Точка опоры. О причинах алкогольной зависимости

8 ноября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседы с доктором мед. наук, священником Григорием Григорьевым.

 

Здравствуйте, дорогие братия и сестры! Сегодня мы с вами поговорим о причинах алкогольной зависимости.

Иногда, когда эта беда и проблема появляется в вашем доме, и вы пытаетесь помочь своим близким преодолеть эту зависимость, то они не высказывают желания лечиться. И когда жена мужу говорит: «Иди, лечись!», нередко муж отвечает жене: «Тебе надо – иди, лечись сама». То есть то, что алкоголики не хотят лечиться, не считают себя больными, является большим горем и большой бедой.

Собственно говоря, любой психически больной человек не считает себя больным. В этом и заключается начало психического заболевания – снижение критической самооценки. А как вы понимаете, большое искреннее желание самого больного лечиться является главным условием успешного излечения. Но беда в том, что такого большого искреннего желания у самого больного быть в принципе не может. Потому что алкогольная зависимость – это тяжелое психическое заболевание.

Ни для кого не является секретом, что алкоголизм широко распространился в нашем обществе. Есть очень много разной статистики по распространенности алкоголизма. Но, наверное, главный подтверждающий фактор того, что пьют у нас много и повсеместно, это тот факт, что человек, оказавшийся в пьяной компании, который не принимает спиртные напитки, в лучшем случае воспринимается, как больной. Сам факт того, что человек не употребляет спиртные напитки, воспринимается как заболевание.

К примеру, я не принимаю спиртные напитки с декабря 1979 года, ни капли, ни при каких обстоятельствах. А до этого я принимал спиртные напитки не менее 10 лет. Однажды я завел дневник, в котором отмечал дни приема спиртных напитков. Выпил бутылку пива – ставлю в календарике крестик; не помню, как пришел домой – обвожу крестик кружочком. И когда в конце квартала я подвел итоги, оказалось, что за 3 месяца я лишь 3 дня не принимал ни капли спиртных напитков, и в среднем 2 раза в неделю не помню, как прихожу домой. А я в то время служил подводником  на Тихоокеанском флоте, в городе Владивостоке, и помимо медицинской службы, у меня была продовольственная служба и пищевое снабжение. Я сам себе сказал: «А что будет дальше? Вот сейчас у меня 20 ящиков вина в месяц бесплатных, 40 литров спирта, и если я не остановлюсь – что будет дальше? А дальше зависимость будет увеличиваться, а здоровье будет уменьшаться...» Я пришел к выводу, что я не могу пить в меру. Бесспорно, есть люди, которые пьют в меру, им даже можно в чем-то позавидовать. Но я, к сожалению, к этому числу не отношусь. Поэтому я принял для себя решение дать зарок перед Богом на Евангелии и Кресте, отказавшись на всю жизнь от всех спиртных напитков. Вот уже прошло почти 33 года с этого времени, и сегодня я считаю, что это самый правильный, самый разумный поступок, который я совершил 33 года назад. Именно этот поступок сегодня мне дает моральное право проводить с вами эту передачу.

Много раз я задавал себе вопрос, почему я начал пить. Ответ на этот вопрос дал святой Василий Великий, который сказал: «Обычай, многократно повторенный, становится законом». Вот этот обычай – ставить алкоголь на праздничный стол – стал законом нашего времени. По сути дела, если кто-то пригласит к себе друзей и не поставит алкоголь, то к нему отнесутся крайне отрицательно. Если это будут православные люди, они скажут: «Наверное, это какая-то секта». А если это будут люди не православные, они наверняка подумают про хозяина, что он жадный и недоброжелательный. Одним словом, если алкоголь не поставят на праздничный стол, праздник может быть испорчен, и люди скорее будут чувствовать себя как на поминках, а не как за праздничным столом. Этот обычай так широко распространился, что сегодня трезвый человек воспринимается как больной. Например, мне иногда приходится быть в разных компаниях, я стараюсь не привлекать к себе внимание, наливая в рюмки, в бокалы вещество, по цвету похожее на водку, на вино, чокаюсь вместе со всеми. Вдумайтесь, какое слово – давай «чокнемся», то есть давай станем больными, сойдем с ума! И потом когда люди чокнутся, они смотрят друг на друга и спрашивают: ну, как я выгляжу сегодня? Ты выглядишь бесподобно! Сначала чокнемся, а потом станем подобны бесу. Так родственники и говорят: когда он трезвый - хороший человек, когда выпьет – как будто бес в него вселился. Так вот, когда кто-то замечает, что я не пью, обычно говорит:

– Не пьешь?

– Не пью.

– Совсем?

– Совсем.

– И на Новый год?

– И на Новый год.

– А почему?

– Я больной. Ты можешь выпить немножко и остановиться, а я когда немного выпиваю, теряю над собой контроль. Я становлюсь агрессивным, раздражительным.

На это, как правило, собеседник мне отвечает:

– Ну, тогда не надо пить!

А я ему говорю:

– Я так тоже для себя решил, не можешь пить – не пей. Я тебе искренне завидую – ты можешь пить в меру, а я в меру пить не могу, поэтому я решил остановиться совсем.

– А давно такое? – спрашивает мой оппонент.

– Более 30 лет.

– Ну тогда, конечно, не надо пить.

Вы представляете, еще никто ни разу мне не сказал: «Ну какой ты алкоголик, раз ты не пьешь 30 лет?». Нет, именно то, что человек не пьет 30 лет – окончательный диагноз.

Вот если бы дедам-прадедам сказали: «Наступит в России такое время, когда трезвый будет восприниматься как пьяный, как больной алкоголизмом», люди бы не поверили, сказали бы: «Такого не может быть, все знают, что пьяный – это больной, а трезвый – здоровый». Но ведь время поменялось. Сегодня к нам в дом входит пьяный и говорит: «У меня сегодня праздник, выпьете со мной!». Если вы начинаете отказываться, он говорит: «Пей, а то я обижусь!» – попробуй с ним не выпить. Это считается нормальным. А представьте другую ситуацию. Входит трезвый человек в пьяную компанию и говорит: «Кто меня уважает, идите лечиться от пьянства, а не то я обижусь!». Что сделают с таким человеком? Могут даже побить, наверное. Не скажут: «Откуда такие люди берутся».

Говорят: на Руси всегда пили, это действительно так. Мы поговорим в одной из наших передач, как и почему пили на Руси и как много пили на Руси. Если в государстве пьет 3 человека, можно сказать: «В этом государстве всегда пили, но процент принимающих спиртные напитки, был чрезвычайно низкий». Во всяком случае, в 1913 году была проведена перепись населения, в которую был включен вопрос об отношении к алкоголю: в то время не принимали спиртные напитки 95% женщин и 70% мужчин. Остальные принимали, но их было меньшинство. В каждой деревне был свой алкоголик и его все знали – дом его покосился, огород зарос бурьяном. Был свой дурачок, которого тоже все знали и показывали на него пальцем. Теперь на 10 деревень один непьющий, и его тоже все знают и показывают пальцем: «Смотрите, – говорят, – вот идет больной, или того хуже «закодированный», - то есть человек невменяемый, больной. Вот так изменилось наше отношение.

Этот обычай постепенно вошел в нашу жизнь. Фактически мы сами не заметили, как тяжелый смертный грех - по словам апостола Павла, пьяницы Царства Небесного не наследуют - стал восприниматься сегодня как образ жизни. У нас исчезает понятие греха, аддиктивное[*] зависимое поведение изменяет наше понимание добра и зла. Худые сообщества развращают добрые нравы. Или, как говорит русская поговорка: с кем поведешься, от того и наберешься.

Что мы можем противопоставить этому явлению наших дней? Только личную трезвость,  личный пример. Как сказал преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам, и тысячи возле тебя спасутся». Когда жены и матери пытаются помочь своим близким, но а они их не хотят слышать, нередко они (жены и матери) повреждаются психически и духовно. Сегодня такое повреждение специалисты иногда называют созависимостью. Я считаю, что это не созависимость, а развитие тяжелого невроза вследствие постоянной психотравмирующей ситуации. Сколько водки выпито, столько слез пролито. Я всегда говорю родственникам пьющих людей: «Если он вас не слушает, предайте его в руки Божии, в руки ангела-хранителя, занимайтесь спасением самого себя. Помните: спасись сам, и тысячи возле тебя спасутся». А ведь у нас что получается: один утопающий пытается помочь другому утопающему - и оба идут ко дну.

Подводя краткий итог социальных, психологических, житейских причин алкогольной зависимости, можно сказать, что незаметно для нас, для нашего сознания, алкоголь стал неотъемлемой частью нашей жизни. А дальше включается закон: посеешь мысль – пожнешь поступок, посеешь поступок – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. Судьба начинается с мыслей и поступков, помните об этом. Собственно говоря, для того чтобы почувствовать себя больным, надо не пить несколько лет. И чем больше лет не пьешь, тем лучше восстановится критическая самооценка.

В следующей нашей передаче мы поговорим о духовных причинах алкогольной зависимости.

Большое спасибо за внимание. Да хранит вас всех Господь и пребудет с вами Божие благословение.

 

Расшифровка: Екатерина Федотенко

 


[*] Аддиктивное поведение – бегство от действительности посредством приёма различных психотропных средств – алкоголя, наркотиков, токсинов, курения табака.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать