У книжной полки. Архимандрит Спиридон (Кисляков). Из виденного и пережитого. Воспоминания проповедника-миссионера

10 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Я от Бога ничего не желаю, даже и не желаю быть таким праведником, чтобы сиять подобно солнцу, но я желал бы всем своим существом любить Его так, чтобы больше меня Его никто не мог любить. Я бы хотел все, все забыть, забыть родителей, забыть дом, забыть весь мир, забыть и себя и превратиться в одну любовь к Нему. Пусть я и не наследую Царствия Божия, пусть я и никогда не увижу Христа на том свете, но я хотел бы быть не человеком, а одною к Нему любовью». Так, будучи 14-летним мальчиком, говорил Георгий Степанович Кисляков, ставший впоследствии монахом, проповедником-миссионером. О своей жизни от рождения и до 1917 года рассказывает он сам на страницах книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Синопсисъ и называется – «Из виденного и пережитого. Воспоминания проповедника-миссионера».

***

В этом издании предложены читателю записи рассказов архимандрита Спиридона (Кислякова), русского проповедника-миссионера в Сибири. Впервые эти воспоминания появились в 1917 году в журнале «Христианская жизнь», но, к сожалению, их публикация не была завершена из-за революции 1917 года. Эти записки переизданы в наше время. Они неизменно вызвают интерес не только своим высоконравственным содержанием, но и уникальностью стиля автора. Легко и доступно архимандрит Спиридон повествует о своей жизни, виденном и пережитом им на далекой окраине нашего отечества, служении Богу и людям. Он был, прежде всего, очень простым, бесхитростным и искренним человеком. В своих воспоминаниях автор открывает свою душу перед читателем, повествуя не только о взлетах, но и о неудачах.

Из этой книги читатели узнают, что архимандрит Спиридон (в миру Георгий Степанович Кисляков) родился в 1875 году в простой крестьянской семье в Рязанской губернии. Очень рано почувствовал стремление к одиночному созерцанию Бога и природы, поэтому мало общался со сверстниками. С пятилетнего возраста он больше всего любил уходить в лес, бродить по полям, просиживать на полевых курганах, где отдавался размышлению о том: есть ли Бог, есть ли у Него жена, дети, что Он ест, пьет, откуда Он явился, кто Его родители, почему Он Бог, а не другой кто-либо, почему я не Бог, - думал мальчик, - что такое я, почему я хожу, киваю головой, говорю, ем, пью, сижу, лежу и т.д., а деревья, травы, цветы этого не могут делать?»

За это в детстве его считали немного юродивым, за это неоднократно его бил отец, не зная, что делать с таким сыном. После двух лет обучения в школе, Георгия отдали в монастырь, но он там не прижился. Со знакомыми людьми с отроческого возраста ходил по святым местам, и однажды попал на Афон. «Боже мой, — думал он, ступая на святую афонскую землю, — вот где живут святые! Вот где Царица Небесная появляется своим праведникам, вот где почивает благодать Божия!» Прожив некоторое время на Святой Горе, Георгий вернулся в Петербург и был отправлен миссионером в Сибирь, где и начал проповедовать. Еще будучи в Греции, он, как рассказывает сам, «почувствовал какое-то тяготение к проповедничеству. Я, - пишет автор, - горячо просил Господа Бога и Царицу Небесную, чтобы и я был проповедником. С этого времени я начал читать Священное Писание, святоотеческие книги, творения отцов Церкви. Более других отцов я любил Оригена, Василия Великого».

И вот в Сибири он начал говорить проповеди! «Проповеди мои, - пишет архимандрит Спиридон, - казались настолько сильными слушавшим, что съезжались слушать их окрестные священники, старообрядцы. Я казался им какой-то загадкой. Многие спрашивали меня, где я учился. Бог свидетель, с этого дня тысячная толпа следовала по пятам нашим. Бывало еще так утром, народ уже покрывал собою какой-либо покат горы и ждал от меня слышать Слово Божие. Бывали и такие случаи, что в вечерние часы народ в большом количестве ожидал моего появления и после трех-четырех проповедей приходил в такое сильное рыдание, что мне самому становилось жутко. Многие женщины даже перед всем народом говорили свои грехи, и весь народ следовал их примеру. Священник местный тут же разрешал их грехи, а на другой день причащал Святым Тайнам. Бывало, что на таких местах строили часовни и даже храмы. Три года с мая месяца и по первое октября изо дня в день я говорил слово Божие в Томской губернии. Некоторые священники были этим недовольны, но большая часть из них меня любила.

Но враг рода человеческого не дремлет, и скоро молодой миссионер попал в искушения, от которых бежал сначала на святую землю, а потом и в Среднюю Азию. Вернувшись в Сибирь через какое-то время, принял схиму с именем Спиридон. Много ездил по Забайкалью, проповедовал среди язычников и буддистов, трудился в качестве тюремного священника в Читинской тюрьме и на Нерчинской каторге, где по словам самого отца Спиридона, за десяток лет общался почти с 25 тысячами осужденных. Об этом он подробно рассказывает на страницах книги. По словам издателей, страницы биографии отца Спиридона – это интереснейшие, с исторической точки зрения, материалы. В его рассказах живо раскрывается душа русского человека во всей сложности религиозных переживаний.

В течении 10 лет служа миссионером-проповедником в каторжных тюрьмах, отец Спиридон объезжал их, беседовал с заключенными, умел понять сложность их душевной жизни, горячо любил этих обездоленных людей и привлекал к себе их сердца, которые, в свою очередь, горячо его любили и доверяли ему. Он общался с самыми разнообразными людьми, встречавшимися ему на жизненном пути. Казалось, что этот удивительный человек ничего не забывает. Биографию каждого, его духовные и житейские проблемы автор описывает с вниманием, тонким психологизмом и любовью, в результате чего перед читателем предстают судьбы многих людей во всей их трагичности, ведь основная масса его собеседников - это люди тяжелейшей судьбы: воры и преступники, убийцы и политические заключенные, падшие женщины и сумасшедшие, нищие и бродяги.

Из рассказов видно, что автор никогда не допускал в себе неприязни, даже к наиболее низко падшим и не желающим раскаиваться людям. Его оружием были любовь и поразительный дар слова, благодаря которому, судя по свидетельствам современников, он возбуждал в слушателях глубокое раскаяние. За годы поездок по лагерям и тюрьмам отец Спиридон стал поистине выдающимся духовником и психологом. Ни разу не позволял он себе презрительного или отстраненного отношения к окружающим, его позиция всегда оставалась исполненной любви и сострадания. Когда отец Спиридон умер, проводить его в последний путь собрались тысячи бедняков.

***

Как отмечают издатели, для современного человека очень важны произведения, подобные запискам архимандрита Спиридона. Сейчас, когда люди блуждают в бесконечных лабиринтах безверия, безразличия, суетной жизни, разнообразных соблазнов, а следственно и греха, — понять, что существует Любовь Божия, призывающего к Себе всех «труждающихся и обремененных», очень важно. Рассказы Архимандрита Спиридона во многом помогают осознать грех, его губительное действие на душу и, в целом, на всю жизнь человека. Но также они помогают поверить в то, что есть надежда на всепрощение Божие даже самого страшного грешника.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать