Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня вторник, 2 мая по новому стилю, или 19 апреля по старому.
И сегодня Святая Церковь творит память:
мчч. начала IV века Феоны, Христофора, Антонина; сщмч. Пафнутия, епископа Иерусалимского; прп. Иоанна Ветхопещерника, иеромонаха 8-го века; свт. Георгия исп., епископа Антиохийского VIII–IX вв.; свт. Трифона, патриарха Константинопольского IX–X вв; прп. Никифора Катавадского, игумена. Свт. Виктора (Островидова), исп., епископа Глазовского почившего в 1934 году и блж. Матроны Московской, преставившейся в 1952 году.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы попробуем затронуть хотя бы часть труднейшей жизненной истории святителя Виктора (Островидова), архиерея, оказавшегося в гуще ужасно сложных внутрицерковных проблем XX века. Тогда еще Константин Островидов родился 20 мая 1875 года в семье псаломщика Троицкой церкви Александра и его супруги Анны в селе Золотое Золотовской волости Камышинского уезда Саратовской губернии. Он окончил Камышинское духовное училище, затем Саратовскую духовную семинарию и в 1903 году Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. И уже 28 июня того же 1903 года был пострижен в монашество с именем Виктор, а через 2 дня рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Свято-Троицкого общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря в городе Хвалынске.
Отец Виктор вел активную миссионерскую деятельность среди чувашей. В последующие 15 лет его ждал ряд перемещений. Сперва в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, затем в Александро-Невскую лавру. В 1910 году отец Виктор становится настоятелем Зеленецкого Троицкого монастыря Петроградской епархии в сане архимандрита, а с 21 февраля 1918 года назначается наместником Александро-Невской лавры. Уже через два года, 8 января 1920 года отец Виктор хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. И в том же году приговорен Вятским губревтрибуналом к лишению свободы на пять месяцев. Владыка Виктор очень решительно выступил против обновленческого движения и 12 августа 1922 года был арестован и отправлен в тюрьму в Москву. Лишь 23 февраля 1923 года он был приговорен к трем годам ссылки, которую отбывал в маленькой деревне в Нарымском крае Томской губернии. 14 мая 1926 года после возвращения из ссылки святитель в очередной раз был арестован за организацию епархиальной канцелярии и 20 августа приговорен к высылке на три года в город Глазов Вотской Автономной Области, где ему пришлось жить в помещении под колокольней Никольского собора.
Во время своего краткого пребывания в Москве, после освобождения из тюрьмы, к тому времени уже архиепископ Виктор встретился с заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским) и в соответствии со своим местом ссылки был назначен епископом новообразованной Ижевской и Воткинской епархии (в границах Вотской автономной области), временно управляющим Вятской епархией.
16 сентября 1926 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий издал указ о преобразовании Ижевского викариатства в самостоятельную епархию «главным образом в целях положить конец Ижевской церковной смуте», связанной с обновленчеством.
1 октября 1926 года освобожденный из Бутырской тюрьмы владыка прибывает в город Глазов. 29 июля 1927 года митрополит Сергий выпустил по требованию властей декларацию о «лояльности». Власти, добиваясь от Церкви публичного заявления о лояльности, не столько желали ее лояльности, сколько имели цель публикацией определенного рода документов произвести смятение среди православных и поставить Русскую Православную Церковь под угрозу нового раскола. И этого им достичь удалось.
Владыка Виктор резко негативно отнесся к декларации заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Вскоре последовал указ заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода о разделении Воткинской (Вотской) епархии между пятью соседними епархиями. В октябре 1927 года епископ Виктор направил митрополиту Сергию письмо с критикой декларации и просьбой не закрывать Воткинскую кафедру. В июле 1927 года он был перемещен митрополитом Сергием на должность епископа Шадринского, викария Екатеринбургской епархии с правом управления последней.
Однако нового назначения святитель не принял и 16 декабря 1927 года сообщил письмом митрополиту Сергию, что отказывается от назначения епископом Шадринским. Письмо также содержало резкую критику декларации, которую он назвал «глумлением… над нашим исповедничеством за истину Божию» и «отречением от своего спасения». Также он приложил составленное им тогда же «Письмо к ближним», в котором называл декларацию явной «изменой Истине» и предупредил паству, что если подписавшие воззвание не покаются, то «надо беречь себя от общения с ними». В том же месяце Духовное управление Воткинской епископии приняло постановление о прекращении епархией молитвенно-канонического общения с митрополитом Сергием (Страгородским) и единомышленными ему епископами как предавшими Церковь Божию на поругание, впредь до их раскаяния и отречения от декларации.
В начале 1928 года владыка завязал переписку с ленинградскими иосифлянами и в марте составил резкое «Послание к пастырям», в котором критиковал митрополита Сергия за увольнение с кафедр арестованных и сосланных архиереев. Но 4 апреля 1928 года владыка был арестован в Глазове, а 18 мая приговорен к трем годам лагерей. Перед отправкой в лагерь он передал свои приходы в управление епископу Гдовскому Димитрию (Любимову), возглавлявшему на тот момент иосифлянское движение.
В Соловецком лагере особого назначения святитель Виктор работал бухгалтером канатной фабрики. Он участвовал в тайных богослужениях вместе с другими епископами и священниками, находившимися в заключении. О нем прекрасно отзывался его соузник в Соловках, будущий академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. По завершении лагерного срока, 10 апреля 1931 года владыка был приговорен к ссылке в Северный край на три года. 13 декабря 1932 года снова был арестован в ссылке, 10 мая 1933 года приговорен еще к трем годам ссылки в тот же Усть-Цилемский район, в отдаленное село Нерицу. Там святитель исповедник тяжело заболел менингитом и 2 мая 1934 года скончался. Владыка был похоронен на кладбище села Нерица Усть-Цилемского района Северного края.
1 июля 1997 года святые мощи владыки были обретены нетленными на кладбище села Нерица после 63-летнего пребывания их в болотистой почве и с 2005 года находятся в Вятском Спасо-Преображенском женском монастыре.
Святителю отче Викторе, моли Бога о нас!
Всего вам доброго, дорогие телезрители! Христос Воскресе!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Канон. Матушка Людмила Кононова ч. 2
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 4
Православный словарь. Воскресение
Прогноз погоды на 5 мая 2024
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!