молимся в духе и истине) мы сопрягаем воедино все наши чувства для общения с Духом Святым. И происходит так называемая синергия, когда Дух Святой сходит на человека, видя, что человек готов принять Его.

Для чего мы приходим в храм? О чем говорил преподобный Серафим Саровский? Самая главная задача христианина – стяжание Духа Святого. Как это делается? Очень просто. Если любите вы раздавать деньги, получая от этого радость, одухотворение, – раздавайте потихонечку. Любите поститься – поститесь с радостью и благодарите Бога, что вам Дух Святой в этом помогает, и вы стяжаете Духа Святого. И так далее. Нельзя объять необъятное: сразу и поститься, и молиться, и милостыню раздавать, и крест нести. Когда человек «полетел» и ему кажется, что у него уже крылья за спиной выросли, надо такого сразу за ноги держать, чтобы не улетел далеко.

– Все, что мы знаем о Духе Святом, – из книг. Мы читаем, что апостолы начали говорить на других языках, то есть каждый мог знать все языки мира. Вы ездили на Корфу, в Бари, на Афон и общались с разными людьми, говорящими на разных языках. Вы общались через переводчика или какие-то вещи при общении со священниками Вам были абсолютно понятны, даже если они говорили на другом языке?

– Самый лучший язык в духовном мире – язык литургии, где все понятно, где каждый возглас идет своим чередом. Литургия нам оставлена как раз для того, чтобы мы могли общаться в разных странах, говоря на разных языках. Конечно, когда мы общались со старцами на Афоне, мы общались через переводчика. Но слова старцев были так понятны, что, в принципе, можно было просто сидеть и молчать. Стяжание тишины, исихазм – это то, что на Афоне проповедуется в большом количестве и качестве. Там очень много делателей молитвы Иисусовой. И понимаешь, что молитва Иисусова – одна из самых простых, удобных и доступных для стяжания Духа Святого; она позволяет  в призывании имени Иисуса Христа стяжать Дух Святой. Это настолько просто и легко!..

– Вопрос телезрительницы из Ленинградской области: «У пророка Малахии сказано: Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня. Потом Архангел Гавриил говорил, что предыдет пред Ним в духе и силе Илии, имея в виду, видимо, Иоанна Крестителя. Христос говорил, что Илия уже пришел, и не узнали его. У меня вопрос: как трактовать выражение "в духе Илии"? Получается, что дух, который сходит, допустим, на род Илии и род Иоанна Предтечи, – это какой-то один дух. Или все-таки дух как-то делится на всех? Мы же понимаем, что Дух – один».

– Да, Дух один, но даров Духа много. И об этом говорил апостол Павел, что одни люди – апостолы, другие – пророки, третьи – учителя. Но все эти дары даются одним Духом. И есть дух пророчества. Пророк Илия стяжал этот дух, имел такие духовные возможности, что мог запрещать дождю, посылать засуху, потом снова посылать дождь. И так далее. Это был один из высочайших пророческих духов.

То, что Иоанн Креститель пришел в духе Илии, говорит о том, что, как сказал Сам Христос, больше этого пророка не было среди рожденных на земле. То есть в нем сочетался дух пророка Илии и еще дух смирения. Мы помним ревность пророка Илии, как он отрезал головы жрецам. И нужно вспомнить эпизод, когда Христос послал учеников в одно селение, но их там не приняли, и апостолы сказали: «Господи! Хочешь, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Но Христос запретил им и сказал: «Не знаете, какого вы духа». Апостолы слышали о пророке Илии и тоже решили быстро разобраться: мол, Господи, сожги их всех до основания.

Иисус Христос принес новую, обновленную для понимания способность духа – быть смиренным. Смирение – это дар, смирение невозможно самому в себе воспитать. Чтобы человек был смиренным, как Христос, – это может сделать только Дух Святой, если человек с этим согласится и сможет пойти на жертву своего «эго», унизить свое «эго»...

То есть все это различные дары Духа Святого. Очень трудно слова Ветхого Завета соединить с Новым Заветом, потому что там был Дух Вседержителя, Дух Отца Небесного, Которого называли Иегова, Адонай, то есть это Господь Воинственный. Христос дает Духа Святого, Который в тишине, втайне, в простоте. Нам сейчас дается это для познания, чтобы мы стяжали именно этот дух; не дух борьбы, а дух любви.

– Невозможно представить, как можно жить без поиска Духа Святого. Сегодня, когда мы вспоминали апостола Павла, как он был восхищен до третьего неба, я вдруг вспомнил о ресторане в Останкинской башне, который называется «Седьмое небо». Есть еще такое выражение: «На седьмом небе от счастья». Я никогда раньше не понимал, что же такое седьмое небо, но спустя годы  понимаю, что это точно не ресторан. В поиске Святого Духа неужели мы бываем обречены на то, что так и не сможем найти Его?

– Дело в том, что мы не можем найти Дух. Мы должны искать Христа, Который этот Дух посылает от Отца. Он говорит: «Я пошлю вам Утешителя, от Отца исходящего». Поэтому в жизни мы должны искать Христа, и Он пошлет нам Духа Святого от Отца. Где Христос, там и Дух Святой. А где Дух Святой, там и Отец. Христос сказал: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).

Поэтому ищите Христа в этой жизни. А вот как найти Христа – это задача для каждого человека своя. Мы Его пропускаем, часто не видим Его в нашей жизни. Самое простое – увидеть Его в церкви на иконе; мы приходим в храм и начинаем общаться с Ним хотя бы через икону, через образ...

Нужно живое общение со Христом, а это дается через Евангелие. Вера от слышания, а слышание от слова Божия. А слово Божие – в Евангелии. Нужно читать Евангелие, и через это будет прозрение, потому что Дух Святой начнет открывать тебе Евангелие, ты начнешь им жить. Тебе захочется им жить, потому что там все правильно. Нашему уму нужна правильная политика, правильный вектор, правильный навигатор. Как только мы уходим от Христа, сразу попадаем в какую-то яму, в какую-то проблему. Но мы можем выйти из этого через таинство Покаяния, когда Дух Святой прощает, дает нам новые одежды. Покаяние – как второе крещение.

Потому не надо отчаиваться, что мы не сразу найдем Христа. Кажется, покаялся – и Христос со мной. Подожди. А завтра что ты будешь делать? А сегодня вечером чем займешься? Надо понимать свою расстановку сил: сможешь ли ты в себе удержать Христа хотя бы час после Причастия?

– Когда жрецы языческие попросили святого Патрика объяснить триединство Бога, он показал им лист клевера. Знаете, я подумал: когда мы срываем лист клевера или любой другой листик и сжимаем его в своей горячей руке, он как бы сжигается, умирает, поэтому нужно держать его очень осторожненько. А если не срывать, то вообще хорошо. Вот сейчас выведен сорт сирени, всего три лепесточка...

– В природе очень много прообразов. Я с детьми очень просто объясняюсь: солнышко (круг), от него исходят лучики и тепло. Вот пожалуйста: единое солнышко в трех ипостасях. И детям все понятно.

С людьми, которые об этом задумываются, надо в простоте разговаривать. Троица простая...

– И Животворящая.

– Нужно в простоте сердца это принять: так – значит так. Мы – картины, созданные Святой Троицей, в нас заложен образ Божий. Ну, немножко где-то подпортились, пришли к Реставратору, нас почистили, помыли – и вроде еще ничего, опять можем доброе дело сделать. Надо искать в себе какое-то отражение Троицы. Мы можем искать Бога где-то там, в углах, а надо искать в своем сердце.

– «Царствие Божие внутрь вас есть».

– Вот там и надо искать Святой Дух. Только надо Его сначала внутрь себя впустить, потому что в темной комнате тяжело разгонять тьму. Найди выключатель, включи свет.

– По-моему, Вы очень хорошо рассказали о Троице. Во всяком случае, я почерпнул для себя очень многое. Благословите, чтобы все мы каким-то образом нашли в себе Троицу.

– В Евангелии есть слова о Троице. Господь говорит ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Аминь.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать