У книжной полки. 18 ноября

18 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Православный календарь на 2017 год. День смыслом наполняя.

 

Прошедший век - время столь близкое для нас, но вместе с тем и далекое. Что мы знаем о нем? — Время революций, мировых войн и технического прогресса. Особое место в эту эпо­ху занимает подвиг новомучеников, запечатлевших своей кровью верность Христу. Подобно первым векам христианства, когда от рук императоров-язычников погибали многие тысячи ве­рующих, безбожные гонения, начиная с 1917 года, обрушились на святые храмы и церковный народ нашего Отечества. Однако давно известно выражение, что «на крови мучеников зиждется Церковь», и XX век, оставаясь в истории Русской Православной Церкви веком святых новомучеников и исповедников, показал нам также возрождение церковной жизни. О событиях 1917 года и последующих лет, о людях, которые тогда жили и служили Церкви и многом другом, рассказывает православный церковный календарь на 2017 год. Он называется – «День смыслом наполняя». ***

Православный церковный календарь с душеполезными чтениями на 2017 год выпущен в свет Издательством Московской Патриархии. Он содержит на каждый день церковного года душеполезные чтения, в которых основы жизни по Евангелию раскрываются через воспоминание подвигов героев Отечества и приобщение к духовному опыту святых. Жития прославленных угодников Божиих и подвижников благочестия, их слова и наставления, а также повествования о святых местах и славные страницы истории России во все времена явля­лись свидетельством непреходящего значения евангельских заповедей, служили духовным ориен­тиром для русского народа, укрепляли его веру в Бога и любовь к Родине.

Основное событие, которое освещают составители этого календаря – это Поместный Собор 1917-1918 гг. и восстановление Патриаршества. К материалам на эту тему мы сейчас и обратимся, и для этого есть причина. Ведь именно 18 ноября 1917 года на Патриарший престол был избран митрополит Московский святой Тихон (Белавин). «О времени созыва Всероссийского Поместного Собора», говорится в статье сщмч. Илариона (Троицкого), которая была опубликована в «Богословском вестнике» № 8/9 за 1917год. Ее фрагмент и предлагают нам составители календаря. Его я вам сейчас прочитаю. Так, священномученик Иларион пишет: «Церковный Собор... За последние двенадцать лет эти слова не сходили с уст всех церковных людей, не сходили со страниц духовной и светской печати, слышались с высоты парламентских трибун. И, однако... Собора все не было. Будто какое заклятье висело над соборной жизнью Церкви Русской.

Высочайшая резолюция 31 марта 1905 года на докладе Святейшего Синода о созыве Собора: «Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь великое дело, требующее и спокойствия, и обду­манности, каково созвание Поместного Собора. Предоставляю себе, когда наступит благоприятное для сего время, по древним примерам право­славных императоров дать сему великому делу движение и созвать Собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления». Годы шли за годами, в несколько изменившихся условиях государственной жизни положение Православной Церкви становилось невыносимым. Церковная жизнь приходила все в большее и большее расстройство. За Русскую Православную Церковь болели душой даже и чужие для нее люди.

Прежде гонимые религиозные общины получили свободу. В древней православной Москве беспрепятственно заседали соборы раскольников, собирались съезды баптистов. Для Православной же Церкви все еще не наступало лето благоприятное. Самодержавие царское, по Петровскому идеалу образовавшееся, все время было враждебно к самостоятельности Русской национальной Церкви и в этом отношении, себе на погибель, осталось верно себе до самого конца. Потребовался стихийный переворот, ниспровержение самого царского престола, чтобы наступило и для Православной Церкви благоприятное время созвать Собор, которого она лишена была 235 лет. <...> Ужасным позором и тяжким всенародным бедствием оканчивается петербургский период русской истории, и в эти мрачные дни должна взойти заря новой, свободной церковной жизни».

И вот наконец, 28 августа 1917 года Поместный Собор Православной Российской Церкви был открыт. Об избрании кандидатов на Патриаршество вспоминает митрополит Евлогий (Георгиевский), и его воспоминания предлагают нам составители календаря. Вот что Владыка Евлогий пишет: «Были намечены 25 кандидатов. В числе их оказались протопресвитер Шавельский и Александр Дмитриевич Самарин, бывший обер-прокурор, уволенный за отрицательное его отношение к Распутину. Началось голосование кандидатов. Некоторые лица свои кандидатуры снимали; при голосовании других — голоса разбивались. Лишь после четвертого голосования, 31 октября, абсолютное большинство получили: архи­епископ Антоний Харьковский (Храповицкий), архиепископ Арсений Новгородский и митро­полит Московский Тихон.

Наибольшее число голосов получил архиепископ Антоний; избрание его в патриархи было бы лишь реализацией воли большинства — так владыка Антоний на это и смотрел. Архиепископ Арсений, второй по числу голосов, возможности стать патриархом ужа­сался и только и молил Бога, чтобы «чаша сия» миновала его. Митрополит Тихон возлагал все на волю Божию... Кого из трех иерархов избрать патриархом? В этом решающем голосовании имели право участвовать одни епископы. Но они решили от своего права отказаться и положиться на Господа, то есть постановили избрать патриарха посредством жребия. Это постановление было оглашено в заседании Собора 2 ноября, а само избрание отсрочено до прекращения уличных боев. Избрание Патриарха состоялось 5 ноября» (18 по новом стилю). Об этом также пишет митрополит Евлогий.

«Избрание патриарха состоялось в Храме Христа Спасителя (5 ноя­бря) после Литургии. Церемониал был выработан особой комиссией. Большевистская власть уже утвердилась в Кремле. У всех ворот стояла стража, охранявшая запертые входы. С большим трудом уда­лось получить разрешение принести древнюю икону Владимирской Божией Матери в Храм Христа Спасителя. Литургию служил ста­рейший из иерархов Киевский митрополит Владимир в сослужении сонма архиереев (я стоял в алтаре). Кандидаты в храме не присутст­вовали — они остались в своих подворьях. Перед началом обедни на аналой перед иконой Владимирской Божией Матери был поставлен ларец с тремя записками, на которых были начертаны имена кандидатов. После Литургии служили молебен с чтением особой молитвы. Храм, вмещавший до 12000 молящих­ся, был переполнен.

Владыка Евлогий вспоминает: «Все с трепетом ждали, кого Господь назовет... По окончании молебна митрополит Владимир подошел к аналою, взял ларец, благословил им народ, разорвал шнур, которым ларец был перевязан, и снял печати. Из алтаря вышел глубокий старец — иеросхимонах Алексий, затворник Зосимовой пустыни, ради церковного послушания участвовавший в Соборе. Он три­жды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку. Митрополит Владимир внятно прочел: «Тихон, митрополит Московский». Словно электрическая искра пробежала по молящимся... Раздался возглас митрополита: «Аксиос!», который потонул в единодушном «Аксиос!.. Аксиос!..» духовенства и народа. Хор вместе с молящимися запел «Тебе Бога хвалим»... Ликование охватило всех. У многих на глазах были слезы. Чувствовалось, что избрание патриарха для всех радость обретения в дни русской смуты заступника, предстателя и молитвенника за русский народ... Всем хотелось верить, - отмечает владыка Евлогий, - что с Патриархом раздоры как-то изживутся... Когда мы расходились и надевали шубы, протопресвитер Шавельский сказал: «Вижу, Господом Церковь наша не оставлена...»

 

*** В 1917 году Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя. На Патриарший Престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон, который стал провозвестником того пути, по которому была призвана идти Русская Церковь в новых сложных условиях. Об этом важном событии, о святителе Московском – Патриархе Тихоне, а также других событиях начала 20 века рассказывает это православный церковный календарь на 2017 год – «День смыслом наполняя».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать