Архипастырь. Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий

13 июля 2023 г.

Сегодня у нас в гостях епископ Выборгский и Приозерский Игнатий.

– Тема нашей сегодняшней программы: «Первые шаги в Церкви». В Церковь приходят люди разных возрастов, имеющие совершенно разные духовные потребности. Одно дело, когда привели семилетнего ребенка, другое дело, когда пришли шестидесятилетние. Что им нужно дать? Есть ли что-то общее, что нужно всем?

– Конечно, есть. Сразу можно обратиться к словам Священного Писания, которые показали, что являет собой Церковь. Вспоминаем слова Спасителя: Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них. Это удивительно, что Господь Сам указывает на присутствие в человеческом общежитии такого института, как Церковь. У человека есть необходимость в защите, богообщении и духовном совершенстве.

В церковь приходят люди разных возрастов. Младенец приходит еще вместе с матерью, находясь в ее утробе. Воцерковление начинается отсюда. Плод практически с самого начала может видеть, слышать, чувствовать и что-то  понимать. Когда беременные мамочки приходят в храм Божий, слушают прекрасные песнопения, слова молитвы, да еще и сами молятся, причащаются Святых Христовых Таин, уже идет формирование будущего православного человека.

А тех, кто приходит в 50, 60 лет, приводит Господь. Требования, конечно, разные. А может, и не должно быть никаких требований. Если ты воспринимаешь слова Спасителя: Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них, – то тебе будет намного легче, потому что ты хочешь воссоединиться с Богом, желаешь быть христианином, носителем этого высокого звания. В первую очередь нужно понимать, для чего ты идешь в Церковь. Церковь – это общность людей, объединенных одной верой, одними мыслями и соборным стремлением совершения молитвы. Эти аспекты должны осуществляться в жизни человека.

– В последнее время в некоторых храмах совершаются богослужения, ориентированные на какую-то конкретную группу людей. Например, есть детские литургии, где больше задействуют детей, есть литургии для глухих с переводом на язык жестов, есть литургии для беременных с дополнительными прошениями. Целесообразно ли совершать такие деления? Нужно ли популяризировать подобный подход или это должны быть какие-то исключительные случаи?

–  В традициях других конфессий бывают и литургии для животных. Я видел это в одном из крупных соборов города Нью-Йорка: на богослужение, которое возглавляет епископ, приводят слонов, обезьян и другую живность. Конечно, это удивительно.

Литургия для детей несет в себе какие-то сокращения, не касающиеся главной евхаристической тематики. Первый раз слышу про литургию для беременных, не знаю, чем она может отличаться.

– Расставляют лавочки, есть дополнительные какие-то вещи.

– Это другой вопрос. Это не может означать литургию как некое действо, которое выходит за рамки канонического права. Литургия для глухих, думаю, обычная, когда для людей с проблемами слуха специально работает сурдопереводчик. 

Литургия – это общее дело. А если мы начнем разделять ее отдельно для глухих, для детей, для беременных, то это уже не общее дело. Это будет литургия по интересам для определенных групп населения. В Церкви такого быть не должно, потому что, как говорил апостол Павел, Христос не разделился. Ясно, что эти слова относились к малым Церквам, которые образовывались, и тем проблемам, с которыми они сталкивались. Но они применимы и здесь: Христос не разделился. Человек один, и Христос один. Бог един. Поэтому соединение Бога с человеком также должно переноситься на литургическую жизнь.

Детская литургия – это более упрощенный вариант, но все равно нужно и маленьких детей приучать к нормальной литургии. Ребенок не остановится на детском возрасте, рано или поздно он придет в состояние взрослого человека. И тогда может получиться так, что он скажет: «Меня так не устраивает.  Мне нужна литургия 15 минут». Тем самым могут поколебаться литургические основания. Литургия – это общее делание, которое открывает путь к Богу для всех: и для обремененных, и для страждущих, и для грешных, и для святых.

