У книжной полки. Серафимо-Дивеевский монастырь и его первая игумения Мария (Ушакова)

27 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Во исполнение указа Святейшего Синода и распоряжения по нему святителя Феофана архимандрит Черняева монастыря Тамбовской епархии Герман 6 (19) марта 1862 года постриг в монашество Елисавету Алексеевну Ушакову с именем Мария в честь равноапостольной Марии Магдалины. А 14 (27) марта, в день празднования иконы Феодоровской Божией Матери, новопостриженная монахиня Мария была посвящена преосвященным Феофаном в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря. Сбылись слова преп. Серафима Саровского, сказанные сестре Матрене Петровой: «Запомни, матушка, - говорил он, - у вас на 12-й начальнице устоится монастырь!» О том, что предшествовало этому событию и о трудах игумении Марии по устроении обители рассказывает книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве ПСТГУ и называется - «Серафимо-Дивеевский монастырь и его первая игумения Мария (Ушакова)».

***

Эта книга, подготовленная священником Георгием Павловичем и Инной Меньковой, посвящена многотрудной истории Серафимо-Дивеевского монастыря - 4-го удела Божией Матери. Становление его, затруднявшееся большими препятствиями, длилось около столетия и завершилось назначением первой игумении монастыря Марии (Ушаковой). Преподобный Серафим, святой основатель и покровитель Дивеевской общины, неоднократно предсказывал приход в обитель будущей игумении Марии, называя ее по имени и даже по фамилии, и говорил о ее избранничестве и предназначении – сохранить и возродить избранный удел Божией Матери.

В книге подробно и документально исследованы, и описаны происходившие события, их масштаб и последствия, все то, что стало историческим фоном созидательной, но часто весьма скорбной деятельности настоятельницы Дивеевской общины, Елисаветы Алексеевны Ушаковой (впоследствии – игумении Марии). Немало трудностей и испытаний довелось ей претерпеть вместе с сестрами обители, прежде чем исполнилось предсказание великого старца – преподобного Серафима и наступило время созидательных трудов, которыми в небывалой красоте и величии устроила матушка Мария Дивеевский монастырь. Во всем послушная воле Царицы Небесной, в устроении монастыря матушка следовала только заповедям, переданным Преподобным старцем, которые хранили дивные Серафимовы старицы.

В течение 42 лет управляла игумения Мария Серафимо-Дивеевским монастырем, где число насельниц со временем достигло 1600. Благодаря неусыпным трудам и великой самоотверженности матушки наладилось благосостояние обители. Ее стараниями приобретены были лесные и земельные участки, возведены многие монастырские постройки, завершено строительство Троицкого собора, устроен кирпичный завод, возросло монастырское стадо, увеличились урожаи. И вся эта многообразная жизнь обители, исполненная молитвой и трудами, находилась в ведении игумений Марии и под ее руководством и попечением. Сохранился старинный дивеевский рукописный листок со следующей надписью: «Когда выходите куда-нибудь из келий, делайте крестное знамение и говорите сие: Господи молитвами матери нашей игумений Марии помилуй меня грешную и избави мя от всякого злого обстояния».

Писатель Евгений Поселянин в свой приезд в Дивеевский монастырь в 1902 году познакомился с матуш­кой Марией. Беседа с ней произвела на него большое впечатление. «Почтенная, стойкая женщина! - вспоминал он. — При своем очень преклонном возрасте она так же мудро правит этою многочисленнейшею в России обителью, одушевляемая верою в предстательство святого старца Серафима». Архимандрит Сергий (Тихомиров), побывавший в Дивееве в 1903 году, с глубокой симпатией и почтением вспоминал дивеевскую игумению: «Матушка Мария — замечательная старушка!.. Прежде всего, ей "только восемьдесят шесть лет..." Года почтенные. На лице у нее - одна доброта. Так мило и добродушно улыбается! И, однако, как говорят, [успешно] правит она своей обителью с ее громадным хозяйством!.. Достаточно, чтобы она сказала провинившейся сестре: "Как тебе не стыдно!" - и та уже наказана и вразумлена!.. Впрочем, у них в обители целая система управления, с подчиненными, соподчи­ненными и т. д.»

Руководствуясь во всем указаниями о воле преподобного Серафима о его обители, игумения Мария исполнила и главную заповедь Саровского Старца - о стяжании духа мирна во Христе. «Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума», - говорил батюшка Серафим. Так и матушка Мария, пройдя путем многих скорбей, стала хранительницей бесценного сокровища - мира Божия, в котором «разрушается всякая брань воздушных и земных духов», и своим мирным сердечным устроением умиряла души других людей. Об особенной духовной близости игумений Марии к Преподобному вспоминал также Евгений Поселянин: «С виду мать Мария была необыкновенно почтенная, приятная старушка, и удивительно бодрая для своих лет... Беседуя с нею, невольно вспоминался отзыв о ней великого Филарета: "кроткого и молчаливого духа". Лишнего слова не было в ее устах, и всякое ее слово было веско и с силою.

Она любила говорить о дивном Серафиме, и какое глубокое впечатление производил ее рассказ о страннике, который заблудился зимою среди громадного Дивеева и которого вывел на дорогу какой-то старичок, сказавший ему: "Я тут живу" - и узнанный странником в портрете старца Серафима. И как верила эта женщина в эти слова дивного Серафима: "Я живу в Дивееве". Какой-то особый мир испытывали мы, - отмечает Поселянин, - навещая ее в ее тихих келиях, видя приветливую улыбку умного, чисто русского, красивого лица, слыша ее спокойную, неспешную речь. В ней было то драгоценное спокойствие, которое вырабатывают в человеке великие страдания, когда человек им не поддался, но осилил их… будучи в Ди­вееве, я очень хотел иметь что-нибудь, написанное рукою матери Ма­рии. Она написала мне короткие слова, которые, конечно, много-много раз были на устах и сердце ее: "Старец Серафим, помогай нам"».

Верная хранительница заветов Саровского старца Серафима, игумения Мария приложила все старания к тому, чтобы сберечь и вос­становить главное, дорогое, сохраненное памятью живших при Ба­тюшке сестер. Она застала в живых почти всех Серафимовых стариц, которые и ее исключительно любили как свою, Серафимову. Благодаря ей были записаны их воспоминания, донесшие до нас живые, подлинные слова о. Серафима и опыт их жизни в послушании Батюшке. При матушке Марии состоялось обретение святых мощей и канонизация преп. Серафима Саровского, приезд Царской семьи в Дивеево. Но перенесение мощей старца в обитель ей уже не суждено было увидеть. Об этом она и сама знала. Вот что об этом говорится в книге.

Поздравляя с торжеством прославления Преподобного, Сергей Александрович Нилус услышал от матушки Марии, казавшейся после празднич­ных дней утомленной и не совсем здоровой, но такой же, как всегда, любвеобильной и ласковой, следующее: «"Теперь, мой батюшка, надо ожидать, что сам Преподобный придет в Дивеево!" - "Как это так, матушка?" - "Как то случится, мы и сами точно не знаем: сказывали наши старицы, которые еще при Преподобном жили в Дивееве, что сам Батюшка им говорил: «Не то диво, матушки, что суды-то к вам на­ехали, да ни с чем вернулись, а то будет диво так диво, как грешная-то плоть убогого Серафима-то из Сарова в Дивеево к вам перенесется. И понесут ее с одной-то стороны Ангелы Божии, а с другой - мои сироты. Вот это будет диво так диво!..» А как это, мой батюшка, со­вершится, - видимо или невидимо, - то можем ли мы знать, грешные люди? Одно вам скажу с уверенностью, что Батюшка наш, Преподобный, непременно будет в Дивееве, только мне уж не дожить до этой радости". При этих словах затуманилось радостное личико матушки». Предсказание старца сбылось через 158 лет после его кончины и через 88 лет после прославления. 1 августа 1991 года святые мощи преподобного Серафима после второго их обретения многочисленным крестным ходом были принесены в Дивеево.

***

За несколько лет до Саровских торжеств один Божий человек говорил игумении Марии: «До мощей доживешь, а там уж готовься к смерти!» Об этом предсказании знал и монастырь, и все верили ему. Последний год жизни игумений Марии был подвигом приготовле­ния к переходу в обетованную землю христианских упований. Тихо догорала Божия свеча, зажженная прозорливостью Серафима. Тихо, бесстрашно, безропотно, со всею полнотой любви и могучей веры угасал светильник, столько лет светивший через Дивеевское окно всему православному миру». 19 августа 1904 года игумения Мария (Ушакова) отошла ко Господу. Чудом ее жизни и служения стала возрожденная Дивеевская обитель, процветшая и прославившаяся под ее управлением и ставшая духовным центром православной России. Подробнее обо всем этом рассказывает представленная вашему вниманию книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать