Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника.
1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, епископ Феофан Затворник был причислен к лику святых. В постановлении Собора было отмечено: «Епископ Феофан... содействовал духовному возрождению современного ему общества... Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение и, как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности». И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая представляет собой конспективное руководство духовной жизни по творениям святителя. Она вышла в свет в Издательстве Подворья Введенской Оптиной Пустыни и называется – «Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника». ***
Эта книга представляет собой руководство в виде практических советов устроения духовной жизни, составленное по оригинальной системе самого святителя Феофана. Каждый раздел этой системы — это мысли и поучения святителя, подобранные и сгруппированные по вопросам, возникающим у каждого христианина. Рассматривается более полутора сотен тем духовной жизни. Использованы дореволюционные издания книг святителя Феофана, «Собрание писем» в 8-ми томах, православные альманахи, журналы, епархиальные ведомости п другие редкие в наше время источники. Как отмечают издатели, это наиболее полное на настоящее время руководство духовной жизни по творениям святителя Феофана, дополненное алфавитным тематическим указателем. Предисловие содержит житие Святителя, к которому мы сейчас обратимся.
Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, где его отец, Василий Тимофеевич, после окончания Орловской Духовной семинарии был священником. Кроме Георгия у отца Василия Говорова и его супруги, Татианы Ивановны были еще три сына и три дочери. Говоровы вели примерную семейную жизнь. Мать святителя происходила из семьи священника. Имея тихий и кроткий нрав, любвеобильное и сострадательное сердце, она всегда была готова отозваться и прийти на помощь всем, кто нуждался в ее участии. Эти прекрасные, истинно христианские качества и унаследовал от нее будущий святитель, от отца же он воспринял живость, глубину и чистоту ума. Получив первоначальное образование в родительском доме и проникнувшись духом христианской любви, в восьмилетнем возрасте Георгий поступает в Ливенское Духовное училище. В 1829 году Георгий Говоров в числе лучших выпускников училища был переведен в Орловскую Духовную семинарию.
За время обучения в семинарии сформировался круг интересов Георгия. Из предметов философского курса ему нравилась психология, а в богословском классе — догматика и Священное Писание, основательному изучению которых он преимущественно и посвятил свои труды. В 1837 году, окончив семинарию с отличием, Георгий Говоров, как лучший из воспитанников своего курса, был направлен в Киевскую Духовную академию для дальнейшего образования. Учась в академии, он продолжал серьезно заниматься изучением богословских предметов и строго хранил чистоту своей души и непорочность сердца. Тогда же он принял решение всецело посвятить себя служению Святой Церкви в иноческом чине. 15 февраля 1841 года принял постриг с именем Феофан, и был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха.
Затем прошло несколько лет в трудах на благо Церкви, среди которых были и учительские, и миссионерские, и административные, и даже хозяйственные. За свои труды иеромонах Феофан 14 апреля 1855 года был возведен в сан архимандрита, а спустя 4 года хиротонисан во епископа. Приучивши себя быть безмолвно-покорным всякому назначению, он принял на себя этот высочайший подвиг святительского служения Церкви Божией, как возложенный на него долг послушания. Но в тайниках души преосвященного уже тогда начинало слагаться желание оставить мир и удалиться в пустыню. Поэтому в 1866 году епископ Феофан подал прошение в Святейший Синод об увольнении его на покой простым иноком с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. После рассмотрения вопроса Святейший Синод уважил просьбу преосвященного, и он был назначен настоятелем Вышенской пустыни.
С этого времени начинался венценосный этап жизни святителя Феофана, который и дал ему еще одно имя, ставшее впоследствии известным всему православному миру, — Затворник Вышенский. Долгожданное уединение, к которому так настойчиво стремился святитель, по милости Божией, наконец пришло. И это уединение прежде всего было нужно епископу Феофану для того, чтобы с новыми силами приносить, как он сам пишет, «плод трудов», «полезный и нужный для Церкви Божией». Стремясь к восстановлению святоотеческих традиций, он всю свою пастырскую деятельность посвятил разъяснению пути истинно христианской жизни, основанной на духовной собранности и внутреннем трезвении.
Последние 22 года, проведенные в затворе, были всецело направлены на неутомимое проповедание слова Божиего в многочисленных сочинениях, облеченных в эпистолярную форму. Победительную силу христианской проповеди он видел в истине, открытой в Евангелии: перед ясным и полным знанием истинного пути некуда укрыться лукавому сердцу. Истина провозглашается им просто и искренне. «Где просто — там Ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного» — это духовное прозрение великого старца Амвросия Оптинского, облеченное в форму пословицы, как нельзя лучше определяет меру и принцип в изложении богословских вопросов и тем святителя Феофана. Этот принцип простоты и ясности лег в основу и данного сборника душеполезных поучений, выбранных из многочисленных трудов святителя Феофана о Боге, Церкви, мире и человеке, последовательно расположенных в пяти главных разделах.
Первый раздел, озаглавленный как - «Божественная основа мира и Церкви», носит в большей степени догматический характер. В нем представлено святоотеческое учение епископа Феофана о Боге в Троице славимом, о Его свойствах, об Искупителе рода человеческого - Господе нашем Иисусе Христе, о Его Пречистой Матери Приснодеве Марии, о Церкви Христовой и о ее пастырях. Второй раздел «Строй естества человеческого в творении», - носит антропологический характер, и содержит высказывания епископа Феофана о человеке, облеченном благодатью Божией, таким, каким он вышел из рук Творца, в его трехсоставном устроении, о силах души человеческой, об основных добродетелях христианских.
В разделе «Естество человеческое после падения» показан источник зла в тварном мире, как оно исказило естество человеческое, созданное «по образу и подобию Божиему», как из этого пагубного семени зла выросло древо грехов и страстей человеческих и как им противостоять. В четвертом разделе «Возврат к первоначальному состоянию благодатию» говорится о том, что вся наша жизнь должна быть христианским подвигом стяжания благодати Божией, которая и является залогом нашего вечного спасения. В пятом разделе собраны отдельные мысли епископа Феофана о насущных проблемах общества и Церкви. В Приложение включены развернутые наставления его о духовной жизни и о вечности мучений, этой предостерегающей, отрезвляющей и спасительной памяти смертной, о чем говорится в Священном Писании, «поминай последняя твоя и во веки не согрешиши» (Сир. 7, 39).
*** Эта книга предназначена для тех, кто хочет идти «узким путем» спасения, просвещенным евангельским светом; для тех, кто только становится на путь спасения, кто всем своим исстрадавшимся сердцем чувствует, что оно возможно только в лоне родной Православной Церкви, кто хочет углубить свое понимание духовных основ Православия, подвига доброделания, борьбы со страстями, учась всему этому по духовному наследию, оставленному нам Вышенским подвижником. Полнота затрагиваемых тем, по мнению издателей, позволяет видеть в книге «Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника» неоценимую помощь в деле воцерковления, в этой первонасущной сегодняшней задаче.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Коварство ближнего». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Треугольный брат
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Временная выставка «Сотворение мира». Часть 2
Плод веры. Директор Центра классической и традиционной архитектуры МАРХИ Алексей Капустин. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!