– Тема нашей сегодняшней программы: «Первые шаги в Церкви». В Церковь приходят люди разных возрастов, имеющие совершенно разные духовные потребности. Одно дело, когда привели семилетнего ребенка, другое дело, когда пришли шестидесятилетние. Что им нужно дать? Есть ли что-то общее, что нужно всем?
– Конечно, есть. Сразу можно обратиться к словам Священного Писания, которые показали, что являет собой Церковь. Вспоминаем слова Спасителя: Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них. Это удивительно, что Господь Сам указывает на присутствие в человеческом общежитии такого института, как Церковь. У человека есть необходимость в защите, богообщении и духовном совершенстве.
В церковь приходят люди разных возрастов. Младенец приходит еще вместе с матерью, находясь в ее утробе. Воцерковление начинается отсюда. Плод практически с самого начала может видеть, слышать, чувствовать и что-то понимать. Когда беременные мамочки приходят в храм Божий, слушают прекрасные песнопения, слова молитвы, да еще и сами молятся, причащаются Святых Христовых Таин, уже идет формирование будущего православного человека.
А тех, кто приходит в 50, 60 лет, приводит Господь. Требования, конечно, разные. А может, и не должно быть никаких требований. Если ты воспринимаешь слова Спасителя: Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них, – то тебе будет намного легче, потому что ты хочешь воссоединиться с Богом, желаешь быть христианином, носителем этого высокого звания. В первую очередь нужно понимать, для чего ты идешь в Церковь. Церковь – это общность людей, объединенных одной верой, одними мыслями и соборным стремлением совершения молитвы. Эти аспекты должны осуществляться в жизни человека.
– В последнее время в некоторых храмах совершаются богослужения, ориентированные на какую-то конкретную группу людей. Например, есть детские литургии, где больше задействуют детей, есть литургии для глухих с переводом на язык жестов, есть литургии для беременных с дополнительными прошениями. Целесообразно ли совершать такие деления? Нужно ли популяризировать подобный подход или это должны быть какие-то исключительные случаи?
– В традициях других конфессий бывают и литургии для животных. Я видел это в одном из крупных соборов города Нью-Йорка: на богослужение, которое возглавляет епископ, приводят слонов, обезьян и другую живность. Конечно, это удивительно.
Литургия для детей несет в себе какие-то сокращения, не касающиеся главной евхаристической тематики. Первый раз слышу про литургию для беременных, не знаю, чем она может отличаться.
– Расставляют лавочки, есть дополнительные какие-то вещи.
– Это другой вопрос. Это не может означать литургию как некое действо, которое выходит за рамки канонического права. Литургия для глухих, думаю, обычная, когда для людей с проблемами слуха специально работает сурдопереводчик.
Литургия – это общее дело. А если мы начнем разделять ее отдельно для глухих, для детей, для беременных, то это уже не общее дело. Это будет литургия по интересам для определенных групп населения. В Церкви такого быть не должно, потому что, как говорил апостол Павел, Христос не разделился. Ясно, что эти слова относились к малым Церквам, которые образовывались, и тем проблемам, с которыми они сталкивались. Но они применимы и здесь: Христос не разделился. Человек один, и Христос один. Бог един. Поэтому соединение Бога с человеком также должно переноситься на литургическую жизнь.
Детская литургия – это более упрощенный вариант, но все равно нужно и маленьких детей приучать к нормальной литургии. Ребенок не остановится на детском возрасте, рано или поздно он придет в состояние взрослого человека. И тогда может получиться так, что он скажет: «Меня так не устраивает. Мне нужна литургия 15 минут». Тем самым могут поколебаться литургические основания. Литургия – это общее делание, которое открывает путь к Богу для всех: и для обремененных, и для страждущих, и для грешных, и для святых.
– Самое полное участие в церковной жизни могут совершать люди, у которых есть время. В храме больше всего присутствует людей за пятьдесят. У них уже подросли дети. Кто-то развелся, что в нашем обществе не редкость. Они максимально вовлечены в богослужение и в жизнь общины. Но есть прослойка где-то от двадцати до сорока лет. Это люди, которые по большому счету полностью заняты своей семьей, работой и прочими житейскими делами. Они говорят: «Мы хотим на всенощную, но не можем. Хотим как следует подготовиться к причастию, но не можем». Мамы, у которых трое, четверо детей, еле доходят до храма. Как дифференцировать подход к тем людям, у которых действительно есть время и желание идти в храм, и к тем, у кого есть желание, но катастрофически нет времени?
– Всегда можно списать на ситуацию, на время. Недавно списывали на ковид, теперь на какие-то определенные обстоятельства внешней и внутренней жизни. Это все человеческие отговорки.
Не скажу, что возраст от двадцати до сорока может как-то отделить человека от Христа якобы за неимением времени. А ты можешь дать себе гарантию, что времени станет больше, когда ты будешь старше? Мне кажется, от одного десятилетия к другому становится все меньше и меньше времени. Время очень скоротечно. Но там уже совсем другие жизненные критерии, другая оценка всего происходящего.
Мы видим, чем оборачивается то, когда человек в молодости считает, что еще успеет и в храм пойти, и причаститься. Нет желания, нет стремления. Человек сегодня не идет в храм, проходит пять, десять лет, он не идет. И в конце концов может наступить время, что станет поздно. Люди всегда ссылаются на свою занятость.
Но придет час, когда ты подойдешь к воротам рая, а тебе оттуда последует ответ: «У тебя же не было времени, зачем терять его сейчас? Иди туда, где ты уже обрел свое место». В раю места не будет. Время может только отдалять от Бога или приближать к Нему. А все остальное является простыми человеческими рассуждениями, отговорками, стремлением сделать свою жизнь комфортнее. И без Бога. Дай Бог, чтобы такая ситуация проявлялась как можно реже в человеческой жизни.
– Есть еще молодежь. Они часто объединяются в разные сообщества. Как Вы считаете, необходимо ли особое молодежное движение на приходе? Стоит ли выделять их в отдельную группу прихожан?
– Помимо евхаристической жизни есть еще жизнь внебогослужебная, когда молодые люди и люди в возрасте могут объединяться в какие-то движения. Помимо литургии есть церковная жизнь. Отношения с молодежью связаны с паломничеством, спортивными мероприятиями и так далее. Объединения на приходе должны быть. Когда люди объединяются по интересам, им легче воспринимать и литургическую жизнь, легче причащаться, легче общаться. Есть единый организм, где нет разделения на Иванова, Петрова, Сидорова, а есть только одно понятие – Христов.
– Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Люди в возрасте стали понимать, что жить без Бога недопустимо. Они хотят прийти к Богу, хотят начать ходить в храм. Но их не отпускает отчаяние от того, что вся жизнь прошла без Бога. Как не отчаиваться и сделать первые шаги?»
– Конечно, мы не помним, как были маленькими детьми и делали первые шаги. Мы не боялись совершать их. Убеждение, что всю жизнь прожил без Бога, – от лукавого. Посыл идет от дьявола. Если эти мысли возникают, то нужно сразу понимать, что в орбиту твоих отношений с Богом включается дьявольская сила, которая всеми способами и средствами желает вернуть тебя на прежний путь. Нужно идти в храм и не бояться, если ты чего-то не знаешь и не понимаешь. Сегодня такое время, когда многое можно прочитать и в Интернете, и в книгах. Можно и спросить. Можно поговорить со священником. Нужно идти и делать первые священные шаги, которых ожидает от тебя Сам Господь.
– Какие требования со стороны священников могут быть к тем, кто приходит в первый раз?
– От людей, которые делают первые шаги, еще нечего требовать. Им нужно помочь осуществить эти шаги, стать духовным костылем, опираясь на который человек будет делать эти шаги правильно. Тут у священника должен включаться разум. Когда ты понимаешь и видишь перед собой новоначального человека, самое главное – не навредить. Этот принцип должен всегда присутствовать в пастырском сердце и пастырской совести. Тут многое зависит от пастыря. Большинство из них окончили духовные школы, уже имеют какой-то опыт, поэтому должны опираться и на этот опыт, и на те знания, которые были в них вложены, и на личный опыт. Сейчас много молодого духовенства, они приходили в храм, делая первые шаги. И, конечно, были какие-то критические замечания, но так, чтобы требовать что-то с пеной у рта, такого нигде не должно происходить. Этого делать не нужно. Везде должен включаться разум и человеческое пастырское сердце.
– Насколько должна отличаться практика подготовки к таинствам Исповеди и Причастия для новоначальных и для тех, кто уже длительное время в храме?
– Человек, который делает первые шаги в храме, тоже должен определяться с духовным руководством. Есть понятие «духовник» – человек, который обладает каким-то опытом и ведет тебя по начинающейся христианской жизни. Он может порекомендовать тебе, как правильно совершать те или иные правила, которые позволяют человеку подготовиться к таинству Причастия. Безусловно, не нужно уподобляться тем иудеям, о которых Спаситель говорил, обличая фарисеев, что они возлагают на свои плечи неудобоносимые бремена. Нужно с разумом подходить к духовному воспитанию того или иного человека. И он сам должен понимать, что нельзя без пастырского руководства самому браться за свое духовное совершенствование.
В начале 90-х годов в храмы хлынуло большое количество людей. Они черпали какие-то новости, где-то что-то читали или слышали и поднимали на себя эти неудобоносимые бремена. И были случаи, когда из-за этого ломались и психика человека, и его физическое здоровье. Потому что сразу посты, каноны, акафисты, Псалтирь – все, что только возможно. С утра открывали книгу и читали без разбора все подряд. Нужно ко всему подходить с разумом. Обязательно должен быть духовный наставник, который поможет определиться и с правилами, и с какими-то повседневными моментами, которые помогут встать на ступеньку выше в духовном плане, но при этом не потерять тот багаж, который уже имеешь.
– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Как неверующие родители могут воспитать детей в вере?»
– Смотря что Вы вкладываете в понятие «неверующие родители» и к какому периоду это относится. Крещеные ли они? Крещеный ли младенец? Если да, то у него есть еще и крестные родители, которые также несут ответственность за воспитание.
В наше время атеистическая пропаганда уже не настолько имеет силу, основание или почву. Поэтому можно воспитать. Если не родители, то крестные, которые давали Богу ответ.
– А воскресная школа может воспитать верующего ребенка вместо родителей?
– Запросто. Для чего же тогда мы ее создаем? Как раз для этого. Это вопрос желания. Если у родителей нет желания, то они должны в этом сознаться. Родитель, конечно, не желает недоброго своему чаду, но сейчас многие говорят: «Пускай вырастет, дойдет до совершеннолетия и сам принимает решение, с кем он будет». Я всегда таким людям говорю: «Еще неизвестно, дойдет ли он до восемнадцати лет, чтобы принять решение. Может, он погибнет в пучине наркомании, пьянства, распутства. Может произойти что угодно. Поэтому мы крестим детей младенцами, чтобы они проходили свой человеческий земной путь с Божьей помощью, наполненные Божественной благодатью.
– Когда человеку можно начать давать «твердую» духовную пищу? Как распознать, что человек готов? Можем ли мы сами понять, что уже готовы к какой-то более серьезной духовной жизни?
– Время наступления этого совершеннолетия помогают определить духовные наставники. Но если есть желание, то это чтение Евангелия – тоже «твердая пища». Его можно начать читать самому уже с момента вхождения в Церковь, делая первые шаги. Сейчас с этим нет проблем, книг достаточно. Открывай и читай глава за главой. Не надо начинать с Ветхого Завета, потому что тогда в голове будет полный винегрет. Лучше начинать с одного Евангелия, например, от Марка, оно более простое, затем Евангелие от Луки, потом от Матфея и Иоанна Богослова. Потом можно пойти по второму кругу. Что касается богословских тем, тут тоже поможет духовник. Но если твои знания выходят за пределы и тебе очень хочется, то читай литературу, но следи, чтобы чтение было на пользу.
– Где же взять духовника?
– Сердце подскажет. Совершая первые шаги, человек может пройти не один храм. Тут побывал, там побывал. Начинается с того, что поближе к дому, а потом идет какое-то сравнение, путешествие по монастырям. Люди находят пастырей, которые помогают им совершенствоваться. И ты найдешь и обретешь духовника в храме, который тебе приглянулся, который близок твоему сердцу, просто надо чистосердечно открывать свою душу и сердце священнику. И, конечно, нужно молиться. Молитва поможет. Сам Господь поможет, направит твои стопы к тому человеку, который сможет тебя понять, при каких-то обстоятельствах простить и самое главное – открыть тебе путь со Христом.
– А сколько у священника может быть полноценных духовных чад?
– Для того чтобы иметь много чад, должна быть хорошая память, чтобы вынимать за них частички во время литургии и поминать в личных молитвах. Человек сам определяет для себя количество. Главное, священнику не превратиться в лжестарца, который оброс духовными чадами, как цветок лепестками, почивает на лаврах и уже не ходит по земле, а только лишь касается ее подошвой своей обуви. Бес очень хорошо действует в отношениях священника и пасомых. Количество надо определять самому. Хотя, мне кажется, когда служишь в храме, то весь приход – твои чада, которых вручил тебе Господь. Как скажешь: «Это мое, а это не мое; ты заходи, а ты проходи мимо»? Весь приход и есть твоя паства.
– Вопрос от телезрительницы Юлии из Москвы: «Я рассуждала о том, что же самое главное показал нам Христос Своей жизнью. Он показал, как надо любить и что любовь выражается в послушании. Не является ли хорошим и важным признаком то, когда человек хочет быть кому-то послушным? Быть послушным Богу сложно, тут и своя воля, и возможность ошибки. А когда молишься, чтобы Господь дал духовника, и хочешь исполнять послушание, не является ли это подражанием Христу и самым главным в начале духовной жизни?»
– Любовь являет себя не только через послушание. Господь дал нам две заповеди: о любви к Богу и о любви к ближнему. Послушание – это как один из составляющих элементов. Безусловно, в первую очередь должно быть послушание Богу. Слышим мы Бога или не слышим? А когда слышим, но не делаем – это ослушание.
Проявление любви не только в послушании, оно во всем: в личных взаимоотношениях, в отношениях в обществе, на работе. Любовь проявляет себя во всех аспектах.
Мы знаем прекрасные слова апостола Павла: любовь долготерпит, милосердствует... Все добродетели, которые перечисляет апостол, являют пример любви. А что касается послушания, оно должно быть предметом воспитания с самого детства, когда ребенок находится в послушании у своих родителей, затем послушание Богу, и так это и идет по жизни.
– Вернусь к своему предыдущему вопросу о количестве. Мы говорим о первых шагах в Церкви, и бывает так, что человек приходит в храм и видит множество народа на какой-нибудь большой службе. Он знает, что в храме всего лишь два-три священника, и у него сразу опускаются руки. Он недоумевает: «Как же мне дотянуться до батюшек? У них вон сколько духовных чад». Стоит ли в такой ситуации отчаиваться? Как человеку, только пришедшему в храм, начать отношения со священником?
– Во-первых, когда человек делает первые шаги в храме, слово «отчаяние» не должно присутствовать ни в его сознании, ни в лексиконе. Что значит – отчаиваться? Отчаяние – это когда человек не может достучаться до Господа, и причиной этого, как правило, является он сам. Ему нужно пойти на исповедь, начать разговор со священником, и он сам все почувствует. Поэтому предмет отчаяния должен уйти из жизни, и, наверное, здесь должно быть применимо дерзновение, рвение и желание. Все это и нужно проявлять.
– Владыка, должен ли церковный персонал – свечницы, работники храма, сторожа – способствовать процессу адаптации человека в храме?
– Безусловно. Все они должны служить тому, чтобы человек был расположен к храму, чтобы он открылся в храме. Если же у свечницы или уборщицы, составляющих рабочий клир прихода, нет сегодня настроения, они не должны показывать его тем, кто только начинает свою духовную жизнь. Эти люди должны задаться вопросом: «Зачем я здесь? Если я, христианин, не имею любви, то мне нельзя трудиться в храме».
Вспоминаем слова Господа, что лучше бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Такому человеку лучше покинуть христианские ряды, нежели являть злобу, нетерпение и тому подобные чувства.
– Бывает так, что люди, не так давно ставшие членами Церкви, сделавшие первые шаги в Церкви, начинают чувствовать некие амбиции, некий дух учительства. Скажите, как новоначальному избежать этого духа учительства, желания всех поучать? И кому принадлежит роль учителя в Церкви?
– Роль учителя в Церкви принадлежит тем, кто призван к этой роли. Да, у новоначальных могут появляться амбиции. В их уме, может быть, и в сердце очень быстро начинают развиваться мысли: «Я хожу в храм, я уже многое знаю». Таким людям нужно помнить, что это совсем не их мысли. Через, казалось бы, доброе желание учительства дьявол направляет на них свои стрелы: «Ты уже имеешь такой опыт! Ты целый месяц в храме и уже можешь учить других людей».
Это страшно. Такой пыл человек должен приостанавливать. Когда приходят такие мысли, нужно читать Иисусову молитву или просить: «Господи, помилуй!» Нужно всегда помнить, что человек – никто, и как же он будет кого-то учить, если сам толком ничего не знает? Право заниматься учительством принадлежит тем, кто к этому призван: священникам, катехизаторам, которые несут полную ответственность за сказанное.
Поэтому, если у человека появляется стремление встать над другими, нужно понимать, что это действие сил тьмы, и здесь вроде бы с безобидного начала может возникнуть большая трагедия.
– Могут ли свершиться первые шаги в храме, если храма нет? Бывает так, что там, где живет человек, нет православного храма, либо бывает, что человек прикован к постели и не может пойти в храм. Может ли случиться воцерковление человека, если физически он не может быть в храме?
– Да, может. Вот сейчас мы с Вами беседуем в студии телеканала «Союз», который вещает круглые сутки. В программе телеканала есть не только какие-то познавательные программы, но и трансляции богослужений, благодаря которым человек, прикованный к постели, может как бы поучаствовать в богослужениях, соприкоснуться с Богом. Плюс ко всему есть различные книги, есть Интернет, где можно найти какие-то полезные вещи и действительно прийти к практике воцерковления.
Но опять же повторю слова Господа, которые я произнес в начале нашей встречи: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Здесь Господь говорит о том, что молитва, которая совершается одним, вторым, третьим человеком, как бы соединяется в единый духовный столп и возносится к небесам, и Бог слышит эту соборную молитву. Вот почему очень важно совершать молитву в храме.
Домашняя молитва – это личная молитва человека, но нужно стремиться участвовать и в соборной молитве во время Божественной литургии или каких-то других богослужений. Это позволяет нам стать сильными, крепкими, и самое главное – позволяет слышать слова Самого Бога, которые имеют утверждающее начало и последующее действие. Я думаю, что если в одном селе нет православного храма, то, наверное, храм или какое-нибудь молитвенное собрание будет в соседнем селе.
– Владыка, мы видимся с Вами в студии первый раз в этом году, поэтому от лица нашего телеканала, от лица телезрителей я поздравляю Вас с Вашим юбилеем. Мы желаем Вам многая и благая лета. Благословите наших телезрителей на прощание.
– Бог благословит. И дай Бог, чтобы наши и первые, и последующие шаги в храме были шагами, ведущими к Богу, чтобы души наши очищались, мысли приходили в соответствие с Божиим замыслом, Божиим Промыслом, а мы любили друг друга.
Ведущий Михаил Кудрявцев, священник
Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!