Точка опоры. О Причастии. Часть 2

27 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым.

Воистину воскресе Христос! В нашей прошлой передаче мы остановились на теме Святого Причастия: как часто следует причащаться, как к этому следует готовиться, какое мнение Русской Православной Церквисуществует об этом на сегодняшний день. Я ссылался на выступление Святейшего Патриарха Кирилла во вторник Светлой седмицы, 10 апреля сего года, после Божественной литургии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в Москве. Я думаю, что будет полезно напомнить слово Первоиерарха Русской Православной Церкви по этому вопросу.

«Причащайтесь Тела и Крови Господних, – призывает нас Святейший Патриарх.– Существуют разные предрассудки относительно того, как часто нужно причащаться. Некоторые говорят: раз в год, некоторые – четыре раза в год. Это все не находит никакого подтверждения ни в учении Спасителя, ни в учении Церкви, ни в каноническом порядке церковной жизни». Причащаться нужно как можно чаще, не превращая это в привычный обычай, который не задевает душу человека. То есть это не должно входить в привычку, потому что не может войти в привычку встреча с Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом. Главное в подготовке к причастию – это примирение с ближним, исповедание грехов и прочитанные молитвы, по своему состоянию и возможностям.«Ведь иногда на людей возлагают неудобоносимые молитвенные правила, которые их отпугивают: “У меня нет ни времени, ни возможности все вычитать, как же я к Святой Чаше подойду?” Посоветуйтесь со своим духовником, – благословляет наш Святейший Патриарх Кирилл, – и разумный духовник скажет вам: “Прочтите молитвы, которые можете прочесть, но самое главное – примиритесь с ближними своими, искренне исповедуйте свои грехи и со знанием своего недостоинства приступайте к Телу и Крови Спасителя”. Ведь через Причастие мы действительно обретаем чувство Божественного присутствия в нашей жизни, а значит, укрепляем свою веру. И то, что сегодня кажется трудным – продолжительные молитвы, долгое пребывание в храме – вдруг становится легким, радостным, потому что с Богом все легко и все радостно».

В нашей прошлой передаче я говорил вам о том, что главная подготовка к причастию – это участие в Божественной литургии. Святые отцы так составили Божественную литургию, что она является подготовкой к причастию. В тексте Божественной литургии есть и покаянный канон, и причастное правило, и все необходимое для того, чтобы с сокрушенным сердцем подойти к Чаше с Телом и Кровью Христа. Как бы мы ни готовились к Святому Причастию, мы всегда будем недостойны.

Вы представляете, как страшно бывает, когда кто-то из людей не причащается, находясь на Божественной литургии! В прошлой передаче я говорил вам, что за то, что люди не причащались, оставшись на литургии верных, они могли быть отлучены от Церкви. Человек иногда говорит: «Я не готов». Когда такие люди подходили к Иоанну Кронштадтскому и говорили: «Я не готов», кронштадтский пастырь отвечал: «Я не спрашиваю тебя, готов ты или нет. Никто не может быть готов к встрече с Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом. Стучится ли Господь в твое сердце?»

Вы представляете, как страшно, когда человек не причащается, потому что он не готов? Страшно, потому что, возможно, не будет второго раза для этого, но страшно еще и потому, что он бывает готов к этому. Вы представляете, человек бывает готов к встрече с Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом – это действительно страшно! Лично я считаю, что в таком случае, если человек почувствует себя готовым к встрече со Христом, возможно, и не следует причащаться.

Неужели от того, что мы чегоне съедим или что-то прочитаем, наша готовность возрастет? Я не хотел бы, чтобы вы истолковали мои слова так, что я вас призываю не читать молитв, не готовиться и не поститься. Вовсе нет! Я призываю вас отличать главное от второстепенного.

Мы никогда не подготовимся к встрече с Богом. У нас некоторая часть православных людей, приходя к причастной Чаше, приходит как бы на Божий Суд, как если бы уже наступило Второе Пришествие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. А ведь мы живем при Первом Пришествии. Да, действительно, при Втором Пришествии Господь – праведный Судья, но при Первом Пришествии Он – любящий Отец. Вот и надо приходить в храм к любящему Отцу!

Да, мы недостойные, блудные дети, но мы очень любим своего Отца, и Отец все наши немощи и грехи покрывает Своей любовью. Я говорю это не для того, чтобы вы перестали готовиться к причастию, а для того, чтобы, выполняя благочестивое правило, помнили, что достоинство от этого не повысится. Молитвы вы читаете из любви к Богу, поститесь из любви к Богу, по мере своих сил, возможностей и здоровья. Например, в храме Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Всеволожского района Ленинградской области, где я являюсь настоятелем, очень много больных людей, очень много людей, которые бросили пить, курить, принимать наркотики, немало психически больных, немало инвалидов. Конечно, для больных людей подготовка должна быть сведена до минимума.

В православии всегда существовало два подхода к причастию: один жесткий, который назывался акривия, другой – мягкий, который назвался икономия. Акривия применялась для монахов-аскетов, людей, которые являлись воинами Христовыми и жили в благодатные времена, а икономия – для младенцев во Христе. Апостол Павел говорил: «Младенцев кормите жидкой пищей, а когда вырастут – твердой». 121-е правило VI Вселенского Собора говорит: «Проявляй к человеку сострадание, дабы не ввергать душу страждущего в стремнины отчаяния». Икономия – это сострадание Божественной любви к нашей немощи, к нашим грехам.

Несомненно, многие современные люди, далекие от Бога и невоцерковленные, не знают молитв, они даже не знают «Отче наш», иногда даже «Символ веры» читают с трудом. И если таким людям, не имеющим опыта литургической церковной жизни, предложить выполнить некие правила, то многие не смогут сделать этого физически. А у тех, кто все-таки преодолеет свою немощь и сделает это, может сложиться мнение, что это и есть главная подготовка, а Господь сидит на небе и смотрит, что мы съели и что прочитали. И если мы, не дай Бог, что-то не прочитали, Он нас накажет. Иногда православные люди даже говорят, что если человек причащается недостойно, то он может заболеть.

В молитве сказано: «Причащающийся во осужденииосужден будет». Вот главная проблема – тот, кто осуждает других, не может встретиться с Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом, и к этому призывает вас Патриарх: «Примиритесь с ближними». Я понимаю, что иногда мы не можем преодолеть дух осуждения, с которым приходим на причастие, и тогда Господь проходит сквозь нас и мы не чувствуемвстречи. И от этого наша вера не укрепляется, а повреждается. Если мы не можем примириться с ближними, наша вера будет повреждаться во время причастия.

Я хочу также сказать, что человек практически не может сам примириться с ближними, с теми, кто его обидел, но только Господь может дать эту благодать. Перед причастной Чашей следует просить Бога о даровании духа прощения тех, кто нас обидел: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». И Вселюбящий и Всемилостивый Господь поможет нам преодолеть это искушение – лживый и лукавый дух обиды. Ведь если нас кто-то обидел, значит, есть некие грехи, которые могут быть прощены, только если мы простим тех, кто обидел нас. Если много обид, значит, много грехов. Милостью Божьей, благодатью Божьей мы простим этих людей, и уйдут наши грехи. Представляете, какая благодать открывается человеку! А если человек не будет ходить на Святое Причастие, то как же он простит тех, кто его обидел? Помните: «Причащающийся во осуждении осужден будет».

Иногда людям говорят: «Ну как же, нужно совершить некий подвиг!» – потому что православие в некоторых храмах сегодня стало не исцелением грешников, а наградой праведников: стань сначала праведником, а потом приходи, и мы тебя причастим. Иногда так и говорят: «Ты чего часто причащаешься? Ты что святым стал?» Да нет, нет! Я грешник! Я грешник, я хочу восстановить подобие Божие! Если бы стал святым, тогда можно было и пореже причащаться. Действительно, если человек  стал святым, ему можно причащатьсяреже, потому что во время таинства Причастия в человеке восстанавливается образ и подобие Божие, и чем больше они разрушены, тем чаще надо причащаться.

Я продолжу размышления над темой причастия в следующей передаче «Точка опоры». Божие благословение да пребудет со всеми вами! Воистину воскресе Христос!

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать