У книжной полки. 1 апреля

1 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святитель Спиридон Тримифунтский, Кипрский Чудотворец. Агиографические источники IV-X столетий.

 

Сегодня весь православный мир празднует один из самых любимых дней в церковном году – торжественный Вход в Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. На богослужении присутствующие стоят с зеленеющими ветвями вербы в память о том, как еврейский народ встречал Мессию с пальмовыми ветвями в руках. А на Керкире в этот день вспоминают еще одно событие: избавление жителей острова от бубонной чумы в 1629-1630 годах. Видя неминуемую гибель, народ обратился с горячей молитвой ко Господу и покровителю острова - святителю Спиридону. И спасение пришло именно в Вербное Воскресенье, 388 лет назад. Тогда и было установлено проведение ежегодного вербоносного крестного хода с мощами святителя Спиридона, который совершается по сей день. Ну а мы сегодня предлагаем вашему вниманию книгу, которая повествует о жизни и прижизненных чудесах святителя Спиридона. Об этой книге – далее в нашей программе. ***

Эта книга вышла в свет в издательстве Пустыни Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря и называется она «Святитель Спиридон Тримифунтский, Кипрский Чудотворец. Агиографические источники IV-X столетий». Она призвана познакомить читателя с первоисточниками, повествующими о жизни и чудесах святителя Спиридона, одного из самых почитаемых русским народом святых. Как отмечают издатели, первые фрагменты жизнеописания святителя отстоят где-то на полвека от даты, предполагаемой смер­ти святого, а полная, самая ранняя точ­но датируемая биография, - вообще на три века. Многие данные житий выглядят анахронизмами, а место погребения святителя Спиридона археологически не исследовано.

Казалось бы, - пишут издатели, - перед нами обычный пример того почитания, которое, как иной раз быва­ло, возникло лишь с течением време­ни ради престижа кафедры маленького кипрского городка... Однако, при тщательном рассмотре­нии дело оборачивается совсем иначе. Как оказалось, историческая достовер­ность служения святителя подтверждена современным ему свидетельством такого авторитетного отца Церкви, как святитель Афанасий Великий. Слава Тримифунтского чудотворца уже через полвека после его кончины распростра­нилась настолько широко, что о нем рассказывают многие церковные историки, на протяжении всего V века, особенно выделяя его из всех остальных участников I Вселенского Собора.

Как свидетельствуют издатели, первое житие святителя было написано его учеником Трифиллием, который участвовал вместе со святым отцом в Соборе 342-343 годов и который, согласно блаженному Иерониму составлял высокого качества коммента­рии на библейские книги, в том числе на Песнь песней Соломона. Написанное им житие святителя является одним из первых византийских агиографических произведений (чуть ли не вообще первым житием епископа) и, безспорно, самым первым стихотворным житием. К сожалению, сам стихотворный текст не сохранился; до нас дошли лишь две прозаические переработки: так называ­емое «Лаврентианское» житие (вероятно, ранневизантийское) и житие, принадлежащее перу епископа Феодора Пафского (середина VII века).

Кстати, стоит отметить, что именно житию святителя Спиридона, написанному Феодором, епископом Пафа на Кипре принадлежит самое значительное место во всей традиции. С его именем связан поворотный момент во всем предании о святителе. В истории византийской агиографии часто случалось так, что некто задавался целью собрать все сведения о святом (на­пример, Михаил Архимандрит в VIII-IX веках собирал сведения о Святителе Николае или Епифаний Монах в IX веке - об апостоле Андрее), что приводи­ло к созданию абсолютно новой канвы жития. Так действовал и Феодор Пафский. Он использовал сведения из всех доступных ему источников: писаний церковных историков, ямбического жи­тия, местных преданий и даже изобра­жений святого. Однако стремление Феодора гармони­зировать сюжет привело к неизбеж­ным перестановкам некоторых эпизодов из жизни святителя.

Кро­ме того, порядок изложения становится, так сказать, «научным». Это связано с двумя причинами: во-первых, с расширением текста самим автором, а во-вторых, со стремлением Феодора подчеркнуть достоверность своего текста. Он подвергает критике свои источники и ищет подтверждения их данным. Впервые это житие было прочитано на праздник святого в 654 году, а затем перерабатывалось самим Феодором. Много в тексте и ценных географических указаний - как в отношении Кипра, так и отно­сительно других земель, прежде всего, Александрии. Текст Феодора, благодаря своей пол­ноте, стал основой практически для всех последующих житий.

Еще одно ответвление спиридоновской традиции пред­ставляют собой чудеса святителя в Лаврском сборнике XVI века. Отголоски ее звучат также и в Житии святителя Трифиллия. Таким образом, исследовав все эти исторические материалы, издатели выяснили, что достоверные сведения о жизни святителя Спиридона, историчность коих несомнен­на, содержатся в следующих источни­ках: у святителя Афанасия Великого, у церковных историков V века (особен­но у Созомена) и в переработанном ма­териале ямбического жития святого. На основании этих данных исследователи попробовали реконструировать биографию епископа Тримифунтского. Вот что у них вкратце получилось. «Будущий святитель родился в конце III века на Кипре, в селе Аския, в крес­тьянской семье. Он женился и имел детей, из которых по имени известна лишь дочь Ирина, избравшая стезю девства и умершая еще при жизни отца.

Затем (неизвестно, до или после смер­ти жены) Спиридон был избран епис­копом соседнего с Аскией городка Тримифунт, продолжая при этом пасти своих овец. Спутником и отчасти учеником иерарха-простеца стал святи­тель Трифиллий Ледрский, получив­ший образование в Верите и бывший выдающимся комментатором Священного Писания; другим его спутником был диакон Артемидор. При всей сво­ей простоте святитель Спиридон был последовательным сторонником свя­тителя Афанасия Александрийского. Его отличали чуткость к нуждам паствы (особенно бедняков) и друзей, а также забота о правильном совершении церковного богослужения. Епископ много путешествовал по Кипру: нам извест­но о его пребывании в Константиане, Эритре, Кирине, Кифрии и Паримне. Неоднократно выезжал он и за пределы острова: в Александрию (возможно, на Собор 320 года) и, вероятно, в Конс­тантинополь (на I Вселенский Собор в 325 году), также в Антиохию (на Собор 340 года) и в Сердику (на Собор 342-343 годов). На этом последнем путешествии, как отмечают исследователи, обрываются сведе­ния о святом, который скончался где-то около середины IV века и был погребен в Тримифунте».

Мы же к этой реконструкции добавим несколько слов святого Симеона Метафраста, посвященных святителю Спиридону в составленном им житие. «Величайшую пользу для души, и великое богатство добродетели может принести изучение жития мужественных и боголюбивых мужей. Ведь оно заставляет не только отстать от дурного, но и ревностно обратиться к лучшему. Ибо если кто-то будет одержим страстями, то, вкусив от подобных рассказов, он оставит это стремление и станет ненавидеть зло, а если кто печется о добродетели, то еще горячей обратится к ней от этого повествования, и стремлением к подобному будет подвигнут к подражанию. А что может ревностное подражание великим и дивным мужам, - это показали и другие, подражавшие предшественникам в любви к добродетели, а более всех - чудесный своим житием Спиридон.

Он, - по словам святого Симеона, «поревновал в высшей степени равно и Иакову, и Давиду, и весьма прилепился к их кротости и простоте, также, как и прилежно воззрел на гостеприимного Авраама и сделал свое имение доступным для нуждающихся; благодаря этому он не землю, как было обещано Аврааму, но сами небеса унаследовал. И через то богатство, которое презрел, стяжал он Самого Христа, Божественное богатство, и обогатился потоками чудес, из которых всегда черпают, но которые никогда не иссякают». О достоверности слов святого Симеона свидетельствует и всё житие святителя Спиридона, и его прижизненные чудеса, и чудеса, совершающиеся после его упокоения.

 

*** Цель настоящего издания - познакомить православного читателя со всей совокупностью биографических сведений о Тримифунтском чудотвор­це, в том числе и ранее не публиковав­шихся, причем не просто познакомить, но и показать его тесную связь с Кипром, несколько отодвинутую в настоя­щее время на второй план почитанием святого на греческом острове Керкира (Корфу). Читатель откроет для себя новые агиографические источники, в которых личность обычного Кипрского епископа постепенно обретает столь знакомый нам образ Тримифунтского чудотворца. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать