30 августа. Преподобный Алипий, иконописц Печерский

30 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 30 августа 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых: Алексия, Димитрия, Павла, Иулиании.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Алипия Печерского. Один из первых лучших русских иконописцев, постриженник преподобного Никона. С молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию учился у греческих мастеров, с 1083 года украшавших печерскую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь цер­кви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же слу­чалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобре­тение матери­алов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе. 

Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Он был посвящен в сан иеромонаха и известен даром чудотворений еще при жизни: преподобный Алипий исцелил киевлянина, страдавшего проказой и гниением тела, помазав раны больного красками, приготовленными для писания икон. Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда ангелы Божии помогали ему в святом деле писания икон. Один киевлянин, построив церковь, поручил двум печерским инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время выполнения заказа, киевлянин обратился к игумену с жалобой на преподобного, и тут только обнаружилось, что он и не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Когда сгорела построенная для икон церковь, все иконы остались целыми. Одну из этих икон (Успение Пресвятой Богородицы), получившую наименование Владимирская-Ростовская, взял великий князь Владимир Мономах для построенного им в Ростове храма.

В другой раз ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, когда преподобный Алипий лежал в предсмертной болезни. Тот же ангел принял душу преподобного Алипия. Он был погребен в Ближних пещерах. У правой руки преподобного Алипия три первые перста сложены совершенно равно, а два последние пригнуты к ладони - в таком молитвенном осенении себя крестным знамением скончался преподобный. Одна из икон преподобного Алипия - Пресвятой Богородицы с Младенцем-Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее. 

 

Вся наша жизнь состоит из разных периодов, в которые мы растем, развиваемся, учимся, преодолевая трудности, выполняя те или иные послушания. Один период сменяет другой, послушания становятся другими, но всегда очень хочется, чтобы все, что бы ты ни делал, как говорит апостол: «едите ли или пьете, все делайте во славу Божию». Величайшее искусство превратить всю жизнь в богослужение, чтобы каждое дело было сделано как перед Богом, по совести, чтобы не было за него стыдно, людям была польза и Богу слава, и нашей святой Православной Церкви помощь и польза.

Когда смотришь на своих детей, так хочется, чтобы они ценили то сокровище, которое когда-то для себя обрел каждый христианин: это жизнь со Христом и жизнь во Христе, жизнь, пропитанная молитвой, церковным богослужением, Литургией, Евхаристией, чтением святых отцов, потому что то, что душа приобретает в этом делании, невозможно приобрести ни при каких других обстоятельствах. И очень хочется, чтобы детки выросли верующими, искренне, а не формально, не по привычке. Это бывает непросто, потому что церковные дети с самого рождения пропитаны атмосферой церковного быта и храм для них как свой дом - привыкают. То есть, получив все это в наследство, они сами особо не трудились, а то, что не приобретено трудом, особо и не ценится. И всегда чаяния родителей о том, чтобы дети, пройдя какой-то путь, нашли это сокровище, как свое собственное, не родительское наследство, а свое, чтобы в центре жизни каждого христианина был Христос, чтобы Он стал для каждого человека всем: радостью, миром, целью, смыслом, любовью. Для этого нужно быть церковным человеком.

Церковь - наша мать, и она обязательно научит нас любить Христа, если мы доверимся ей и будем внимательны к тому, что она говорит, потому что в Церкви нет ничего лишнего. Все, что Господь установил, а святые отцы развили и в творениях, и в богослужении, и в иконописи, и в литургических песнопениях - всё это погружает человека в атмосферу богообщения, причем без напряжения: не требуется все бросать и только и быть в храме. «Шесть дней делай дела свои, седьмой день Господу Богу твоему», но когда человек, доверяя, живет в режиме церковной жизни, он пропитывается Святым Духом, который живет в церкви.

Очень хочется, чтобы Причастие было вожделенно, чтобы мы жили от Причастия до Причастия, стремились к этому, беспокоились, не воспринимали как повинность и необходимость, которая делает нас христианами, а чтобы всем сердцем, всем умом, всей волей, крепостью своей желали этого; чтобы молитва и труд молитвенный не откладывался на последнее, а, наоборот, всегда привлекал, и каждое молитвенное общение с Богом отражалось и в сердечных чувствах, и во внимании ума; чтобы Евангелие для нас было дорого, любимо и не откладывалось, когда сонными глазами и умом что-то вяло читают, чтобы оно было всегда под рукой, и открывая эти удивительные страницы, «эти глаголы чудесные,/ как отголоски небесные / в грустной юдоли земной, / пусть в ваше сердце вливаются / - и небеса сочетаются / с чистою вашей душой»; чтобы труды святых отцов были нами любимы, потому что именно в них человек узнает и познает самого себя, если, конечно, делает то, что написано, а не просто теоретически заучивает какие-то фразы, чтобы поумничать при случае. Ну и, конечно, чтобы страсти, ослабевая, давали место добродетелям, чтобы душа была ими приукрашена, чтобы благодать Божия, радость, мир и праведность о Духе Святом пребывали в наших сердцах.

Очень хочется поблагодарить всех вас, дорогие наши телезрители, за вашу любовь, за вашу молитвенную поддержку, за всестороннюю помощь и собору Успения Пресвятой Богородицы, и телеканалу «Союз», который существует во многом благодаря вашей милости; поблагодарить за молитвы. Искренне прошу не оставлять этих молитв обо мне, недостойном, моих сотрудниках, родных и близких, о тех послушаниях, которые Господь даровал нести.

От всего сердца хочется попросить прощения за то, что где-то резким или, может быть, даже обидным словом допускал неловкость в ваших сердцах и душах; где-то, может быть, произносил не очень тактичные слова, но хотелось искренне говорить о жизни Церкви,  жизни святых, которая, конечно, переплетена с нашей: как она проходила и развивалась, так об этом и говорилось во многих наших передачах. Очень хочется надеяться, что хоть какой-то малый опыт проживания внутри Церкви кому-то пригодился. Искренне прошу прощения, и пусть Божия благодать пребывает со всеми нами. Помогай нам всем Господь!

Священник: Евгений Попиченко

Расшифровка: Елена Кузоро

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы