Сегодня мы продолжим беседовать с певицей, автором песен матушкой Людмилой Кононовой.
Людмила Кононова родилась в Перми. Писать стихи начала в 12 лет. Окончила музыкальную школу по классу скрипки, затем Пермский институт культуры и искусств. Работала в Кировской и Пермской филармониях. В середине 80-х певица начала приобщаться к Церкви. Уволилась из филармонии и стала выступать с собственными композициями. Это был тяжелый период. Выйти из кризиса помогла встреча с будущим мужем Андреем Кононовым, который тоже писал стихи, рассказы и был верующим человеком. В 90-е годы супруг принял сан священника и вместе с семьей перебрался в Вятку. Певица стала матушкой и многое делала вместе с мужем, восстанавливала храмы. Вместе они вырастили троих детей. Сегодня матушка продолжает творческую деятельность, пишет песни, выступает с концертами. Широкой аудитории Людмила Кононова стала известна после ее участия в популярных телепроектах «Голос 60+» и «Ты супер 60+». Сегодня матушка Людмила в гостях у программы «Канон».
– Матушка, сегодня Вас считают чуть ли не основоположницей жанра православной песни. Как началось Ваше творчество и как зазвучали вот эти православные образы в творчестве?
– Ну, для меня новость, что считают основоположницей.
– Но Вы начали писать еще давно, в советское время.
– В советское время, да. Первую песню, посвященную расстрелянному деду, написала в 1987 году. И есть еще песня: «Ангел последний». Посвящена Архангелу Михаилу и тоже в 1987 году написана. Они стали появляться, конечно, после моего воцерковления, когда стало меняться сознание…
– А до этого кто вдохновлял?
– Нам дана великая русская литература, которая все-таки большей частью написана людьми православными. И они выстраивали уже нас.
– Это стержень, ориентиры.
– Да. Это тот воздух, который они нам давали. Особенно для меня это, конечно же, русская поэзия, Тютчев; там совершенно открытые образы. Алексей Константинович Толстой. Дальше, скажем, те поэты серебряного века, которые в результате катаклизмов в полный рост выросли и стали настоящими, большими поэтами и задавали нам эту вот вертикаль… Скажем, та же Анна Андреевна Ахматова:
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие свое,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берет ее, –
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Это написано в семнадцатом году.
– Удивительные строки, когда сопоставляешь все. Что это 1917-й.
– Да. Мужество и ныне лежит на весах, и эти слова вне времени звучат. Конечно, эти поэты и были вот тем благотворным слоем, на котором все остальное и росло, и растет сейчас.
– А с кем из авторов Вы еще сотрудничаете? Расскажите об этих людях.
– Одной из последних моих творческих радостей является мое сотрудничество с замечательным русским поэтом, это монахиня Амвросия (Хромова). Она подвизается в монастыре под Калининградом, монастырь в честь иконы Божьей Матери «Державной». Я говорю о том, что нас с ней встретили в духовном смысле новомученики, исповедники Российские, потому что я много лет ездила на Бутовский полигон, возила туда группы и писала песни об этом. И матушка Амвросия там побывала и начала писать какие-то поэтические произведения, которые в конце концов сложились в «Бутовский реквием». На некоторые ее стихи я написала музыку, она сложилась сама собой, потому что это вот родное и кровное. И вот у нас получилась с ней композиция, которую мы в октябре 2018 года, как раз в день, когда читаются имена на Бутовском полигоне, озвучили, показали. А когда уже началась специальная военная операция, матушка написала стихотворение «Беспилотники». Это стихотворение посвящается ребятам, которые приходили к ним в монастырь перед отправкой на фронт. Калининградским морпехам. Это действительно реальные люди, те, которых она знает, за кого молится. Сейчас мы тогда это и споем.
Беспилотники точно бьют по своим мишеням.
Там удар такой, ни одна не спасется плоть.
У меня на войне пацаны Кирилл и Женя,
Саша, Марк. Я прошу: присмотри за ними, Господь.
Укрывай туманом ребят от хохляцкой пули.
Я же знаю, Ты можешь любой удар отвести.
Сделай так, чтобы вражьи «Хаммерсы» захлебнулись
И заморские дроны сдохли на полпути.
Беспилотники точно бьют при любой погоде,
И не чуден Днепр, когда братская льется кровь.
У меня на войне Сережа, Олег, Володя.
Матерь Божия, расстели над ними покров.
Ночь прицелилась, а мальчишки-то молодые,
Им впервые в окопах приходится бедовать.
Пожалей их, Боже, живыми верни России.
Поверни, как в кино, их судьбы, их время вспять.
Беспилотники точно бьют,
Беспилотники точно бьют… Беспилотники точно бьют.
– Матушка, у Вас есть удивительное свойство открытости этому миру. Я искренне порадовался за Вас, когда увидел на телеэкране федерального канала, как Вы участвовали в проекте «Голос», в проекте «Ты супер». И в этих проектах Вы раскрылись еще ярче, еще масштабнее. Это у меня вызывает только чувство уважения к Вам. Откуда вот эта открытость у Вас? Казалось бы, многие Ваши сверстники ничего не хотят, уже успокоились и просто наблюдают за всем со стороны. Вы такая живая, такая энергичная... Как не потерять этот огонек?
– Я не знаю. Мне кажется, это русская жизнь. Смотрите, мы только хотим заснуть, и она нас будит чем-нибудь: то хорошим, то ужасным, но спать-то не дает. И если не преодолевать это в слове, в помощи тому, кто рядом, кто сейчас смотрит нашу с вами передачу, если не вкладываться в это, то и сам все не переживешь, наверное.
– Вы продолжаете брать уроки вокала. Казалось бы, зачем…
– Да, это очень интересно. Во-первых, узнаешь что-то новое, а во-вторых, я берусь за песни, за которые никогда бы не взялась. Я думала, что не могу петь то, что поют на эстраде, что у меня голоса может не хватить.
– То есть наши люди в шоу-бизнесе есть теперь, да? Потихонечку так: один канал, второй канал…
– Да, это так интересно! Когда после «Голоса» вышли в Интернете ролики, там были такие реплики: «Ура! Наши на „Голосеˮ!»
– Это действительно отрадно. И Вы очень ярко себя проявили там.
– Для меня самая большая радость, что я не спела ничего противного своей совести, за что мне было бы стыдно. Я пела то, что люблю. Александра Вертинского «Желтый ангел», любимейшую мою песню. «Эта женщина в окне» Окуджавы. Тоже была интересная работа, потому что я бы сама ее не взяла и даже не подумала бы, что она моя. Это опыт преодоления, опыт существования в неудобных условиях во всех смыслах. Тревога все равно присутствует. В пять утра там подъем, запись, которая идет в эфир в шесть вечера. Это все надо пройти, понять, нужно тебе это вообще или нет.
– При всей насыщенности жизни Вы еще и многодетная мама, и бабушка.
– Дети выросли, они уже все сами по себе.
– Дети вырастают, Вы продолжаете заниматься тем, что Вам нравится. Это такой секрет внутреннего долголетия?
– Остановить-то это уже невозможно. Если надо, обстоятельства, через которые с нами говорит Господь, сами остановят. Пока – скрипим да едем.
– Что дети говорят? Внуки радуются?
– Дети поддерживают, радуются тому, что я работаю, назовем это так. Они, конечно, делают совершенно другие вещи, но ценят то, что делаю я. Я думаю, что их это согревает, хотя они не всегда в этом признаются.
– Согрейте всех нас – своим творчеством порадуйте.
– Я спою песню, мне кажется, очень сейчас важную. Песня была написана в 1992 году, когда непонятно было, что будет с Россией. Она была написана в совершенно противоречащих всякому творчеству обстоятельствах. Мы жили тогда в деревне, в какой-то промозглый, ледяной вечер глубокой осенью в ноябре нам привезли машину дров. Но не хороших дров, а кряжи, их надо было еще раскалывать. Их привезли и просто свалили, их надо было перетаскивать. Мой муж (он тогда был диаконом) взял корыто, сделал крючок, наваливал эти кряжи в корыто и так перетаскивал их в сарай. И пока перетаскивал, написал стихотворение, а я тут же положила его на музыку. И сейчас, оказывается, очень нужна эта песня. Называется она «Псалом боевой».
Прочти нам, священник, псалом боевой
И силою, данною свыше,
Благослови нас на битву со тьмой,
Чтоб каждый молился и слышал,
Как дышит под толщею снега глухарь,
Как плещется в мрежах улов,
Как в колокол благовествует звонарь,
И был для присяги готов.
Мы ведаем сроки и правим мечи
И в чистых младенческих лицах
Провидим победу в кромешной ночи,
И смерти никто не боится.
Весь мир поднимается за сатаной
На Русь для последней облавы,
Но верим, что Царь поведет нас на бой
С оружием чести и славы!
Прочти нам, священник, псалом боевой
И силою, данною Богом,
Благослови нас на битву со тьмой
Державным пророческим слогом!
– Матушка, расскажите, пожалуйста, о своих творческих проектах. Чем насыщена Ваша сегодняшняя жизнь?
– Если Бог даст здоровье, то я пойду служить моему народу на теплоходе в круизах по Волге. Мы идем по Волге, концерты у меня на самом теплоходе. Путешествуя, работая таким образом, я заново влюбилась в мою Родину. Это удивительно, когда ты видишь огромные пространства, которые освоили твои предки. И ты понимаешь, что такие пространства с лошадьми, мечом и топором освоить могли только по воле Божией. Это восторг!
– Преображается еще Родина.
– Да. И сказал Александр Васильевич Суворов: «Мы – русские, какой восторг!» Вот это абсолютное ощущение от путешествия по великой реке. Например, мы идем через Кострому, костромичи узнают: «Давайте концерт!» Даем в Костроме концерт. Мы идем мимо Свияжска – «пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»… Потом концерт в Казани и так далее.
– То есть у Вас гастрольный тур?
– Складывается, складывается…
– Дай Бог, чтобы так и складывался.
– Управляет Господь.
– Матушка, в заключение нашей программы существует традиция ответов на короткие вопросы. Три любимых музыкальных произведения?
– «Весна» Вивальди, «Хорошо темперированный клавир» Баха и «Родина» Трофима. Еще много чего…
– Три важные книги в Вашей жизни?
– Я понимаю, что сейчас скажу, может быть, какой-то нонсенс для православного народа, но «Чистый понедельник» Ивана Алексеевича Бунина не дал мне в 18 лет уйти из жизни. Это первое. Про Евангелие все понимают: без него жизни нет. И цикл стихов из «Доктора Живаго» Пастернака.
– Продолжите: мое призвание…
– …преодолеть в слове то, что Господь посылает в этой жизни.
– Я счастлива, когда...
– …литургия.
– Больше всего в людях я ценю...
– …способность любить.
– Заключительный вопрос. Бог – это...
– Одним словом ведь и не скажешь… Это Тот, без Кого не было бы меня. Тот, Кто всегда рядом, Тот, Кто никогда не предаст и не бросит.
– Матушка, благодарю за эту встречу. Спасибо Юрию за прекрасное сопровождение музыкальное. Матушка, спасибо Вам за Вашу красоту, за душевную красоту, за красоту музыки. Продолжайте нас радовать, зажигать наши сердца. И храни Вас Господь!
Ведущий программы Александр Крузе
Продолжение встречи с известной актрисой, заслуженной артисткой России Олесей Железняк. Олеся расскажет о своем пути в храм и о том, как актерская профессия может сосуществовать с православным мировоззрением. Кроме того, артистка исполнит романс из своего спектакля в студии программы "Канон".
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!