У книжной полки. Преподобномученик Кронид (Любимов). Троицкие цветки с луга духовного. Короткие рассказы о чудесных явлениях силы Божией

28 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

13 мая 1859 года в подмосковном селе Левкиево, недалеко от Волоколамска, в семье псаломщика Петра Любимова родился сын, который во святом крещении был наречен Константином. Родители его отличались благочестием и глубокой верой, и своих детей воспитывали в страхе Божием и любви к святой Церкви. Мать Константина, Агафия Васильевна, усердно молилась о том, чтобы кто-нибудь из ее детей принял священный сан. И впоследствии Господь исполнил ее желание: двое сыновей, Лука и Константин, стали священнослужителями. Еще в юные годы став послушником Лавры, 28 марта 1888 года Константин был пострижен в монашество с именем Кронид. Так он стал монахом, а спустя 17 лет и наместником Лавры преподобного Сергия. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны рассказы, записанные отцом Кронидом. Книга вышла в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется – «Троицкие цветки с луга духовного».

***

Как отмечают издатели, «Троицкие цветки с луга духовного» — это свое­образный жанр литературы, представляющий со­бой короткие рассказы о чудесных явлениях силы Божией. Подобные истории стали неотъемлемой частью церковного Предания еще на заре христиан­ства, они укрепляли святую веру людей в последу­ющие эпохи и доныне вызывают интерес читателей. По словам архимандрита Вениамина (Милова), в жизни искренне верующих в Бога православ­ных христиан никогда не оскудевают поразитель­ные явления силы Божией, силы животворящей душевно и телесно. Только мы не всегда видим эти явления и не всегда имеем возможность о них слы­шать. Но близко входящим в личную жизнь веру­ющих и поныне нередко открывается богатейшее сокровище свидетельств об Отеческом Промысле Божием над людьми и о действиях чудотворной бла­годати Святого Духа.

Знакомство с фактами подобного рода, по мнению отца Вениамина, имеет глубокое религиозно-воспитательное значение. Оно со-утешает читателя верою общей, вливает в его душу поток и новых святых переживаний и освещает подлинно «живою водою» словесной благодатной энергии. В свое время труд по собиранию выдающихся примеров помощи Всевышнего людям, живущим под кровом Бога Небесного, и принял на себя намест­ник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов). Как отмечают издатели, точно неизвестно, с какого времени он начал собирать и записывать «рассказы о необыкно­венном», но часть их, наиболее ярких и назидатель­ных, стала публиковаться в «Троицких листках», издававшихся в лаврской типографии иеромона­хом (впоследствии — архиепископом Вологодским) Никоном (Рождественским).

Види­мо, в какой-то момент у отца Кронида появилась мысль об издании целого сборника, но разразивши­еся события не позволили осуществить этот замы­сел. Тем не менее, судя по упоминаниям современ­ников о «тетрадях отца Кронида», материал он со­бирал вплоть до своей мученической кончины. Какова же была судьба этих тетрадей? Мало кто из переживших страшные годы рево­люций и гражданской войны осмеливался держать у себя «компрометирующий материал» — религи­озную литературу, рукописи, документы, фотографии. Однако тетради отца Кронида хранились у его духовных чад и в какой-то момент попали в руки архимандрита Вениамина (Милова), исповеднический путь которого составляли двадцать два года лагерей, тюрем и ссылок. Отец Вениамин с благого­вением разобрал доставшийся ему архив, переписал то, что ему показалось наиболее интересным и назидательным, систематизировал материал, озаглавил его «Троицкие цветки с луга духовного» и снабдил своим предисловием.

По словам отца Вениамина, архимандрит Кронид был исполнен неутолимой жажды всюду наблюдать случаи приникания неба к земле, примечать непосредственные действия Божии в людях всех возрастов и положений. Люди казались ему вместилищами даров и благодеяний Божиих. И он не ошибался в своих ожиданиях. Каждый со­беседник оказывался для него в той или иной мере летописцем явлений любви Божией на земле и спа­сающей веры в Церкви. От разных лиц Господь су­дил отцу Крониду услышать много душеполезного. Чтобы не забыть собеседований с посетителями Лавры, он записывал их рассказы, но не собственноруч­но, а диктуя кому-нибудь из окружающих. Несмо­тря на неровности изложения, эти рассказы, по словам отца Вениамина, дышат такой захватывающей сердечностью и невыразимой силой, что при чтении многих из них слезы неволь­но катятся из глаз на листки с трогательными пове­ствованиями.

После первого же их прочтения отцом Вениамином были сделаны надлежащие извлечения. С литера­турной стороны речь отца Кронида часто неправильна, стилистически не всегда выдержанна и полна отступлений от темы. Поэтому перед систематизатором записей возникла нелегкая задача — освободить повести от фразеологической шероховатости и излишней детализации, но сохранить непосредственный тон его простой речи. Благодаря этому описания отцом Кронидом благодатных чудес и ха­рактеров лиц, облагодетельствованных свыше, обретают живость, выразительность и прямо пишутся на скрижалях сердца читателя. В настоящее время подлинные тетради отца Кронида утеряны. Заблаговременно сделанные издателями выдержки из них представляют, вероятно, един­ственный памятник сладостных речений покойного отца архимандрита.

Среди рассказов из жизни других людей, на страницах издания читатели найдут свидетельства о помощи Божией и в жизни самого отца Кронида. Так, например, батюшка поведал о себе следующую историю: «По смерти своего старца я стал духовно слабеть, иноческое правило иногда исполнял не полно­стью и, незаметно сокращая его, дошел до чте­ния одних вечерних молитв, да и те чаще всего читались мной небрежно. А иногда случалось и так, что, ложась спать, я читал только молит­ву „Да воскреснет Бог...". Совесть моя обличала меня и понуждала читать иноческое правило полностью, но сила воли ослабела во мне на­столько, что я исправить себя не мог, пока не последовало вразумление свыше, от преподоб­ного Сергия. Однажды, - рассказывает отец Кронид, - вижу сон, будто бы вхожу я в Тро­ицкий собор. Он освещен неземным светом и весь переполнен народом. Все присутствую­щие в храме, вижу, преисполнены великого умиления и пламенной молитвы, желая уста­ми своими прикоснуться к святым мощам пре­подобного Сергия.

Волною народа и меня привлекло к раке святых мощей. Но по мере при­ближения к ним в душе моей стали появляться страх и мысль: а что, если угодник Божий, ве­дая мое нерадение молитвенное, обличит меня в этом при всем народе? Вот я уже у самых мо­щей. Вижу, преподобный Сергий лежит в раке, как живой, открытый по пояс. Лик его стал приятен, милостив и добр, я заплакал от созна­ния своей виновности пред Богом и пред ним. Когда я наклонился, чтобы грешными устами прикоснуться к его святым мощам, слышу его тихий, отечески ласковый голос: «Чадо! Что же ты перестал совершать подвиг молитвы? Что, если наступит время испытания Божия, время скорбей душевных и болезней телесных, отку­да тогда будешь черпать утешение, силу и кре­пость для души своей?» Проснулся я, плача не­утешно. Видимо, врагу нашего спасения, диаволу, противна молитва каждого христианина, в особенности когда она совершается в духе крото­сти, смирения и любви к ближнему».

Вот такую историю о своем вразумлении оставил нам отец Кронид.  Было это еще до его служения как наместника Лавры. Однако последующее многотрудное время потребовало от него не столько многоскорбных слез, сколько выдержки, благоразумия и активных действий. Оказавшись перед лавиной революционных событий, он пытался в каждой конкретной ситуации противостоять мощной, хорошо организованной стихии зла и спасти если не все, то хотя бы самое главное: мощи преподобного Сергия, храмы Лавры, братию... После закрытия Лавры и скитов отец Кронид еще несколько лет жил в Сергиевом Посаде у сво­их духовных чад, а 20 ноября 1937 года, накануне праздника Архистратига Божия Михаила, к нему пришли с ордером на обыск и арест. Следствие сде­лало вывод о наличии в среде загорского духовен­ства «монархического заговора», и участь отца наместника была решена. 10 декабря 1937 года, в день празднования иконы Божией Матери «Знамение», его, почти 80-летнего старца, вместе с несколькими братиями Лавры расстреляли на знаменитой ныне скорбной опушке Битцевского лесопарка под Мо­сквой, в Бутово.

***

Традиция описания чудесных событий в обители Преподобного Сергия почти не прерывалась на протяжении более чем 650 лет ее истории. За­помнившиеся поразительные случаи включались в повествования о Лавре. В частности, в середине XIX века наместник Троице-Сергиевой Лавры ар­химандрит Антоний (Медведев) опубликовал по благословению святителя Филарета Московского «Монастырские письма», в которых рассказывается о чудесных явлениях преподобного Сергия и других святых, о спасении и помощи угодника Божия в тяжких обстоятель­ствах, об исцелении «в немощех лежащих» и т.д. Дело архимандрита Антония и продолжил последний перед закрытием Лавры ее наместник архимандрит Кронид (Любимов).  Собранные им душеполезные истории, случаи ис­целения по молитвам святых, свидетельства помощи Божией в трудных житейских ситуациях, помогут читателям в минуты скорби – утешиться, а в дни духовного одиночества – обрести задушевного друга. 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать