У книжной полки. 15 ноября

15 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Феофан Затворник. Наши отношения к храмам.

 

По словам святителя Феофана Затворника, «храм есть истинное средоточие, или сердце, нашей христианской жизни», «храм есть и училище, и больница, и воспитательный дом, и место общения духовного». В храм приходят люди разных сословий и званий, чаще всего в надежде на то, что здесь разрешатся любые проблемы, найдутся ответы на любые вопросы. Вообще, в прошлые времена ни одно значительное дело не совершалось без духовной поддержки храма. Печалился ли человек, шел он в храм молиться, радовался ли – служил благодарственный молебен. Прежде чем построить дом или отправиться в дальний путь, брал благословение. Перечислять можно долго, однако здесь возникает вопрос: как мы должны относиться к храмам? На этот вопрос отвечает святитель Феофан Затворник в своих проповедях, которые собраны на страницах книги - «Наши отношения к храмам». ***

Эта книга вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница. Она печатается с незначительными сокращениями и уточнениями по изданию 1893 года: «Наши отношения к храмам. Слова епископа Феофана. Из слов к тамбовской и владимирской паствам, 1859,1861,1867 и 1869 гг.» Здесь нужно отметить, в 1859 году святитель Феофан, еще будучи архимандритом, был посвящен в сан епископа и назначен на Тамбовскую кафедру. На этой кафедре он служил четыре года и прославился как замечательный проповедник и просветитель. В житии святого говорится, что «предшественник епископа Феофана на Тамбовской кафедре, епископ Макарий (Булгаков), прощаясь с паствой, сказал: «Я слышал, что вместо меня назначен сюда нынешний архимандрит Феофан, человек прекрасной души. Это замечательный человек, особенно как проповедник; когда он к вам придет, то вы очень скоро забудете меня».

Много забот и трудов пришлось понести Владыке при управлении Тамбовской епархией, и он проявил себя ревностным служителем во всех отраслях церковной жизни. Придавая большое значение слову Божию в деле религиозно–нравственного просвещения народа, Преосвященный Феофан почти каждое богослужение сопровождал проповедью. В 1863 году последовало его перемещение на древнюю, более обширную Владимирскую кафедру, на которой он пробыл три года. Как говорится в житии, служение святителя на новом месте было еще разнообразнее и плодотворнее, чем на Тамбовской кафедре. Новый владыка с первых дней своего служения явился ревностным пастырем и учителем веры и благочестия. Как бы предчувствуя непродолжительность своего пребывания во Владимире, святитель Феофан проповедью Слова Божия торопился привести к Господу возможно большее число спасенных душ. За трехлетний период пребывания на Владимирской кафедре он произнес 138 проповедей — гораздо больше, нежели в Тамбовской епархии.

В этой книге собраны в основном проповеди, сказанные епископом Феофаном при освящении различных храмов. Каждая из них имеет свой подзаголовок, благодаря чему читатели без труда найдут то святоотеческое слово, которое в тот или иной момент необходимо для их духовного устроения. Не составит сложности прочитать и весь сборник, так как проповеди святителя написаны простым и доступным языком. Так, например, третья из представленных проповедей называется «О значении храма для жизни христиан». Здесь святитель в частности говорит следующее: «Что значит для нас храм? Храм для нас есть то же, что сердце для тела. Это прообразовала еще древняя скиния, которая всегда находилась внутри народа, — в пути ли были израильтяне или стояли станом. Там и здесь колена израильтян всегда располагались вокруг скинии так, что она, точно, составляла средоточие, или сердце, народа. Зачем такова скиния — сень грядущих благ? Затем, чтоб научить нас таковыми иметь храмы, в коих истиною действуется то, на что скиния только указывала. Утвердим же внимание свое на сей мысли и пойдем вслед нее».

Как отмечает святитель, «в сердце живо отражается всякое движение, состояние и действие нашего тела. Бодренность и дремота, крепость сил и слабость, здоровье и болезнь, льгота и тягота и прочее — все вообще отражается в сердце и вызывает с нашей стороны соответственные тому действия. Не то же ли самое есть между нами и храм? Всякая наша нужда духовная не отзывается ли в храме и не вызывает ли из него соответственных действий? Смотрите: печален кто — идет в храм петь параклисис Богородице; радость получил — идет туда же воспеть благодарное молебствие. Дом надо строить — из храма берется благословение; колодезь вырыть — то же; дождя нужно — храм ходит по полям, чтоб привлечь дождь с неба; болезнь постигла — Церковь приходит ходатайствовать о выздоровлении; родилось дитя — оно возрождается к новой жизни в храме; согрешит кто — очищается от скверны в храме.

Новая семья зачинается — она сочетавается в храме; в путь собирается кто — напутствуется молитвами в храме; умер кто — тело его провожается на покой в недра земли из храма, а о душе его возносится ходатайственная молитва в храме и прочее и прочее. Вообще нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось, как следует по-христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним. Как нитями какими прикреплены мы к храму. К нему привлекаемся всякий раз, как зачинаем что новое, и из него уже исходим на дело свое. Так осязательно верно, что храм есть истинное средоточие, или сердце, нашей христианской жизни». Кроме того, как отмечает святитель в одной из следующих проповедей, «из всех благодеяний, какими благодетельствует человек человеку, храмоздание есть самое большое и многообъятное. Благодетельно устроение училищ, благодетельно учреждение больниц, благодетельно созидание приютов и других мест упокоения нуждающимся и страждущим. Но созидание храма благодетельнее всех их, потому что храм один совмещает в себе всё, что имеет каждое из тех учреждений, и, следовательно, один заменяет их все. 

Так, по словам преосвященного автор, «храм Божий есть училище — именно училище Божественной премудрости. Здесь все учит: истины Божии предлагаются здесь в чтении слова Божия, в песнях церковных и в поучениях. Истины Божии составляют содержание всех священнодействий, совершающихся здесь. Истины Божии выражаются самым устроением и расположением всех частей храма, — так что довольно иметь очи и слух, чтобы принимать в себя преподаваемую здесь премудрость, единую истинную. Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий, и обогатится самым утешительным познанием — о Боге, мире и человеке».

«Храм Божий – продолжает святитель, - есть питомник и вместе врачебница, врачующая и восстановляющая наши духовные силы. По рождении во грехах, возродившись чрез Святое Крещение в храме к новой жизни, мы должны далее возрастать и укрепляться в новой сей жизни. Тот же храм принимает нас, как новонасаждение, и совершает сие ращение и воспитание наше в себе, при свете истин, здесь проповедуемых, под действием Божественных сил, здесь подаемых, и по указанию надежного руководства, здесь сообщаемого. Блаженны души, пребывающие верными сему богоучрежденному порядку и терпеливо приемлющие рост в сем богодарованном питомнике». Кроме того, по словам святого отца, «Храм есть странноприемница и даже самое Небо. Мы — странники и пришельцы на земле. Отечество наше — на Небе. Взыскуя сего Отечества, мы не должны родниться ни с чем земным, но, подобно странникам, спокойно проходить все приятные места, встречаемые на пути, одно имея в мысли — скорее увидеть родину свою».

Помимо этих двух проповедей, в книге содержится еще 12, в которых святитель говорит «Об устроении в себе каждым духовного храма по образцу видимого», «О благотворности для детей бывать часто в храмах и молиться», «О благоговеинстве в храме». Освящая храмы, святитель не упускал возможности сказать поучительное слово к своим пасомым, например, о том, «Как в храме обучаться истинной молитве», «Как и чем почерпать духовные блага в храме и потом плод от них иметь», «Как возлюбить хождение в храм и возжелать самих себя устроить в храм». Обо всем этом и многом другом говорил святитель Феофан, обращаясь к народу с церковного амвона различных храмов тамбовской и владимирской епархий. А сегодня его слова обращены ко всем нам.

 

*** «Храм есть училище, и училище Небесной мудрости». «Храм есть врачебница, действительно врачующая наш дух немощный». «Храм есть воспитательный дом, или питалище духовное». «Храм Божий есть место взаимного общения — Небесных и земных. Рождаемся мы на земле для Неба». Так говорит святитель Феофан о доме Божием, в который каждый христианин должен стремиться всей душой, всем сердцем, всем разумением своим. А, собираясь в храм, перечитайте хотя бы несколько глав из этой книги, и, даст Бог, наставления и молитвы святителя Феофана приблизят чаемое устроение души вашей в жилище Божие, когда святилищем станет дух, жертвенником — сердце, священником — ум. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать