Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Николай Сербский. Беседы на Евангелие.
«Как четыре реки напаяли Райскую землю, так четыре Божественных Евангелия напаяют жизнь человеческую в сем веке. Евангелие — не книга, но сила, животворная сила и радостотворная, сила, что кормит и поит, сила, что мертвых воскрешает». Эти слова святителя Николая Сербского издатели вынесли в качестве эпиграфа к книге, основой для которой послужили евангельские беседы сербского Златоуста. Вся его жизнь, по словам современников, была не умолкающей проповедью о Господе Иисусе Христе и Его Евангелии. Он, как и все святые отцы, не только изучал Священное Писание, но жил им, дышал им. И, конечно, это не могло не отразиться в его многочисленных творениях, в числе которых одно из первых мест занимают «Беседы на Евангелие». И сегодня мы предлагаем вашему вниманию двухтомное издание этих бесед, выпущенное в свет Издательствами Синопсис и Ника. ***
Святитель Николай Сербский, епископ Охридский и Жичский - богослов, философ, почетный доктор нескольких всемирно известных университетов - самая крупная фигура в сербской духовной литературе. «Святой Владыка Николай», - говорил о нем прп. Иустин (Попович), «тринадцатый апостол, пятый евангелист, величайший серб после святого Саввы». «Все, что есть у нас лучшего, возвышенного, чистого, святого, - всем этим мы обязаны святому сербскому апостолу, владыке Николаю». Богатейшее литературное и богословское наследие святителя насчитывает 15 объемистых томов. Написанные простым и доступным языком сочинения, отличаются разнообразием, силой и глубиной. В книге «Беседы на Евангелие», представленной в двух томах, содержатся воскресные, праздничные и великопостные проповеди угодника Божия, в которых он предлагает собственное толкование на евангельские чтения.
Кроме бесед, во второй книге представлено и краткое житие святителя Николая, к которому мы сейчас и обратимся. Святитель Николай (Велимирович) родился по новому стилю 5 января 1881 года в горном селении Лелич, неподалеку от сербского города Валево, в большой крестьянской семье. Был старшим из девятерых детей (один из братьев его погиб в 1914 году на войне, остальные дети умерли в раннем возрасте от болезней). Начальное образование будущий святитель получил в школе, находившейся при ближайшем монастыре. Затем окончил Белградскую семинарию, Бернский и Оксфордский университеты. Защитил две докторские диссертации (одну — на французском языке, другую — на английском). Принял монашеский постриг и поступил в Петроградскую духовную академию. Своими знаниями и даром блестящего проповедника так поразил преподавателей и священноначалие, что был премирован бесплатным проездным билетом для путешествия по России. И потому за время учебы сумел побывать во многих святых местах земли русской.
С 1919 года - он епископ Жичский, в 1920 - становится главой древней Охридской епархии, а спустя 14 лет - возвращается на Жичскую кафедру. В этот период им создаются замечательные богословские произведения: «Молитва на озере», «Омилии», «Охридский пролог» и многие другие. По словам иеромонаха Игнатия (Шестакова), «именно как епископ Охридский и Жичский владыка Николай развил во всей полноте свою деятельность по всем направлениям церковной жизни, не оставляя при этом и богословско-литературных трудов. Подобно святому Савве, святитель постепенно становился настоящей совестью своего народа, и Православная Сербия приняла владыку Николая как своего духовного вождя. К периоду епископства в Охриде и Жиче принадлежат и фундаментальные творения святителя. Можно сказать, - говорит отец Игнатий, - что епископ Николай был великим обновителем евангельской, литургической, подвижнической и монашеской жизни в традициях православного Предания».
В 1941 году Югославию оккупируют немецко-фашистские захватчики, и Гитлер, опасавшийся авторитета епископа Николая и его влияния на народные массы, приказывает арестовать владыку. Находясь в заточении, святитель не прекращает своей литературно-богословской деятельности, из-под его пера выходят все новые и новые книги. 15 сентября 1944 года епископа Николая отправляют в концентрационный лагерь смерти Дахау, откуда его 8 мая 1945 года освобождают союзники. Правда, власти коммунистической Югославии также боялись народного любимца, и не меньше, чем гитлеровцы, а потому путь на родину был для него закрыт. Последние годы жизни великий сербский святитель провел в Америке. Скончался он 18 марта 1956 года в русском монастыре в Пенсильвании и сразу стал почитаться православными сербами как святой. 12 мая 1991 года мощи владыки Николая были с почестями доставлены в его родное село Лелич, где они покоятся и доныне.
А его произведения по-прежнему питают евангельским словом душу верующего человека, - и не только сербского, а по всей земле. Если мы откроем книгу – «Беседы на Евангелие», то увидим, что не зря называют святителя Николая сербским Златоустом. И так как продолжается пасхальный период, прочту вам фрагмент пасхальной проповеди, а вернее его вводную часть. Ведь прежде чем приступить к толкованию того или иного евангельского текста, святитель Николай каждый раз предварял его маленьким, но очень проникновенным, актуальным и можно сказать, поэтическим, вступлением. Так и пасхальную беседу Владыка начинал так: «Продрогшие собираются вокруг огня; алчущие собираются вокруг трапезы; измученные долгою ночною тьмой радуются восходу солнца; изнуренные тягчайшею борьбой ликуют при неожиданной победе. О воскресший Господи, как Ты воскресением Своим для всех стал всем! О пребогатый Царю, как Ты одним Своим даром наполнил все пустые руки, воздетые к небу! Радуется небо, радуется и земля. Радуется небо, как радуется мать, питающая своих алчущих чад; радуется земля, как радуются чада, принимающие пищу из рук своей матери».
«Победа Христова, - отмечает святитель, - есть единственная победа, коей могут радоваться все человеческие существа от первозданного и до последнего. Всякая другая победа на земле разделяла и разделяет людей. Когда один царь земной одержит победу над другим царем, один из них радуется, а другой скорбит. Когда человек победит своего соседа, то под одною крышей – песня, а под другою – плач. Но нет на земле победной радости, что не отравлена злорадством: обычный победитель земной радуется сколько своему смеху, столько и слезам побежденного противника. Он и сам не замечает, как злоба наполовину разбавляет его радость. Когда Тамерлан победил султана Баязида, он посадил последнего в железную клетку и пред клеткою устроил празднество и пир. Вся его радость состояла в злорадстве; его злоба служила пищею его веселью. О братия, какою же краткою радостью бывает злорадство! О, какою ядовитою пищей веселью является злоба!» ... «И самая благородная человеческая победа, - говорит святитель, - подобна некоему солнцу, которое одною половиной испускало бы светлые, а другою – темные лучи. Только Христова победа – как солнце, изливающее светлые лучи на всех тех, кто стоит под ним. Только Христова победа исполняет все сердца человеческие полнотою радости. Только она – победа, в коей нет злорадства и злобы». Такими словами начинает свою беседу святитель Николай Сербский в день Светлого Христова Воскресения, назвав ее – «Евангелие о Победителе смерти».
А вот какими словами сербский Златоуст предварял беседу в Неделю четвертую по Пасхе, когда в храмах читается «Евангелие о чуде в Вифезде». «Блажен человек, переносящий все страдания в жизни сей с терпением и упованием на Бога! Один его день перевесит на весах небесных месяцы и годы безбожника, который или веселится без страданий, или страдает без терпения и упования на Бога. Блажен человек, в страданиях не ропщущий, но с терпением и упованием на Бога исследующий причины своих страданий! Где найдет страждущий причины своих страданий? Он найдет их или в себе самом, или в своих родителях, или в своих соседях – здесь страждущий найдет причины своих страданий. Царь Давид страдал из-за своего собственного греха; Ровоам – из-за греха своего отца, царя Соломона; а пророки страдали из-за грехов своих соседей»…
Как отмечает святитель, «Свойство человека разумного – причины своих страданий всегда сперва искать в себе самом, а свойство неразумного – всегда и везде жаловаться на других». «Блажен человек, - говорит он, - который пользуется своими страданиями, зная, что всякое страдание в сей кратковременной жизни попущено людям Человеколюбцем Богом для их же блага и пользы! По милости Своей Бог попускает людям страдать за грехи их, по милости, а не по правде. Ибо если судить по правде, то всякий грех влек бы за собою неизбежную смерть, как и апостол говорит: «а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Вместо смерти Бог посылает лекарство чрез страдания. Страдания являются Божиим методом лечения душ от греховной проказы и смерти». Эти и другие слова святителя, родились из его многолетнего священнического и жизненного опыта и обращены сегодня ко всем нам. Поэтому обратимся к его Евангельским беседам, представленным на страницах этой книги.
*** Святитель Николай Сербский, память которого совершается 18 марта, в день его кончины, и 3 мая, в день перенесения мощей из Америки в Сербию, является одним из самых почитаемых святых во всем православном мире. Как отмечалось в полном издании его творений, святитель Николай «напоминает нам старые, сегодня, к сожалению, многими позабытые истины, всем житием своим неуклонно свидетельствуя, что подлинная любовь к Господу и служение Ему немыслимы без приобщения к богодарованным ценностям национальной жизни. Современники называли его проповеди «небоотверзающими» и говорили, что «со времен святого Саввы сербская земля не знала пастыря такой интеллектуальной и нравственной силы». Все духовные произведения святителя наполнены Евангельской проповедью и сама Святая Церковь прославляет его словами - «Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа». И доказательством тому являются книги святителя, в том числе и «Беседы на Евангелие».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Наставление на Великий пост. Архимандрит Исидор (Минаев)
Слово пастыря. О руке Моисея. Священник Сергий Косых
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!