Архипастырь. Епископ Орский и Гайский Ириней

28 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы записываем эту программу на следующий день после того, как вся полнота Русской Православной Церкви вспоминала преподобного Сергия Радонежского. Знаю, что и Вам этот святой близок. Можно сказать, Ваше вступление в Церковь связано с именем этого человека.

Предлагаю сегодня поговорить о молитве. Сейчас часто можно слышать упоминания об Иисусовой молитве; спрашивают священников, как правильно молиться. Но ведь до появления Иисусовой молитвы люди тоже как-то обращались к Богу, славословили Его и молились. Расскажите об этом.

– Очень благодарен за то, что пригласили, что Вы упомянули имя преподобного Сергия и вчерашний день. Я родился на Троицу, родители были верующими и, когда меня крестили, назвали Сергием. Спустя много лет я оказался в Лавре преподобного Сергия, учился там. Я благодарю преподобного за то, что побыл у него определенное время и могу считать себя учеником великого подвижника.

Что касается молитвы, воистину сегодня всем известна молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Но Священное Писание нам говорит, что были разные формы обращения к Богу; и Бог их слышал. В частности, там есть место, как женщина обращается к Иисусу с просьбой помочь: «Господи, помоги! Моя дочь жестоко беснуется». Он не отвечал ей, ученики подошли к Нему и попросили: «Отпусти ее, потому что она кричит». Христос говорит: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Но она подошла и сказала: «Господи, помоги мне». Бог, видя веру ее, исцеляет ее дочь. Значит, обращение: «Господи, помоги!» – услышано, этими словами можно молиться.

Важно помнить еще другие случаи. Когда Христос шел по дороге, слепой услышал, что кто-то идет, и понял: что-то случилось, потому что народ стекается. Спросил, кто там. Ответили, что сейчас проходит мимо Иисус из Назарета, Который творит чудеса. И слепой начинает кричать: «Иисусе, помилуй меня!» Удивительно, что народ заставляет его молчать, апостолы тоже приказали молчать, а он еще громче кричит. И Христос, видя его, подходит и спрашивает: «Что тебе?» – «Исцелиться. Хочу видеть». Значит, слова «Иисусе, помилуй» дошли до Христа. Эти слова мы также должны обязательно использовать, обращаться ими к Богу, как тогда это делал слепой: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» Это Евангелие от Луки, глава 18, стих 38.

Также нам известен рассказ Христа, когда в храм зашли помолиться два человека. Один мытарь, а другой, казалось бы, праведный человек. Фарисей молится по-своему. Но молитва, творимая грешным мытарем, была услышана. А он не смел поднять глаза на небо; ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, милостив буди ко мне, грешному» (глава 18, стих 13). Христос оправдывает поступок этого человека, принимает его покаяние, слышит его. Значит, этими словами мы можем и должны молиться.

Конечно, многие люди помнят, какие слова молитвы оставил Христос, когда к Нему обратились ученики: «Научи нас молиться». Казалось, что за вопрос? «Вы рядом со Мной уже столько времени, вы евреи – люди, которые бывали то в храме, то в синагоге, все время молились. И Я вас должен еще научить?» И Христос оставляет молитву: «Отче наш». Все помнят эту молитву. Здесь разные прошения. Как образец мы должны взять и эту молитву.

Уже позже, рассматривая эти и другие случаи, святые отцы составили общую молитву, обращенную ко Христу. Потому что апостол Павел говорил: «Нет другого имени, чтобы спастись, кроме имени Иисуса Христа». Каждый обращается: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Но при этом можно произносить и эти слова, и слова: «Иисусе, помилуй меня», «Господи, помоги мне», «Боже, милостив буди мне, грешному». – И эти молитвы будут услышаны. Вот что есть в тексте Священного Писания о молитвах, которые возносили люди. И Бог их слышал.

– Получается, что это какие-то очень короткие обращения, возгласы, выражения буквально из нескольких слов.

– Да, это важно. Много слов произносить нет необходимости, но тут уже обращается внимание на то, о чем молишься.

– О чем мы молимся – это важно?

– Это очень важно. Ведь Христос сказал: Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?Потому что всего этого ищут язычники... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. (Мф. 6, 31–33). Значит, совершая молитву, любой из нас должен знать, что должен спрашивать в первую очередь, а что спрашивать потом. Необходимо просить, чтобы Господь избавил меня от моих грехов, от пороков, чтобы я стал лучше. Но когда я говорю, что хочу стать лучше, и меняюсь в лучшую сторону, это замечают окружающие люди. Если я меняюсь в лучшую сторону, тогда я на верном пути; значит, моя молитва верна, совершается правильно.

Дальше я могу и должен просить о земных благах, без них никуда: «Хлеб наш насущный даждь нам». Мы просим – и Господь дает. Но все-таки это не высшая ступень. Важно еще, когда просишь, верить, что обязательно Господь это даст. Человек получает просимое по своей вере.

Кроме того, необходимо помнить слова апостола Павла: «Непрестанно молитесь, за все благодарите, в этом воля Божия». Надо молиться всегда, меняться в лучшую сторону, победить свои страсти и просить то, что нам полезно на сегодняшний день. Но при этом мы должны помнить, что любая молитва должна заканчиваться так, как ее закончил Иисус Христос, находясь в Гефсиманском саду. Трудно было в те минуты. Священное Писание передает, что Он взошел на гору помолиться и говорил: «Отче, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет!» Любая вознесенная молитва заканчивается этими словами: «Господи, если мне это полезно и спасительно, дай мне то, что я прошу, но да будет воля Твоя».

Христос показал, как Ему было трудно, как Он возносил молитву и как положился на волю Отца. Любой верующий обязательно это должен помнить. А возносить молитву необходимо так же, как Христос возносил. Во время Его молитвы на землю падали капельки крови и пота. Нормальная молитва – это когда человек так молится, что устает; здесь и слезы, и пот – всё вместе. Тогда воистину, если просишь в этот момент с верой, находясь в таком состоянии, получишь просимое.

Но когда совершаешь молитву, на первом месте должно быть внимание. Человек должен быть очень внимателен, какие слова молитвы он произносит. Можно представить себе, что меня везут на казнь мимо того места, где проживает император – человек, у которого есть власть миловать. Я знаю, что у меня есть минута. Буду ли я в тот момент говорить много слов, надеясь, что он услышит, или скажу главное? Я скажу: «Грешен, постараюсь исправиться. Помогите мне, дайте возможность...»  Он скажет: «Остановите казнь». Здесь важно, какие слова и как мы произносим. Внимание в молитве очень дорогого стоит. Можно подумать: если я иду просить о чем-то светского начальника и не выключу телефон, а возьму его с собой, если буду смотреть при разговоре с ним, что у него на столе, и не просить искренно, он выгонит меня, а может быть, даже и уволит за такое отношение к нему.

Значит, я должен знать, перед Кем я стою и как совершаю молитву. Поэтому и говорят, что внимание прежде всего. Какие слова говорю, перед Кем и как я стою? Слышит ли Он меня в этот момент? Или я под нос что-то бубню, а Ты, Господи, обязан меня слышать? Для меня важно, как я произношу молитву. Но, чтобы не быть осужденным, нельзя хвалить себя, как фарисей хвалился: «И пост держу, и десятину плачу, и в храме бываю, вроде бы я хороший человек».

– Очень даже неплохой, лучше, чем многие вокруг.

– Конечно. И тогда получается, что молитва в данном случае не услышана. А если я продолжаю жить и творить такую молитву, то наступит момент, когда совсем не захочу молиться.

– Потому что результата не будет?

– Потому, что человек уже привык не молиться, а в какой-то степени произносить слова молитвы. Это страшное состояние. Я знаю, что многие иногда говорят: «Молитва не идет. Как быть? Почему молитва не идет?» А потому, что на тот момент сердце стало как камень. Человек не может сосредоточиться, ум никак не хочет.

– А что значит «сердце как камень»?

– Я приведу пример. На протяжении двадцати семи лет моего служения я читал лекции во многих местах, встречался со многими заключенными, бывал в колониях, где есть и женщины, и мужчины. Я видел мужчин, которые плакали, сокрушались. Большие разбойники становились хорошими. И редко удавалось видеть женщину, которая совершила тяжкий грех, находится в колонии и кается. Сердце под тяжестью греха действительно становится очень каменистым, грубым. И любое слово оно не может воспринимать как что-то доброе, обязательно будет грубый ответ. Взгляд таких людей тоже грубый. И попробуйте в этот момент молиться. Это очень сложно. Вот как человек может огрубеть. Поступки, мысли, слова оказывают влияние на принятие решений, не только на молитву.

Бывают такие моменты, когда молитва не идет. И тогда ты должен искать какой-то выход. Святые отцы предлагали все равно не оставлять молитву, а подумать, с какого момента не идет молитва. Что случилось в моей жизни с этого момента? Возможно, я совершил какой-то страшный поступок, страшный грех, возможно, кого-то осудил. Суд принадлежит Сыну Божию. Если я ставлю себя на место Христа, то уподобляюсь антихристу. Я должен очиститься, стать другим, тогда молитва пойдет.

Нужно продолжить молитву и в основу поставить внимание. «Я сейчас стою перед Богом». Еще предлагается что-то читать из творений святых отцов, из Священного Писания перед тем, как начинать творить молитву. Не идет молитва, но я питаюсь духом отцов, апостолов, который они оставили в тех или иных книгах. И этот дух готовит мое сердце и меня, чтобы я мог возносить молитвы, которые будут услышаны. Вот каким образом я должен поступать.

Дальше, произнося молитвы, я должен представить себе картину: я погибаю, и мне нужен заступник, Спаситель. Я увидел бревно или щит в море. Люди, которые отдыхают на берегу, скажут: какая грязная вода. А погибающий скажет: «Вот мое спасение». И захочет, не торопясь, хоть как-нибудь за что-то ухватиться. Осознать свое падение, призывать на помощь Христа – это великое счастье, это и дает молитве ход. Получается, я продолжаю, иду по этому пути – и Бог слышит меня. И я могу сказать, что стану счастливым человеком. Когда молишься в храме (или дома), иногда прямо летишь после службы. Значит, удалось – молитва идет. Вот такое состояние может быть у меня, если я соблюдаю все эти правила, в том числе тогда, когда, казалось бы, молитва не идет.

– Молиться или вычитывать молитвы – есть какая-то разница? Мы сейчас говорим об одном и том же или все-таки это разные вещи?

– Даже сам вопрос заставляет любого человека подумать и осознать, что это не одно и то же. Очень полезно иногда отложить в сторону молитвослов и пробовать молиться своими словами. И ни в коем случае нельзя отождествлять молитву и чтение молитв. Ведь можно читать молитвы и не молиться. Можно читать молитвы, а ум будет где-то далеко (какие-то мысли приходят, я решаю те или иные проблемы).

– Конечно.

– В таком случае я должен остановиться и подумать, что я делаю. И если вижу, что чтение по молитвослову не идет, тогда пробую молитвы, о которых мы говорили: «Буди милостив мне, грешному», «помилуй меня», «помоги мне». Молюсь своими словами, прошу Бога, чтобы Он дал мне молитву. У преподобного Паисия Величковского есть такие слова: просите Бога, чтобы Он научил вас молиться, просите у Бога молитву, Он ее даст.

Важное замечание, что молиться и читать молитвы – не одно и то же. Итак, совершая молитву, мы помним о внимании, чувствах покаяния и благоговения. Эти правила каждый из нас должен знать. А еще важно помнить, как порой искушает нас дьявол, лишь бы мы не совершали молитву. Приходит мысль пойти в храм или просто встать на молитву. «Зачем? Сейчас будет что-то интересное по телевизору»; или: «Куда ты пойдешь, там же одни грешники?»; «Представляешь, кто тебя в храме встретит? Бабушки, которые накричат».  

Допустим, человек все-таки пришел в храм молиться. Там другие мысли (тоже понятно, от кого навеваемые): «Согреши раз, подумаешь; Бог простит, Он же всех прощает, Он милостив». Человек борется, но все-таки совершает грех. Хочет пойти покаяться, и тут новые мысли: «Куда ты идешь со своими грехами? В храм? Там же святыня! Там одни святые. Не надо тебе осквернять их».

– Да и стыдно с такими грехами идти.

– Дальше проходит время, возникают такие мысли: «Видишь, ты забыт, никому не нужен, живи отдельно». Дальше еще ниже ступень: «Понимаешь, ты никому не нужен. Что ты здесь делаешь, в этом мире? Покончи с собой, уходи».

– Это уже уныние.

– Уныние и суицид. А ведь желание нечистой силы в том и состоит, чтобы довести человека до этого состояния. Значит, важно обратить внимание на то, какие мысли приходят. Потому что мысли мешают и совершать молитву, и стать хорошим христианином. Сначала грех рождается в мыслях, дальше грех допускается в сердце (совершается в поступке один раз, второй, третий – и он уже живет в сердце), а это уже страсть. С этим надо бороться, чтобы человек мог совершать молитву.

– Подведем итог.

– Итак, когда совершаем молитву, важно внимание, чувство покаяния. И еще важно помнить следующее: лучше Богу говорить о людях больше и чаще, чем людям о Боге. То есть лучше чаще совершать молитву со вниманием, чем как-нибудь. Помоги Бог, братья и сестры!

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​