Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня весь православный мир празднует один из самых любимых дней в церковном году – торжественный Вход в Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. На богослужении присутствующие стоят с зеленеющими ветвями вербы в память о том, как еврейский народ встречал Мессию с пальмовыми ветвями в руках. А на Керкире в этот день вспоминают еще одно событие: избавление жителей острова от бубонной чумы в 1629-1630 годах. Видя неминуемую гибель, народ обратился с горячей молитвой ко Господу и покровителю острова - святителю Спиридону. И спасение пришло именно в Вербное Воскресенье, 388 лет назад. Тогда и было установлено проведение ежегодного вербоносного крестного хода с мощами святителя Спиридона, который совершается по сей день. Ну а мы сегодня предлагаем вашему вниманию книгу, которая повествует о жизни и прижизненных чудесах святителя Спиридона. Об этой книге – далее в нашей программе. ***
Эта книга вышла в свет в издательстве Пустыни Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря и называется она «Святитель Спиридон Тримифунтский, Кипрский Чудотворец. Агиографические источники IV-X столетий». Она призвана познакомить читателя с первоисточниками, повествующими о жизни и чудесах святителя Спиридона, одного из самых почитаемых русским народом святых. Как отмечают издатели, первые фрагменты жизнеописания святителя отстоят где-то на полвека от даты, предполагаемой смерти святого, а полная, самая ранняя точно датируемая биография, - вообще на три века. Многие данные житий выглядят анахронизмами, а место погребения святителя Спиридона археологически не исследовано.
Казалось бы, - пишут издатели, - перед нами обычный пример того почитания, которое, как иной раз бывало, возникло лишь с течением времени ради престижа кафедры маленького кипрского городка... Однако, при тщательном рассмотрении дело оборачивается совсем иначе. Как оказалось, историческая достоверность служения святителя подтверждена современным ему свидетельством такого авторитетного отца Церкви, как святитель Афанасий Великий. Слава Тримифунтского чудотворца уже через полвека после его кончины распространилась настолько широко, что о нем рассказывают многие церковные историки, на протяжении всего V века, особенно выделяя его из всех остальных участников I Вселенского Собора.
Как свидетельствуют издатели, первое житие святителя было написано его учеником Трифиллием, который участвовал вместе со святым отцом в Соборе 342-343 годов и который, согласно блаженному Иерониму составлял высокого качества комментарии на библейские книги, в том числе на Песнь песней Соломона. Написанное им житие святителя является одним из первых византийских агиографических произведений (чуть ли не вообще первым житием епископа) и, безспорно, самым первым стихотворным житием. К сожалению, сам стихотворный текст не сохранился; до нас дошли лишь две прозаические переработки: так называемое «Лаврентианское» житие (вероятно, ранневизантийское) и житие, принадлежащее перу епископа Феодора Пафского (середина VII века).
Кстати, стоит отметить, что именно житию святителя Спиридона, написанному Феодором, епископом Пафа на Кипре принадлежит самое значительное место во всей традиции. С его именем связан поворотный момент во всем предании о святителе. В истории византийской агиографии часто случалось так, что некто задавался целью собрать все сведения о святом (например, Михаил Архимандрит в VIII-IX веках собирал сведения о Святителе Николае или Епифаний Монах в IX веке - об апостоле Андрее), что приводило к созданию абсолютно новой канвы жития. Так действовал и Феодор Пафский. Он использовал сведения из всех доступных ему источников: писаний церковных историков, ямбического жития, местных преданий и даже изображений святого. Однако стремление Феодора гармонизировать сюжет привело к неизбежным перестановкам некоторых эпизодов из жизни святителя.
Кроме того, порядок изложения становится, так сказать, «научным». Это связано с двумя причинами: во-первых, с расширением текста самим автором, а во-вторых, со стремлением Феодора подчеркнуть достоверность своего текста. Он подвергает критике свои источники и ищет подтверждения их данным. Впервые это житие было прочитано на праздник святого в 654 году, а затем перерабатывалось самим Феодором. Много в тексте и ценных географических указаний - как в отношении Кипра, так и относительно других земель, прежде всего, Александрии. Текст Феодора, благодаря своей полноте, стал основой практически для всех последующих житий.
