3 марта. Преподобный Максим Грек

3 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 3 марта 2015 года. 

Сегодня свои именины  совершают христиане, нареченные в честь святых  Максима, Феодора, Архипа, Димитрия, Федота, Евгения, Макария.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Максима Грека.

Преподобный Максим Грек, бывший сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. По возвращении на родину прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовашими греческими императорами. В это время великий князь Московский Василий Иоаннович пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтырь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько богослужебных книг.

Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно возникли некоторые неточности в переводах.

Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.

Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий он стяжал великую милость Божию: к нему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец, этими муками избавишься вечных мук». В темнице преподобный старец написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятого, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну...»

Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Вот несколько слов из этого яркого сочинения: «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа...» Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.

Преподобный преставился 21 января 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской Церкви Троице-Сергиевой Лавры.  Засвидетельствовано немало благодатных проявлений, свершившихся у гробницы преподобного, на которой написаны тропарь и кондак ему. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.

Недавно в одном из разговоров я столкнулся со стандартной ситуацией, когда встречаются верующий и неверующий человек. Человек атеистического настроения начинает «лезть под кожу»: «Докажите, что есть Бог? Как Он проявляется в вашей жизни?» Часто такие вопросы звучат по причине пассивной позиции, неготовности ничего менять в жизни. На любые попытки что-то объяснить из Священного Писания, из истории Церкви человек находит новые аргументы. Потому что бытие Бога не доказывается, а показывается действием благодати Божией. Как сказал апостол, вера  и проповедь о Боге были не в словах, а в действии Духа Святого. Мы настолько бедны Духом Божиим, что наши слова рассыпаются и не имеют никакой силы, поэтому не имеют и воздействия на неверующего человека. Но и для неверующего человека важна готовность встретить Бога, а он не готов что-либо практически делать. Как сказал Паскаль: «Попытайся укрепить свою веру не увеличением числа доказательств бытия Бога, а уменьшением числа собственных грехов». «Прииди и виждь», - сказал апостол Филипп Нафанаилу. Необходимо сделать несколько шагов в практической духовной жизни.

В начале поста мы рассуждали с братьями и сестрами о том, у кого какой пост. В моей жизни это двадцать четвертый пост. Первый осознанный пост был в юности. Этот период отличается юношеским максимализмом. Я прочитал устав о том, как необходимо поститься, и юношеская решимость взяла это на вооружение. Примерно такой строгости, как написано  в уставе, и был мой первый пост. Родители были в шоке, но не вмешивались. Было непросто, хотя физическое самочувствие было особое. В это время были первые великопостные службы в храме Вознесения, первый Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это сочетание жизни внутри Церкви и аскетическое усилие привело к тому, что Господь на Пасху сделал удивительный подарок: Он подарил мне  знакомство с Вознесенской общиной, я стал там своим. Это было удивительное  ощущение.

Этот маленький подвиг принес определенные результаты в решимости, очищении души, особенной в первой Пасхе Христовой. Но это был труд. Всякий человек, который хочет приблизиться к Богу, должен сделать усилие не на словах, а на деле. Усилие должно быть, к примеру, в посте и воздержании, в молитвенном делании, внимании к своим словам и действиям. Эти усилия должны выражаться в движении к Богу. По мере очищения и исповедания грехов расторгается дружба со грехом, человек начинает слышать и видеть Бога в своей жизни. Ненависть к грехам — признак истинного покаяния и решимости вести жизнь добродетельную. Если ты стяжал навык к грехам, то учащай исповедь их, и вскоре освободишься из плена греховного, легко и радостно будешь следовать Господу Иисусу Христу. Для того чтобы искоренить из сердца греховные навыки, которые прочно укоренились в нем, необходимо время: постоянное пребывание в покаянии. Постоянное покаяние обнаруживает себя в следующем: постоянное сокрушение духа о грехах, борение с помыслами и страстными движениями, обуздание телесных чувств и чрева, смиренная молитва и частая исповедь. Покаяние — это жизнь души. И постепенно в этой живой душе возникает опыт жизни во Христе. Помогай нам всем Господь.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать