У книжной полки. Послушники Царства Небесного. Рукопись, найденная на чердаке

9 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Две разные дороги лежат перед нами, а какая лучше - пока не поздно, выбирайте сами, если кто еще не выбрал твердого пути». Так говорил архимандрит Тихон (Агриков), подразумевая под двумя дорогами жизнь христианина в миру и монашество. На протяжении многих веков были такие люди, которые выбирали второй путь, путь высшего духовного подвига. Они, как прп. Антоний Великий, продавали свои имения и раздавали деньги нищим, удалялись жить в горы, леса, пустыни, чтобы вести уединённую строгую жизнь. Вдали от шумного мира, в тишине, подвижники боролись с грехом, молились за себя и за весь мир, славословили Бога. Со временем их стали называть монахами (или иноками, то есть людьми иного образа жизни). О том, как Господь призывает человека на иноческий путь и как суетный мир отвлекает его от этого пути, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Послушники Царства Небесного. Рукопись, найденная на чердаке».

***

Эта книга вышла в свет при содействии издательства Символик и Усекновенской пустыни «Катафиги» на Святой горе Афон. Автор книги неизвестен, поскольку история нахождения записей, вошедших в нее, также весьма загадочна: преж­девременно почивший на Афоне в 2014 году русский иеромонах И., живя в келье в Провате, во время посеще­ния одной пустыни на Афоне принес оттуда зачитанную общую тетрадь, в которой находились эти истории. Тет­радь была обнаружена собратьями в его бумагах на чер­даке, в ящике старой прикроватной тумбочки. Кончина этого достойного и всеми уважаемого иеромонаха со­крыла в неизвестности автора предлагаемых читателю записей, которому издатели посчитали нужным принести искрен­нюю благодарность за составление этих духовных притч.

Как отмечает старец Усекновенской пустыни, иеромонах Симон (Безкровный), основой рассказов являются реальные события из духовной жизни «ал­чущих и жаждущих правды» (Мф. 5:6). В них собрано духовное богатство че­ловеческой души, волнуемой главной и всепоглощающей идеей: своим Спасением. Рассказывается о людях, стремящихся уйти от банальностей обыденного прозябания в мир аскетики, молитвы и уединенной жизни, носящей в себе благодатные силы, о людях, стойко сопротивляющиеся греховности человеческой природы. Место действия историй не выходит за пределы Абхазии и Афона, и время их соответствует времени жизни самого автора, который  описывает чудесные и удивительные события в жизни простых людей и монахов, а также отшельников и анахоретов.

В характерах этих подвижников тесно переплетаются смешное и трагическое, принимающее в борьбе со злом необычные и удивительные формы. Стремление к святости - основа многих записанных автором притч и повествований. Наряду с этим можно увидеть, насколько опасным становится духовный путь, если к нему относиться с небрежностью и легкомыслием. Так, например, в первом рассказе под названием «Пустынник Георгий и Петро» говорится о юноше, который встретил на своем жизненном пути монаха и тот научил его молитве Иисусовой. С молодым человеком постоянно происходили различные беды и несчастья, и он давно мог бы погибнуть, но молитва спасала его и призывала к иной жизни. Однако суета жизни постоянно отвлекала юношу от мысли вступить на этот путь.

Однажды пришел день, когда молитва перестала помогать Петро. Она уже не приносила ему облегчения, как раньше. Вся его непутевая жизнь стала казаться ему дур­ным сном, а пробудиться от нее и начать новую жизнь никак не удавалось. Случилось это потому, что его сердцем крепко завладели думы о богатстве, которое он нашел. И от этого его мятущаяся душа находилась в полной растерянности. Юноша заболел, но на помощь снова пришел монах. И он ответил ему на вопрос: почему молитва уже не имеет такой силы, как раньше. Пустынник Георгий сказал: «Пять слов, что я назвал тебе, - это есть исповеда­ние всей нашей Православной веры. У Святых Отцов по этому поводу говорится: «Умная молитва Иисусова - искусство из искусств. Как тело, умирая, отделяется от всего житейского, так и ум, умирая при высшем состоя­нии молитвы в священном безмолвии, или исихии, отторгается от всех мирских мыслей. Ибо, если он не умрет такой смертью, то не может быть и жить с Богом!».

Чтобы стать монахом, сыне, надобно развеять тьму не­вежества и тогда воссияет свет твоего спасения! Я дал тебе эту священную молитву, потому что видел: твоя жизнь полна тяжких скорбей и смертельных опасно­стей, которые тебя терзают, словно сонный кошмар. Та­кова эта жизнь, в которой за радостью следует горе, а за взлетом - падение, позор и жалкое прозябание. Разве ты не убедился сам?» И тут только к Петру, по словам автора, пришло настоящее прозрение. И он ушел вместе со старцем неизвестно куда. Что произошло с Петром дальше, также неизвестно. Скорее всего, - пишет автор, он стяжав молитву, стал отшельником, «простираясь постоянно вперед и забывая заднее» (Флп. 3:13), алкая и «жаждая правды», по увещанию Гос­подню, имея «сокрушенное сердце» (Пс. 50:19)».

На примере этого и других рассказов мы видим, как повествователь через поток событий ярко живописует нам, насколько ум человека, запутавшегося в грехе, не способен узреть рядом с собой необыкновенную личность, наделенную проницательностью и благодатью. Монах, отринувший мирское и освятившийся в молитвенных подвигах, несет свет оставленному им миру, тем самым открывая возможность каждой душе воспринять и усвоить свет Спасения. Святому человеку жизнь проста и открыта, как изнанка узора на ковре, по выражению греческого старца архимандрита Епифания Феодоропулоса, в то время как мирские люди видят лишь причудливое переплетение линий, сотканных из человеческих судеб. И даже желая прикоснуться к духовной жизни, они не могут найти святости в окружающей повседневности. Ведь для этого нужно, чтоб «душа встретилась с душой в Святом Духе», только тогда для них не будет «расставаний, ибо они едины в Господе, как сказано: «да будут все едино» (Ин. 18: 21).

Как отмечает книжный обозреватель, Николай Дегтерёв*, условно эту книгу можно разделить на четыре части. Первая представляет собой 4 «абхазских» рассказа — действие их разворачивается на Кавказе. Вторая часть - афонская, где собраны классические эпизоды из житий афонских монахов. «Грек Георгий жил в юности на Халкидике», «Карульский монах, большой ревнитель Иисусовой молитвы, любил уходить с палаткой в леса под Афоном и там молиться». Все подобные первые предложения сразу вводят читателя в курс дела, знакомят с главным героем, как это и принято в отрывках из житий. Потом идут два-три особенных случая из жизни монахов и их блаженная кончина. Тематически афонские рассказы разнообразны. Тут есть истории и про сугубых молитвенников, и про молитвенников несколько странных.

Есть истории «мистические», есть, напротив, «реалистические». Поучительные истории о людях, искавших чуда и не нашедших его. О греховных падениях и покаянии. Заканчивается книга тремя «документами». В «Уцелевших отрывках из «Молитвенного устава монаха Георгия»» (видимо, того самого, о котором идет речь в самом первом рассказе) дается емкая выжимка основ православной аскетики. В «Вопросах иеромонаха И. своему духовному отцу» эта тема продолжается. Тут приводятся ответы на более конкретные вопросы. И в приложении — «Истории рабы Божией Анны» помещено письмо одной русской прихожанки, пережившей советский период, Великую Отечественную войну, нашедшей на старости лет брата и наконец-то обретшей Бога. Наверное, такое не монашеское по форме, но монашеское по содержанию письмо, по мнению Николая Дегтерёва, и должно венчать всю книгу.

***

Монашество есть жизнь необычная, исключительная, к которой призваны лишь немногие; это жизнь, всецело и без остатка отдаваемая Богу. Монашеское отречение от мира - это не отрицание красоты мира и радостей жизни, но отказ от страстей и греха, от плотских наслаждений и вожделений - от всего, что было привнесено в жизнь после грехопадения. И главная цель монашества – это возвращение к первоначальному состоянию чистоты и безгрешности, которыми обладали Адам и Ева в раю. Отцы Церкви называют монашество "евангельской жизнью" и "истинной философией". Как философы стремились к совершенству на путях интеллектуального познания, так монах ищет совершенства на путях духовного подвига и подражания Христу. Об этом свидетельствуют рассказы, собранные в этой книге.

 

* Николай Дегтерев, журнал «Православное книжное обозрение». Источник публикации: http://izdatsovet.ru/news/detail.php?ID=190921

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать