Точка опоры. О Причастии. Часть 1

20 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым.

Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе! Воистину воскресе! Сегодня 20 апреля 2018 года, пятница. Вы мне задаете много вопросов на тему причастия. В одних храмах рекомендуют причащаться часто, в других – редко, кто-то говорит, что следует причащаться раз в год, кто-то – несколько раз, кто-то – раз в месяц; где-то жесткий подход к подготовке, где-то не столь жесткий. Много ваших писем с просьбой обобщить это и внести некую ясность по этому вопросу. Какое современное отношение к причастию существует в Русской Православной Церкви? Отвечая на этот вопрос, я хочу сказать, что в одну передачу мы не уложимся. Возможно, мне придется сделать две-три передачи «Точка опоры».

Я хотел бы начать с того, что во вторник Светлой седмицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после Божественной литургии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре выступил со словом на эту тему. Я зачитаю вам короткую выдержку, и дальше мы будем разбирать эту тему; я дам вам свой комментарий.

Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Причащайтесь Тела и Крови Господних. Существуют разные предрассудки относительно того, как часто нужно причащаться. Некоторые говорят: раз в год, некоторые – четыре раза в год. Это все не находит никакого подтверждения ни в учении Спасителя, ни в учении Церкви, ни в каноническом порядке церковной жизни. Причащаться нужно как можно чаще, не превращая это в обычай, в привычку, чтобы это не стало обыденной привычкой. Главное в подготовке к причастию – это примирение с ближним, исповедание грехов и прочитанные молитвы (по своему состоянию, по своим силам). Ведь иногда на людей возлагают неудобоносимые молитвенные правила, которые их отпугивают: “У меня нет ни времени, ни возможности все вычитать. Как же я к Святой Чаше подойду?” Посоветуйтесь со своим духовником. И разумный духовник скажет вам: “Прочтите молитвы, которые можете прочесть, но самое главное – примиритесь с ближними, примиритесь со всеми, когда вы идете к причастию, искренне исповедуйте свои грехи и со знанием своего недостоинства приступайте к Телу и Крови Спасителя”. Ведь через Причастие мы действительно обретаем чувство Божественного присутствия в нашей жизни, а значит, укрепляем свою веру. И то, что сегодня кажется трудным – продолжительные молитвы, долгое пребывание в храме, – вдруг становится легким, радостным, потому что с Богом всегда легко и радостно».

Дорогие братья и сестры, слово Патриарха – это мнение Церкви, мнение Патриарха – это мнение Церкви. Для нас это архиважно, это очень важно! Но для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, я обращусь к истории. Лично я крестился в 1982 году в Советском Союзе, и крестил меня приснопамятный духовный отец, протоиерей Василий Лесняк. У него было мягкое отношение к причастию, он был так воспитан и считал, что всем людям, которые находятся на Божественной литургии, крайне хорошо причаститься. Конечно, речь идет только о тех людях, кому Христос стучится в сердце. Но если Христос не стучится в сердце человека, как же тот оказался на Божественной литургии?

В древности все первохристиане причащались каждый день. Конечно, вы скажете: «Невозможно каждый день ходить в церковь». Но и тогда не было такой возможности. Старались посещать храм минимум один раз в неделю, согласно Моисеевой заповеди: шесть дней работай, седьмой отдай Богу. Но в те дни, когда люди не могли ходить в храм, они причащались запасными Дарами. В древности существовала такая благочестивая традиция, когда человек получал запасные Дары, которые готовятся на целый год и сегодня в каждом храме Святой Соборной и Апостольской Церкви в Великий Четверг в память Тайной Вечери. Этими запасными Дарами священники причащают болящих и тех людей, которые не могут прийти на Божественную литургию. Эти запасные Дары каждый человек имел у себя дома. Если же человек уезжал в дальнюю поездку или в другой город, он получал запасные Дары на срок своего отсутствия. Православный христианин первых веков православия – это крест, Евангелие и запасные Дары, которые находились в мешочке на его груди. Мы иногда даже видим изображение таких святых с каким-то мешочком. Иногда люди думают, что это святые мощи. Нет, это запасные Дары.

Эта практика существовала много веков и была отменена уже на VI Вселенском Соборе; возможно, по той причине, о которой говорил Патриарх. Этот обряд стал обыденным, люди, вероятно, стали недостойно относиться к Дарам: возможно, кто-то их не очень бережно хранил, возможно, они как-то могли быть съедены мышами... В общем, святые отцы сказали, что так как любовь в сердцах у людей не такая, как у первохристиан, то эту практику нужно отменить. Конечно же, после этого времени люди причащались минимум раз в неделю, и эта практика существовала очень много веков.

Какая же была подготовка у людей, которые причащались часто? Если человек причащался ежедневно или два, три, четыре раза в неделю, то никаких особых постов он при этом не соблюдал, а соблюдал обычные посты, установленные Святой Соборной и Апостольской Церковью. Если же человек причащался раз в год и реже, то ему назначались особые молитвенные правила, помогающие покаяться, и главной темой его покаяния было редкое присутствие на службе. Я уже говорил, что мой духовный отец, протоиерей Василий Лесняк, просил всех людей, кому Господь стучится в сердце, причащаться, по примеру святого праведного Иоанна Кронштадтского, который поступал именно так. Потому что  в Древней Церкви все присутствующие на Божественной литургии, те, кто не причащался, должны были на ектении оглашенных уйти из храма. «Оглашенные изыдите!» – и они уходили из храма. Далее двери закрывались, и все, кто оставался в храме, причащались в обязательном порядке. Невозможно было представить в древние времена, чтобы человек, который остался на литургии верных, не причастился бы. Если человек оставался на литургии верных и не причащался, то это могло быть поводом к отлучению от Церкви. Во всяком случае, такой человек в обязательном порядке писал объяснение правящему архиерею, по какой именно причине он не причастился. Да, понятно, что сейчас нет такого требования. Но это требование говорит о том, что христиане первых и последующих веков обязательно причащались на Божественной литургии.

Как же они готовились? При частом причастии – обычные посты, те молитвы, которые благословлял их прочесть духовник. Все это считалось вспомогательными правилами, дополнительной подготовкой, очень важной, благочестивой, но второстепенной. Первостепенная подготовка – это присутствие на Божественной литургии. Божественная литургия – это и есть подготовка к Причастию. Святые отцы так ее составили, что в тексте Божественной литургии есть покаянный канон, есть причастное правило, есть все необходимые молитвы. Конечно же, очень важно перед литургией исповедоваться, и лучше это делать не на литургии, потому что когда человек стоит в очередь на исповедь, он не всегда может полноценно участвовать в богослужении. То есть сама литургия – это и есть подготовка, если вы будете со вниманием участвовать в Божественной литургии. Иногда даже полезно иметь Служебник перед глазами, чтобы следить за текстом, в котором вы увидите и причастное правило, и покаянный канон. К тому же, бывает, по какой-то причине образуются технические перерывы. И, например, перед причастием на Божественной литургии во многих храмах нередко читают причастные молитвы, каноны, которые необходимо человеку прочитать дома.

К тому же есть еще такое правило: если вы не прочитали молитвы и вас это внутренне мучает и тяготит, то причаститесь, а молитвы прочитайте потом. Вам никто не препятствует это делать. Причастные молитвы – это настройка, подготовка к причастию, а на сегодняшний день это благочестивое правило нередко превращается в заградительное, как сказал Святейший Патриарх. «Не могу причащаться, потому что не прочитал каких-то правил, каких-то молитв». Вот этого не должно быть. Готовьтесь к причастию изо всех сил, сколько есть времени и возможности, но превыше вашей подготовки – нахождение на Божественной литургии и обязательное причастие.

Да, я понимаю, конечно, в разных храмах есть разные традиции и подходы, и кто-то может не допустить людей к причастию. Хотя по каноническим правилам, для того чтобы священник не допустил человека к принятию Тела и Крови Христа, должны быть архисерьезные основания. Священник тем самым берет на себя высочайшую степень ответственности. Вот если, к примеру, человек был на службе и не причастился, потому что батюшка его не благословил, и, выйдя из храма, он умрет, то отвечать за него будет батюшка. Поэтому, конечно, на священника возложена величайшая ответственность в этом вопросе.

Я продолжу эту тему в нашей следующей передаче «Точка опоры».

Божие благословение да пребудет со всеми вами! Воистину воскресе Христос!

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать