У книжной полки. 20 марта

20 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Александр Казакевич. Православные иконы.

 

Православная Церковь обладает бесценными духовными сокровищами. Это не только творения песнописцев и святых отцов, но также и творения иконописцев. Как известно, почитание святых икон очень много значит для нашей Церкви, ведь икона нечто большее, чем просто картина: она не только украшение храма или иллюстрация к книгам Священного Писания. В иконе Церковь усматривает не какой-нибудь отдельно взятый аспект православного вероучения, но выражение Православия во всей его полноте, славе и величии. И сегодня, в день Торжества Православия, когда Святая Церковь вспоминает Деяния Седьмого Вселенского Собора, на котором было восстановлено иконопочитание, мы предлагаем вашему вниманию книгу - «Православные иконы». Она вышла в свет в Издательстве ОЛМА Медиа Групп и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

Эта книга рассказывает о наиболее почитаемых православных иконах и по содержанию делится на несколько тематических разделов. Первый из них называется «Прообразы икон». Здесь автор, Александр Казакевич, знакомит читателя с историей появления икон, говорит о том, что предшествовало их появлению. В частности, он пишет, что «о прообразах икон говорится еще в Ветхом Завете. Как только Господь повелел устроить для странствующих евреев скинию - их первый походный храм (Евр. 9, 1-2), тогда же повелел его главную часть - Святая святых - изготовить из дерева «ситтим» и обложить золотом Ковчег Завета (Исх. 25, 10-11). Кроме того, всю скинию украшали изображения херувимов — два на Ковчеге (Исх. 25, 18); множество на стенах скинии, связанных из покрывал (Исх. 26, 1), и на завесе, отделявшей святилище от Святая святых (Исх. 26, 31). Изображения херувимов имели лица (Исх. 25, 18-20).

Позже царь Соломон вместо скинии возвел величественный храм (ЗЦар. 5, 13-18; 6, 37-38). На стенах этого храма, его дверях и в Святая святых на разных предметах были вырезаны из масличного дерева изображения херувимов, обложенные золотом (3 Цар. 6, 23-29; 7, 36)». Это были примеры из истории ветхозаветной, теперь же перейдем к Новому Завету. «О том немногом, - говорит автор, - что дошло до нас от первого христианского искусства, мы можем судить, в частности, по фрескам катакомб (особенно римских). Живопись катакомб есть прежде всего искусство вероучительное. Тематика росписей - как чисто символическая, так и сюжетная - в большинстве своем навеяна священными текстами Библии, творениями песнопевцев и Святых Отцов Церкви. Первые христиане, например, употребляли прежде всего такие библейские символы, как Агнец, Ноев ковчег и т. д. А наряду с редкими изображениями Иисуса Христа в катакомбах можно найти множество изображений как символических, написанных красками, так и барельефных - на саркофагах. Из тех, на которых мы видим человеческий образ, на первом месте стоит изображение Доброго Пастыря, которое появляется уже в I в.

Другим наиболее «распространенным символом первых веков христианства была рыба. Принятию христианами этого символа, по словам автора, способствовало, конечно, то, что рыба очень много значит в евангельских повествованиях, тем более что Сам Спаситель не­однократно использовал образы рыбы и ловли рыб». Однако широкое «распространение этого символа в христианстве имело и другое основание, а именно — значение пяти букв, из которых состоит греческое слово рыба (ихтиос). Каждое из них является первыми буквами греческих слов, которые в переводе на русский язык означают: «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Наконец, самым «распространенным символическим изображением Спасителя был Его ветхозаветный прообраз - Агнец, изображение которого появляется в христианском искусстве с I в».

«Но изображения Агнца, Доброго пастыря и рыбы со временем стали исчезать из церковного искусства. На VI Вселенском Соборе (692 г.) было предписано заменить символы Ветхого Заве­та и первых веков христианства прямым изображением того, что они предызображали, раскрывать их смысл, потому что об­раз, который заключался в этих символах, стал реальностью в воплощении своем. Поскольку Слово стало плотью и жило среди людей, образ должен был показывать не символически, а непосредственно Того, Кто явился на земле во времени, стал доступен зрению, описанию, изображению. Однако Собор вовсе не предписывал изображать Спасителя как обыкновенного человека, как это делают в наше время, например, фотография или светский портрет. Ведь Он не просто человек, а Богочело­век! И изображение должно напоминать нам не только о Его жизни, но должно было указывать и на славу Его, на всю высоту Бога Слова».

«В VIII-IX вв. появляется и существует иконоборчество», которое до времени «было скрытым, открытым же оно стало по инициативе государственной власти. В 726 г. император Лев III Исавр под влиянием иконоборчески настроенных еписко­пов Малой Азии, которые перед тем побывали в Константинополе, издал в 726 и 730 гг. два указа, запретивших почитание святых икон. Первым актом их исполнения стало уничтожение чудотворного образа Спасителя над входом в императорский дворец, что вызвало народное волнение, и чиновник, посланный императором разбить икону, был убит. Император жестоко ото­мстил за это убийство: началась жесточайшая борьба, в ходе ко­торой пролилась кровь мучеников и исповедников. И борьба эта продолжалась в общей сложности более 100 лет.

Учение Церкви об образе с особой ясностью было выражено преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII в.) в его замечательных Сло­вах в защиту святых икон, написанных в ответ иконоборцам, отрицавшим иконы на основании ветхозаветного запрета и смешивавшим христианский образ с идолом. Трудами святого Иоанна Дамаскина, страданиями мучеников и исповедников было восстановлено почитание святых икон. В документах VII Вселенского Собора 787 г. мы читаем следующее: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и досках, в домах и на путях, честные и свя­тые иконы, написанные красками и сделанные из мелких камней или всякого другого, соответствующего цели вещества, будь то иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или Непороч­ной Владычицы нашей Богородицы, или честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще они бывают нам видимы через изображение на иконе, тем чаще, созерцая их, мы подвизаемся вспоминать и любить первообраз, чествовать их лоб­занием и почитательным поклонением. Ибо честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе по­клоняется ипостаси, изображенного на ней».

Как отмечает автор, «период иконоборчества был крайне тяжелым для Церкви; в это время было очень много уничтожено святых икон, поэтому мы теперь так мало имеем святынь II-VIII вв. Иконы подвергались всяческим поруганиям, их разбивали, жгли, замазывали. Императорские чиновники добирались до самых отдаленных провинций, искали и уничтожали произведения церковного ис­кусства. Многие православные люди приня­ли за святые иконы смерть, другие были сосланы в самые отдаленные провинции. Иконоборчество вело и к обмирщению церковной жизни. Его последователи, отри­цая человеческий образ Бога, вместе с тем отрицали и всякую святость материи. А от­казавшись от земной святости, они тем самым отрицали и всякую возможность освящения человека. Иконоборческая ересь в сущ­ности была нападением на православное вероучение в целом. Соответственно, и восстановление икопопочитания (в 787 г, и 842 г. на первой неделе поста) представляет собой победу не над одной только ересью, а победу, или, вернее, Торжество Православия как такового.

 

*** Сегодня в программе мы рассказали вам только о первой части данной книги, которую можно также считать вводной. В следующей части книги автор рассказывает об самых известных иконах Иисуса Христа, первым из которых является Нерукотворный образ Спасителя. Далее следует раздел, посвященный иконам Пресвятой Богородицы, где представлено описание 40 чудотворных образов Божией Матери. В четвертую часть книги вошло краткое житие святителя Николая Чудотворца и рассказ о трех иконах, а именно об образах, именуемых «Зарайским» и «Можайским», а также о том образе, который чудно явился на Никольских воротах Кремля в 1403 году. Завершает книгу раздел, посвященный иконам двунадесятых праздников.

 

Под общей редакцией настоятеля храма Святой Троицы в Хохлах протоиерея Алексея Уминского.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать