Архипастырь. Выпуск от 22 июня

22 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает епископ Истринский Серафим, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по делам молодежи.

– Рад приветствовать Вас в нашей студии в добром здравии и в добром состоянии духа. Это очень важно в связи с событиями, которые мы пережили.

День 22 июня – в генетической памяти нашего народа. Очень важный день, который нельзя забывать, потому что в этот день началась Великая Отечественная война. Это трагедия нашего народа. Возможно, тот путь, который прошел наш народ в этой страшной войне, был самым страшным за всю историю. Что для Вас этот день? Я знаю, что Ваши предки участвовали в этой войне.

– Сегодняшний день совершенно справедливо называется в нашем Отечестве днем памяти и скорби. Мы вспоминаем всех воинов, погибших на поле брани, за мирных граждан, погибших от рук немецко-фашистских оккупантов, возносим о них молитвы, прося Господа о прощении и оставлении всех их грехов и о том, чтобы Он вселил их в Царствии Небесном. Одновременно мы молимся Всещедрому Богу о ниспослании мира и для нашего Отечества, и для народов всей Земли. Как говорил ветхозаветный пророк, надеемся и молимся о том, чтобы наконец настало то время, когда перекуют мечи на орала, когда народ на народ не будет восставать и не будет более учиться воевать. Это основная идея, которую христианская Церковь старается популяризировать, воспоминая те или иные трагические события, связанные с войной.

Великая Отечественная война прошлась по всем семьям России. За редким исключением есть такие семьи, которых война не коснулась. Так или иначе, в той или иной степени, но эта страшная скорбь постигла каждую семью. Среди моих сродников – двоюродный дедушка Рогов Петр Иванович, который в 1939 году был призван из Петербурга (тогда из Ленинграда) на военную службу и направлен в Брестскую крепость. К июню 1941 года его служба фактически достигала своего завершения. Он писал письмо своей матери, советуясь о том, как ему дальше строить свою жизнь. Мать ему дала определенные советы, но 22 июня началась война. Он служил при штабе. Видимо, с какими-то военачальниками он пытался спастись бегством, однако в местечке Селец в июле 1941 года был пленен и оказался в концентрационном лагере «Шталаг 308» (эта территория теперь входит в состав Польской Республики). Там в октябре 1941 года он и скончался в возрасте 22 лет от голода и ран.

В нашей семье мы всегда особым образом вспоминали этого нашего предка, которому на момент  смерти было всего лишь 22 года. Это не укладывается в голове. Перед этим молодым человеком, как и перед тысячами, миллионами таких же молодых людей, наших сограждан, открывались большие жизненные перспективы, горизонты. Они думали, как строить свою жизнь, где учиться, где работать, как создать семью. И вот все это рухнуло. Но тем не менее их подвиг и жертва, которую они принесли, не были пустыми. Их подвиг бессмертен. Он стал основой той свободной жизни, которой сегодня каждый из нас может наслаждаться. А наш долг благодарных потомков – сохранять память обо всех почивших воинах, молиться о них и делать все от нас зависящее, чтобы война никогда не входила в жизнь нашего народа.

Второй мой дедушка по материнской линии Иван Дмитриевич Каплин был на момент начала войны юношей непризывного возраста. Он родился в 1926 году и в 1941-м не подлежал призыву. Он остался на Смоленщине, пережил оккупацию со своими родителями. Когда в 1943 году Смоленщина была освобождена от немецкой оккупации, он отважился и пришел в военный комиссариат. Он сказал, что документы его утеряны, сгорели, и приписал себе несколько лет, чтобы попасть на фронт. Годом своего рождения он указал не 1926-й, а 1922-й. Так он попал на фронт. Он прошел до Восточной Пруссии, до местечка Альт Будупёнен, где принял участие в сражении и был награжден медалью «За отвагу».

В семейной памяти сохранился интересный эпизод. Дедушка рассказывал, как уже после 9 мая все отмечали победу, этот долгожданный день, пели песни, было застольное торжество. И вдруг остатки какой-то немецкой части вышли из леса там, в Восточной Пруссии, и открыли по ним огонь. И уже после 9 мая (может быть, числа 15-го или 17-го) он получил контузию – уже после того, как была подписана капитуляция фашистской Германии и провозглашена победа. Он остался жив, вернулся домой и мирно скончался в наше время.

Это очень важно, когда в каждой семье из уст в уста, из поколения в поколение передаются рассказы о боевых подвигах наших предков, отцов, дедов и прадедов. Это позволяет современному поколению ощущать реальную связь с той эпохой, с тем временем и понимать, что такое война, какое огромное горе, какую тяжелую боль она приносит людям. Еще раз повторяю, задача наша заключается не в том, чтобы говорить о войне с воодушевлением, а в том, чтобы делать все от нас зависящее, чтобы войны в нашей жизни не было. Когда сегодня мы смотрим на то, что происходит в мире, как ни странно, актуализируются пожелания, которые наши люди выражали друг другу в первые послевоенные десятилетия: что угодно, лишь бы не было войны. Дай Бог, чтобы жизнь наша протекала в мирном ключе.

– Спасибо Вам за это повествование. Это важный момент в нашей жизни – помнить свою историю, историю своей семьи. Из этих крупинок складывается наша великая страна.

Многие говорят, что парад – это бряцание оружием, что мы не должны так отмечать День Победы, что это день скорби и нужно просто молчать. Что можно сказать по этому поводу?

– На этот счет я бы сказал следующее. Празднование Дня Победы имеет два измерения. С одной стороны, это торжество, когда происходят парады, особые мероприятия, которые призваны воодушевить, поддержать бодрое настроение, сильный дух как в вооруженных силах, так и у гражданского населения. Я считаю, что огульная критика (парада Победы либо других связанных с этим событием мероприятий) неправомерна. Это традиция, это дань памяти, потому что жизнь продолжается. Она не останавливается на каком-то одном моменте. Мы идем вперед. Кроме того, победа – это всегда радость. Мы выражаем эту радость, ибо наше дело было правое. Не мы были агрессором в этой войне.

Второе измерение праздника Победы – это то, о чем мы говорим сегодня, в день начала войны. Это память, это молчание, скорбь, переживание по поводу огромных, колоссальных жертв, которые были положены на алтарь Победы. И одно другому не противоречит. Радость и скорбь не противоречат друг другу. Если мы проанализируем священную историю и войдем глубоко в переживания литургических событий года, увидим, что точно так же в Пасхе Христовой соединяется одно с другим. Недавняя скорбь Страстной седмицы – с ликованием о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых. Не случайно и апостолы, и святые отцы говорили, что если бы не было страданий Господа Иисуса Христа, не было бы и Его Воскресения. В Пасхе Христовой соединяется все.

Наверное, такую же аналогию мы можем провести и относительно празднования Победы. Безусловно, мы должны помнить обо всех погибших, мы должны скорбеть, плакать. Мы должны молчать в этот день. Но одновременно невозможно не радоваться. Невозможно не радоваться жизни, не радоваться победе. Невозможно не ликовать по поводу того, что ценой огромных усилий нашему народу удалось отстоять право на саму жизнь. В молитве, которую мы совершаем в День Победы или в сегодняшний скорбный день памяти, мы соединяем благодарение Господу Богу за победу, радость и одновременно скорбь и печаль о погибших и просим Господа, чтобы Он взял их в Свои небесные селения.

– Вопрос телезрителя: «У меня не хватает любви к себе, к окружающим, к Богу. У меня есть ложное смирение, тщеславие, гордость. Вспомним Луку Крымского, апостола Павла, Василия Великого, других святых отцов. Главное – с какой любовью ты делаешь добродетели. У меня любви нет. Она очень редко горит. Я не знаю, как мне добиться этой любви. У меня все какое-то показное, поверхностное. Все знаешь, даже знаешь, когда приблизительно будет кончина света, но не имеешь любви».

Такое ощущение, что позвонил студент семинарии.

– Я хочу поблагодарить уважаемого телезрителя за этот вопрос, а также за такую откровенность и искренность, с которыми он задал этот вопрос, не побоявшись сказать о своих духовных проблемах. Действительно, любовь – это великий дар, но чтобы стяжать его, необходимо приложить очень много усилий. Порой на это уходит очень много времени, у некоторых даже целая жизнь.

Телезритель совершенно справедливо сказал, что очень часто, особенно сегодня, жизнь многих людей становится сплошным лицемерием, обманом и лицедейством. Иногда бывает, что мы вроде бы не только окружающим, но и самим себе хотим что-то доказать, показать, указать на свои хорошие качества, показать, что мы на самом деле не очень уж и плохие, что есть в нас много доброго. Порой происходит какое-то искусственное выискивание тех или иных добродетелей с целью убедить самого себя и окружающих в том, что ты на самом деле очень хороший. Этому способствует получившая сегодня широкое развитие и распространение виртуальная жизнь в социальных сетях, когда люди путем внешнего выражения в фотоматериалах, видео, в словах пытаются создать себе некий имидж.

Может быть, я немного отойду сейчас от прямого ответа на этот вопрос, но не могу не поделиться таким размышлением, которое совсем недавно пришло мне на ум. Сегодня, даже когда мы занимаемся делами любви и милосердия, почему-то обязательно считаем своим долгом снять это на мобильный телефон и сделать достоянием гласности. Хотя это не что иное, как настоящее фарисейство, которое осудил Господь Иисус Христос, говоря, что все свои добрые дела мы должны делать втайне.

Мне вспоминается совсем недавнее прошлое, мое детство. Пример моей бабушки – глубоко верующей женщины. Однажды после вечернего богослужения в один из зимних дней (возможно, это был праздник, даже Рождество Христово) она пришла домой и говорит: в храме увидела одного человека, который был одет очень легко (осенний плащ, в котором ему явно было холодно в тот морозный вечер). Неизвестно, что это был за человек, откуда, как попал в храм. Может быть, он был не местный, возвращался откуда-то. Но, очевидно, это был человек, который оказался в тяжелой жизненной ситуации. Проявив к нему милосердие, она заговорила с ним. Он ответил, что ему некуда идти и он пойдет на вокзал. Бабушка сказала: «Ждите меня на вокзале, я обязательно к Вам приеду и постараюсь  что-то привезти». Придя после вечернего богослужения домой, она взяла полушубок своего покойного мужа и на общественном транспорте поехала поздно вечером на вокзал и отдала одежду тому человеку, чтобы он не замерз в этот морозный зимний вечер.

Этот эпизод из моего детства недавно ярко вспомнился мне. Я подумал, какой же это контраст по сравнению с тем, что происходит сегодня… Мы даже свои небольшие дела стараемся обязательно сделать достоянием гласности, в то время как тогда человек делал доброе дело без всякой мысли о том, чтобы об этом узнали остальные люди.

Возвращаюсь к ответу на вопрос о том, как стяжать любовь. Очень трудно бывает заставить себя любить Бога, особенно когда в жизни приходится сталкиваться с большим количеством скорбей и испытаний. Порой иногда вместо любви у многих людей возникает вопрос: Господи, почему? Начинается ропот. Трудно любить ближних, когда ты видишь несправедливое к себе отношение с их стороны или когда видишь, что кто-то более успешен, счастлив, более благополучен, чем ты. Как же ты можешь любить такого человека? Тогда появляется та самая натянутая улыбка, за которой нет ни любви, ни радости.

Я не могу дать универсального ответа на этот вопрос. Наверное, каждый священнослужитель ответит на него по-своему, исходя из своей личной пастырской практики. Исходя из своего опыта скажу так: наверное, чтобы стяжать в себе дар любви, необходимо прежде всего осознать свою собственную греховность. Осознать, насколько ты не прав, и со смирением принять то, что Господь тебе ниспосылает.

Часто мы о многом мечтаем, многого хотим. Некоторых беспокоит успех и благополучие ближних. В разговорах с самим собой либо с окружающими мы начинаем выражать недовольство, роптать и на Бога, и на тех, кто рядом. Мы говорим: как же так, этот человек недостоин, а я вроде бы лучше, мне бы надлежало что-то получить. А когда вдруг теряешь и то, что имеешь, тогда начинаешь понимать: что-то ты делал в своей жизни не так. Ты Бога не благодарил за то, что имел, не осознавал своей греховности, не ценил того милосердия, которое Господь тебе ниспосылал, несмотря на все твои грехи и пороки.

Так вот, чтобы полюбить, чтобы идти дальше, чтобы внутри себя иметь гармонию и благополучие, необходимо начать с осознания своей греховности. Нужно сказать: Господи, прости меня за все то, что я в своей жизни совершил и совершаю. Не лиши меня возможности быть Твоим верным слугой и приносить в этой жизни добро, жить в соответствии с Твоими заповедями. Если это искреннее раскаяние, искреннее осознание своей греховности, своих неправильных поступков у нас будет, тогда будет и любовь. А если вся наша жизнь будет превращаться в сплошное самооправдание, а вслед за тем и некий самопиар, конечно, вместо любви будет суррогат любви и прочих качеств.

– Вопрос телезрительницы: «У меня произошел развод. Сын на стороне отца, потому что я свою обиду на мужа срывала на сыне. Я страдаю, что не могу простить себя за свои ошибки…»

– Действительно, развод – это величайшее горе, которое только может произойти в жизни супругов: разрушается семья, разрушается малая церковь. Причины развода могут быть самые разнообразные, но, как правило, не бывает, чтобы одна сторона всецело была виновата в том или ином возникающем конфликте, в том числе в разводе. Даже когда перевес вины на одном супруге, нельзя сказать, что второй абсолютно ни в чем не виноват. Задача верующего человека заключается в том, чтобы любыми способами избежать развода, даже тогда, когда этот развод возможен по указаниям Священного Писания. Ну а если не получается сохранить семью, если конфликт настолько силен и трещина глубока, что склеить ее невозможно, тогда необходимо приложить все усилия к тому, чтобы эта трагедия произошла с минимальными потерями.

 Как бы ни было сложно, как бы ни было трудно, в этих ситуациях нужно сдерживать свои эмоции; в противном случае они могут привести к еще более печальным последствиям. Что же делать сейчас, когда уже развод состоялся (и не только развод, но и ссора с сыном)? Необходимо примириться, потому что мир и согласие – это то, что должно быть в жизни каждого из нас, независимо от разных обстоятельств. Рана будет заживать еще очень долго. В один момент, конечно, трудно всецело простить, но необходимо уже сейчас, с этой минуты, прилагать усилия к тому, чтобы мирные взаимоотношения воцарились: в первую очередь между Вами и Вашим сыном, а затем – между Вами и Вашим бывшим супругом.

Не бойтесь. Пригласите своего сына к доброму, искреннему разговору. Не стесняйтесь признать свои ошибки, сказать честно о том, что в какой-то момент не выдержала нервная система, что когда-то была дана воля излишним эмоциям. Не нужно, конечно, абсолютно превращать себя в виновника, если этот развод произошел все-таки в первую очередь не в связи с Вашим поведением. Тем не менее в разговоре с ребенком, в разговоре с сыном, в каком бы возрасте он ни был, лучше всего сказать честные, правдивые, искренние слова, идущие от сердца, чтобы он почувствовал Вашу материнскую скорбь, материнскую заботу, печаль о нем как о сыне и вообще обо всей этой ситуации. Ну а дальше, как бы ни складывалась Ваша жизнь и жизнь Вашего супруга, необходимо все-таки прийти к миру и дружеским отношениям, потому что любая война, какая бы она ни была, в том числе во взаимоотношениях людей, – это всегда плохо. Во всем и со всеми нужно стремиться иметь мир, по слову апостола.

– Быть христианином – это сплошное терпение, страдания и ограничение себя в удовольствиях. Что мы можем ответить на это?

– Полноценная жизнь, жизнь порядочного человека, независимо от того, является он христианином или не является, – это всегда терпение. Парадоксальная вещь: верит человек в Бога или не верит, является он религиозным или не является таковым, он все равно живет в окружающем мире, в котором действует Божественный Промысл. Человек может добровольно встать на сторону Бога, уверовать в Него и жить в соответствии с Его заповедями, и тогда во всех жизненных обстоятельствах, коллизиях, трудностях он будет получать от Господа Бога благодатную помощь, которая позволит ему преодолеть все скорби, страдания и лишения.

В то же время человек может добровольно отказаться от веры в Бога и, соответственно, лишить себя Его Божественной помощи и поддержки. Но от этого человеческого отказа не изменятся условия его жизни. Так устроен этот мир, что всякий человек обязательно встречается как с радостями, так и со скорбями, как с приобретениями, так и с потерями. И я бы не сказал, что это удел только лишь христиан. Если кто-то считает, что те люди, которые приняли на себя христианскую веру и христианские обеты, являются ущербными в этой связи и во многом вынуждены себя ограничивать и многого себя лишать, то это глубочайшее заблуждение. Напротив, человек, который обрел Бога в своей душе,  нашел для себя радость в Святом Евангелии, в христианском образе жизни, имеет гораздо больше возможностей, больше сил от Бога для преодоления всех трудностей века сего.

 Давайте внимательно посмотрим на жизнь людей, наших современников – как верующих, так и неверующих. Можно, например, открыть Интернет. Там каждый день публикуются подробности из жизни различных людей (политиков, правителей, певцов, актеров и так далее). Очень часто в ленте новостей сообщается о том, что какой-то актер, известный человек, выдающийся политик, имевший в этой жизни все (огромные суммы денег в том числе), который ни в чем себя не ограничивал, у которого не было никаких лишений, вдруг оказывается человеком несчастливым: либо впадает в какой-то порок, алкоголизм или наркоманию, либо у него начинаются очередные проблемы в семейной жизни, либо он заканчивает жизнь самоубийством. Бывает много подобных новостей, когда мы узнаем, что кто-то вдруг свел счеты с жизнью, хотя у этого человека все было. Разве христианское мировоззрение является причиной несчастья этого человека? Отнюдь нет. Поэтому тот, кто старается обрести Бога, кто встал на путь жизни с Господом, уже на первых шагах ощущает колоссальную благодатную силу, которую посылает нам Господь. И эта сила, как сказано в молитве, «немощных врачующая и оскудевающих восполняющая», помогает нам мирно и благополучно шествовать по жизненной стезе.

– Вопрос телезрителя: «Кто такие святые воины и за что таковых почитают в православной традиции?»

– Святые воины – это защитники веры и Отечества, которые в разное время и в разные периоды истории приняли мученичество, защищая либо свою веру, либо свое Отечество, полагая жизнь  за други своя, как и сказано о том в Священном Писании. Мы имеем множество святых воинов среди древних мучеников. Самый известный – великомученик и Победоносец Георгий, который ради своей веры в Господа Иисуса Христа пошел на смерть, отказавшись отрекаться от своих религиозных убеждений. В этот воскресный день мы вспоминали святого великомученика Феодора Стратилата, который также пострадал за веру в Господа. На нашей Русской земле просияло огромное количество подвижников в ранге воинов. Например, мученик-воин Меркурий Смоленский, который в XIII веке отразил монголо-татарские полчища и защитил город Смоленск от нападения и разграбления. Вот кто такие святые воины.

– Наверное, и во Второй мировой войне, и в Великой Отечественной было место подвигу…

– Великая Отечественная война, конечно, явила множество воинов, которые хотя и не прославлены видимо, но тем не менее невидимо имеют свой венец от Господа Бога, ибо все они положили жизнь свою за други своя, то есть за нас с вами, за Отечество, за свои семьи, за свой народ. А это наивысшее проявление любви.

– Хочется вернуться к предыдущему вопросу о том, как быть христианином. На самом деле, если человек вникает глубоко в учение, как ему кажется, какие-то догматы изучает, постановления Соборов, то он может совершенно справедливо прийти к выводу о том, что шаг влево, шаг вправо – и ты уже согрешил. Ты не можешь как-то развернуться. Получается, что все ограничено. Возникает некая крайность. Как эту грань не перейти? Изучая это, человек может испугаться и либо уйти из Церкви, либо стать фанатиком, что тоже опасно. Как здесь правильно себя настроить?

– Что значит быть христианином? Христианин – в первую очередь духовный человек, который строит свою жизнь в соответствии с верой в Господа Бога, с теми евангельскими нормами, которые дал нам Спаситель Господь Иисус Христос. А что означает понятие «духовный человек»? Разве духовный человек – это лишь тот, кто максимально старается оградить себя от внешнего мира, соблюдать предписания, установленные церковными правилами, посты, увешать свой дом иконами, скрупулезно соблюдать все нормы устава? Нет. Такой человек скорее всего будет являться неким обрядовером, а в худшем случае даже фарисеем. Духовный человек  тот, кто на первое место ставит для себя Дары Святого Духа, духовные ценности: любовь, веру, надежду, кротость, воздержание, смирение, терпение – все то, что перечисляет святой апостол Павел.

Если человек выходит из-под гнета закона и начинает строить свою жизнь в соответствии с тем, что во всей полноте открыл нам Господь Иисус Христос, если для него любовь, вера, надежда, терпение, милосердие, всепрощение, кротость не просто пустые звуки, а жизненные детерминанты (и именно в соответствии с этими качествами он выстраивает свое бытие, именно при помощи этих качеств генерирует свою реакцию на все, что в мире происходит), то такой человек и является настоящим христианином, подлинно духовным. А если человек, находящийся порой внутри Церкви и даже, может быть, облеченный высоким саном, положением, не имеет в своей жизни подлинной любви, настоящего милосердия, сострадания, всепрощения, искреннего и сердечного отношения к ближнему, находится под некоей внешней личиной религиозности (когда и иконы висят, и правила соблюдаются, и богослужения посещаются), то его трудно назвать настоящим христианином и человеком духовным. Поэтому, резюмируя, скажу, что необходимо строить свою жизнь так, чтобы Христова заповедь о любви к Богу и ближнему была для нас реальностью, была для нас тем твердым основанием, на котором мы созидаем свою жизнь, а не чем-то отвлеченным, о чем мы вспоминаем только от случая к случаю.

– Интересный вопрос. Может ли быть священник плохим? Что делать, если ты видишь какие-то очевидные недостатки, видишь, что священник может ввести в соблазн: кто-то уйдет в другую церковь, кто-то уйдет к другому священнику и так далее. Как быть в таких ситуациях?

– Есть хорошие врачи, учителя, военнослужащие, представители других профессий. Равно есть и плохие среди них. Точно так же и священник может быть хорошим человеком, а иногда – и не очень хорошим. Мы знаем об этом из Священного Писания, из Ветхого Завета. И тогда были священники. Сказано в Ветхом Завете: «Проклят всяк, творящий дело Господне с небрежением».

Сегодня, к сожалению, приходится сталкиваться с разными случаями. Но плохое поведение другого человека, будь то священник или кто-то еще, не является для нас основанием к тому, чтобы в этом мы находили себе оправдание своего маловерия, безверия, нежелания строить свою жизнь в соответствии с Христовым законом. Например, если кто-то в жизни сталкивается с плохим врачом, педагогом или полицейским, допускающим в своей жизни какое-то нарушение, мы же после этого не начинаем отрицать необходимость медицины, воинской службы или получения образования как такового? Нет. Мы просто начинаем искать другого врача, педагога и так далее.

То же самое происходит и тогда, когда кто-то сталкивается с отрицательным примером священнослужителя. Его недостойное поведение не должно быть для нас основанием, чтобы мы отрекались от Бога, отходили от Церкви и говорили: «Посмотрите, какие на самом деле священнослужители или верующие люди. Их поступки расходятся с тем, что они проповедуют на словах». Необходимо помнить, что у каждого человека есть шанс на исправление. В том числе и у священника, который точно так же может упасть и совершить что-то нехорошее в своей жизни, есть возможность исправления, работы над ошибками. И не стоит судить человека, как говорят святые отцы, по его падению. Нужно смотреть на то, каковым будет его восстание. Если вдруг мы в своей жизни столкнемся с отрицательным примером священнослужителя, то, думаю, самым правильным, христианским отношением будет наш милосердный подход к этому. Не нужно такого человека осуждать. Нужно просто спокойно отойти в сторону и данную ситуацию отдать на суд Божий. Господь Сам разберется и Сам решит, с кем, как и в какой момент необходимо поступить.

– Как распознать то, что хочет от тебя Бог, и принять решение, соответствующее Его воле?

– На мой взгляд, все то, что происходит в нашей жизни, происходит не случайно, но продиктовано действием Божественного Промысла. Если мы признаём это, значит, уже верим в то, что в нашей жизни нет никакого рока, никакого явления, которое в древности называли «фатум», а есть действие Премудрого Божественного Промысла. Соответственно, все то, что посылает нам Господь, необходимо принимать. Не нужно оказывать противодействие тому, с чем мы сталкиваемся. Не нужно отвергать то, что нам необходимо в своей жизни принять. Кто-то недоволен своим положением, кого-то не устраивает его трудовая деятельность, профессия. Если ты имеешь в себе силы, возможность, постарайся что-то изменить: найти другую работу, получить иную профессию. Но если это не получается, если возникает масса препятствий, которые не дают тебе что-то в твоей жизни поменять, благодари Господа за то, что у тебя есть. Значит, такой Божий Промысл о тебе; значит, именно здесь, именно в этом месте и с этими людьми нужно проводить свою жизнь и осуществлять свою деятельность.

– Владыка, спасибо за эту беседу. Время прошло незаметно. Особенно тронули душу Ваши воспоминания о своих предках. Подведите, пожалуйста, итог нашей беседы.

– Дорогие телезрители, хочу всех вас сердечно поблагодарить за сегодняшний вечер, за наш душевный разговор. Как уже сказано было вначале, сегодня день памяти и скорби, когда мы вспоминаем наших родных и близких, погибших в годы Великой Отечественной войны. Я призываю всех вас хранить внутри своего сердца веру в Господа Бога, непреложное упование на Него и стараться в своей жизни беречь дар любви, который каждому из нас Господь ниспосылает, но который, к сожалению, не всегда мы можем распознать и достойно пронести через свою жизнь. Пусть Божие благословение и покров Царицы Небесной пребывают со всеми нами.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Маргарита Попова и Ольга Тетерина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 06 декабря: 01:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​