Таинства Церкви. Преподобный Серафим Саровский. Беседа с иеромонахом Клавдианом (Сафоновым)

27 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня с иеромонахом Клавдианом мы продолжаем говорить о церковных праздниках.

Приближается Успенский пост. Но до Успенского поста нас ожидают замечательные праздники в честь святых, которых мы очень любим. Причем они совершенно разные: разного происхождения, жили в разное время, в разные эпохи. А любовь к ним неизменна. Я говорю о преподобном Серафиме Саровском и о пророке Божием Илии.

Сегодня мы поговорим о преподобном Серафиме. Я очень люблю этого святого. И когда подхожу к его иконе, всегда говорю: «Здравствуй, батюшка! Христос воскресе!» Его любовь, его радость, его знаменитое восклицание, которым он приветствовал людей, навсегда сохранились в нашей душе. Каково же значение Серафима Саровского в нашей истории? Почему столько времени прошло, а его так любят?

– Русский народ особо почитает своих святых. Преподобный Серафим Саровский был очень ярким выражением как раз русской святости. Тихий, скромный молитвенник, подвижник благочестия, достигший христианского совершенства в своем подвиге. Причем он совокупил в своем жизненном пути очень много разных видов благочестия. Он был очень страдающим человеком, пережил много болезней и уже с детства был храним Господом и Божией Матерью, пережил чудесное исцеление посредством поклонения иконе Божией Матери Курской Коренной. Далее в его жизни было вступление в монастырь, общежительное монашество, после рукоположения в сан пресвитера – безмолвие, подвиг столпничества (мы знаем, что он стоял тысячу дней и тысячу ночей на камне, молясь Господу), общественное служение, старчество. Все это было пронизано его любовью к Богу и молитвенным деланием. Его книга, которая дошла до наших дней, раскрывает именно суть, цель христианской жизни – стяжание Духа Святого.

Преподобный Серафим особо любим и почитаем русскими людьми, потому что его подвиг, во-первых, был не так давно – он жил в XVIII веке. С другой стороны, этот святой открыл для нас не только в слове, но и опытно показал на деле, что такое стяжание благодати Святого Духа. Небольшие его поучения, которые сохранились, всеми любимы и у всех на слуху. «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Целью христианской жизни, как говорил преподобный Серафим Саровский, является не пост, не молитва, не какие-то инструменты к благочестивой жизни, а именно стяжание благодати Святого Духа, наполнение своей души, своего человеческого естества Божественной энергией.

Серафима Саровского почитали и почитают и многие зарубежные подвижники; в Греции знакомы с его учением об исихазме, учением о внутренней внимательной молитве. Его любит и почитает весь мир. Память преподобного Серафима Саровского празднуется 1 августа – это день обретения его святых мощей, и 15 января – день памяти, связанный с его блаженной кончиной. То есть два раза в год мы празднуем память преподобного Серафима.

В прославлении преподобного Серафима участвовал император Николай II; он непосредственно руководил торжествами. Это было событием очень значимым, поэтому Церковь продолжает вспоминать торжества, посвященные прославлению преподобного Серафима Саровского. Его любят. Часто его изображают на одной иконе с преподобным Сергием. Например, в Московской духовной академии студенты, поднимаясь в аудитории, проходят мимо замечательной иконы, которая находится в лестничном пролете; на ней изображены преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий, дорогие сердцу русского человека святые, которые явились основой монашества на Руси.

– Не удивительно ли, что Серафим Саровский появился в XVIII веке? Это был очень сложный век для русского православия и для русской души. Мы знаем, что XVII век – это для Церкви тяжелые годы правления Петра I, Анны Иоанновны. Хотя Елизавета была богомольной, верующей, но тоже было не все гладко. При Екатерине Великой было упразднено огромное количество монастырей, как мужских, так и женских, был упадок образования и так далее. И XVIII век – это отход русских людей от русскости (если можно так выразиться) и ориентация на западные ценности, как сейчас модно говорить. Это не сейчас родилось, это было еще в XVIII веке. Хотя многие все-таки оставались приверженцами православия, но мы видим, как вера угасала. И вдруг Серафим Саровский. Как вообще это могло случиться в том веке?

– На удивление, Господь творит чудеса и Свою Церковь хранит и наполняет теми людьми, которые действительно обогащают и поддерживают святое православие. Преподобный Серафим Саровский был особо ревностным защитником православия и учил других мужественно стоять в вере. Своим словом он многих обратил в православие, в том числе и сектантов, и раскольников. Он, будучи неграмотным, простым человеком, прошел совершенно простой путь (никакого не светского просвещения), но своим усердием и любовью к Богу, к Священному Писанию и святым отцам, которых он читал, он достиг действительно духовной мудрости и стал светочем. Известны воспоминания Мотовилова, его ученика, о тайнах духовной жизни, которые были открыты преподобному Серафиму Саровскому. Ему открывалось и будущее, то есть он имел и пророческий дар. Его служение людям в ту эпоху, конечно, укрепляло православие и церковность.

Если мы вспомним, в то время не было патриаршества на Руси, оно было упразднено, был Священный Синод. Кстати, возникали определенные сложности с его прославлением, потому что были другие мнения в отношении его святых мощей, святых останков. Архиереям, членам Синода, приходилось писать научные статьи, опровержения версий того, что мощи должны быть обязательно полностью нетленными. Что мощи – это сосуд благодати Святого Духа, и человек, останки которого мы почитаем, явился сосудом Святого Духа, поэтому действие Святого Духа через останки является свидетельством того, что он угодил Богу, он свят.

Преподобный Серафим Саровский своим примером показал, как совершается путь восхождения христианина на небо, путь духовного совершенствования. Он ведь был и строителем женской обители. Он наставлял приходящих к нему и простых людей, и чиновников, и более именитых. Конечно, преподобный Серафим Саровский был явлен для того, чтобы Церковь укреплялась духовно.

– Из жития преподобного Серафима мы знаем, что когда на него напали разбойники, он – сильный человек – не стал им отвечать, использовать свою силу. Многих удивляет этот факт. По сути, он дал себя покалечить, ведь после этого он ходил сгорбленный. Почему он так поступил? Ведь это же были злые люди. Он мог им ответить. Может быть, это ложно понятое смирение? Ведь не всегда же мы так должны смиряться? Если разбойники будут на нас нападать, получается, мы должны отдать себя на избиение, мол, бейте нас? Что это было? Как это понять современному человеку?

– Я думаю, что многие телезрители знают жизнеописание преподобного Серафима Саровского, поэтому мы не будем его полностью сейчас пересказывать. Его жизнь – это цепочка испытаний, так можно сказать. Как и у каждого человека, у преподобного Серафима был особый путь. Он с детства и болел, и чудесным образом был исцелен. Он падал с колокольни и чудесным образом остался жив. После вступления в монастырь через два года послушничества он тоже очень серьезно заболел, и на третий год ему явилась Божия Матерь и исцелила его. После того как он удостоился рукоположения, послужив в сане диакона, он ушел в затвор, затворился и начал подвижническую жизнь.

Потому что затвор – это не просто отречение от всего суетного и земного, это углубление в свое сердце, познание самого себя, когда через призму своей души, молитвенное делание человек познает себя, свои страсти, борется с ними, старается всеми силами привлечь благодать Святого Духа, которая его обновит. В этой борьбе преподобный Серафим был вынужден встать на столп, на камень и молиться тысячу ночей и тысячу дней для того, чтобы победить дьявола. Видимо, дьявол особенно ополчился на преподобного Серафима Саровского, который ушел в уединение, в затвор. Поскольку дьявол не смог справиться с его ревностью, с его любовью к Богу, с его пламенем молитвы и веры, дьявол по-другому ополчился на преподобного Серафима – посредством вот этих людей, которые, ища каких-то сокровищ, денег, покалечили преподобного Серафима.

Преподобный Серафим Саровский за неделю прочитывал всех евангелистов  и советовал всем приходящим к нему полюбить слово Божие, чтобы ум как бы плавал в Священном Писании, для того чтобы каждое событие жизни понимать именно посредством Евангелия. Вот эту ситуацию с разбойниками он воспринял как нападение дьявола, но инструментом были люди. И он победил в этой брани с дьяволом своим смирением, отказавшись наказывать этих людей. Он тем самым исполнил заповедь Божию не просто не сопротивлением злу, а одержал победу над злом путем добра. В той ситуации верным, евангельским решением проблемы было смиренное принятие того, что происходит, и незлобие, чем он посрамил дьявола и победил его. Поэтому вот это событие не может быть вырвано из контекста.

Современный человек всегда старается сразу отреагировать в подобной ситуации. Но у подвижника благочестия другое мышление: он понимает, что Господь всегда рядом и что какие-то вещи Он попускает либо для духового совершенствования, либо для усиления подвига подвижника, либо для его сугубого покаяния. Чтобы возбудить особую ревность в подвижнике и особую ненависть к греху и дьяволу, который борется, приступает к подвижнику, чтобы его смутить, столкнуть в пропасть. Поэтому преподобный Серафим Саровский прекрасно видел, что и кто за этим стоит. Вот, наверное, так можно ответить.

– И еще важный вопрос. Преподобный Серафим учил: стяжи дух мирен. Наверное, это означает оставить грехи, бороться с искушениями, помыслами, грехами? В чем это должно заключаться? Что для современного человека означает стяжание Духа Святого? И как этого можно достичь в современной суете?

– Каждый христианин, который приходит в храм, опытно познает, что такое благодать Святого Духа. Нельзя это назвать состоянием или каким-то особым чувством; это действительно некое сопереживание ума, сердца и души, когда человек вдруг ощущает особое присутствие Божие, особое Его действие, некое обновление в самом себе, внутри себя.

На уровне, может быть, примитивном человек чувствует какую-то особую радость, когда, например, он делает добро. Он исполняет заповедь Божию и чувствует, что в нем что-то изменяется, меняется его состояние души: ему особо отрадно, он освобождается от определенных внутренних переживаний, которые сковывают человеческую душу. Например, страсти, которые нас мучают, склоняют к определенным греховным поступкам, ослабляют свою силу, когда мы понуждаем себя и делаем добро. Мы чувствуем, что сила врага, которая связывает нас посредством страстей, ослабевает. В этом и есть та самая благодатная помощь Божия, которая приходит после того, как человек совершает добрые поступки, добрые дела.

Кому-то благодать Святого Духа больше  помогает в каком-то определенном деле, в каком-то служении ближнему. Кому-то в каких-то особых подвигах воздержания. Но в целом, как преподобный Серафим сказал, особая сила благодати Святого Духа приходит тогда, когда человек молится, когда он полюбит молитву. Да, добрые дела в свою меру привлекают благодать, и человек это ощущает, но когда человек встает на молитву, когда он старается всегда пребывать в присутствии Божием и обращаться к Господу, то именно молитва призывает особую благодатную силу на человека.

Поэтому стяжание благодати Святого Духа – это процесс, и познать это можно только опытным путем. Как говорил один из подвижников: если хочешь познать, что такое христианство, вступи на этот путь, побудь христианином какое-то время и поймешь, что происходит в твоей жизни, если ты будешь выстраивать свою жизнь по заповедям Божиим. Конечно, многое изменится; тогда ты сделаешь выводы и встретишь в конце концов Господа, Который откликается на каждый зов, на каждый шаг в Его сторону. Человек, идя по пути спасения, обязательно найдет отклик, Господь обязательно услышит молитву человека, поможет ему, вразумит, но только тогда, когда человек сам захочет вступить на этот путь. Поэтому это процесс. К этому призывает преподобный Серафим Саровский и считает это самым важным.

– Если мы возьмем современные молитвословы, там написано, какому святому и о чем молиться. Написано, что Серафиму Саровскому особо молятся при больных ногах и больной спине. Как Вы относитесь к таким рекомендациям в молитвословах?

– Я думаю, что Серафим Саровский воспринимается людьми как человек, который опытно прошел эту беду: его побили, он был сгорблен, и у него болели ноги. Наверное, наши простые русские сердца считают (и, наверное, не ошибаются), что человек, который пережил страдания сам, лучше поймет другого. Я думаю, любовь в человеке способна познать скорбь и плач любого другого человека, необязательно тогда, когда сам человек что-то переживает. Конечно, может быть, страдания другого являются более доходчивыми и очевидными, когда человек сам это все пережил, он тоньше знает материю этих переживаний. Но, мне кажется, зацикливаться и настаивать на том, что эти святые помогают только в этом и именно по этим причинам им нужно молиться, не совсем правильно.

Святые – это живые люди, которые нас всегда слышат и видят, и в Боге они способны помочь нам в любом вопросе, в любом деле. Просто человеку нужно за что-то зацепиться. Мы обращаемся к святым, когда нас постигла какая-то беда или какое-то недоразумение, и мы ищем того, как выйти из этого положения, как избавиться от этой скорби. И самое быстрое решение – найти того святого, который это пережил. Но я думаю, что это не может быть правилом. В молитвословах пишут просто какие-то рекомендации. Например, если хотите, можете помолиться святому Антипе при зубной боли. Я думаю, именно в этом связь – эти святые когда-то либо помогли в этом недуге кому-то, либо сами пережили этот недуг.

– Все-таки мне кажется, что нам, людям православным, церковным, надо учиться воспринимать подвиги святых не просто как подвиги телесные и не просто молиться им об избавлении от каких-то телесных недугов. Конечно, это важно, все мы хотим быть богатыми и здоровыми, но все же, глядя на эти святые лики, надо думать, каким святой был в жизни, к чему стремился.

Наверное, Серафиму Саровскому надо молиться о том, чтобы научиться каждого человека, к нам приходящего, принимать со словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Это, наверное, самое сложное. Ведь он был искренен. Вряд ли он лукавил. Он был постник, молитвенник, подвижник, жил очень скромно. Как человек мог переполняться такой радостью – это просто удивительно! Наверное, нам к этому надо стремиться и просить Серафима Саровского, чтобы он помог нам стать такими же, чтобы мы искренне любили людей. Это удивительный святой, который показал подвиг дружелюбного и любвеобильного отношения к людям.

Может быть, Вы обратитесь к нашим телезрителям, подведя итог нашей беседе...

– Безусловно, преподобный Серафим Саровский для каждого человека является светочем христианства и православия. Наверное, и передача наша для этого создана, чтобы поддерживать память и любовь к святым и чаще к ним обращаться за помощью. Потому что святые – это наше достояние, и мы не должны в суете дней забывать о них. Мы должны хранить память о них в своих сердцах, молиться им и передавать память о них, учить наших детей почитать наших святых достойно – как святых угодников Божиих, которые возродили нашу Русь и являются образцами христианской жизни, святости.

– Спасибо большое, отец Клавдиан! В следующей нашей беседе мы поговорим о празднике пророка Божия Илии.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать