Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Я от Бога ничего не желаю, даже и не желаю быть таким праведником, чтобы сиять подобно солнцу, но я желал бы всем своим существом любить Его так, чтобы больше меня Его никто не мог любить. Я бы хотел все, все забыть, забыть родителей, забыть дом, забыть весь мир, забыть и себя и превратиться в одну любовь к Нему. Пусть я и не наследую Царствия Божия, пусть я и никогда не увижу Христа на том свете, но я хотел бы быть не человеком, а одною к Нему любовью». Так, будучи 14-летним мальчиком, говорил Георгий Степанович Кисляков, ставший впоследствии монахом, проповедником-миссионером. О своей жизни от рождения и до 1917 года рассказывает он сам на страницах книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Синопсисъ и называется – «Из виденного и пережитого. Воспоминания проповедника-миссионера».
***
В этом издании предложены читателю записи рассказов архимандрита Спиридона (Кислякова), русского проповедника-миссионера в Сибири. Впервые эти воспоминания появились в 1917 году в журнале «Христианская жизнь», но, к сожалению, их публикация не была завершена из-за революции 1917 года. Эти записки переизданы в наше время. Они неизменно вызвают интерес не только своим высоконравственным содержанием, но и уникальностью стиля автора. Легко и доступно архимандрит Спиридон повествует о своей жизни, виденном и пережитом им на далекой окраине нашего отечества, служении Богу и людям. Он был, прежде всего, очень простым, бесхитростным и искренним человеком. В своих воспоминаниях автор открывает свою душу перед читателем, повествуя не только о взлетах, но и о неудачах.
Из этой книги читатели узнают, что архимандрит Спиридон (в миру Георгий Степанович Кисляков) родился в 1875 году в простой крестьянской семье в Рязанской губернии. Очень рано почувствовал стремление к одиночному созерцанию Бога и природы, поэтому мало общался со сверстниками. С пятилетнего возраста он больше всего любил уходить в лес, бродить по полям, просиживать на полевых курганах, где отдавался размышлению о том: есть ли Бог, есть ли у Него жена, дети, что Он ест, пьет, откуда Он явился, кто Его родители, почему Он Бог, а не другой кто-либо, почему я не Бог, - думал мальчик, - что такое я, почему я хожу, киваю головой, говорю, ем, пью, сижу, лежу и т.д., а деревья, травы, цветы этого не могут делать?»
За это в детстве его считали немного юродивым, за это неоднократно его бил отец, не зная, что делать с таким сыном. После двух лет обучения в школе, Георгия отдали в монастырь, но он там не прижился. Со знакомыми людьми с отроческого возраста ходил по святым местам, и однажды попал на Афон. «Боже мой, — думал он, ступая на святую афонскую землю, — вот где живут святые! Вот где Царица Небесная появляется своим праведникам, вот где почивает благодать Божия!» Прожив некоторое время на Святой Горе, Георгий вернулся в Петербург и был отправлен миссионером в Сибирь, где и начал проповедовать. Еще будучи в Греции, он, как рассказывает сам, «почувствовал какое-то тяготение к проповедничеству. Я, - пишет автор, - горячо просил Господа Бога и Царицу Небесную, чтобы и я был проповедником. С этого времени я начал читать Священное Писание, святоотеческие книги, творения отцов Церкви. Более других отцов я любил Оригена, Василия Великого».
И вот в Сибири он начал говорить проповеди! «Проповеди мои, - пишет архимандрит Спиридон, - казались настолько сильными слушавшим, что съезжались слушать их окрестные священники, старообрядцы. Я казался им какой-то загадкой. Многие спрашивали меня, где я учился. Бог свидетель, с этого дня тысячная толпа следовала по пятам нашим. Бывало еще так утром, народ уже покрывал собою какой-либо покат горы и ждал от меня слышать Слово Божие. Бывали и такие случаи, что в вечерние часы народ в большом количестве ожидал моего появления и после трех-четырех проповедей приходил в такое сильное рыдание, что мне самому становилось жутко. Многие женщины даже перед всем народом говорили свои грехи, и весь народ следовал их примеру. Священник местный тут же разрешал их грехи, а на другой день причащал Святым Тайнам. Бывало, что на таких местах строили часовни и даже храмы. Три года с мая месяца и по первое октября изо дня в день я говорил слово Божие в Томской губернии. Некоторые священники были этим недовольны, но большая часть из них меня любила.
Но враг рода человеческого не дремлет, и скоро молодой миссионер попал в искушения, от которых бежал сначала на святую землю, а потом и в Среднюю Азию. Вернувшись в Сибирь через какое-то время, принял схиму с именем Спиридон. Много ездил по Забайкалью, проповедовал среди язычников и буддистов, трудился в качестве тюремного священника в Читинской тюрьме и на Нерчинской каторге, где по словам самого отца Спиридона, за десяток лет общался почти с 25 тысячами осужденных. Об этом он подробно рассказывает на страницах книги. По словам издателей, страницы биографии отца Спиридона – это интереснейшие, с исторической точки зрения, материалы. В его рассказах живо раскрывается душа русского человека во всей сложности религиозных переживаний.
В течении 10 лет служа миссионером-проповедником в каторжных тюрьмах, отец Спиридон объезжал их, беседовал с заключенными, умел понять сложность их душевной жизни, горячо любил этих обездоленных людей и привлекал к себе их сердца, которые, в свою очередь, горячо его любили и доверяли ему. Он общался с самыми разнообразными людьми, встречавшимися ему на жизненном пути. Казалось, что этот удивительный человек ничего не забывает. Биографию каждого, его духовные и житейские проблемы автор описывает с вниманием, тонким психологизмом и любовью, в результате чего перед читателем предстают судьбы многих людей во всей их трагичности, ведь основная масса его собеседников - это люди тяжелейшей судьбы: воры и преступники, убийцы и политические заключенные, падшие женщины и сумасшедшие, нищие и бродяги.
Из рассказов видно, что автор никогда не допускал в себе неприязни, даже к наиболее низко падшим и не желающим раскаиваться людям. Его оружием были любовь и поразительный дар слова, благодаря которому, судя по свидетельствам современников, он возбуждал в слушателях глубокое раскаяние. За годы поездок по лагерям и тюрьмам отец Спиридон стал поистине выдающимся духовником и психологом. Ни разу не позволял он себе презрительного или отстраненного отношения к окружающим, его позиция всегда оставалась исполненной любви и сострадания. Когда отец Спиридон умер, проводить его в последний путь собрались тысячи бедняков.
***
Как отмечают издатели, для современного человека очень важны произведения, подобные запискам архимандрита Спиридона. Сейчас, когда люди блуждают в бесконечных лабиринтах безверия, безразличия, суетной жизни, разнообразных соблазнов, а следственно и греха, — понять, что существует Любовь Божия, призывающего к Себе всех «труждающихся и обремененных», очень важно. Рассказы Архимандрита Спиридона во многом помогают осознать грех, его губительное действие на душу и, в целом, на всю жизнь человека. Но также они помогают поверить в то, что есть надежда на всепрощение Божие даже самого страшного грешника.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!