Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 1

1 ноября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным.

– Сегодня мы будем говорить о самой главной и самой сложной составляющей Божественной литургии – Евхаристии. На эту тему мы, как обычно, рассуждаем с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках.

Прежде хотелось бы поздравить Вас со знаменательным событием: в сентябре в Москве проходила очень авторитетная ювелирная выставка «Джунвекс», даже участие в которой всегда высоко оценивается. Вы же не просто участвовали, ваша знаменитая мастерская «София» заняла первое место. Наверное, это ошеломляющий успех, поскольку там собирались лучшие ювелиры нашей страны и зарубежья. В России церковное дело всегда было искусством. Мы знаем, какими красивыми всегда были чаши, подсвечники, какое внимание уделялось внешней красоте. Сейчас нам порой бывает сложно определиться, что подарить в престольный праздник, на именины, день рождения. Думаю, ваша «София» – восполнение наших потребностей. Хотела бы с Вашего благословения показать нашим телезрителям некоторые вещи, представленные на этой выставке, – настоящие произведения искусства.

(Показывает ювелирные изделия.)

Когда мои знакомые выбирают подарки на церковные праздники, то всегда приезжают сюда, в «Софию», и говорят, что одариваемые всегда очень довольны.

– Конечно, для меня очень отрадно, что «София» заняла первое место. Но отрадно не из-за чувства гордости, а из-за чувства радости в связи с тем, что, я уверен, в Церкви все должно быть прекрасно. Людей, которые приходят в церковь, нужно удовлетворять какими-то предметами тонкого искусства, в данном случае это серебряные предметы. Слава Богу, у нас работают потрясающие модельеры и художники, разрабатывающие эти модели. Особенно выделяется художница Наталья Сажина. Это прекрасный художник, который чувствует материал. Я согласен, что предметы религиозного назначения, возможно, должны быть более дешевыми, такими, как выпускают многие предприятия, в том числе «Софрино», которое вполне удовлетворяет потребности Церкви. Но если у людей есть средства или возможность (даже с ограниченными средствами), нужно приобретать высокоэстетичные вещи, если они по карману.

– Тем более если это подарок.

– Да. Ведь о Боге у Федора Михайловича Достоевского сказано: «Красота спасет мир». Но красота не сама по себе, потому что главной красотой этого мира является Господь. Так как Господь, образно говоря, бесконечно красив, то, конечно, каждая церковь и мы должны стараться и работать над красивыми вещами.

– Тем более отрадно, что эта выставка светская. Там были представлены ювелирные изделия нерелигиозного, нецерковного назначения. Пожалуй, одна «София» решилась представить церковные изделия. Особенно удивительно и отрадно, что светское жюри вполне оценило предметы религиозного назначения. Думаю, мы действительно должны бывать на таких выставках, чтобы голос Церкви был слышен и там, чтобы все видели, что могут церковные мастера.

Еще раз скажу, что на Руси всегда было принято делать церкви и церковные предметы красивыми, изящными. В Оружейной палате мы видим различные шедевры, но это сейчас они музейная диковинка, а когда-то использовались в церкви за богослужением.

– Конечно. Начиная с архитектуры и заканчивая внутренним убранством церкви и церковной утварью (облачение, сосуды, о которых Вы говорите) – все это было, безусловно, преисполнено глубокой эстетики и красоты.

– Теперь к теме нашей программы. Наши телезрители даже подходили ко мне и спрашивали, когда же мы приступим к теме Евхаристии.

– Да я бы оттянул время нашего разговора о Евхаристии, говорил бы больше о красоте искусства, чем о Евхаристии. Мне страшно приступать к этому таинству, потому что оно настолько широко, глубоко, высоко, что человеческий ум не может помыслить и обнять всю глубину и красоту Евхаристии. Не только красоту, но и ее божественность, потому что Евхаристию через нас, священнослужителей, всегда совершает Сам Бог. Мы только орудие в руках Божиих, вне зависимости от жизни священника (порочной или непорочной).

Конечно, лучше, когда мы ведем или стремимся вести святой образ жизни, но Евхаристия совершается вне зависимости от жизни священника, потому что на священнике благодать Божия. Не он творит Евхаристию, а Господь. Об этом есть много рассказов, которые знает Церковь, люди верующие и неверующие. Вот «Десять мин» Николая Добровольского, десять рассказов, и один из них – «Могут увидеть только дети». Добровольский – ученик и духовный сын преподобного святого праведного отца Алексия (Мечева). Рассказывается, что один из детей был со своими родителями на Божественной литургии и видел, будто священник где-то в углу, темного цвета, лицо его черно, он привязан к батарее, а у престола стоит ангел Божий. Господь вместе с ангелами совершает это служение.

– Сохранились рассказы блаженной Рахили Бородинской (она была алтарницей). Она говорила, что видела в алтаре голубей и обугленные руки священников… Это рассказы одного плана, откровения.

– Да, конечно. Поэтому к этому таинству очень трудно приступать. Вроде бы пытаешься подготовиться к нему, рассказать что-то православным и неправославным людям, но приступать очень страшно и трудно.

Но начну с того, что Евхаристия – это благодарение. Вот Евхаристический канон. Что такое канон? Это правило, ограничение в возможностях изменить канон Евхаристии. В древние времена Евхаристию совершали пророки, и они могли говорить на основе Евхаристического канона свои слова, те, что изливались из их сердца. Молитвы могли быть очень продолжительными, и мы это видим на Литургии апостола Иакова (осталась такая литургия), которая очень длинная. Может быть, и не сам апостол Иаков, а его ученики как бы канонизировали ту Евхаристию, которую он совершал. Она всегда была связана с импровизацией творческого, молитвенного духа, но сам канон не менялся.

Всегда должно быть три составляющих. Первая – о творческой силе, творчестве Бога Отца, сотворившего мир, нас и оставившего нам образ домостроительства в лице Господа Иисуса Христа. Вторая часть – это как раз домостроительство Христово, его воплощение на земле, жизнь, проповедь, установление Божественной литургии. Третья часть – Дух Святой, прелагающий хлеб и вино в Святые Дары – истинные Тело и Кровь Господни. Это три важные составляющие темы Евхаристии. За все мы благодарим Бога: и за творческую силу Творца Бога Отца, и за воплощение Господа Иисуса Христа, и за благодать Духа Святого, без Которого не был бы сотворен этот мир, не было бы, если хотите, Божественной литургии и Евхаристии, о которой мы сейчас говорим.

Евхаристия – это благодарение. Анафора – возношение. Во время Евхаристии и во время благодарения все молитвы, посвященные как Богу Отцу, так и Господу Иисусу Христу и Духу Святому, носят благодарственный характер. А возношение – это когда мы приносим дары и возносим их Богу: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Диакон во время этого возгласа складывает крестообразно руки, в правую берет дискос с уже почти Телом Христовым (но еще с хлебом, агнцем), а в левую – Чашу с еще вином, то есть ни хлеб, ни вино еще не преложены, не изменены в своем естестве в Тело и Кровь Господни. Уже потом читается молитва эпиклезы – о снисхождении на эти Дары прелагающего их Духа Святого.

Кстати, хотел бы вкратце остановиться на восточной и западной традициях Церкви, сначала на конфликте в служении Божественной литургии между Восточной и Западной Церквами, на который ни одна из них не обращала внимания. В чем он состоял, если вообще возможно говорить о конфликте в древние византийские времена, при существовании единой Западной и Восточной Церкви? В том, что постепенно, в какое-то время (не берусь его устанавливать, архимандрит Киприан (Керн) в своей книге о Евхаристии пишет: «в известное время»), вдруг была вытеснена формула эпиклезы, формула призывания Духа Святого.

Что это за «известное время», мне пока неведомо, но главное то, что католический западный мир считает, что преложение Святых Даров совершается не во время трехкратного призывания Духа Святого, а во время установительной формулы, которую Господь Иисус Христос произнес на Тайной Вечере: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое Нового Завета, за вас ломимое во оставление грехов» (о хлебе); «Приимите, сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая во оставление грехов» (о вине). Западный католический мир считает, что именно во время этих слов осуществляется преложение Даров: пресуществление хлеба в Тело Христово, а вина в Кровь Христову, – и полагает, что призывание Духа Святого – это позднее изобретение даже не византийского, а греческого мира.

Так считают многие католические богословы. Они придерживались этого мнения на протяжении многих веков. Может быть, они не столь углублялись в историю литургики (историю Божественной литургии). Кстати говоря, это мнение в некотором смысле разделяется и Греческой Церковью, в которой, кажется, не совершается троекратного прошения о снисхождении Духа Святого. Не берусь утверждать, но как раз вчера я говорил с человеком, который постоянно бывает на греческих литургиях. Мы размышляли именно о формуле эпиклезы.

Да, наверное, Божественная литургия совершается, наверняка и в Греческой Церкви Господь восполняет все, что было и является недостатком в совершении таинств. Но, например, архимандрит Киприан (Керн), очень глубокомысленный литургист, ученый с большой буквы, чью книгу «Евхаристия» мы читаем до сих пор, с совершенной очевидностью доказывает, что эпиклеза существовала с древнейших времен, и называет разных авторов. Среди них утверждения и свидетельства и святителя Иоанна Златоуста, и святителя Василия Великого, и многих других еще более древних отцов, которые восходят ко второму веку после Рождества Христова. Если опираться на этот фундаментальный труд архимандрита Киприана (Керна), то формула освящения Святых Даров, оказывается, существовала и раньше, в Древней Церкви. И мы по преемственности Древней Церкви совершаем эту потрясающую молитву.

Помню свои впечатления на нескольких литургиях, от которых меня в дрожь бросало, мурашки бежали по телу, возникало какое-то особое чувство. Могу сказать, что с мурашками до сих пор служу Божественную Евхаристию. Но когда я еще не был священником, а был юношей, только пришедшим к вере, помню это состояние именно во время молитвы призывания Духа Святого. Это было в советское время, и служил Божественную литургию митрополит Антоний (Блум). Нас тогда преследовали, но при приезде митрополита Антония молодежь сразу же узнавала, где он служит, и наполняла московские церкви, где он служил. Помню, как я стоял в алтаре, и он очень спокойно трижды произносил эту формулу, и со мной что-то произошло, что-то необычное. Это даже не мурашки, а какое-то внутреннее поразительное потрясение, действительно связанное со снисхождением Духа Святого – главным образом на Дары, но и на всех нас, стоявших не только в алтаре, но и в храме.

Возвращусь к своему литургическому опыту: я всегда испытываю особое состояние во время этой молитвы. Не потому, что я себе что-то внушил (я маловнушаемый человек), а потому, что чувствую: в это время действительно благодать Святого Духа сходит на Святые Дары.

Это является, если хотите, началом нашей беседы о Божественной Евхаристии. Это очень сложное таинство, очень глубокомысленное, и я боюсь, что мой скудный язык и сухой ум не смогут передать той глубины и благодати, которые действительно чувствует вся полнота Церкви во время Евхаристического канона.

– Совершенно не хочется заканчивать передачу, но приходится. Честно говоря, я заслушалась Вашими чудесными воспоминаниями о митрополите Антонии Сурожском. Я тоже его очень люблю и всегда с удовольствием читаю его книги, в которых масса интересного. Иногда по каналу «Культура» показывают «Диалоги» – беседы с митрополитом Антонием, это всегда большое счастье и вызывает большой интерес. Сердечно Вас благодарю, надеюсь, что в следующей программе мы продолжим выполнять наше обещание телезрителям и сосредоточимся на Евхаристическом каноне.

Но прежде чем завершить программу, хочу еще раз поздравить Вас с победой на светской ювелирной выставке, на которой вы представили изделия церковного назначения вашей знаменитой «Софии», это очень большое достижение. Надеюсь, что в скором времени «опытные образцы», что у нас в студии, поступят в серийное производство, и наши телезрители смогут их приобрести для себя, для родных и близких. Это действительно очень хорошие, красивые подарки, и Вы правильно сказали, что юбилеи, дни рождения, именины бывают не так часто, когда хочется подарить что-то особенное дорогому, близкому человеку. Еще раз поздравляю с победой на этой, подчеркиваю, светской выставке. Наше церковное искусство не уступает светскому.

 

Ведущая Любовь Акелина
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать