Аудио |
|
Скачать .mp3 |
М.М. Громыко. Обращение к старцам в духовной жизни русских XX века.
Обращение к лицам, наделенным свыше особыми духовными возможностями, было одной из существенных составляющих религиозной жизни русского народа в период гонений на веру и Церковь. Конкретные условия общения со старцами и многообразные формы проявления свойств прозорливости и особой силы молитв показаны в книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Публикация в течение последних лет большого количества воспоминаний о непосредственном общении с конкретными старцами в разных регионах России и на всех этапах советской власти позволила автору – Марине Михайловне Громыко - дать обобщающую картину этого удивительного явления. О книге – «Обращение к старцам в духовной жизни русских XX века», которая вышла в свет в Издательстве Паломник – далее в нашей программе. ***
По словам автора, традиция обращения к старцам в духовной культуре русских, как известно, имеет значительную историческую глубину. Одним из первых настоятелей-старцев на Руси был прп. Феодосий Печерский, а прп. Сергий Радонежский воспитал множество учеников, разошедшихся по всей Руси и основавших новые обители на тех же началах подвижничества, в которых сами они были воспитаны. В летописях и других источниках средневековой Руси есть немало свидетельств о том, что старцы давали советы мирянам, в частности князьям. Духовное окормление игуменом-старцем не только монашеской братии, но и мирян особенно проявилось в деятельности прп. Иосифа Волоцкого.
В 18 в. новый подъем старчества связан с именем прп. Паисия (Величковского), подвизавшегося преимущественно в Молдавии, но через своих учеников оказавшего несомненное воздействие на развитие этого института в России 19 в. В это время старчество процветало во многих обителях: Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лаврах, в Оптиной и Глинской пустынях, в Саровском, Псково-Печерском, Валаамском и других монастырях. К таким знаменитым старцам, как преподобные Серафим Саровский или Амвросий Оптинский, ходило множество богомольцев из всех губерний и всех сословий страны. Известны были и старцы из белого, то есть приходского, духовенства (среди них почитаемый всей верующей Россией на рубеже XIX—XX вв. Иоанн Кронштадтский), а также старцы и старицы из мирян, достигшие высокого уровня духовности.
Как отмечает автор, черные революционные события 1917 г. не смогли уничтожить эту традицию, хотя и воздвигли множество препятствий для ее существования. Таким образом, Россия периода гонений на веру и Церковь явила миру не только великий сонм новомучеников, но и множество старцев-духовников, дары которых привлекали к ним тысячи мирян из разных регионов страны. В этом состояла одна из существенных особенностей духовной жизни XX века. Старцы этого периода были преемниками старчества дореволюционного времени. Одни из них сами начали старческое служение до революции и продолжали его после нее. Это св. прав. Алексий Мечев, прп. Феодосий Северокавказский, прп. Нектарий Оптинский, старец Алексий Зосимовой пустыни, старица Спасо-Бородинского монастыря схимонахиня Рахиль и др.
Другие были учениками старцев XIX в. либо получили от них благословение на свою деятельность и достигли высочайшего духовного уровня и, получив особые дары, стали сами старцами. Так, известный карагандинский старец советского времени прп. Севастиан (Фомин) был учеником оптинских старцев Иосифа и Нектария; духовным отцом всемирно известного старца Иоанна (Крестьянкина) был духовник Глинской обители Серафим (Романцов). Третье поколение старцев - осуществляли преемственность по духу, по самой сути своего служения. Обращавшиеся к ним верующие руководствовались не только «текущей» информацией о конкретном старце, но и сложившимися в нескольких поколениях понятиями: о возможностях наделения людей дарами Божиими — прозорливостью, целительством, особой силой молитвы. Появление старцев было возможно на почве определенного общественного религиозного сознания, а их деятельность способствовала его сохранению.
Наш современник иеромонах Нестор (Кумыш), окормлявшийся у старца, пишет по этому поводу: «Русская церковная история знает великое множество подвижников, достигших святости и совершенства, преподобных и праведных, еще при жизни совершавших различные чудотворения, главное из которых, пожалуй, - способность совершить чудо преображения души человеческой. Они сыграли огромную роль в формировании русского самосознания и заложили основы народной совести. Но и сами они были, безусловно, "насаждениями", выросшими на русской почве. Они формировались и возрастали в меру христианского совершенства в спасительных рамках уклада русской жизни, отличавшейся, несмотря на изломы русской истории, чертами глубокой религиозности». Понятно и необходимо стремление современных архипастырей предостеречь верующих от обращения к псевдостарцам, лжестарцам. Но это не означает, что сегодня нет истинных. Преподобный Лаврентий Черниговский, прославленный всероссийский святой, сказал: «Земля русская никогда, то есть до Страшного Суда, не оскудеет великими старцами благочестия, молитвенниками и наставниками, подобно древним».
По словам автора, обращение к старцам и старицам - монастырским, скитским, отшельникам, келейникам, служившим на приходе священникам - за советом и молитвенной помощью - одна из существеннейших черт массовой духовной культуры русских. Изучение этого явления проливает свет на многие области православного сознания и вероисповедной практики. В их числе — стремление использовать молитвенные силы подвижника, дарованные ему Богом особые свойства — целительство, прозорливость, проникновение в духовное состояние другого человека; горячая вера в то, что по молитвам праведника (прижизненным и посмертным) Господь дает просимое. На этих же материалах подлежит изучению другая проблема религиозного сознания этноса, тесно связанная с предыдущей, - многочисленные и многообразные неформальные контакты в делах духовных, охватывающие практически всю территорию России достаточно устойчивой сетью, ячейки которой напрямую или опосредованно связывались друг в другом.
Весь этот сложный и многогранный комплекс проблем духовной культуры, относящийся к хождениям к старцам и старицам, не изучался ни одной из гуманитарных наук — ни до революции, ни в советское время, лишь в последние годы этнографы делают определенные шаги в этом направлении. Церковь предостерегает против поверхностного отношения к понятию «старец»: отмечаются случаи появления «младостарчества»: когда сам духовник и обращающиеся к нему миряне необоснованно приписывают наличие особых даров у какого-то лица. Учитывая это предостережение, автор рассматривает обращение верующих лишь к тем старцам, соответствующие свойства которых подтверждены последующим их прославлением, либо они были отмечены в качестве старцев прославленными святыми или известными архиереями Православной Церкви. Духовное руководство монашеской братией самих монастырей, в которых принимали посетителей некоторые старцы, не входит в предмет данного исследования.
*** Изучение по первоисточникам обращения мирян к истинным старцам — обладателям особых духовных возможностей — раскрывает существенную часть православной действительности, малоизвестную до настоящего времени. В 20 веке в условиях гонений на веру и Церковь обращение к старцам за постоянным духовным руководством или конкретным советом стало особенно актуальным для верующих: закрывались церкви, резко уменьшилось количество приходских священников, да и те из них, кто служили, были скованы в своих действиях запретами властей. Острая потребность в обращении к старцам понятна, но как она могла реализовываться в этих условиях? На эту тему и размышляет автор данной книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!