27 августа. Священномученик Василий (Богоявленский)

27 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 27 августа 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых: Василия, Матфея, Алексия, Николая, Владимира, Евдокии, Федора, Александра, Аркадия.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика Василия.

Архиепископ Черниговский (в миру - Василий Дмитриевич Богоявленский), родился в 1867 году  в селе Старое Сеславино Тамбовской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию и после рукоположения в сан иерея служил в церкви села Овсянки Тамбовской епархии. Духовное образование он продолжил в Казанской духовной академии, ректором которой был в то время епископ Антоний (Храповицкий). Отец Василий дорожил дружбой с владыкой Антонием и часто обращался к нему за духовным советом. После окончания Академии епископ Антоний предложил отцу Василию остаться в Казани и преподавать в Академии.

В 1908 году, после кончины супруги, отец Василий Богоявленский по благословению владыки Антония оставляет Казань и поступает в Александро-Невскую Лавру, где принимает пострижение в монашеский чин с оставлением ему прежнего имени. В том же году иеромонах Василий указом Святейшего Синода назначается ректором Черниговской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. А уже через год в Александро-Невской Лавре состоялась его хиротония в епископа. До 1917 года владыка Василий находился на Черниговской кафедре.

Черниговская епархия - одна из древнейших на Руси и владыка Василий был достойным приемником ее выдающихся архипастырей. С целью нравственного воспитания народа и православно-миссионерской деятельности в Черниговской епархии начал выходить православный журнал «Вера и жизнь». Святитель заботился о здоровье семинаристов, впервые организовав для них санаторий. Он возглавлял Черниговское Братство, которое занималось помощью нуждающимся. Большое внимание владыка Василий уделял возвращению раскольников в лоно Православной Церкви.

В 1917 году по распоряжению Временного Правительства были уволены все члены Святейшего Синода (кроме архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского)), в их числе был и владыка Василий, который, будучи обвинен «в приверженности старому строю», был отправлен на покой как «не соответствующий революционному духу времени». Он был переведен в Николаевскую Теребенскую пустынь Тверской епархии; затем некоторое время управлял Московским Заиконоспасским монастырем.

В 1918 году епископ Василий (Богоявленский) участвовал в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви в Москве, вошел в Патриаршее управление при Патриархе Тихоне и был назначен благочинным ставропигиальных монастырей (непосредственно подчиняющихся Патриарху). По постановлению Собора для расследования обстоятельств ареста и убийства священномученика архиепископа Пермского Андроника (Никольского) в Пермь была направлена комиссия во главе с архиепископом Василием, в которую вошли еще два члена Собора: миссионер Зверев и архимандрит Матфей (Померанцев), который присоединился к ним в Перми. Советское правительство не препятствовало этому расследованию. Комиссия собрала обширный материал о мученической кончине пермских мучеников. Это вызвало гнев местных коммунистов. Когда по окончании расследования комиссия возвращалась в Москву, между Пермью и Вяткой в вагон ворвались красноармейцы, убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого архиепископа Василия сбросили с Камского моста в реку. Тело владыки и убитых вместе с ним похоронили крестьяне и к могилам мучеников начались паломничества, здесь совершались и 0чудотворения. Тогда большевики ночью выкопали тела мучеников и сожгли.

 

Очень хочется делиться с вами маленькими бисеринками сокровищ, которые рассыпаны и в духовной литературе, и даже, бывает, в кинематографе - все то, что преображает нашу душу, указывает, как маячок, путь к свету, истине, нашей отчизне. Недавно открыл для себя книгу архимандрита Андрея (Конаноса) «Когда Христос станет для тебя всем», совсем недавно переведенную на русский язык. Не знаю, есть ли она в свободной продаже, но в Интернете на сайте Православие.ру точно есть. Обязательно найдите и почитайте.

Архимандрит Андрей рассказывает удивительные истории из современной жизни, которые поддерживают, вдохновляют и в каком-то смысле являются сильнодействующим антибиотиком для ослабленных душ. Интернет, конечно, штука не простая, двоякая, как обоюдоострый меч: через него можно доносить и полезное, а если он в неправильных руках, то может и травмировать. Недавно на исповедь пришел человек, по которому было видно, что у него глубокая рана на душе, обостренная хроническая болезнь. В такой момент хочется как-то поддержать человека, помочь ему, но для этого не всегда хватает своих слов и той силы, которая необходима. Благо, что есть возможность отослать человека к той или иной статье, беседе, которых, слава Богу, накоплено огромное количество. Искусство лечения души - это найти слово, необходимое именно для этого состояния, для этих обстоятельств, которое ляжет на душу и даст утешение, облегчение и силы преодолеть этот кризис. И сейчас это так быстро получается благодаря современным средствам связи, что буквально за несколько минут находится статья, копируется ссылка и пересылается человеку на домашнее изучение.

Несколько эпизодов из книги архимандрита Андрея.

«Один человек рассказывает:

– Я очень счастливый человек, потому что люблю Господа!

А я сказал ему:

– Я рад за тебя! Чем ты занимаешься?

– Ничем.

– Почему?

– Потому что меня разбил паралич.

– Так почему же ты чувствуешь себя очень счастливым?

– Потому что я люблю Господа и Он наполняет мою жизнь!

– Парализованный, в инвалидной коляске?

– Нет, я прикован к постели, даже не в коляске.

– И что ты делаешь?

– Ничего.

– Чем занимаешься?

– Ничем. Я не могу ходить на работу, никуда не могу ходить. И славлю Бога, потому что в прошлом году я не мог двигаться вообще. Но теперь благодаря врачам я уже могу немножко поворачивать голову. Я славлю Христа и благодарю за Его любовь, потому что если раньше муха садилась мне на лоб, то я должен был ждать, когда подойдет моя мама или кто-нибудь еще, чтобы прогнать ее, а сейчас я сам ее отгоняю. Я люблю Бога и благодарю Его – это дает мне силы и терпение!»

Часто приходится сталкиваться именно с такой ситуацией, когда человек приходит и жалуется на жизнь, и начинаешь спрашивать:

- А что происходит-то? Ты болеешь?

- Нет, не болею.

- Ты голоден?

- Нет, не голоден.

- Ты хочешь пить? Давай я тебе дам попить.

- Нет.

- Тебя кто-то преследует? Кто-то реально желает тебе зла?

- Нет.

- Почему ты несчастный?

- Ну, вот мне кажется…я думаю…я беспокоюсь…я нахожусь в тревоге…

Большинство людей все время находятся в тревоге, или переживая события прошлого (что-то не успели, что-то сделали не так, и теперь это угнетает), или беспокоясь о будущем (что будет завтра, через месяц, после пенсии), и это беспокойство лишает человека радости жить настоящим. Как-то во время молитвы поймал себя на мысли… а мысли всегда приходят во время молитвы: ты молишься, а лукавый  все время пытается твое внимание оторвать. И так хорошо все выстраивается: нужно позаботиться об этом, а как же будет то-то, а вдруг что-то не получится - идет время молитвы, а мысли где-то в будущем. И вдруг я понимаю, что будущего как такового нет, часто это все в области наших фантазий: мы себе сами придумываем, потом героически сопротивляемся тем тревогам, которые возникают из наших выдумок, но настоящее-то здесь и сейчас, и здесь сейчас надо быть с Богом. Память о заповеди Божией «живите сегодняшним днем, завтрашний сам позаботиться о себе» - это закон, который все время должен регулировать нашу жизнь. В настоящем я сейчас беседую с Богом. Зачем я буду лишать себя этой возможности, беспокоясь о том, что, может быть, никогда и не произойдет. И часто так бывает, что человек тревожится: «Приедет такой-то человек, такая-то комиссия…», а комиссию отменяют - и о чем тревожился? Понятно, что нужно быть готовым, если проверка все же будет, но нужно все-таки беспокоиться по мере возникновения проблемы, не загодя, не на всякий случай, потому что тогда лукавый всю жизнь будет дергать за эту нашу тревожность, за наш страх и недоверие к Богу. Это же на самом деле недоверие: мы думаем, что можем что-то спрогнозировать, спланировать, но иные мысли человека - иные мысли Бога, иные наши пути - иные пути Божии. И Господь может в одночасье, в мгновение все разрешить, как Ему угодно, а может все оставить на нас: «Раз ты такой умный, то давай делай сам». Понятно, что человек «сдувается», сгибается, и никакой радости в жизни нет. А радость бывает от доверия Богу, от ощущения Его присутствия. И это очень важная наука - научиться жить настоящим и радоваться настоящему. Помогай нам всем Господь!

Священник: Евгений Попиченко

Расшифровка: Елена Кузоро

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать