Аудио |
|
Скачать .mp3 |
На высотах духа.
Во все времена на русской земле появлялись святые люди, которые своей подвижнической жизнью учили других вере, надежде и любви, терпению и молитве, верности Матери-Церкви. Они сами строили свою жизнь в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6. 33). И за ними шло множество последователей, которые также стремились исполнить этот Божий завет. По словам святителя Иоанна Шанхайского, «ради Царства Божия, ради причастности ему, ради молитвы русские подвижники уходили от мирской суеты в леса, на необитаемые острова. Они искали только Царствия Божия, ничего не хотели создавать и строить, уходили от людей, но люди шли за ними ради Царствия Божия». В истории России сохранилось немало святых имен, среди которых можно найти и имя преподобного Зосимы (Верховского), и старца Гавриила (Зырянова), и многих других подвижников, жизнеописания которых послужили для создания сборника под названием - «На высотах духа». Он вышел в свет в Издательстве «Духовное преображение» и занял свое место на нашей книжной полке. ***
В первую часть этой книги вошло житие великого аскета 19 столетия, старца Зосимы (Верховского), имя которого вышло из забвения не так давно. Он был канонизирован 23 июля 2000 года в Московской епархии в лике преподобных, а на Соборе 2004 - вместе с его сотаинником, пустынножителем и молитвенником, прп. Василиском причислен к лику общецерковных святых. Преподобный Зосима (Верховский), пустынник, делатель Иисусовой молитвы, утешитель страждущих, духовный писатель, основатель двух женских монастырей, всю свою жизнь посвятил Богу, в расцвете сил избрав тесный путь монашеской жизни, подлинный подвижник веры, достигший высоких степеней духовной жизни, все же в первую очередь он являл собой пример глубочайшего смирения в перенесении скорбей и искушений, которые во множестве пришлось ему претерпеть.
Вот слова, которые можно было услышать от старца при гонениях и преследованиях «Я знаю одну Матерь Божию: когда Ей угодно, Она откроет всю справедливость; если же Ей угодно, чтобы я терпел оскорбления, то мне ли сметь сопротивляться судьбам Божиим?» Дивный образ старца Зосимы запечатлен для нас в замечательной книге, написанной его племянницей и духовной дочерью игуменьей Верой (Верховской), первой настоятельницей подмосковного Троице-Одигитриевского монастыря. Ученица и сподвижница старца, очевидица его подвигов в последние десять лет его жизни, знавшая предания семьи и владевшая рукописями самого старца Зосимы, она сумела передать нам подлинный образ этого смиренного Божия угодника и молитвенника. Первое издание книги «Жизнеописание схимонаха Зосимы и его изречения» вышло в свет еще при жизни матушки Веры, в 1860 году.
«Московские церковные ведомости» в рецензии на второе издание (1889 г.) отмечали: «Описание его подвижнической жизни не только интересно, но и высоко назидательно, и не только для духовных чад его, живущих в основанной им обители, и всех вообще монашествующих, но и мирян, стремящихся к нравственному преуспеянию. Советы отца Зосимы при всей их простоте удивительно мудры; они - результат всей его аскетической жизни». Иеромонах Серафим (Роуз), покоренный глубиной истинной веры, открывающейся в христоподражательной жизни этого подвижника, писал в предисловии к «Житию старца Зосимы» на английском языке: «Жизнеописание известного сибирского старца Зосимы — одно из сокровищ русской православной литературы прошедшего XIX столетия... Простосердечное христианство, которым дышит каждая страница этой книги, должно стать источником вдохновения для каждого православного читателя, который действительно любит Христа и страстно желает Его Небесного Царства».
Во второй части книги представлено жизнеописание старца Спасо-Елеазаровой пустыни схиархимандрита Гавриила (Зырянова). По словам издателей, жизнь «единого от древних», отца Гаврила, по праву можно считать исключительным явлением в духовной жизни русского общества на рубеже XIX и богоборческого XX веков. Этот немощный телом старец, но поистине богатырь духом во времена начинавшегося отступления от Православия прославил себя «посильными для многих аскетическими подвигами во имя Христа и безропотным кротким несением своего креста. А крест его был нелегок — тяжкие болезни, скорби и гонения, человеческая злоба и клевета преследовала его всю жизнь. Он не только просиял личной святостью, но и взрастил целую плеяду новомучеников и исповедников Христовых. Один из них — автор жизнеописания старца Гавриила архимандрит Симеон, в схиме Даниил (Холмогоров).
Предлагаемое читателю жизнеописание схиархимандрита Гавриила разыскивалось для переиздания долгое время во многих мировых книгохранилищах: и в Париже, и в Вашингтоне. Эту книгу искали и на Афоне, и в Финляндии, и спрашивали ее у многих книгопродавцев. И только когда приблизилось пятидесятилетие со дня успения старца (почил он 24 сентября 1915 года) и наступило 120-летие со дня его рождения (27 марта 1964 года), удалось неожиданно обрести драгоценную и редчайшую книгу. Как отмечает в предисловии епископ Александр (Милеант), «в жизни старца Гавриила мы видим непосредственное ощущение Бога, зрение иного мира, знание душ человеческих и чужих мыслей, прозрение в будущее, даже проникновение отчасти в тайну смерти и за завесу ее, в жизнь загробную, по всему этому почивший старец — один от древних. Притом он жил так недавно, в наши дни и среди нас...».
Следующую, третью часть книги составило творчество протоиерея Валентина Свенциикого - богослова, философа и духовного писателя, одного из пастырей-мучеников послереволюционных лет. Пламенный проповедник христианства, один из наиболее ярких мыслителей начала XX века, он обладал необыкновенно проникновенным даром слова, глубоко влиявшим на его паству и читателей. По благословению прп. Анатолия Оптинского, духовным сыном которого он был, в сентябре 1917 года Валентин Павлович принял священный сан и прошел исповеднический путь до своей кончины в 1931 г., пережив и тюремное заключение, и ссылку, и тяжелейшую болезнь. В настоящее время наиболее известна его книга «Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор», впервые изданная в 1915 году.
Это произведение было написано после поездки на Кавказ, которую отец Валентин совершил в начале 1910-х годов, желая своими глазами увидеть монахов-отшельников, подвизавшихся в горах Абхазии, прикоснуться к православной святости. Однако ценность данного труда издатели видят не только том, что он является свидетельством очевидца, но еще и тем, что прекрасно передает атмосферу пустынножительства Кавказских гор, пронизан глубоким пониманием сути христианской духовной жизни и монашеского подвига. Это замечательный и с литературной точки зрения текст, в лучших традициях русской словесности, живой, непосредственный рассказ о «непридуманных» подвижниках. Книга написана так увлекательно и с такой непосредственностью, что может быть адресована не только воцерковленным православным верующим, но и самому широкому кругу читателей.
Завершает книгу воспоминания русского православного богослова и религиозного писателя Сергея Большакова о делателях Иисусовой молитвы. Название этого произведения вынесено в заглавие всей книги. Сергей Николаевич Большаков родился в 1901 г. в Санкт-Петербурге, а в 1918 году эмигрировал за границу. В 40-е годы он собственноручно издавал машинописное православное информационное периодическое издание «Бюллетень». Работал редактором журнала «Церковь и мир». Опубликовал множество статей на религиозно-богословские темы, основной из которых была духовная жизнь в России, много странствовал по монастырям, беседовал с монахами и делателями умной молитвы. Итогом этих паломнических поездок и стали законченные в 1966 году записки «На высотах духа».
*** Антон Павлович Чехов писал: «В наше больное время, когда европейскими обществами обуяли лень, скука жизни и неверие, когда всюду царят нелюбовь к жизни и страх смерти, когда даже лучшие люди сидят, сложа руки, оправдывая свою лень отсутствием определенной цели в жизни, подвижники нужны, как солнце. Составляя самый жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности — это живые документы, указывающие обществу, что… есть ещё… люди иного порядка, подвига, веры и ясной сознанной цели». Эти слова по праву можно отнести к героям данной книги. Они были людьми иного порядка, были светильниками, горящими и светящими, истинными духовными вождями для многих верующих людей. И сегодня их подвижническая жизнь служит спасительным маячком, который не дает волнам житейского моря поглотить душу человека, цель которого – достичь Царства Божия.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 4 мая 2024
Благие вести. 4 мая 2024
Канон. Матушка Людмила Кононова ч. 2
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 4
Православный словарь. Воскресение
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!