Еще одно ответвление спиридоновской традиции представляют собой чудеса святителя в Лаврском сборнике XVI века. Отголоски ее звучат также и в Житии святителя Трифиллия. Таким образом, исследовав все эти исторические материалы, издатели выяснили, что достоверные сведения о жизни святителя Спиридона, историчность коих несомненна, содержатся в следующих источниках: у святителя Афанасия Великого, у церковных историков V века (особенно у Созомена) и в переработанном материале ямбического жития святого. На основании этих данных исследователи попробовали реконструировать биографию епископа Тримифунтского. Вот что у них вкратце получилось. «Будущий святитель родился в конце III века на Кипре, в селе Аския, в крестьянской семье. Он женился и имел детей, из которых по имени известна лишь дочь Ирина, избравшая стезю девства и умершая еще при жизни отца.
Затем (неизвестно, до или после смерти жены) Спиридон был избран епископом соседнего с Аскией городка Тримифунт, продолжая при этом пасти своих овец. Спутником и отчасти учеником иерарха-простеца стал святитель Трифиллий Ледрский, получивший образование в Верите и бывший выдающимся комментатором Священного Писания; другим его спутником был диакон Артемидор. При всей своей простоте святитель Спиридон был последовательным сторонником святителя Афанасия Александрийского. Его отличали чуткость к нуждам паствы (особенно бедняков) и друзей, а также забота о правильном совершении церковного богослужения. Епископ много путешествовал по Кипру: нам известно о его пребывании в Константиане, Эритре, Кирине, Кифрии и Паримне. Неоднократно выезжал он и за пределы острова: в Александрию (возможно, на Собор 320 года) и, вероятно, в Константинополь (на I Вселенский Собор в 325 году), также в Антиохию (на Собор 340 года) и в Сердику (на Собор 342-343 годов). На этом последнем путешествии, как отмечают исследователи, обрываются сведения о святом, который скончался где-то около середины IV века и был погребен в Тримифунте».
Мы же к этой реконструкции добавим несколько слов святого Симеона Метафраста, посвященных святителю Спиридону в составленном им житие. «Величайшую пользу для души, и великое богатство добродетели может принести изучение жития мужественных и боголюбивых мужей. Ведь оно заставляет не только отстать от дурного, но и ревностно обратиться к лучшему. Ибо если кто-то будет одержим страстями, то, вкусив от подобных рассказов, он оставит это стремление и станет ненавидеть зло, а если кто печется о добродетели, то еще горячей обратится к ней от этого повествования, и стремлением к подобному будет подвигнут к подражанию. А что может ревностное подражание великим и дивным мужам, - это показали и другие, подражавшие предшественникам в любви к добродетели, а более всех - чудесный своим житием Спиридон.
Он, - по словам святого Симеона, «поревновал в высшей степени равно и Иакову, и Давиду, и весьма прилепился к их кротости и простоте, также, как и прилежно воззрел на гостеприимного Авраама и сделал свое имение доступным для нуждающихся; благодаря этому он не землю, как было обещано Аврааму, но сами небеса унаследовал. И через то богатство, которое презрел, стяжал он Самого Христа, Божественное богатство, и обогатился потоками чудес, из которых всегда черпают, но которые никогда не иссякают». О достоверности слов святого Симеона свидетельствует и всё житие святителя Спиридона, и его прижизненные чудеса, и чудеса, совершающиеся после его упокоения.
*** Цель настоящего издания - познакомить православного читателя со всей совокупностью биографических сведений о Тримифунтском чудотворце, в том числе и ранее не публиковавшихся, причем не просто познакомить, но и показать его тесную связь с Кипром, несколько отодвинутую в настоящее время на второй план почитанием святого на греческом острове Керкира (Корфу). Читатель откроет для себя новые агиографические источники, в которых личность обычного Кипрского епископа постепенно обретает столь знакомый нам образ Тримифунтского чудотворца.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Вечерня с выносом Святой Плащаницы Спасителя 3 мая 2024 года
Богослужение 3 мая 2024 года
У книжной полки. «Чудо Чудесем». О Литургии и Евхаристии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!