13 февраля. Бессребреники мученики Кир и Иоанн и с ними мученицы Афанасия и дщери ее Феодотия, Феоктиста и Евдоксия

13 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 13 февраля (31 января ст. стиль).

 

Сегодня творится память: святых III-IV веков: мчч. Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия; мц. Трифены Кизической. Бессребреников мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии. Свт. Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского XII – начала XIII веков.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы с вами вспомним целый ряд ранних святых, из которых двое причислены к лику бессребреников. Кто же это такие?

По-гречески «анаргиры», безмездники – люди, имеющие имущество, но отказывающиеся от владения им. Люди, которым чужды сребролюбие и корыстолюбие. Основание бессребреничества согласно Новому Завету – в бессребреничестве Самого Господа нашего Иисуса Христа. Апостол Павел писал об этом так: Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор 8, 9).

И Господь Сам призывал к бессребреничеству, говоря: взаймы давайте, не ожидая ничего (Лк 6, 35) или когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк 14, 13–14).

Но и между собой бессребреники разнятся. Есть те, что прославились способностью отказаться от владения имуществом, победить страсть сребролюбия, корыстолюбия. Такой человек должен прежде всего душой оторваться от пристрастия к собственности, быть нестяжательным, не беспокоящимся о средствах жизни, целиком вверившим себя попечению Господа. Отцы Церкви считали, что надо не столько избегать сребролюбивых дел, «сколько самую страсть эту с корнем вырывать. Ибо никакой пользы не принесет нам неимение денег, если останется в нас желание стяжания».

Есть несколько другие бессребреники, отличительным свойством которых является то, что они трудятся ради блага других людей, не беря за это платы, безвозмездно. В высшей степени эта добродетель раскрывается в христианстве, когда верующий трудится «Христа ради», разумея, что в каждом человеке, которому он помогает, живет Сам Спаситель наш Иисус Христос. Такой бессребреник не просто отказывается от платы, но считает для себя милостью Божией и благом, если ему предоставляется возможность потрудиться безвозмездно, ради Христа.

Можно выделить и третий тип безмездников, их особенность – врачебное искусство. Память именно таких бессребреников совершается сегодня. Большая часть святых безмездных врачей до своего обращения к Богу были обыкновенными врачами и, уверовав во Христа, продолжали оказывать помощь больным. Только теперь они лечили уже не только своим врачебным искусством, но и призыванием имени Божия, молитвой, помазанием освященным елеем, окроплением святой водой. Исцеляя, не взимали платы, за что и были названы бессребрениками или безмездниками.

Нельзя сказать, что данный лик святых являлся общепризнанным, ведь для них не было даже единой службы в Минее. Вероятно, это было обусловлено малочисленностью бессребреников-исцелителей, а также дополнительной принадлежностью их к другим ликам святых угодников Божиих: мучеников, священномучеников, преподобных. Но известна попытка осмыслить чин бессребренников-исцелителей как единый лик.

Служба всем бессребреникам была составлена, вероятно, в XIX веке на Афоне, а впервые опубликована в 1980 году, после того как была прислана из русского Пантелеимонова монастыря на Афоне в Издательский отдел Московской Патриархии. Сам по себе термин «бессребреник», употребляемый по отношению к святым целебникам в акафистах, молитвах, тропарях, имеет многосмысловое значение. Но основной духовный смысл выражен в общем тропаре безмездникам: «Святии безсребреницы и чудотворцы, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам». Итак, обратимся к памяти тех святых целителей, что вспоминаются сегодня.

Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, где родился и вырос. Он был христианином и лечил всех больных безвозмездно, не только подавая помощь в телесных болезнях, но исцеляя также и душевные недуги, которые бывают причинами телесных немощей. Проповедуя евангельское учение, святой врач многих язычников обращал ко Христу. Во время гонения Диоклетиана в конце III – начале IV веков святой Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал и там лечить людей своей молитвой, получив от Бога дар исцелять все болезни.

В городе Эдессе в то время жил воин Иоанн, благочестивый христианин. Когда началось гонение, он пришел в Иерусалим и там, услышав о святом Кире, стал его разыскивать, пошел для этого в Александрию, затем в Аравию. Найдя святого Кира, Иоанн всей душой привязался к нему и стал его верным последователем.

Узнав, что в Египте, в городе Канопе, схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми: Феоктистой в возрасте 15 лет, Феодотией, которой было 13 лет, и 11-летней Евдоксией, святые Кир и Иоанн поспешили прийти к ним на помощь, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа. Они посетили их в темнице и укрепили в мужестве перед предстоявшим подвигом.

Узнав об этом, правитель города схватил святых Кира и Иоанна и, убедившись в их твердом и безбоязненном исповедании веры во Христа, предал их страшным пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы также стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна. Случилось это в 311 году. Тела святых христиане погребли в церкви святого апостола и евангелиста Марка.

Святые бессребреники Кир и Иоанн и святые мученицы, молите Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать