У книжной полки. Созвучия времен. Богогласник

28 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Во все времена люди пели. Трудится ли человек или отдыхает, печалится или радуется – всё это порой не обходится без песенного сопровождения. И воздавая хвалу Богу, человек тоже поет. Вспомним, к примеру, царя Давида и созданные им псалмы, в которых отражено состояние души человеческой в разнообразии ее чувств и устремлений. А ведь псалом это и есть песня, песня, обращенная к Богу. Но псалмы, а также молитвы, которые мы поем в храме – это богослужебные песнопения, а помимо них есть песнопения внебогослужебные – это духовные стихи, канты, псальмы, духовные песни. Именно такие произведения народного творчества составили книгу, вышедшую в свет в издательстве Красногорского женского монастыря. Она называется – «Богогласник. Созвучие времен».

***

Итак, предлагаемый сегодня вашему вниманию сборник «Богогласник» содержит внебогослужебные духовные песнопения. Это: древнерусские духовные стихи, канты, псальмы, песни на славянском, русском и украинском языках, а также духовная поэзия. Всего сборник включает 425 нотных примеров и около двухсот стихотворных текстов, не положенных на мелодию. Сборник имеет 23 отдела, в которых песнопения и стихи сгруппированы по темам. Чаще всего материал расположен в порядке следования от более древних мелодий и текстов к более поздним образцам. Но в некоторых случаях этот порядок изменен, когда это требуется по ходу содержания книги. Например, раздел «Святым» составлен в порядке исторической последовательности житий святых, поэтому направление от более древ­них к новейшим напевам в этом разделе не соблюдается.

Таким образом, как отмечают издатели, созданные в различное время песнопения и стихи, расположен­ные в различных сочетаниях между собой, создают некие «созвучия времен», о чем также говорит название сборника. В своей совокупности весь собранный в книге материал представляет собой Песнь соборной души Православной Руси на протяжении примерно трех последних веков, есть и более древние тексты. В эту словесную ткань вплетаются песни сербского «Златоуста» свт. Николая (Велимировича), слова свт. Григория Нисского, прп. Исаака Сирина и афонского стар­ца Иосифа-исихаста. Раздается и голос русского Афона (в лице прп. Силуана), что еще раз напоминает о единстве великой Православной семьи - Тела Христова, где не может быть разделений, но все - едино.

Среди стихотворного материала встречаются и некоторые прозаические тексты, которые по своей исключительной певучести и духовной красоте звучат как песнь души их автора (это тексты свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Николая Сербского, прп. Силуана Афонского и др.). Каждое песнопение, а также и часть стихотворений сопровождены примечаниями, помещенными в конце книги, где даются краткая «родословная» напева или стиха, сведения о его авторе, месте бытования, иногда - способе исполнения и прочее. В состав сборника вошли в основном песнопения для хора без инструментального сопровождения, но есть также и песнопения, которые исполняются под гусли и в со­провождении игры на гитаре или фортепиано.

Как отмечают издатели, духовные стихи, канты, псальмы, духовные песни - все это разные названия внебогослужебных духовных песнопений, которые издавна и до настоящего времени поются на Православной Руси. Наиболее древнее из этих названий, сохранившееся в обиходе до наших дней, — духовный стих. Предполагают, что духовные стихи стали появляться в народном творчестве вско­ре после Крещения Руси. Вначале они по своему складу были близки к былинам, эпическим сказаниям. Впоследствии круг тем их значительно расширился, появля­ются духовные стихи, посвященные Богоматери, рассказывающие о житиях святых, воспевающие христианские добродетели, раскрывающие отношения христианина к смерти, его ожидание всеобщего Страшного Суда Божия и многие другие.

К 17 веку жанр духовного стиха достиг своего полного развития и расцвета. В это время вместе с проникновением в церковную среду западного партесного пения на Руси, особенно в юго-западных ее областях, получают распространение канты и псальмы, имеющие в своей мелодике явное влияние западной многоголосной музыки. Для кантов и псальм характерно трехголосное изложение с движением двух верхних голосов параллельными терциями, а баса — по опорным гармониче­ским тонам. В настоящее время нет четких граней между этими названиями, часто одно и то же песнопение может быть названо и духовным стихом, и кантом, и псальмой.

В данном сборнике наименование «духовный стих» дается по преимуществу наи­более древним текстам. Кантами названы песнопения торжественно-поздравитель­ного характера, а также образцы, принадлежащие по времени 18 веку. Более позд­ние песнопения названы псальмами, каковое название ныне более распространено в малороссийском обиходе. В Средней России в большем употреблении осталось слово «кант». Духовными песнями издатели назвали и песнопения, исполняющиеся в «бардовской» традиции, одним или двумя певцами в сопровождении инструментального аккомпанемента (чаще всего под гитару).

Все перечисленные виды внебогослужебных духовных песнопений издавна сопро­вождали жизнь человека и в часы отдыха, и во время труда, в пути, в минуты тяготы душевной, в собраниях при дружеском общении. Особенно же в праздничные дни, когда человек, выйдя из храма, желал сохранить возвышенный настрой души на весь последующий день, не желая рассеивать его возвращением в житейскую обыденность. И в монастырях таковое пение существует ныне в весьма различных формах, кото­рые зависят от сложившегося уклада жизни обители, от состава ее насельников, от благословения руководства монастыря.

В Красногорской обители псальмы поются чаще всего во дни торжеств, тезоименитств настоятельницы и священства, в дни больших церковных праздников после праздничной трапезы при всем собрании сестер; иногда - для приезжающих гостей, реже - при общих работах, при совместных выездах сестер за пределы монастыря и келейно, в свободное от послушаний время. Несомненно, - говорят издатели, - что для монашествующих это пение есть некое временное «ослабление лука», краткий отдых души. Побыв в нем, восприняв утешение, нази­дание и подкрепление к дальнейшему духовному подвигу, от «песней души» они опять возвращаются к «песне духа».

***

По точному замечанию старца Николая Гурьянова, «пение духов­ных стихов является как бы проповедью самому себе». И это действительно так, ведь духовные песнопения содержат в себе какое-либо назидание, урок на пользу души, напоминающий о необходимости послушания, терпения жизненных скорбей, покорности воле Божией, призывающий к покаянию, молитве, взаимной любви и т.п. Известно, что слово, соединенное с мелодией, с красотой музыкального звука, глуб­же проникает в сознание человека, и такой пропетый «песенный урок» часто продол­жает звучать в душе еще долгое время, утешая и подкрепляя ее силы. Утешить и укрепить силы, призвана и эта книга, содержащая в себе множество духовных стихов и песнопений.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать