Архипастырь. Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Епископ Скопинский и Шацкий Питирим

8 октября 2023 г.

– Тема сегодняшнего эфира: «Игумен земли Русской преподобный авва Сергий». Сегодня Православная Церковь празднует преставление преподобного Сергия Радонежского. В Троице-Сергиевой лавре прошли праздничные торжества, которые возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Вы тоже присутствовали. Поговорим сегодня о преподобном Сергии, его духовном подвиге и молитвенном заступничестве. Часто рассуждая о Сергии Радонежском, христиане даже не произносят его имени, просто говорят «преподобный». Что означает это слово? О чем оно нам говорит?

– «Преподобный» – это подобный Богу в превосходной степени. У всех нас стоит задача стать богоподобными. Образ Божий – это данность, а богоподобие – это заданность. Мы все должны стать подобными Богу, но мало кто из нас становятся преподобными, то есть совершенными по образу Божию. Святые люди подобны Богу в превосходной степени. И, конечно, авва Сергий даже из преподобных самый преподобный для нас и нашей Православной Церкви, и не только Русской.

– Давайте напомним нашим телезрителям, кто такой преподобный Сергий и какое он имеет для нас значение.

– Первое его житие весьма подробно описано Епифанием Премудрым. Сокращенный вариант этого жития написал Пахомий Серб.

Сергий Радонежский преподобный от утробы матери. В Православной Церкви есть несколько святых, которые были избраны Богом еще до рождения: Иоанн Предтеча, святитель Николай, наш святитель Петр Московский. С ними были связаны особые Божьи знамения. Так было и с преподобным Сергием. Было такое явное чудо, когда он из утробы матери трижды возгласил в церкви. А когда родился, младенец постился по средам и пятницам – отказывался от материнского молока.

Было сразу видно, что ребенок необыкновенный. С детства происходили чудеса. Ему трудно давалась учеба, но потом, когда он пас овец, ему явился схимник, и чудесным образом Сергию была дарована грамота.

Удивительно, что у него не было духовных учителей. Обычно путь подвижника начинается с того, когда кто-то на него повлиял или он был в послушании у кого-то. У преподобного Сергия не было учителей. Его, как и Иоанна Крестителя, вел и воспитывал Сам Бог. Еще будучи совсем молодым отроком, он уже был духовный, стоял выше тех учителей, которые были на то время.

А время было очень суровое, страшное – два века ордынского ига. И хотя у нас были и подвижники, и молитвенники, все равно любое иноземное иго очень духовно разорительно. На Руси разорялись монастыри, обители, уничтожались монахи, не было нормального строя монашеской жизни. Тогда не было общежительных монастырей. Хотя наше монашество начиналось преподобными Антонием и Феодосием Печерскими именно как общежительное. Преподобный Антоний был на Афоне и вел общежительный устав. Потом это все утратили, и монастыри стали особножительными. В том числе даже родители аввы Сергия – преподобные Кирилл и Мария – жили в таком монастыре. Хотьков монастырь был и женский, и мужской. Там у каждого была своя келья, не было общего устава, имущества. В таком монастыре трудно достичь совершенства.

Преподобный Сергий хотел уединиться в монастыре, будучи совсем юношей, но родители уговорили его упокоить их старость. В преклонном возрасте они постриглись в схиму и были похоронены в Хотьковском монастыре. Преподобный Сергий основывает свою обитель: уходит в радонежскую пустыню со старшим братом Стефаном. Не один. Тоже разумно, так как одному было бы и страшно, и, может быть, большая опасность была не столько внешняя, от бесов, сколько внутренняя, от гордыни, потому что легко можно превознестись. А когда вдвоем, такой опасности нет.

Потом старший брат не выдерживает, и преподобный Сергий остается один, борется с бесами. Когда человек остается один на один с Богом, то ему мешают бесы. Обычно людям приходят искушения через других людей, а тут уже от бесов. Это страшные испытания. Он еще совсем юный, но тем не менее у него есть такое мужество. Все время приходит на ум сравнение с Иоанном Предтечей. Потому что тот с отрочества был в пустыне.

Со временем вокруг Сергия собирается братия. Возвращается и Стефан. У преподобного Сергия было исключительное смирение и кротость. Известен случай: когда монастырь стал обустраиваться, брат Стефан возгордился, разгневался и сказал, что это он здесь все начинал. Хотя он, конечно, и начинал, но потом сбежал, смалодушествовал. Преподобный Сергий очень расстроился, даже заплакал и покинул обитель, ушел в Киржач.

Потом братия опомнилась, стали просить его вернуться. Авва Сергий вернулся, помирился со всеми. Обычно Стефана осуждают, но его тоже можно понять: очень сложно жить рядом со святым человеком. А преподобный Сергий уже от утробы матери святой. На святого человека нападают бесы. Но так как они были не в силах победить преподобного Сергия, то переключались на его окружение, в первую очередь на брата. А простому человеку выдержать это очень трудно. А Стефан еще и старший брат – бесам было за что зацепиться. Из этого выросло такое сильное искушение.

Преподобный, конечно, не враждовал с братом, просто смиренно ушел, не стал доказывать свою правоту, как обычно бывает у нас. Ушел и показал пример всем нам, как нужно себя вести.

Его значение для всей Руси огромно. Обитель, которую он основал, стала центром притяжения всех духовных сил. Все души, жаждущие какого-то подвига, страждущие от грехов, стали притекать к преподобному Сергию.  

Поначалу в обители было 12 человек. Это идеальное число для спасения. Когда людей всего 12, ими можно управлять, все единодушны, не останется брата, который бы сбежал. Может быть, и убегали, но оставалось одно постоянное число – 12.  А когда монастырь разрастается, уже сложнее спастись, уже нет идеальной симфонии, он уже не так похож на хорошо настроенный музыкальный инструмент.

Но тем не менее спасать нужно было всех, и преподобный Сергий даже сам строил кельи своим братьям. Он показывал пример во всем: одевался хуже всех, ел самую скудную пищу. Есть история с заплесневелыми хлебами, ими расплатился один человек, на которого работал преподобный Сергий, чтобы заработать средства для монастыря.

При жизни Сергия Радонежского монастырь всегда терпел нужду. Авва Сергий не застал времени процветания. Может быть, так и было нужно. Он закладывал фундамент на все будущие времена.

Ему являлась Божья Матерь с апостолами Петром и Иоанном. Она обещала, что не оставит эту обитель до скончания века. Также ему было видение птиц, и голос сказал, что иноков в этой обители будет так же много, как этих птиц. Все, кто принимал постриг у его раки, родились, воспитались, сформировались под крылом преподобного Сергия. И на нас лежит огромная ответственность, иногда даже страшно бывает, ведь такая пропасть между житием преподобного Сергия и нашей греховной жизнью…

Сергий Радонежский очень милостивый. Он молится за всех нас. В Троице-Сергиевой лавре есть предание, что авва Сергий не оставляет того, кто однажды побывал там, помолился и приложился к его раке. И не только самого человека, но весь его род. Очень важно прибегать в обитель преподобного, прикладываться к мощам, молиться и просить заступничества.

– В чем значение преподобного Сергия для Русской Церкви?

Он олицетворял наши самые русские черты. Иностранцы все время недоумевают, никак не могут понять, кто такие русские. Так вот, русский в абсолютной степени – это Сергий Радонежский. Это его кротость, незлобивость, незаметность. Он не оставил никаких трудов, высказываний или поучений. Но в то же время остался потрясающий пример. Не просто же так его называют игуменом земли Русской. Именно к нему прилепилось это звание. Он выражает собой всю суть русского характера, загадочность русской души, потаенную, как и наша природа. Она неброская, но незабываемая, притягательная и очень красивая. Мало увидеть, нужно всмотреться.

Незаметна и в то же время красива русская природа. Такая же душа была у преподобного Сергия. Ничего в нем нет кричащего, вызывающего, помпезного. Скромность, нищета, кротость. В чем Господь сказал подражать Ему? Яко кроток есмь и смирен сердцем. Авва Сергий преподобен, с чего мы и начали свой разговор. Он именно кроток и смирен сердцем. Это выражение богоподобия. И в то же время это русская черта. Наш народ действительно кроткий и смиренный.

– В чем значение преподобного Сергия для нашей гражданской истории, для нашего государства?

– Самое важное светское деяние, которое произошло при его жизни, – это Куликовская битва. Преподобный Сергий вел себя очень нестандартно, нарушая все правила, обычаи и представления о Церкви. Нам сейчас тоже говорят, что Церковь не должна вмешиваться в дела государства, не должна призывать к войне, участвовать в ней и так далее. А преподобный Сергий не просто благословляет Дмитрия Донского на битву, но еще посылает участвовать в бою двух своих монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Это беспрецедентный случай. Это мог себе позволить только очень духовный человек, который твердо знает волю Божию и четко представляет, что делает, и берет на себя полную ответственность за это.

Это была битва не только войск Мамая с объединенным войском Дмитрия Донского и других князей (кроме князя Рязанского). В первую очередь это была духовная победа (военная тоже, но войска у нас не осталось). Русские поверили в себя, воспряли духом. Можно сказать, с этого времени начинается Московское царство. Русские князья сплотились.

И все это заслуга преподобного Сергия. Он же сам и мирил князей. Это тоже очень важно. Ходил пешком, проявлял свою властность, даже накладывал интердикт: закрою все церкви. И ведь он не митрополит Московский. Тогда им был святитель Алексий. Но какая духовная власть была у преподобного Сергия, что он позволял себе такое! Этот кроткий, смиренный монах, которого не было видно, слышно, вдруг заявляет, что закроет церкви. Удивительно. Он хотел это сделать в Нижнем Новгороде. Такая власть. Когда нужно, он ее проявляет, являет богоподобие уже со властью.

Но власть он не любил. Он говорил: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню». Не хотел начальствовать, а пришлось быть игуменом. И не просто игуменом своей Троицкой обители, а всей земли Русской. Эта его черта характера наиболее мне близка. Не хочешь начальствовать, а нужно. Не желаешь начальствовать, но Господь призывает тебя на это служение, на какую-то должность, когда нужно проявлять власть. Но власть не деспотическую...

Во времена преподобного Сергия наше государство погибало. Как говорил Василий Осипович Ключевский, робость уже настолько проникла в русское сознание, душу и сердце, что это грозило стать национальной чертой. Матери пугали детей злым татарином.

В чем значение Куликовской битвы? Наконец русские перестали быть робкими, перестали бояться. Если бы этого не произошло, нас бы победила Орда, которая к тому времени была мусульманская. Насадили бы ислам, и мы были бы одним из исламских государств, как, например, в Средней Азии. История пошла бы совершенно по-другому. Не было бы великой, могучей православной Руси, Третьего Рима. Вот в чем огромное значение преподобного Сергия. Он стоит в центре всего этого. Он ключевая фигура в истории нашего Отечества.

– Вы упомянули нашего историка Василия Ключевского. В свое время он говорил, что Россию ждут тяжелые времена, когда погаснет лампада над гробом Сергия Радонежского. Как мы можем понимать эти слова?

– Можно понимать и как пророчество, потому что спустя несколько лет эта лампада погасла – закрыли Троице-Сергиеву лавру, началось страшное безбожное время. А загорелась лампадка только после Великой Отечественной войны. Должны были произойти две страшные войны: первая, когда рухнула Российская империя, и вторая, когда чуть не рухнуло наше государство. И благодаря сплоченности всего советского народа, всех республик была одержана победа. Все внесли свою лепту в этот подвиг, и лампада загорелась. Но государство еще долгое время оставалось атеистическим. Не было того возрождения, которое мы видим после 1000-летия Крещения Руси.

Было ровно 70 лет Вавилонского пленения. В 1917 году совершилась революция, в 1918 году расстреляли царскую семью, а в 1988 году, когда прошло 70 лет, Церковь получает свободу. Советский Союз образовался в 1922 году, а распался в 1992. Ровно 70 лет. Удивительные даты.

Сейчас у нас 40 лет хождения по пустыне. Еще 40 лет будем ходить. Наши современники святые отцы говорят, что это время малой свободы, когда на поверхности будет и хорошее, и плохое. В нашем греховном, падшем мире хорошее настолько быстро заглушается плохим, злаки настолько быстро забиваются плевелами, что нужна гигантская духовная работа, в первую очередь наша. Что Господь сказал ангелам, которые предложили выдернуть плевелы, извлечь их и оставить только злаки? Оставить все до жатвы, чтобы вместе с плевелами не вырвать и злаки. Собственно, это характеристика именно нашего времени, того, что происходит сейчас.

– Где корни народной любви к преподобному? Чем она определяется?

– Тем, что преподобный помогает. Известна поговорка: «К пустому колодцу за водой не ходят». Люди приходят к преподобному, молятся, прикладываются к мощам и убеждаются в том, что он помогает, решает даже житейские, бытовые проблемы или просто вселяет мир в душу.

У меня был личный опыт. Я родился в Загорске. В Троице-Сергиеву лавру мы мальчишками бегали каждый день. Для меня преподобный Сергий был доступной святыней, не как преподобный Серафим, к которому надо ехать с особым благоговением. Мне казалось, что преподобный Сергий меня не слышит, что ему не до меня, потому что издалека приехало много всяких других, а я тут все время. Такое наивное детское ощущение.

Но это, конечно, совершенно не так. Преподобный Сергий имеет особое попечение о своих земляках. В своей жизни я много раз убеждался в том, что он молится за меня. Перед ним мне бывает особенно стыдно, когда не соответствуешь тому житию, которое он нам оставил, не можешь ему подражать. Мы с вами слабые и немощные. Мы как монахи последних времен, про которых говорят, что они летят, потом падают, снова летят – и так перелетают эту реку. Это чувствуешь по своему опыту. Перед преподобным бывает стыдно. Каждый раз, когда прикладываешься к мощам, просишь прощения и благословения на дальнейшее совершение своего монашеского архипастырского пути. Та любовь, которую мы испытываем к Сергию Радонежскому, – это маленький ручеек по сравнению с тем океаном, который сам преподобный являет по отношению к нам. И, конечно, это никого не может оставить равнодушным.

– Какова наша мера ответственности за то, чтобы эта лампада не погасла?

– Мы должны подражать его житию. Мы должны быть ответственными и перед Богом, но для нас это трудно, потому что между нами и Господом слишком большая пропасть. А преподобный Сергий нам ближе. Вот его мощи, вот его житие. Хотя вроде он жил достаточно далеко от нашего времени, но тем не менее все равно близок нам по характеру. Он наш родной русский святой. Поэтому нам легко его понять.

И для него мы очень близки, потому что мы его сродники. Если он игумен земли Русской, значит, мы все находимся под его попечением, под его покровом, в первую очередь молитвенным.

Мы должны сохранять то, что он нам заповедал, следовать тому примеру, который нам оставил. Этот пример всегда должен быть перед нашими глазами. Да, может, мы и не можем войти в ту меру, не можем уйти в лес, в пустыню или еще куда. Да нам этого и не надо. Нужно выбрать хотя бы что-то одно. Например, смирение. Не отвечать злом на зло. И в этом ему подражать. Таким образом мы как бы будем подливать масла в лампаду, которая горит у мощей преподобного Сергия.

Что для православного современного христианина значит жизнь преподобного Сергия?

– С одной стороны, это эталон. Как икона, которой мы должны все время подражать и молиться. Но поскольку нам это почти недоступно, то в первую очередь мы должны смиряться и понимать свое недостоинство, свою неспособность, свою слабость. И в этом тоже духовный подвиг.

Почему монахи последних времен будут слабыми? Потому, что вся современная культура пропитана духом гордыни. Дальше будет еще хуже. Как сейчас воспитывают детей? Совершенно неправильно. Ребенок – кумир в семье, идол, которому все поклоняются. И кто потом вырастает? Очень гордый человек. И когда этот человек, нагрешив, придет в церковь каяться, ему будет очень трудно. Он не привык смиряться.  

Привык, что ему все должны.

– А смиряться нужно. Господь нас оценивает по тем усилиям, которые мы делаем. Поэтому мы не можем здесь показать видимых результатов. Но тем не менее мы должны делать усилия. Господь видит их и по ним оценивает нас и награждает. Таково наше устроение. В своем подавляющем большинстве мы не избраны от рождения. Мы обычные люди, зачатые во грехе, воспитанные и возросшие в нем. Причем те соблазны, которые есть сейчас в современном мире, тоже беспрецедентные. Таких соблазнов никогда не было в истории человечества.

Даже в Содоме и Гоморре такого не было, потому что сейчас появился Интернет, все это стало доступно и легко. В современном мире практически невозможно вырасти неиспорченным человеком. Редки случаи, когда юноша или девушка сохраняют целомудрие. Это почти то же самое, как преподобный Сергий был избран от утробы матери. Это тоже чудо Божие, как Господь все равно сохраняет неосквернившихся людей. А у тех, которые осквернились, всегда есть покаяние, через которое они приходят ко смирению, вспоминая свою прошлую греховную жизнь. Это постоянный источник для смирения, для укорения себя. И это тоже спасение. Так премудро действует Господь. Грех усиливается. Как говорит апостол Павел, где усиливается грех, там начинает преизобиловать и благодать Божия. В наше время она очень благодатная.

– Какие словесные или деятельные поучения преподобного были бы полезны для современного христианина?

Известно поучение по поводу иконы Пресвятой Троицы: взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистную рознь мира сего. Мы видим, что эта рознь мира все усиливается и усиливается. Это и конфликт на Украине, который сейчас происходит.

Пресвятая Троица – это единая сущность трех Божественных Лиц. Это абсолютная любовь, которая соединяет все Ипостаси. И это богомыслие, которое мы должны чувствовать, переживать, взирая на Святую Троицу, призвано сделать нас едиными с нашим самым близким окружением, с нашим государством.

Есть такой образ преподобного Лаврентия Черниговского, что три государства – Россия, Украина, Белоруссия – как образ Святой Троицы. Наши критики пытаются уличить нас чуть ли не в ереси, но мы не придаем догматического значения объединению этих трех государств. Но это как бы единый православный народ. И сейчас это как раз очень актуально.

Кровавая и болезненная ситуация, которая сейчас происходит на Украине, – ведь то же самое было при жизни Сергия. Та же междоусобица, с теми же княжествами. Все то же самое. Те же смерти, разорение храмов. Предательство, трусость, обман.

Но тогда был явный внешний враг. Собственно, эта внешняя ордынская интервенция нас и сплотила. А сейчас внешний враг тоже есть – коллективный Запад, но он хорошо маскируется. Сейчас враг более лукавый, а время более опасное. В этом отношении очень жалко украинский народ, потому что он поддался на этот соблазн, на это лукавство. Над ним проводится эксперимент. Вот в чем трагедия нашего времени. Нам ни в коем случае нельзя осуждать их и тем более ненавидеть, потому что в этом конфликте украинцы страдают больше всех. Они обмануты. Над ними проводят эксперимент, убивая их, чтобы через них уничтожить Россию. И когда-то они это поймут. Преподобный Сергий не может не переживать за свое Отечество. Молится он, молятся все наши русские (и не только русские) святые, и Матерь Божия, и Господь с ними.

Когда я ездил в зону военных действий, там это понимаешь и чувствуешь. Это необъяснимо, но ты понимаешь, что там благодать, там находятся все святые. Ты их не видишь, но чувствуешь сердцем их присутствие в разговорах, в глазах людей, в рассказах и в жизни тех воинов, с которыми там общаешься и которые шли туда неверующими в большинстве своем, нецерковными. Они не имели опыта каких-то духовных переживаний, а там они все это имеют, стремительно воцерковляются. Они даже не понимают, что происходит, не могут это объяснить, но вдруг все из атеистов становятся верующими. Причем они не понимают, во что они верят, но уже верят. Они знают, что здесь Бог, Которого зовут Иисус Христос. Дальше они еще пока ничего не знают. Но это знание их уже спасает.

– Мы знаем, что к мощам преподобного Сергия стекается множество паломников, не только из Москвы и Московской области, но вообще со всей страны и даже из-за рубежа. С чем приходят к преподобному? О чем чаще всего его просят?

–  Это надо у преподобного спрашивать. Каждый приходит с какими-то своими скорбями, просьбами помочь в сложных ситуациях. Основная масса народа живет очень бедно, плохо, а уж все точно живут в скорбях. И, кстати, у богатых скорбей бывает больше, чем у бедных, как правило. Никто не свободен от того, чтобы переживать скорби. Господь всех спасает, и все приходят к Нему со своими скорбями и просьбами и получают помощь.

Я помню очень хорошо первый класс Московской духовной семинарии, когда я был еще студентом. Там же некогда учиться – одни послушания (сейчас это подготовительный класс, а раньше он у нас был первый). Почему-то именно в первом классе все нужно учить наизусть. А наизусть некогда учить. Прибежишь на молебен, встанешь к преподобному Сергию: «Преподобный, помоги, чтобы меня не спросили!..» Потом я экстерном сдал за второй класс и сразу оказался в третьем. И вдруг я понимаю, что в третьем классе это уже не работает. Но потом я понял, что надо выходить из младенческого возраста и получать уже более твердую пищу... Тем не менее преподобный Сергий даже так учил, на таких мелочах. На каких-то смешных или даже курьезных случаях ты понимаешь, как он тебя воспитывает, как иногда к тебе относится: строго или с любовью.

Иногда бывает, что скажешь хорошую проповедь, тебя похвалят, и ты весь из себя гордый. Даже сейчас у меня такое бывает. Мне, как епископу, мощи открывают все время. И когда у меня на душе что-то такое греховное, горделивое или еще какое состояние – мощи не открывают, только приложишься к ним. А когда придешь с покаянием, смотришь – мощи открывают. По этим признакам я понимаю, благоволит ко мне сейчас преподобный или хочет построже отнестись, пальчиком погрозить.

Преподобный ходил по кельям, за монахами подсматривал, подслушивал. Сейчас бы мы сказали: «Что это такое? Игумен ходит по кельям и подсматривает, подслушивает!» Насколько у нас уже изменилось восприятие... А ведь он делал это не из любопытства, а для того, чтобы братию назидать, чтобы они не проводили время праздно, а потом с любовью выговаривал им, зачем во время уединенной молитвы они собираются вместе и разговаривают. О чем обычно говорят, собравшись вместе? Сплетничают, осуждают кого-то или просто впустую проводят время. Он за этим следил. Это тоже очень важно, каким он был начальником.

А ведь это же неприятно для начальника: увидеть что-то и потом высказывать. Преподобный не хотел быть начальствующим, но сказал такую фразу: если есть воля Божия, нужно быть начальствующим добросовестно. Для меня тоже всегда бывает неприятно узнавать про своих подчиненных что-то нехорошее. Потому что потом нужно принимать меры, выговаривать, наказывать. И всегда это делаешь со скорбью. Я от этого удовольствия уж точно не получал. Всегда для меня это скорбь и какой-то крест.

Очень много поучительного в житии преподобного Сергия, оно, казалось бы, не являет нам каких-то подвигов, которые бы не делали другие святые. Есть гораздо более яркие подвиги: кто-то с веригами живет, кто-то на столпе стоит и берет на себя какие-то подвиги, поражающие воображение. У преподобного Сергия ничего этого нет. У него настолько все сокровенно внутри, под покровом смирения и кротости закамуфлировано, что для того, чтобы докопаться до этого, нужно очень внимательно и вдумчиво читать его житие.

Мы сейчас привыкли, что нам нужно что-то яркое, все ярче и ярче, а здесь все под покровом. И под эти покровы нужно заглядывать, почитать немного и подумать, как тебе это может пригодиться, чтобы извлечь из этого какую-то пользу, поучение. Вот как нужно относиться к житию преподобного Сергия.

– Мы знаем, что в Троице-Сергиеву лавру всегда стекается множество людей, паломников, особенно в праздники преподобного Сергия. Почему мы называем Троице-Сергиеву лавру духовным центром России?

– Так получилось, что она стала духовным центром России. Потому что там есть преподобный Сергий, Матерь Божия. Она являлась во многих местах. Кстати, не сказано, что эта лавра – удел Пресвятой Богородицы, как Киево-Печерская лавра или Дивеево. Тем не менее это как бы сердце русского православия. Это мы с вами знаем про монастырь. Это Престол Пресвятой Троицы, Ее дом, потому что обитель Троицкая. Там есть еще и Московская духовная академия, ей больше двухсот лет. Очень важно, когда воспитываются кадры для Церкви.

Я наблюдал, когда сам учился, потом преподавал и был ректором Московской духовной академии, какое невидимое, но очень благотворное и сильное воздействие оказывает преподобный на этих птенцов, что вылетают из его обители и любят ее. Это единственный монастырь, где собираются дважды в год почти все архиереи Русской Православной Церкви. Это тоже не случайно возникло. То есть Господь показывает: это сердце православия, оно бьется, оно живое, здоровое.

Когда был коронавирус при моем ректорстве, это было страшно. Было такое жуткое чувство, когда я первый раз вышел из изоляции в лавру (я заболел самый первый, но очень легко), а она пустая. В лавре никого нет, я такого никогда не видел среди бела дня: тишина, ни одного монаха, и я один в лавре. Это было страшное, жуткое, мистическое чувство, как будто сердце остановилось. Слава Богу, долго это не продлилось, и это сердце снова бьется и будет биться очень долго.

– Прошу Вас дать наставление нашим дорогим телезрителям и поздравить их с праздником преподобного Сергия Радонежского.

– Я призываю наших телезрителей обязательно приехать в Троице-Сергиеву лавру, любыми способами добраться, чтобы помолиться у мощей преподобного Сергия, и он вас во всю жизнь не забудет. А тех, кто был там много раз, мне даже не надо призывать, они будут ходить и ходить к этому источнику живой воды, к этому колодцу, который питает нас своими спасительными водами и благодатью.

Ведущий Павел Денисик

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 27 февраля: 01:00
  • Среда, 28 февраля: 01:00
  • Среда, 28 февраля: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать