Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Монах Лазарь (Афанасьев). Наставник и чудотворец: Жизнь Оптинского старца преподобного Нектария (Тихонова).
В летописи Оптиной пустыни сохранилась такая запись: «1873 года, апреля 27-го поступил в скит послушник Николай Васильев Тихонов, двадцати годов от роду, из мещан города Ельца Орловской губернии». Юноша пришел в обитель спросить совета, и остался там до конца жизни. Ведь здесь в Оптиной пустыни он обрел свое истинное назначение. Возрастая под руководством великих старцев, послушник Николай через 3 года был пострижен в иноческий рясофор, а спустя еще 11 лет – в мантию. При монашеском постриге ему было дано имя Нектарий в честь преподобного Нектария Киево-Печерского. Впоследствии много людей прошло через старческую хибарку отца Нектария. Многие из них оставили свои воспоминания о нем. На основе этих воспоминаний и других документальных свидетельств была составлена книга, которая находится сегодня на нашей книжной полке. Она называется - «Наставник и чудотворец: Жизнь Оптинского старца преподобного Нектария (Тихонова)». ***
Эта книга вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и продолжает собой серию - «Подвижники благочестия XX века». Автор книги - монах Лазарь (Афанасьев) - член Союза писателей России. Он автор многих книг - стихов, прозы, литературоведческих и исторических, сочинений духовного характера. Среди них десять книг об Оптиной пустыни. Особое его направление — рассказы, стихи и сказки для отроков. Как отмечают издатели, в этой новой книге, посвященной преподобному Оптинскому старцу Нектарию, отдано предпочтение документам. Вместе с авторским текстом они рельефно воссоздают образ великого прозорливца и молитвенника, одного из последних оптинских старцев.
В предисловии автор пишет: «Какие они великие и непостижимые, Божьи дела! Какими великими дарами может Он почтить Свое создание - человека! В данном случае я имею в виду монахов - старцев-наставников, подвижников суровой аскетической жизни. Таковые люди - прозорливцы и чудотворцы - являлись среди христиан во все века. Это были поистине Божьи избранники. Через Бога, научаемые Им, служили они людям, наставляя их на путь вечного спасения, удерживая от падений, исцеляя от духовных и телесных болезней. Каждый из них - в своей мере - повторял земной путь Иисуса Христа. Иногда возникали такие чудесные явления, как непрерывная цепь старцев, - например, в Оптиной пустыни. Здесь, как свеча от свечи, - друг от друга - возгорались их великие души чудесными способностями, главная из которых - ведение Божьей воли по отношению к конкретным людям, обращавшимся к ним за духовной помощью.
В Оптиной пустыни цепь этих великих наставников протянулась от старца Льва (Наголкина) до старцев Нектария (Тихонова) и Никона (Беляева). О них много написано - есть очень хорошие их жития, краткие и пространные, сохранились и частично изданы их переписка, дневники, воспоминания о них и документы. Все они прославлены нашей Церковью во святых Божиих. Надо сказать, что, конечно, никто из писавших о них не выразил их жизни и деятельности во всей глубине, — это в принципе невозможно. Тем не менее много полезного почерпаем мы в описании их духовной деятельности. В жизни Оптинских старцев все поучительно; каждое слово и каждый их поступок. Дерзнул и я, - говорит автор, - составить книгу об одном из них - о преподобном Нектарии».
Эта книга повествует о жизни старца от первых ее дней до последних. Мы же вкратце расскажем лишь о нескольких ее периодах. Как повествует автор, детство будущего старца, а тогда еще Николая Тихонова, «прошло в бедности. Отец, последнее время трудившийся на мельнице, человек весьма благочестивый, скончался, когда мальчику было лет семь. Перед кончиной он благословил сына иконой святителя Николая, с которой тот не расставался до конца своих дней. Мать зарабатывала на жизнь поденной работой - стирала, но главным образом шила на заказ. Как и покойный ее супруг, она была глубоко верующей и сына воспитывала в православных обычаях. Как ни мало было у нее денег, не имея возможности отдать сына в городскую школу, она посылала его учиться церковнославянской грамоте к простому дьячку за медные гроши. Помогали семье крестные Николая, которых он, как и родителей, потом всегда с благодарностью вспоминал».
Как отмечает автор, «учился Николай хорошо - у него были способности быстро постигать «научность», как он говорил позднее. Постиг он и русскую, и церковнославянскую грамоту, начал читать, с особенным прилежанием - духовные книги. В церковь ходил с матерью, потом и один. Бывал в елецких монастырях и в огромном Воскресенском соборе, высившемся над городом. Богослужение потрясало его. Душа его жила в Боге. В 11 лет мать, раба Божия Елена, отдала сына в ученики к купцу Хамову. Он пробыл там лет восемь или девять, возрос, освоил торговое дело, но и осиротел - мать его скончалась, и больше не осталось у него родных. Когда юноше исполнилось 20 лет, старший приказчик пожелал выдать за него свою дочь. Николай колебался, и хозяин лавки посоветовал ему пойти к старице Феоктисте, чтобы она сказала свое слово об этом деле. Стоит отметить, что старица была одной из верных духовных дочерей святителя Тихона и прожила почти сто лет. Она была старицей, наделенной от Господа духовными дарами. Многие жители Ельца обращались к ней за советом в затруднительных случаях своей жизни.
По внушению Господа Бога она и решила судьбу ельчанина Николая Васильевича Тихонова, будущего преподобного Оптинского старца. Она сказала ему: «Юноша, пойди в Оптину к Илариону. Он скажет, что тебе делать». Перекрестила его и дала на дорогу чаю. Купец Хамов отпустил Николая в Оптину пустынь, благодушно снабдил его всем необходимым, в том числе и деньгами. Было начало мая 1873 года. Николаю исполнилось двадцать лет. Он решил идти пешком — через Мценск, Болхов и Белёв до Козельска. Мысли его о будущем были не слишком определенны. Он шел для совета, твердо уверенный, что Сам Господь ведет его через Своих угодников. В его котомке — только Евангелие и отцовская благословенная икона святителя Николая. Нелегок путь пеший, но вокруг все родное. И вот молодой и загоревший в дороге путник увидел поразившую его сердце картину — зазеленевшие луга, долину серебристой, только что вошедшей в свои берега после разлива реки и за ней на фоне прекрасного старого леса белые стены, башни, купола храмов и тонкую колокольню монастыря. Это была Оптина пустынь. Он почувствовал, что пришел домой. Но как и что будет там, в монастыре, когда придет туда, что ему скажет неизвестный ему Иларион, к которому послала его матушка Феоктиста, не ведал.
Но именно он, старец Иларион, весной 1873 года стал первым его наставником. Позже отец Нектарий говорил о нем: «Я ему всем обязан. Он меня принял в Скит пятьдесят лет назад, когда я пришёл, не имея, где главу приклонить. Круглый сирота, совсем нищий, а братия тогда вся была – много образованных. И вот я был самым что ни на есть последним». Краткие беседы с отцом Иларионом оказали огромное влияние на молодого послушника. Видимо, старец чувствовал в нем будущего столпа духовной жизни в Оптиной и Господь давал его словам особую благодать. С другой стороны, и душа будущего старца — также по Божьему произволению — сделалась так восприимчива к мудрым словесам, что совершенствовалась не по дням, а по часам. А отец Иларион поставил ее на верный путь — трудный путь умного делания, постижения науки наук в высшем ее проявлении».
Третьего апреля 1876 года послушник Николай был пострижен иноческий рясофор, а спустя одиннадцать лет – в мантию, с именем Нектарий. Впоследствии старец Нектарий говорил о той неизъяснимой благодатной радости, которую испытывал после пострига: «Целый год после этого я словно крылышки за плечами чувствовал». Вместе с тем он усилил свою келейную молитву. «Сидел я в своей келлии и каялся», — говорил он. Так начинался монашеский путь старца Нектария, о котором подробно и достоверно рассказывает автор этой книги, монах Лазарь (Афанасьев). Прп. Анатолий Отинский говорил о старце Нектарии: «Это наш скитский затворник и молитвенник. Он великий муж». Каким был на самом деле в своем внутреннем устроении, по характеру и образу мыслей этот, как все признавали, великий, но во многом загадочный старец? Воспоминаний сохранилось немало. Однако один Господь может знать человека во всей его правде. И все же автор данной книги попытался собрать по крупицам то, что возможно. Благодаря этому, рассказ монаха Лазаря, насыщенный документальными свидетельствами, рисует образ удивительного подвижника, одного из последних Оптинских старцев.
*** Как говорится на сайте Оптиной пустыни, прп. Нектарий был последним соборно избранным Оптинским старцем. «Он нёс крест старческого служения в годы тяжёлых испытаний для Русской Православной Церкви, для всей России. Пятьдесят лет старец Нектарий провёл в Скиту Оптиной Пустыни, из них двадцать — в затворе. Он восходил по духовной лестнице от затвора к общественному служению и был достойным продолжателем Оптинского старчества. Наделённый Богом великим даром пророчества и прозорливости, он задолго до революции и гражданской войны видел грядущие беды и скорби людей. Старец Нектарий молился за всю Россию, утешал людей, укреплял их в вере. Он разделил участь многих своих верующих соотечественников: был гоним, сослан, почил в изгнании». Скончался преподобный Нектарий в глубокой старости 12 мая 1928 года и был похоронен на местном кладбище. А после возрождения Оптиной пустыни, 16 июля 1989 года состоялось обретение его святых мощей. Обо всем этом и рассказывает монах Лазарь на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!