У книжной полки. Алексей Клецов. Физика Бытия. Происхождение Вселенной в десяти стихах Библии. Естественно-научное толкование первых четырех дней творения мира

11 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста... Что означают эти таинственные слова, которыми открывается Библия? И как они связаны с началом существования Вселенной, квантовой космологией и теорией Большого взрыва? Какое отношение имеет носящийся над водою Дух Божий к появлению элементарных частиц материи? Почему материя не может быть совечна Богу, как считал знаменитый философ Платон? Какое отношение термин «сеять» имеет к сотворению мира из ничего? Ответы на эти и другие вопросы предлагаются в книге - «Физика Бытия: происхождение Вселенной в десяти стихах». Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и заняла свое место на нашей книжной полке.

***

Настоящий труд, по словам издателей, представляет собой развернутый ответ на недавно вышедшие книги зарубежных астрофизиков-материалистов: «Высший замысел» Стивена Хокинга и «Вселенная из ничего» Лоуренса Краусса. Суть указанных работ сводится к критике тезиса о сотворении мира Богом из ничего. В связи с этим автор Алексей Александрович Клецов, ученый-физик, ставит в своей работе три цели: представить святоотеческое толкование первых стихов Книги Бытия, показать согласие современной космологической теории происхождения мира с этим толкованием и выделить аргументы в пользу начальности и сотворенности мира Богом на основании естественного Откровения. С учетом сказанного работу можно классифицировать как типичный труд по апологетике.

Необходимость апологетики христианских догматов о сотворении мира, в частности естественнонаучной апологетики, подтверждается многими отцами Церкви, написавшими целые трактаты на эту тему (классическим примером служит «Шестоднев» свт. Василия Великого). Наивный читатель спросит: «Зачем Василию Великому надо было объяснять Книгу Бытия? Там и так все ясно». Ответим словами богослова XIX века архимандрита Сильвестра (Малеванского), который показал всю серьезность вопроса о миротворении: «Учение о миротворении Божием составляет собою не только начальный предел во всем учении о Боге в явлении Его тварям, но и средоточный, или центральный, пункт во всем богословии христианском. Мы потому и знаем о Боге как самобытном и высочайшем Духе, что знаем о Нем как Творце мира... Понятно поэтому, что догмат о Боге — Творце мира [догмат о сотворенности мира Богом] требует особеннейшего к себе внимания и возможно тщательного и подробного рассмотрения. Самый важный вопрос в общем учении о миротворении Божием — это вопрос о Виновнике [Причине] мира».

В этой книге исследование миротворения, как отмечает автор, ограничится только физической стадией (творение и преобразование неживой материи), которая может быть разбита на следующие этапы: сотворение Богом из ничего первооснов Вселенной (невидимого духовного мира и невещественной праматерии — неба и земли) (стих l); преобразование Духом Божиим (Дух Божий носился над водою) невещественной праматерии в материю (вещество и излучение) (стих 2); дальнейшее преобразование материи вплоть до отделения излучения (света) от вещества (и отделил Бог свет от тъмы) (стихи 3-5); структурирование материи и появление пустого пространства (тверди) (стихи 6-8); группирование атомов в протозвездные и протопланетные облака и последующее формирование планет (стихи 9-10); формирование звезд (да явятся светила) из протозвездных облаков (стихи 14-19).

Определившись с целями книги, давайте разберемся с ее необычным названием. Здесь, как говорит автор, он будет отвечать на вопросы происхождения и становления Вселенной, а эти вопросы лежат в области космологии — науки, которая исследует возникновение и существование (бытие) Вселенной, в основном опираясь на естественнонаучные методы, прежде всего методы физики. Вместе с тем «Бытие» является названием начальной книги Библии". Двоякое употребление слова «бытие» (с одной стороны, это наименование Вселенной в целом, с другой — заглавие первой книги Библии, повествующей о происхождении этой самой Вселенной) как раз и определило название этой работы — речь в ней пойдет о физических основах (физике) Вселенной, сокрытых в Книге Бытия.

Об уникальности книги говорится в предисловии издания: «Уникально уже ее название, которое отражает главную задачу автора — ответить на извечный вопрос: «Как появился мир?», опираясь на два независимых источника знания: библейскую Книгу Бытия и науку. Сопоставление библейской истории сотворения мира с научными космогоническими теориями не ново в христианской научно-популярной литературе. Однако работы современных христианских авторов о происхождении мира страдают одним из двух недостатков: они либо написаны в русле либерального богословия, мало опирающегося на святоотеческое предание, либо недостаточно полно используют данные естественных наук.

«Физика бытия» лишена обоих упомянутых недостатков: автор защищает библейскую историю сотворения мира, основываясь как на данных современной физики, так и на святоотеческом учении. Результат такого исследования можно кратко выразить словами святого Ефрема Сирина: «И природа, и Писание, если правильно будем вникать, показывают одно и то же». Автор открывает горизонт, где «естественное Откровение о Боге, проявленное через Вселенную как Его творение и "прочитанное" учеными, оказывается согласным со сверхъестественным Откровением, данным нам Богом в Священном Писании». И это весьма неутешительный вывод для «новых атеистов»», работы которых и подвигли автора на написание данной книги.

Свое повествование автор начинает с освещения термина «материя» (с точки зрения современной науки), он рассматривает материализм как псевдорелигиозное течение и проводит четкую грань между «мнением науки» и «мнением ученого». Далее следует описание группы теорий, лежащих в основании космологической модели расширяющейся Вселенной (теории Большого взрыва). Это описание рассчитано на аудиторию, хотя и не изучавшую физику в вузе, но имеющую представление о естественных науках. Оно должно быть понятным для выпускника общеобразовательной школы. Кратко излагаются принципиально важные особенности теории, ее суть и следствия.

***

Вопрос «Как появился мир?» волнует человека с самой зари цивилизации. Имел ли мир начало или он безначален (существует вечно)? Если мир имел начало, то из чего он появился? И как появилось то «нечто», из чего появился мир? Наконец, случайно ли возник мир или у него есть причина? Ответы на данные вопросы напрямую связаны как с науками о Вселенной (в первую очередь физикой и космологией), так и с религией и богословием, к чему и прибегает автор данной книги. Он знакомит читателя с удивительным совпадением общепризнанной научной теории происхождения Вселенной с Божественным Откровением о сотворении мира, содержащимся в первой главе Книги Бытия.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать