Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

18 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Батюшка, с особой радостью Вас приветствую. Мы долгое время не встречались, и за это время набралось к Вам очень и очень много вопросов. Так что будем отвечать.

– Христос воскресе! Дорогие братья и сестры, рад приветствовать всех вас в эти пасхальные дни.

– Такое количество вопросов говорит о том, что программу смотрят. Я неоднократно говорила, что с каждым разом вопросы все интереснее, серьезнее, насущнее. Это говорит о том, что новые люди начинают приходить в храм, они еще чего-то не знают, и это тоже не может не радовать.

Первый вопрос: «Можно ли читать молитву “Богородице Дево, радуйся” вместо Иисусовой молитвы?»

– Мы – счастливые люди, потому что у нас нет никаких препятствий для обращения к Богу. Молитва – это беседа с Богом, молитва – это дыхание души. А внимание – это душа молитвы. Поэтому может читаться любая молитва, но от сердца. К Господу можно обращаться в любое время дня и ночи любыми молитвами, и не надо делать из этого никакой проблемы.

Например, когда был пост, задавали вопрос о том, можно ли постом читать акафисты. Читайте что угодно. Постом читают Псалтирь. Хотите читать акафист – читайте акафист. Хотите читать канон – читайте канон. Хочется читать Иисусову молитву – пожалуйста. Хочется читать молитву «Богородице Дево, радуйся» – пожалуйста. В этом плане нет никакой бухгалтерии, канцелярии, нет никакого магизма, что эта молитва действует, а другая не действует или эта молитва вовремя, а другая – нет. В любое время дня и ночи молитесь любой молитвой.

Хотя определенные правила есть. Серафим Саровский говорил: кто читает «Богородице Дево, радуйся» сто пятьдесят раз, тот не лишится особой благодати Божией по молитвам Пресвятой Богородицы. Оптинские старцы, понимая, что род человеческий чуть дряхлеет в духовном плане, говорили читать эту молитву хотя бы двадцать четыре раза, а последние из Оптинских старцев говорят – хотя бы двенадцать раз. Пусть это будет маленьким молитвенным правилом, но повседневным. Потому что отцы говорят: «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому нет цены». То есть очень велико то, когда ты имеешь определенную последовательность, постоянство, потому что постоянство – это правильное духовное устроение.

– Поделюсь своими небольшими впечатлениями. Я недавно перенесла небольшую операцию (под местной анестезией, но достаточно сложную). Такая операция обычно длится два часа. Все это время я говорила Иисусову молитву, и у меня было ощущение, что операция длилась не два часа, а буквально полчаса. А врач после операции сказал: «Странно, закончили на полчаса раньше, чем обычно».

– Молитва нам строить и жить помогает.

– А вот когда я занимаюсь домашней уборкой, я пою «Богородице Дево...», и все получается так быстро, хорошо! Поэтому говорю: когда занимаетесь уборкой, читайте «Богородице Дево, радуйся» – и не заметите, как быстро все уберете.

– Кстати, я замечал, что когда в каком-то паломничестве приходится много идти пешком, начинаешь с людьми петь любые молитвы – и совершенно незаметно проходишь расстояние в 4-5 километров. Поэтому действительно это великое облегчение в нашей жизни.

– Следующий вопрос: «Можно ли выпить таблетку в шесть утра, чтобы причаститься в одиннадцать часов?»

Аналогичные вопросы задавались, но давайте еще раз повторимся. Наверное, смотря какую таблетку, от чего...

– Если это витамины, например, или антибиотики, то можно обойтись и без них. Если же это сердечные таблетки, или от сахарного диабета, или от давления, то греха нет, если их выпить, иначе будет нанесен вред здоровью. А таблетки для поддержания жизненного тонуса или для профилактики (например, сосудорасширяющие, от холецистита, спазмолитики и так далее) можно выпить и после литургии.

– То есть можно выпить таблетки, которые являются жизненно необходимыми. А запивать чем? Лучше, наверное, крещенской водой?

– Нет проблем в том, чем запить; неважно, простой водой или крещенской. Господь смотрит на состояние человека. А то мы сейчас скажем, что запивать только крещенской водой, а у людей нет крещенской воды, например. Поэтому – чем запили, тем и запили, но, конечно, не компотом и не кофе.

Поэтому тут надо различать. Есть люди, чрезвычайно трепетно относящиеся к своему здоровью, пьют разные безобидные таблетки. Вот, например, я сейчас болею бронхитом и принимаю отхаркивающие таблетки. Разве мне жизненно необходимо принимать в 6 утра такую таблетку? Хочется, чтобы люди поняли этот момент.

– Причем многие таблетки лучше не принимать натощак, тем паче антибиотики – их вообще принимают во время еды.

– Например, положено принимать таблетку три раза в сутки. Так примите после 11.00  и далее – как обычно.

– У меня тоже есть утренние таблетки, которые мне показаны. Но они не настолько жизненно необходимы, как при сахарном диабете, например. Их рекомендуют пить утром, так я спокойно принимаю их после причастия, когда прихожу домой.

– Для таких людей есть ранняя литургия, в 7.00 утра.

– Следующий вопрос. Телезрительница сомневается, в каком случае следует читать святому канон, а в каком – акафист.

– Нет особенностей, когда читать канон, а когда акафист. Чаще всего святому написан акафист, нежели канон. Каноны содержатся в богослужебных книгах. Если у вас есть набор Миней богослужебных и вы по служебным делам не смогли быть на вечернем богослужении, тогда прочитайте канон, который читался в церкви. В любое время можно читать акафист святым, которых вы любите, почитаете; или святому, имя которого носите. Поэтому особой разницы здесь нет.

– Актуальный вопрос: «Если прихожанин часто причащается, всегда ли нужна исповедь?»

– Мы по возможности должны исповедоваться перед каждым причастием. Но есть особые дни – Светлая неделя, святки, когда духовники (или священники, которые вас знают) благословляют причащаться не без исповеди, а с прежней исповедью. Например, вы причащались в Великий Четверг, на Пасху и есть желание причащаться на Светлой седмице, батюшка может благословить причаститься с прежней исповедью. Но если у священника есть возможность принять исповедь, тогда исповедуйтесь.

– Я думаю, что этот вопрос относится не только к Светлой седмице...

– Общее правило такое: перед каждым причастием исповедоваться. Если ваш духовник благословил вас причащаться с прежней исповедью, то это его право, его видение вашей духовной жизни. Но правило остается неизменным: мы исповедуемся перед каждым причащением. Если духовник или священник решит иначе – никаких проблем нет.

– То есть не надо этим правом злоупотреблять. В молитве Макария Великого говорится: «Яко николиже сотворих благое пред Тобою...»

Следующий вопрос: «Есть мнение, что когда человек умирает на Светлой седмице, он попадает в рай. Это правда?»

Это народное поверье. Я с самого детства об этом слышала, еще моя бабушка (ныне покойная) об этом говорила. А я, между прочим, родилась на Светлой седмице.

– И я, кстати, тоже. Я родился 2 мая 1962 года, была светлая среда.

– А я родилась 9 мая, и в этот день тоже была светлая среда. Так откуда появилось такое поверье? У святых отцов я об этом не читала...

– Корни, наверное, из самого богослужения, из богослужебных текстов. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало и играюще поем Виновного, Единого Благословенного отцев Бога и препрославленного... Воскресил всероднаго Адама...» То есть как будто весь род человеческий заключался в одном Адаме… Поэтому сами пасхальные тексты давали к этому повод, хотя и не прямой.

Надо стремиться не к тому, чтобы умереть на пасхальной неделе (чтобы попасть в рай), а стремиться жить по-божески, тогда не будет иметь значения, в какой день вы преставились, а будет иметь значение, как вы прожили жизнь. Кто-то из мудрых людей сказал: после воскресения Христова не надо бояться смерти, надо бояться пустой жизни. Не надо вычислять, когда преставишься, когда это будет наилучшим образом, потому что это тайна. Давайте жить пасхально, чтобы умереть пасхально, чтобы Пасху вечную своими глазами увидеть, праздновать, оказаться с Господом.

– Вопрос: «Как неформально исповедоваться, если причащаешься раз в неделю или чаще?»

Это уже, наверное, надо монашеской жизнью жить, если чаще одного раза в неделю. Полезно ли так часто причащаться?

– В письмах отца Иоанна (Крестьянкина) есть советы о частоте причащения. По своему духовному опыту (а опыт его вобрал в себя опыт многих духовников) он советовал мирянам причащаться раз в две-три недели; это норма. Великим постом можно причащаться и каждое воскресенье. Для меня отец Иоанн является авторитетом, наставником, великим духовником, поэтому, считаю, этого надо и придерживаться. Особые дни, конечно, святки и Светлая неделя...

– Как неформально исповедоваться – это уже серьезный вопрос.

– Если от исповеди до исповеди нет серьезных грехов – слава Богу, что не посещают такие серьезные искушения. Как исповедоваться? Но мы же моем руки по нескольку раз в день, душ принимаем – раз в день, в баню ходим (у кого есть возможность) – с какой-то периодичностью. Поэтому иногда исповедь – это как помыли руки: слава Богу, что не было серьезных грехов. А если совершили что-то серьезное – это уже как баня. Слава Богу, что у Вас нет необходимости каяться в серьезных грехах с большим сокрушением...

– А вообще есть понятие серьезного и несерьезного греха для нашей духовной жизни? Ведь иногда и мелкие грехи могут очень подточить...

– Грех ссоры, грех обиды, грех гнева – это очень серьезные вещи, когда по нашей причине мы стали источником ссоры, гнева, каких-то разборок. Одно дело – грех мыслью. Но когда дошло до дела, поступка и ты стал виновником ссоры... Помните, как сказано в Евангелии: «Если ты принесешь дар твой к алтарю и вспомнишь, что брат твой имеет нечто против тебя, оставь дар твой и пойди прежде примирись с братом твоим». Мы, православные, порой об этом забываем, считаем, что это ничего не значит. Люди так и говорят: «Это ее проблемы, что она обиделась. Да я не это имел в виду. Ну, вот такой у меня характер...»

Характер свой надо менять; мы родились с таким характером, но это не значит, что мы должны с ним умереть. Я считаю, что ссора является серьезным препятствием к причастию, является серьезным грехом. «Первее примирися тя опечалившим». Интересные слова! То есть первым примирись не только тогда, когда ты опечалил, а когда кто-то тебя опечалил. Ты недоволен человеком – вот иди и мирись с этим человеком, который тебя опечалил. А уж тем более помирись, когда ты кого-то опечалил.

Мы живем среди зла. Как говорит апостол Павел, мир во зле лежит. Зло вокруг нас, но оно не должно проникать в нас, тем более оно не должно исходить от нас. Мы не можем быть источником зла в этом мире; если стали – это серьезный момент для исповеди и препятствие к Святому Причастию, пока не решится эта ситуация. Апостол Павел говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Поэтому мы должны предпринять все, чтобы не быть источником ссор, разборок, гнева и недоброжелательности, а если это произошло – должны мириться в этот же день. Писание говорит: «Солнце да не зайдет во гневе вашем». Поэтому это серьезные вещи.

А если бывают грехи мыслью: блудные, нечистые помыслы, зависть, вранье на уровне мыслей, – это вещи неприятные, но на исповеди они смываются. А если ты на исповеди говоришь, что произошла ссора, гнев, раздражение, неприязнь и ситуация никак не разрешилась, тогда сначала реши эту ситуацию.

– Я однажды была свидетельницей сцены, когда к Чаше шли женщины и поругались в этот момент. И священник им сказал: «Я вас не допускаю до Причастия».

– Правильно сделал. Если мы даже в этот момент не можем управлять собой, не можем сохранить человеческое лицо... Это, конечно, недопустимо.

– Следующий вопрос: «Хотелось бы услышать опровержение бытующему заблуждению, что при крещении человека (во взрослом возрасте) все его прошлые грехи прощаются без исповеди».

– Это верование Церкви и истина Церкви, что в таинстве Крещения благодатью Божией прощаются грехи человека. Во взрослом возрасте или в детском – значения не имеет. Важный момент – подготовка к Святому Крещению, когда человека знакомят с догматами Церкви. Раньше вообще подготовка к крещению занимала чуть ли не целый год. Есть «Поучения огласительные» Кирилла Иерусалимского, которые растянуты на целый год. Сейчас со взрослыми перед крещением проводятся две беседы, но можно и больше (если есть такая возможность) готовить человека. Иногда такой возможности нет, и человек что-то до конца не понял, не созрел, поэтому до конца всех своих грехов может и не вспомнить, не осознать. Это не значит, что грехи, которые он не исповедовал, за ним остаются после таинства Крещения – они омываются, но желательно, чтобы они были исповеданы в беседе со священником до совершения таинства. Таинство Исповеди над ним может совершиться только после крещения, поэтому такой рассказ о своих грехах является со стороны человека согласием и решимостью расстаться со своими прежними грехами, а таинство Крещения это закрепит. Но если вдруг получилось так, что человек не смог назвать всех своих грехов, не смог до конца сердечно исповедаться, это не означает, что в таинстве Крещения не были прощены все его грехи, совершенные им до момента крещения. В таинстве Крещения смываются все грехи человека.

– И люди сами это ощущают. Я была крестной у своей взрослой приятельницы. Знаете, когда она вышла из купели, я ее просто не узнала. Она сказала: «У меня ощущение, будто что-то с меня упало». У нее было счастливейшее выражение лица.

– Я вспоминаю свое первое крещение в Оптиной пустыни (это был 1988 год). Среди крещаемых был хипарь, звали его Димитрий: такой суровый, молчаливый. Крестили в святом источнике в честь Пафнутия Боровского, который до сих пор существует, находится в километре от Оптиной пустыни.

– Он сейчас благоустроен.

– А тогда это был деревянный сруб размером три на три метра. И в этом источнике, в ледяной воде крестили. Помню, этот молчаливый хипарь Димитрий с длинными волосами выходит из купели, и его первые слова: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» Я увидел реальное рождение другого человека. Я не помню, чтобы у него была какая-то подробная исповедь, но это не значит, что грехи не были прощены.

– Передача подошла к концу. Предлагаю Вам обратиться к нашим зрителям.

– Сейчас идут светлые пасхальные дни до Вознесения Господня, поэтому всем желаю духовной радости. Всем желаю быть пасхальными людьми и делиться пасхальной радостью. «Радость разделенная – радость, умноженная вдвойне. Скорбь разделенная – скорбь, уменьшенная вдвойне». Половинкой мы должны быть не только в своей семье (для мужа или жены), но мы еще можем быть половинкой с кем-то, когда делим радость или скорбь с другим человеком. У нас на душе тогда будет пасхальная радость, когда мы сами будем источником этой радости. Христос воскресе! Воистину воскресе Христос! До новых встреч!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать