Аудио |
|
Скачать .mp3 |
13 мая 1859 года в подмосковном селе Левкиево, недалеко от Волоколамска, в семье псаломщика Петра Любимова родился сын, который во святом крещении был наречен Константином. Родители его отличались благочестием и глубокой верой, и своих детей воспитывали в страхе Божием и любви к святой Церкви. Мать Константина, Агафия Васильевна, усердно молилась о том, чтобы кто-нибудь из ее детей принял священный сан. И впоследствии Господь исполнил ее желание: двое сыновей, Лука и Константин, стали священнослужителями. Еще в юные годы став послушником Лавры, 28 марта 1888 года Константин был пострижен в монашество с именем Кронид. Так он стал монахом, а спустя 17 лет и наместником Лавры преподобного Сергия. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны рассказы, записанные отцом Кронидом. Книга вышла в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется – «Троицкие цветки с луга духовного».
***
Как отмечают издатели, «Троицкие цветки с луга духовного» — это своеобразный жанр литературы, представляющий собой короткие рассказы о чудесных явлениях силы Божией. Подобные истории стали неотъемлемой частью церковного Предания еще на заре христианства, они укрепляли святую веру людей в последующие эпохи и доныне вызывают интерес читателей. По словам архимандрита Вениамина (Милова), в жизни искренне верующих в Бога православных христиан никогда не оскудевают поразительные явления силы Божией, силы животворящей душевно и телесно. Только мы не всегда видим эти явления и не всегда имеем возможность о них слышать. Но близко входящим в личную жизнь верующих и поныне нередко открывается богатейшее сокровище свидетельств об Отеческом Промысле Божием над людьми и о действиях чудотворной благодати Святого Духа.
Знакомство с фактами подобного рода, по мнению отца Вениамина, имеет глубокое религиозно-воспитательное значение. Оно со-утешает читателя верою общей, вливает в его душу поток и новых святых переживаний и освещает подлинно «живою водою» словесной благодатной энергии. В свое время труд по собиранию выдающихся примеров помощи Всевышнего людям, живущим под кровом Бога Небесного, и принял на себя наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов). Как отмечают издатели, точно неизвестно, с какого времени он начал собирать и записывать «рассказы о необыкновенном», но часть их, наиболее ярких и назидательных, стала публиковаться в «Троицких листках», издававшихся в лаврской типографии иеромонахом (впоследствии — архиепископом Вологодским) Никоном (Рождественским).
Видимо, в какой-то момент у отца Кронида появилась мысль об издании целого сборника, но разразившиеся события не позволили осуществить этот замысел. Тем не менее, судя по упоминаниям современников о «тетрадях отца Кронида», материал он собирал вплоть до своей мученической кончины. Какова же была судьба этих тетрадей? Мало кто из переживших страшные годы революций и гражданской войны осмеливался держать у себя «компрометирующий материал» — религиозную литературу, рукописи, документы, фотографии. Однако тетради отца Кронида хранились у его духовных чад и в какой-то момент попали в руки архимандрита Вениамина (Милова), исповеднический путь которого составляли двадцать два года лагерей, тюрем и ссылок. Отец Вениамин с благоговением разобрал доставшийся ему архив, переписал то, что ему показалось наиболее интересным и назидательным, систематизировал материал, озаглавил его «Троицкие цветки с луга духовного» и снабдил своим предисловием.
По словам отца Вениамина, архимандрит Кронид был исполнен неутолимой жажды всюду наблюдать случаи приникания неба к земле, примечать непосредственные действия Божии в людях всех возрастов и положений. Люди казались ему вместилищами даров и благодеяний Божиих. И он не ошибался в своих ожиданиях. Каждый собеседник оказывался для него в той или иной мере летописцем явлений любви Божией на земле и спасающей веры в Церкви. От разных лиц Господь судил отцу Крониду услышать много душеполезного. Чтобы не забыть собеседований с посетителями Лавры, он записывал их рассказы, но не собственноручно, а диктуя кому-нибудь из окружающих. Несмотря на неровности изложения, эти рассказы, по словам отца Вениамина, дышат такой захватывающей сердечностью и невыразимой силой, что при чтении многих из них слезы невольно катятся из глаз на листки с трогательными повествованиями.
После первого же их прочтения отцом Вениамином были сделаны надлежащие извлечения. С литературной стороны речь отца Кронида часто неправильна, стилистически не всегда выдержанна и полна отступлений от темы. Поэтому перед систематизатором записей возникла нелегкая задача — освободить повести от фразеологической шероховатости и излишней детализации, но сохранить непосредственный тон его простой речи. Благодаря этому описания отцом Кронидом благодатных чудес и характеров лиц, облагодетельствованных свыше, обретают живость, выразительность и прямо пишутся на скрижалях сердца читателя. В настоящее время подлинные тетради отца Кронида утеряны. Заблаговременно сделанные издателями выдержки из них представляют, вероятно, единственный памятник сладостных речений покойного отца архимандрита.
Среди рассказов из жизни других людей, на страницах издания читатели найдут свидетельства о помощи Божией и в жизни самого отца Кронида. Так, например, батюшка поведал о себе следующую историю: «По смерти своего старца я стал духовно слабеть, иноческое правило иногда исполнял не полностью и, незаметно сокращая его, дошел до чтения одних вечерних молитв, да и те чаще всего читались мной небрежно. А иногда случалось и так, что, ложась спать, я читал только молитву „Да воскреснет Бог...". Совесть моя обличала меня и понуждала читать иноческое правило полностью, но сила воли ослабела во мне настолько, что я исправить себя не мог, пока не последовало вразумление свыше, от преподобного Сергия. Однажды, - рассказывает отец Кронид, - вижу сон, будто бы вхожу я в Троицкий собор. Он освещен неземным светом и весь переполнен народом. Все присутствующие в храме, вижу, преисполнены великого умиления и пламенной молитвы, желая устами своими прикоснуться к святым мощам преподобного Сергия.
Волною народа и меня привлекло к раке святых мощей. Но по мере приближения к ним в душе моей стали появляться страх и мысль: а что, если угодник Божий, ведая мое нерадение молитвенное, обличит меня в этом при всем народе? Вот я уже у самых мощей. Вижу, преподобный Сергий лежит в раке, как живой, открытый по пояс. Лик его стал приятен, милостив и добр, я заплакал от сознания своей виновности пред Богом и пред ним. Когда я наклонился, чтобы грешными устами прикоснуться к его святым мощам, слышу его тихий, отечески ласковый голос: «Чадо! Что же ты перестал совершать подвиг молитвы? Что, если наступит время испытания Божия, время скорбей душевных и болезней телесных, откуда тогда будешь черпать утешение, силу и крепость для души своей?» Проснулся я, плача неутешно. Видимо, врагу нашего спасения, диаволу, противна молитва каждого христианина, в особенности когда она совершается в духе кротости, смирения и любви к ближнему».
Вот такую историю о своем вразумлении оставил нам отец Кронид. Было это еще до его служения как наместника Лавры. Однако последующее многотрудное время потребовало от него не столько многоскорбных слез, сколько выдержки, благоразумия и активных действий. Оказавшись перед лавиной революционных событий, он пытался в каждой конкретной ситуации противостоять мощной, хорошо организованной стихии зла и спасти если не все, то хотя бы самое главное: мощи преподобного Сергия, храмы Лавры, братию... После закрытия Лавры и скитов отец Кронид еще несколько лет жил в Сергиевом Посаде у своих духовных чад, а 20 ноября 1937 года, накануне праздника Архистратига Божия Михаила, к нему пришли с ордером на обыск и арест. Следствие сделало вывод о наличии в среде загорского духовенства «монархического заговора», и участь отца наместника была решена. 10 декабря 1937 года, в день празднования иконы Божией Матери «Знамение», его, почти 80-летнего старца, вместе с несколькими братиями Лавры расстреляли на знаменитой ныне скорбной опушке Битцевского лесопарка под Москвой, в Бутово.
***
Традиция описания чудесных событий в обители Преподобного Сергия почти не прерывалась на протяжении более чем 650 лет ее истории. Запомнившиеся поразительные случаи включались в повествования о Лавре. В частности, в середине XIX века наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев) опубликовал по благословению святителя Филарета Московского «Монастырские письма», в которых рассказывается о чудесных явлениях преподобного Сергия и других святых, о спасении и помощи угодника Божия в тяжких обстоятельствах, об исцелении «в немощех лежащих» и т.д. Дело архимандрита Антония и продолжил последний перед закрытием Лавры ее наместник архимандрит Кронид (Любимов). Собранные им душеполезные истории, случаи исцеления по молитвам святых, свидетельства помощи Божией в трудных житейских ситуациях, помогут читателям в минуты скорби – утешиться, а в дни духовного одиночества – обрести задушевного друга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
У книжной полки. Уроки по Закону Божию
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!