– Самое полное участие в церковной жизни могут совершать люди, у которых есть время. В храме больше всего присутствует людей за пятьдесят. У них уже подросли дети. Кто-то развелся, что в нашем обществе не редкость. Они максимально вовлечены в богослужение и в жизнь общины. Но есть прослойка где-то от двадцати до сорока лет. Это люди, которые по большому счету полностью заняты своей семьей, работой и прочими житейскими делами. Они говорят: «Мы хотим на всенощную, но не можем. Хотим как следует подготовиться к причастию, но не можем». Мамы, у которых трое, четверо детей, еле доходят до храма. Как дифференцировать подход к тем людям, у которых действительно есть время и желание идти в храм, и к тем, у кого есть желание, но катастрофически нет времени?

– Всегда можно списать на ситуацию, на время. Недавно списывали на ковид, теперь на какие-то определенные обстоятельства внешней и внутренней жизни. Это все человеческие отговорки.

Не скажу, что возраст от двадцати до сорока может как-то отделить человека от Христа якобы за неимением времени. А ты можешь дать себе гарантию, что времени станет больше, когда ты будешь старше? Мне кажется, от одного десятилетия к другому становится все меньше и меньше времени. Время очень скоротечно. Но там уже совсем другие жизненные критерии, другая оценка всего происходящего.

Мы видим, чем оборачивается то, когда человек в молодости считает, что еще успеет и в храм пойти, и причаститься. Нет желания, нет стремления. Человек сегодня не идет в храм, проходит пять, десять лет, он не идет. И в конце концов может наступить время, что станет поздно. Люди всегда ссылаются на свою занятость.

Но придет час, когда ты подойдешь к воротам рая, а тебе оттуда последует ответ: «У тебя же не было времени, зачем терять его сейчас? Иди туда, где ты уже обрел свое место». В раю места не будет. Время может только отдалять от Бога или приближать к Нему. А все остальное является простыми человеческими рассуждениями, отговорками, стремлением сделать свою жизнь комфортнее. И без Бога. Дай Бог, чтобы такая ситуация проявлялась как можно реже в человеческой жизни.

– Есть еще молодежь. Они часто объединяются в разные сообщества. Как Вы считаете, необходимо ли особое молодежное движение на приходе? Стоит ли выделять их в отдельную группу прихожан?

– Помимо евхаристической жизни есть еще жизнь внебогослужебная, когда молодые люди и люди в возрасте могут объединяться в какие-то движения. Помимо литургии есть церковная жизнь. Отношения с молодежью связаны с паломничеством, спортивными мероприятиями и так далее. Объединения на приходе должны быть. Когда люди объединяются по интересам, им легче воспринимать и литургическую жизнь, легче причащаться, легче общаться. Есть единый организм, где нет разделения на Иванова, Петрова, Сидорова, а есть только одно понятие – Христов.

– Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Люди в возрасте стали понимать, что жить без Бога недопустимо. Они хотят прийти к Богу, хотят начать ходить в храм. Но их не отпускает отчаяние от того, что вся жизнь прошла без Бога. Как не отчаиваться и сделать первые шаги?»

Конечно, мы не помним, как были маленькими детьми и делали первые шаги. Мы не боялись совершать их. Убеждение, что всю жизнь прожил без Бога, – от лукавого. Посыл идет от дьявола. Если эти мысли возникают, то нужно сразу понимать, что в орбиту твоих отношений с Богом включается дьявольская сила, которая всеми способами и средствами желает вернуть тебя на прежний путь. Нужно идти в храм и не бояться, если ты чего-то не знаешь и не понимаешь. Сегодня такое время, когда многое можно прочитать и в Интернете, и в книгах. Можно и спросить. Можно поговорить со священником. Нужно идти и делать первые священные шаги, которых ожидает от тебя Сам Господь.

– Какие требования со стороны священников могут быть к тем, кто приходит в первый раз?

– От людей, которые делают первые шаги, еще нечего требовать. Им нужно помочь осуществить эти шаги, стать духовным костылем, опираясь на который человек будет делать эти шаги правильно. Тут у священника должен включаться разум. Когда ты понимаешь и видишь перед собой новоначального человека, самое главное – не навредить. Этот принцип должен всегда присутствовать в пастырском сердце и пастырской совести. Тут многое зависит от пастыря. Большинство из них окончили духовные школы, уже имеют какой-то опыт, поэтому должны опираться и на этот опыт, и на те знания, которые были в них вложены, и на личный опыт. Сейчас много молодого духовенства, они приходили в храм, делая первые шаги. И, конечно, были какие-то критические замечания, но так, чтобы требовать что-то с пеной у рта, такого нигде не должно происходить. Этого делать не нужно. Везде должен включаться разум и человеческое пастырское сердце.

– Насколько должна отличаться практика подготовки к таинствам Исповеди и Причастия для новоначальных и для тех, кто уже длительное время в храме?

– Человек, который делает первые шаги в храме, тоже должен определяться с духовным руководством. Есть понятие «духовник» – человек, который обладает каким-то опытом и ведет тебя по начинающейся христианской жизни. Он может порекомендовать тебе, как правильно совершать те или иные правила, которые позволяют человеку подготовиться к таинству Причастия. Безусловно, не нужно уподобляться тем иудеям, о которых Спаситель говорил, обличая фарисеев, что они возлагают на свои плечи неудобоносимые бремена. Нужно с разумом подходить к духовному воспитанию того или иного человека. И он сам должен понимать, что нельзя без пастырского руководства самому браться за свое духовное совершенствование.

В начале 90-х годов в храмы хлынуло большое количество людей. Они черпали какие-то новости, где-то что-то читали или слышали и поднимали на себя эти неудобоносимые бремена. И были случаи, когда из-за этого ломались и психика человека, и его физическое здоровье. Потому что сразу посты, каноны, акафисты, Псалтирь – все, что только возможно. С утра открывали книгу и читали без разбора все подряд. Нужно ко всему подходить с разумом. Обязательно должен быть духовный наставник, который поможет определиться и с правилами, и с какими-то повседневными моментами, которые помогут встать на ступеньку выше в духовном плане, но при этом не потерять тот багаж, который уже имеешь.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Как неверующие родители могут воспитать детей в вере?»

– Смотря что Вы вкладываете в понятие «неверующие родители» и к какому периоду это относится. Крещеные ли они? Крещеный ли младенец? Если да, то у него есть еще и крестные родители, которые также несут ответственность за воспитание.

В наше время атеистическая пропаганда уже не настолько имеет силу, основание или почву. Поэтому можно воспитать. Если не родители, то крестные, которые давали Богу ответ.

– А воскресная школа может воспитать верующего ребенка вместо родителей?

– Запросто. Для чего же тогда мы ее создаем? Как раз для этого. Это вопрос желания. Если у родителей нет желания, то они должны в этом сознаться. Родитель, конечно, не желает недоброго своему чаду, но сейчас многие говорят: «Пускай вырастет, дойдет до совершеннолетия и сам принимает решение, с кем он будет». Я всегда таким людям говорю: «Еще неизвестно, дойдет ли он до восемнадцати лет, чтобы принять решение. Может, он погибнет в пучине наркомании, пьянства, распутства. Может произойти что угодно. Поэтому мы крестим детей младенцами, чтобы они проходили свой человеческий земной путь с Божьей помощью, наполненные Божественной благодатью.

– Когда человеку можно начать давать «твердую» духовную пищу? Как распознать, что человек готов? Можем ли мы сами понять, что уже готовы к какой-то более серьезной духовной жизни?

– Время наступления этого совершеннолетия помогают определить духовные наставники. Но если есть желание, то это чтение Евангелия – тоже «твердая пища». Его можно начать читать самому уже с момента вхождения в Церковь, делая первые шаги. Сейчас с этим нет проблем, книг достаточно. Открывай и читай глава за главой. Не надо начинать с Ветхого Завета, потому что тогда в голове будет полный винегрет. Лучше начинать с одного Евангелия, например, от Марка, оно более простое, затем Евангелие от Луки, потом от Матфея и Иоанна Богослова. Потом можно пойти по второму кругу. Что касается богословских тем, тут тоже поможет духовник. Но если твои знания выходят за пределы и тебе очень хочется, то читай литературу, но следи, чтобы чтение было на пользу.

– Где же взять духовника?

– Сердце подскажет. Совершая первые шаги, человек может пройти не один храм. Тут побывал, там побывал. Начинается с того, что поближе к дому, а потом идет какое-то сравнение, путешествие по монастырям. Люди находят пастырей, которые помогают им совершенствоваться. И ты найдешь и обретешь духовника в храме, который тебе приглянулся, который близок твоему сердцу, просто надо чистосердечно открывать свою душу и сердце священнику. И, конечно, нужно молиться. Молитва поможет. Сам Господь поможет, направит твои стопы к тому человеку, который сможет тебя понять, при каких-то обстоятельствах простить и самое главное – открыть тебе путь со Христом.

– А сколько у священника может быть полноценных духовных чад?

– Для того чтобы иметь много чад, должна быть хорошая память, чтобы вынимать за них частички во время литургии и поминать в личных молитвах. Человек сам определяет для себя количество. Главное, священнику не превратиться в лжестарца, который оброс духовными чадами, как цветок лепестками, почивает на лаврах и уже не ходит по земле, а только лишь касается ее подошвой своей обуви. Бес очень хорошо действует в отношениях священника и пасомых. Количество надо определять самому. Хотя, мне кажется, когда служишь в храме, то весь приход – твои чада, которых вручил тебе Господь. Как скажешь: «Это мое, а это не мое; ты заходи, а ты проходи мимо»? Весь приход и есть твоя паства.

– Вопрос от телезрительницы Юлии из Москвы: «Я рассуждала о том, что же самое главное показал нам Христос Своей жизнью. Он показал, как надо любить и что любовь выражается в послушании. Не является ли хорошим и важным признаком то, когда человек хочет быть кому-то послушным? Быть послушным Богу сложно, тут и своя воля, и возможность ошибки. А когда молишься, чтобы Господь дал духовника, и хочешь исполнять послушание, не является ли это подражанием Христу и самым главным в начале духовной жизни?»

– Любовь являет себя не только через послушание. Господь дал нам две заповеди: о любви к Богу и о любви к ближнему. Послушание – это как один из составляющих элементов. Безусловно, в первую очередь должно быть послушание Богу. Слышим мы Бога или не слышим? А когда слышим, но не делаем – это ослушание.

Проявление любви не только в послушании, оно во всем: в личных взаимоотношениях, в отношениях в обществе, на работе. Любовь проявляет себя во всех аспектах.

Мы знаем прекрасные слова апостола Павла: любовь долготерпит, милосердствует... Все добродетели, которые перечисляет апостол, являют пример любви. А что касается послушания, оно должно быть предметом воспитания с самого детства, когда ребенок находится в послушании у своих родителей, затем послушание Богу, и так это и идет по жизни.

– Вернусь к своему предыдущему вопросу о количестве. Мы говорим о первых шагах в Церкви, и бывает так, что человек приходит в храм и видит множество народа на какой-нибудь большой службе. Он знает, что в храме всего лишь два-три священника, и у него сразу опускаются руки. Он недоумевает: «Как же мне дотянуться до батюшек? У них вон сколько духовных чад». Стоит ли в такой ситуации отчаиваться? Как человеку, только пришедшему в храм, начать отношения со священником?

– Во-первых, когда человек делает первые шаги в храме, слово «отчаяние» не должно присутствовать ни в его сознании, ни в лексиконе. Что значит – отчаиваться? Отчаяние – это когда человек не может достучаться до Господа, и причиной этого, как правило, является он сам. Ему нужно пойти на исповедь, начать разговор со священником, и он сам все почувствует. Поэтому предмет отчаяния должен уйти из жизни, и, наверное, здесь должно быть применимо дерзновение, рвение и желание. Все это и нужно проявлять.

– Владыка, должен ли церковный персонал – свечницы, работники храма, сторожа – способствовать процессу адаптации человека в храме?

– Безусловно. Все они должны служить тому, чтобы человек был расположен к храму, чтобы он открылся в храме. Если же у свечницы или уборщицы, составляющих рабочий клир прихода, нет сегодня настроения, они не должны показывать его тем, кто только начинает свою духовную жизнь. Эти люди должны задаться вопросом: «Зачем я здесь? Если я, христианин, не имею любви, то мне нельзя трудиться в храме».

Вспоминаем слова Господа, что лучше бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Такому человеку лучше покинуть христианские ряды, нежели являть злобу, нетерпение и тому подобные чувства.

– Бывает так, что люди, не так давно ставшие членами Церкви, сделавшие первые шаги в Церкви, начинают чувствовать некие амбиции, некий дух учительства. Скажите, как новоначальному избежать этого духа учительства, желания всех поучать? И кому принадлежит роль учителя в Церкви?

– Роль учителя в Церкви принадлежит тем, кто призван к этой роли. Да, у новоначальных могут появляться амбиции. В их уме, может быть, и в сердце очень быстро начинают развиваться мысли: «Я хожу в храм, я уже многое знаю». Таким людям нужно помнить, что это совсем не их мысли. Через, казалось бы, доброе желание учительства дьявол направляет на них свои стрелы: «Ты уже имеешь такой опыт! Ты целый месяц в храме и уже можешь учить других людей».

Это страшно. Такой  пыл человек должен приостанавливать. Когда приходят такие мысли, нужно читать Иисусову молитву или просить: «Господи, помилуй!» Нужно всегда помнить, что человек – никто, и как же он будет кого-то учить, если сам толком ничего не знает? Право заниматься учительством принадлежит тем, кто к этому призван: священникам, катехизаторам, которые несут полную ответственность за сказанное.

Поэтому, если у человека появляется стремление встать над другими, нужно понимать, что это действие сил тьмы, и здесь вроде бы с безобидного начала может возникнуть большая трагедия.

– Могут ли свершиться первые шаги в храме, если храма нет? Бывает так, что там, где живет человек, нет православного храма, либо бывает, что человек прикован к постели и не может пойти в храм. Может ли случиться воцерковление человека, если физически он не может быть в храме?

– Да, может. Вот сейчас мы с Вами беседуем в студии телеканала «Союз», который вещает круглые сутки. В программе телеканала есть не только какие-то познавательные программы, но и трансляции богослужений, благодаря которым человек, прикованный к постели, может как бы поучаствовать в богослужениях, соприкоснуться с Богом. Плюс ко всему есть различные книги, есть Интернет, где можно найти какие-то полезные вещи и действительно прийти к практике воцерковления.

Но опять же повторю слова Господа, которые я произнес в начале нашей встречи: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Здесь Господь говорит о том, что молитва, которая совершается одним, вторым, третьим человеком, как бы соединяется в единый духовный столп и возносится к небесам, и Бог слышит эту соборную молитву. Вот почему очень важно совершать молитву в храме.

Домашняя молитва – это личная молитва человека, но нужно стремиться участвовать и в соборной молитве во время Божественной литургии или каких-то других богослужений. Это позволяет нам стать сильными, крепкими, и самое главное – позволяет слышать слова Самого Бога, которые имеют утверждающее начало и последующее действие. Я думаю, что если в одном селе нет православного храма, то, наверное, храм или какое-нибудь молитвенное собрание будет в соседнем селе.

– Владыка, мы видимся с Вами в студии первый раз в этом году, поэтому от лица нашего телеканала, от лица телезрителей я поздравляю Вас с Вашим юбилеем. Мы желаем Вам многая и благая лета. Благословите наших телезрителей на прощание.

– Бог благословит. И дай Бог, чтобы наши и первые, и последующие шаги в храме были шагами, ведущими к Богу, чтобы души наши очищались, мысли приходили в соответствие с Божиим замыслом, Божиим Промыслом, а мы любили друг друга.

Ведущий Михаил Кудрявцев, священник

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 29 февраля: 01:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать