2 апреля. Сщмч. Василий (Соколов)

2 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 2  апреля 2015 года

Сегодня свои именины  совершают христиане, нареченные в честь святых Василия, Иоанна, Сергия, Виктора, Фотинии, Параскевы, Александры, Клавдии, Матроны, Иулиании, Евфимии, Феодосии, Никиты.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня  Святая Церковь совершает  память новомученика, священномученика протодиакона Василия.

Священномученик Василий родился в 1879 году в селе Сабурово Сергиевской волости Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона Николая Соколова. В 1896 году Василий Николаевич окончил духовное училище и стал служить псаломщиком в Успенском соборе города Дмитрова. В 1920 году он был рукоположен во диакона к этому собору. В 1926 году диакон Василий был награжден двойным орарем, в 1927-м – возведен в сан протодиакона. С 1932 года он стал служить в Казанском храме в селе Подлипичье Дмитровского района.

24 ноября 1937 года следователи допросили свидетелей, которые показали, что протодиакон Василий говорил: «Неужели конституция не для Церкви? Несмотря ни на что, большевики закрывают храмы, устраивают гонения на верующих. И когда только нас Господь избавит от этих большевиков?! Ведь уже живем тише воды, ниже травы, а все-таки нам не дают жить спокойно. Скорей бы пришел конец советской власти». Также он будто бы говорил: «Я на выборное собрание пойду, только если прикажет гражданская власть, а так ни за что не пойду, да и ходить нам туда незачем – все равно нас не выберут».

27 ноября протодиакон Василий был арестован, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и допрошен.

– Следствием установлено, что вы среди населения ведете антисоветскую деятельность, используя религиозные предрассудки. Дайте показания по этому вопросу, – потребовал следователь.

– Антисоветской деятельности среди населения я не вел, и я это отрицаю, – сказал протодиакон.

– Признаете ли вы себя виновным в том, что среди населения ведете антисоветскую деятельность?

– Виновным себя не признаю.

В тот же день следствие было закончено, и 2 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила протодиакона к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Протодиакон Василий Соколов скончался в лагере 2 апреля 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Недавно я общался со школьниками из седьмого класса. Когда шел на встречу, то немного беспокоился: если десяти-одиннадцатиклассники — люди серьезные, взрослые, у них уже сформировано мировоззрение, то 13-14 лет — это еще детский возраст, непонятно, как строить беседу, чтобы она была полезной. Священник, выходя к аудитории, говорит чаще всего то, что эта аудитория ожидает и может воспринять. Часто бывает: не готовишься, тезисов не выстраиваешь, но приходишь, и складно, логично выстраивается нить разговора. И наоборот, есть набор тезисов, но «прильпни язык мой гортани моему». Это во многом зависит от настроя говорящего или аудитории. Однако разговор со школьниками получился.

Всегда  нужно говорить о самом важном - о Христе, как центре бытия, о человеке, его отношениях с Богом. Разговор сразу начался со смысла Крещения: зачем нужно креститься, и чем крещеный отличается от некрещеного? Вопрос очень серьезный. Многие люди, дожив до серьезных лет, не могут для себя решить, зачем это нужно. Вроде в Бога веришь, делаешь добрые дела, даже в храм ходишь. В чем же отличие? Отличие принципиальное — такое же, как отличие живого от мертвого. Митрополит Антоний Сурожский сказал, что крещеный от некрещеного отличается, как красивая, идеально сделанная из гранита статуя античности и такая же красивая, но ожившая статуя. В момент Крещения Господь благодатию оживотворяет дух человеческий, который от Адама и до сего дня по наследству несет в себе вечную смерть. Всякий человек, рождающийся в мир, обречен к вечной  смерти. Эту ситуацию исправил Господь, восприняв на Себя человеческую природу  и установив новый род христиан, Новый завет, новую эру.

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» - именно с этого момента начинается духовная жизнь человека, когда Дух Святой реанимирует, воскрешает жизнь духа человеческого. Внутри нас есть точная взаимосвязь: тело живет энергией души, когда же душа исходит из тела, тело умирает. Душа живет энергией духа, а дух оживотворяется Духом Святым. Если эта связь нарушается, то жизнь прекращается. Жизнь человека становится сосредоточенf на биологической жизни, но она рано или поздно заканчивается. Если связь с Духом Святым не установлена, человека ждет вечная смерть.

Дети, как ни странно, слушали очень внимательно и задавали вопросы. «Как эту жизнь сохранить?» - это важнейший вопрос, потому что русские в основной массе крещеные, но жизнь Христова потеряна грехом. Когда после крещения человек совершает смертные грехи, они убивают душу  и разрывают связь человека с Богом. Также часто бывает, что человек крещен, но живет не по вере. Без веры угодить Богу невозможно: всякий приходящий к Богу должен веровать, что Он есть. «Вера без дел мертва» - необходимы дела, поддерживающие веру, чтобы не получилось, как у бесов, которые веруют и трепещут. Они не просто знают о Боге, они Его видят, но враждуют против Него. Так и человек может прожить свою жизнь во вражде с Богом. Веру необходимо стяжать, приобрести, а также сохранить и умножить. Вера, как зернышко, должна вырасти в дерево. Она крепнет от благодати Божией. Душа может умереть, если человек разрывает благодатную связь с Богом, например, не участвует в Таинствах. Если человек не причащается, то нет в нем жизни.

Получилась хорошая беседа - по глазам детей были видны осознание и заинтересованность. Священник — сеятель, а взращивает зерна Господь. Дай Бог, дорогие мои, чтобы зерна, которые были посеяны, дали добрые всходы в ваших душах. Помогай нам всем Господь.

 

Протоиерей Евгений Попиченко

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать