Таинства Церкви. Евфросиниевские чтения «Отечество, возвеличенное трудами предков. Мария Ясыня: от аланской княжны до святой русской княгини»

29 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы иеромонахом Клавдианом (Сафоновым).

– Не так давно многие из вас, наверное, видели сюжет, посвященный научно-общественной практической конференции о великой княгине Владимирской Марии, которая вошла в историю под именем Ясыня. Здесь, в храме Евфросинии Московской, мы встречались с настоятелем храма иеромонахом Клавдианом и говорили о подготовке этой конференции. Здравствуйте, батюшка!

– Здравствуйте!

– Теперь мне хотелось бы подвести некий итог этой конференции: поговорить о том, что нового узнали об этой великой женщине мы и наши зрители и вообще вся православная Россия.

Иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской:

– Я бы тоже хотел прежде всего отметить тот интерес, который проявили участники конференции. Мы постарались пригласить большой круг людей: представителей администрации нашего города, священнослужителей, владык, разослали приглашения в посольство Южной и Северной Осетии, для того чтобы познакомить всю аудиторию и наших прихожан с жизнью этой святой. Конечно, это происходит традиционно, мы стараемся сохранять традицию. Мы совершили благодарственный молебен Господу нашему Иисусу Христу, Божией Матери, помолились вместе с духовенством храма самой преподобной Марии Ясыне, испросили молитвенное благословение на проведение конференции. Затем спустились в нижний храм, где проходила конференция, и зачитали приветственные слова. К сожалению, не все приглашенные участники и гости смогли приехать. Понятно, ведь это был будничный день (мы не могли собраться в другой). Некоторые предоставили нам возможность познакомиться с их отношением к этой святой в письменном виде. Однако приехали не только представители духовенства, администрации, руководства, но и люди, которые своими научными трудами прославляют эту святую.

– Батюшка, извините, перебью Вас. Я должна сказать, что у нас было приветствие заместителя мэра города Москвы Сергея Семеновича Собянина – Александра Горбенко. Большое спасибо правительству Москвы, что они так отреагировали на это; то есть они поняли важность того, чем занимается храм, и необходимость проведения конференции. И у нас был заместитель руководителя национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Блаженов Константин Леонидович. Так что, думаю, у нас было достаточно представительное собрание. Большое спасибо Сергею Семеновичу, что поручил своему заместителю передать нам такое приветствие, и руководству департамента за то, что они направили нам своего заместителя.

– Безусловно. Отрадно, что руководство нашей страны и города Москвы все-таки понимает значение этой святой, и национальная политика, слава Богу, связана с прославлением образов тех людей, которые собирали наши земли, были источниками созидания, святости. И конечно, отрадно, что в этом участвуют не только те, кто знает об этой святой, но и реагируют люди, управляющие нашей страной.

С докладами выступили научные сотрудники различных исторических институтов и Кремля, раскрыв нам детали недавнего обретения мощей Марии Ясыни, исторические подробности разрушения Вознесенского монастыря, где покоились мощи Евфросинии Московской и перенесения мощей святых княгинь в Кремль, соборы. Много было сказано о самой Марии Ясыне как о прародительнице наших святых предков – Александра Невского и Даниила Московского. Трудно в двух словах рассказать обо всем. Мы планируем издать доклады конференции.

В общей канве нам удалось ближе познакомиться с образом этой святой и, наверное, в какой-то мере заложить дальнейшую программу для того, чтобы познакомить более широкого читателя и зрителя с ее жизнью.

– Мария Ясыня – княгиня Владимирская, а собиранием научных фактов и материалов о ее жизни мы занимаемся в Москве, делаем фильмы о ней. Мне иногда говорят: «Слушайте, она владимирская, вы московские. С чего вы тут начали?..» И начинаешь объяснять. Кстати, сами владимирцы, увы, не подозревают о том, что она была бабкой нашего великого святого Александра Невского и матерью удивительного великого князя Георгия Всеволодовича, мученика, тоже прославленного Русской Церковью. Что, оказывается, она прапрабабка Димитрия Донского, Евфросинии Московской и Даниила Московского – по сути, основателя Московского государства, наверное, уже как царства. Удивительно!

– Владыка Евлогий, митрополит Владимирский и Суздальский, тоже прислал приветствие нашему собранию, отметив, что имя Марии Ясыни незаслуженно забыто, и своим благословением направив наши сердца к тому, чтобы мы более глубоко осознали значение этой святой для России. Поэтому мы, конечно, ощутили поддержку со стороны владимирцев, духовенства Владимирской области и радость о том, что занимаемся прославлением этой святой. А прославляем мы ее потому, что, как предполагают историки, и скорее всего это так и есть, Евфросиния Московская – потомок Марии Ясыни, которая была образцом для подражания для самой Евфросинии Московской. Она почитала Марию в своей жизни и, конечно же, молилась ей.

Прославляя Евфросинию Московскую, признавая ее значение для города Москвы, мы видим, откуда она черпала духовные силы и какие примеры брала для своей жизни. Поэтому мы хотим подчеркнуть как раз эту глубинную связь и значение этих святых жен. Все понимают, что нашем современном обществе, в современном контексте особо важно иметь образцы для подражания. Думаю, когда мы рассказываем о преподобной Ефросинии или показываем снятый Вами фильм «Мария Ясыня – собирательница русских земель, знаменитая бабка Александра Невского», все понимают значение этих святых и необходимость знания о них.

– Если мы обратимся к истории, к тому же Карамзину, то нельзя сказать, что он мало пишет о Марии Ясыне. Потому что о некоторых женщинах он вообще упоминает что-то только вскользь: то ли она была, то ли не была, когда родилась и когда умерла, непонятно. А княгине Марии, в отличие от многих женщин в истории, даже в некотором смысле повезло: Карамзин уделяет ей достаточно внимания. Причем приводит слова современников, которые называли ее и второй Ольгой (имея в виду нашу равноапостольную Ольгу), и равноапостольной Еленой, и второй Феодорой, сравнивая ее с императрицей византийской Феодорой, которую тоже знают многие, что, конечно, говорит о незаурядности этой женщины. На конференции была Татьяна Дмитриевна Панова из Кремля, очень серьезный историк, доктор наук. Она как раз тоже говорила о том, что почитание Марии Ясыни шло от Евфросинии Московской.

– Очень отрадно и то, что специалисты, изучающие древние летописи, подтверждают незаурядность этих святых. И действительно, летописные своды сохранили упоминание, что вообще является редкостью для великокняжеских историков-летописцев, очень лестные, добрые отзывы об этих святых. Конечно, были призывы скрупулезно и вдумчиво изучать летописные своды...

– Как раз Морозова Людмила Евгеньевна говорила, что к некоторым из них надо относиться осторожно.

– Да, трезво и с научным подходом. Также отрадно, что возникают версии о происхождении Марии Ясыни (мы знаем, что их существует несколько), но сейчас проводится научная работа, которая, по сути, уже подходит к тому, чтобы подтвердить ее происхождение как осетинки. Причем проводится и генетическая экспертиза ее останков. Нам показали прекрасные слайды анатомии останков скелета, который был очень аккуратно исследован учеными.

– Да, надо сказать, что историки не просто пришли и как-то небрежно вытащили их, а отнеслись к ним очень уважительно. Наблюдал сам правящий архиерей Владимирской и Суздальской епархии. Вообще, радует, что археологи (не все из них люди верующие) понимают, что для православных людей это не просто косточки, а святые мощи, многие из которых являются и цельбоносными. Владыка сам рассказывал, какие неожиданные исцеления от тяжелейших болезней были, например, от мощей мученика Авраамия Болгарского, который, как ни странно, имеет прямое отношение к Марии Ясыне. Но это отдельная история, имеющая отношение и к ее сыну, и к ней самой.

– После конференции мы запланировали и съездили на торжественное богослужение в Княгинином монастыре, которое проводил сам владыка Евлогий в присутствии сестер и игуменьи Олимпиады. Мощи Марии Ясыни находятся в гробнице, и сейчас владыка благословил устройство отдельного придела, посвященного этой святой. Ее почитают, записывают чудеса, которые Господь являет через посредство ее останков.

Поэтому и тот ученый мир, который соприкасается с останками святых, слава Богу, понимает, что это святыни, и помогает нам с вами еще более глубоко и более тонко заглянуть в историю и изучить этих святых даже с точки зрения их останков, в какой-то мере определить их подлинность и даже происхождение. Сейчас применяются такие научные методики, что можно определить даже происхождение этой святой путем анализа...

– Вообще, конечно, такие полярные мнения: то ли чешка, то ли осетинка, Чехия или Алания…

– Мы специально подчеркивали, что для русского человека святая Мария Ясыня дорога только тем, что является прабабкой знаменитых героев нашей истории: Александра Невского, Даниила Московского, Евфросинии Московской, Дмитрия Донского. Конечно, интересно, какого она была происхождения, но мы не замыкаемся именно на этом вопросе. Мы пригласили клирика храма Николая Чудотворца в Котельниках (чешского подворья), отца Александра (Галушку), который сделал доклад, посвященный вообще святым женщинам (а в Чехии почитают княгиню Людмилу Чешскую), образу женщины, являющейся образцом и материнства, и служения Отечеству, образу, столь важному в наше время. И он подчеркнул: как хорошо, что мы умеем правильно оценить и донести до других поколений эти образы, образцы христианского благочестия и служения Отечеству.

– Интересно, что великая княгиня – женщина, как сейчас бы сказали, самодостаточная, богатая, красиво одевающаяся, но смотрите, что пишет летописец: когда произошел страшный пожар во Владимире, то ее муж Всеволод Большое Гнездо помогал восстановлению соборов, а она продала свои драгоценные головные уборы и на вырученные деньги помогала погорельцам. Значит, во-первых, были роскошные, по всей видимости, головные уборы, если на вырученные деньги можно было помочь погорельцам. Все-таки для женщины красивая одежда значит многое, что уж тут греха таить. И она ничтоже сумняшеся все это продает, понимая, что сейчас важнее помочь людям. Может быть, ей было даже стыдно носить такие красивые головные уборы в то время, когда со всех сторон доносился плач. Мы должны уметь читать между строк, что тогда происходило в истории. Помните, как Людмила Евгеньевна Морозова рассказывала, что, когда пострадал знаменитый Успенский собор, который мы все знаем и любим, княгиня брала свои красивые шелковые ткани и затягивала ими стены, потому что те стояли обугленные, черные. И она пожертвовала свои драгоценные ткани на то, чтобы убрать собор. Это что-то удивительное!

– Такая искренняя любовь к своему народу! Несмотря на то что Россия все-таки не была еще крепкой державой, было еще очень много противоречий, даже братоубийственных войн среди князей, человек полностью отдавал себя и дал залог для подражания своим потомкам. Мы говорим сейчас о Марии Ясыне, но ведь Евфросиния Московская поступала так же. Когда горела Москва, были моры, что она делала? Кормила, строила жилища для погорельцев, она делала очень многое для своих горожан, подражая своей прабабке.

Поэтому, конечно, очень интересно, когда святой не просто совершил какие-то подвиги, за которые его прославляют, но не подражают ему, а когда мы видим, как на протяжении многих веков истории происходит такое действие, когда потомки становятся подражателями его подвига. Буквально за месяц до своей кончины Мария Ясыня пошла в монастырь, приняла ангельский образ и завещала похоронить себя в монастыре, который основала. Евфросиния Московская, подражая ей, также перед кончиной заповедала похоронить ее в заложенном ею Вознесенском монастыре и также приняла ангельский образ, завершив все труды своей земной жизни таким кульминационным шагом, соприкасаясь уже с образом духовного совершенства – монашеским образом жизни. Поэтому, конечно, очень интересна такая глубокая, твердая связь между поколениями.

– Вся информация выложена на сайте храма?

– Да. Если кто-то хочет ознакомиться более детально, мы планируем издать материалы конференции, а кто-то может зайти и посмотреть на сайте.

– На сайте как раз находится и сюжет. Недавно мне сказали, что на сайте представительства Республики Северная Осетия – Алания выложили огромный материал, посвященный этой большой конференции. Спасибо им за то, что они тоже приезжали, снимали. Радостно, что оживает такой интерес. Как говорит владыка Евлогий, кто прославляет святых, прославляет Бога. Он считает эту работу очень важной. Некоторые говорят: ну что вы там?.. А мы же говорим об очень тяжелом периоде русской истории, когда централизация только создавалась, и были как ее сторонники, так и противники. Почему Всеволод Большое Гнездо достиг больших успехов в централизации, собирании земель? Потому что рядом с ним была Мария Ясыня, то есть прочный тыл.

– Да, конечно. Роль женщины в России неоспорима. Конечно, благочестивые супруги своей сплоченностью, любовью друг к другу, поддержкой оказывали влияние на многие и государственные, и общественные дела. Поэтому уже пишутся книги, посвященные святым женам России, которые действительно играют очень большую роль, в том числе и в истории.

– Они имели счастливую возможность умиротворять своих мужей. Понятно, что мужчины в то время были достаточно воинственны: надо было охранять собственную территорию, завоевывать чужие, постоянно утверждаться во власти. Конечно, это наверняка откладывало отпечаток на их характер: они были воинственны. И посмотрите, как женщины умягчали их характеры.

И какая любовь была к поверженным врагам! Описывается история, как Всеволод боролся со своими противниками – двоюродными братьями, и, когда в очередной битве те бросили своих матерей и жен на милость победителя, как их приняла Мария Ясыня. Они совершенно не чувствовали себя ни заложниками, ни пленниками, а жили наравне со всеми. Это же удивительно! Вроде бы это жены и матери твоих врагов, а посмотрите, какое снисхождение... Как вообще такое было возможно, особенно в то время?

– Видимо, в то время люди были более цельными, их характеры в какой-то мере выражали христианское совершенство, они уже обладали свойствами подлинных христиан, учились милосердию. Потому что в экстремальных ситуациях, когда нужно выжить, необходимо было приложить массу сил, для того чтобы что-то организовать. Даже увлечь людей в воинство они могли, только когда сами были настоящими воинами, могли сами владеть оружием, добиваться своего, защищать свое Отечество. Так же и святые жены: уж если они выходили на передний план, то уже обладали многими очень замечательными, сильными христианскими свойствами души. И летопись все это сохранила как свидетельство.

– Каковы Ваши планы, связанные с личностью Марии Ясыни? Кстати, в самом монастыре меня спрашивают: «Почему Вы все время называете ее Ясыней? Она великая Владимирская княгиня Мария». Я говорю: «Понимаете, так ее называет Карамзин, так она вошла в историю – Ясыня. Наверное, потому, что осетинка, аланка». Итак, каковы дальнейшие планы, связанные с великой Владимирской княгиней Марией?

– Мы планируем проводить конференции, посвященные святым женам (не только Марии Ясыне, но и Евфросинии Московской, и императорской чете и ее окружению) в разных регионах нашей страны и за рубежом. Планируем провести такую конференцию и в Осетии. Сейчас ведем переговоры по проведению конференции во Владимире и Суздале, встречались с владыкой Евлогием и обговаривали организационные моменты. Также планируем провести конференцию в Москве, обратиться к наместнику Свято-Данилова монастыря и в его стенах провести конференцию, посвященную святой Марии Ясыне. Поэтому пока планируем языком конференций объединять заинтересованных лиц, знакомить друг с другом и прихожан, и ученых, и духовенство. И конечно, это издательская деятельность: мы стараемся выпускать печатные издания, посвященные жизни этих святых.

– Отец Клавдиан, несколько слов о празднике, который пройдет 1 июня. Может быть, Вы пригласите и телезрителей телеканала «Союз»? Время сейчас так спрессовано, что эта дата не за горами – день памяти Димитрия Донского и Евдокии Московской, новый праздник, установленный Святейшим Синодом. Скажите буквально несколько слов о том, что планируется.

– По благословению Святейшего Патриарха мы планируем традиционно почтить память этих святых. Поскольку храм Евфросинии Московской в Москве – уникальный храм, конечно, мы совершим здесь торжественное богослужение, пригласим правящего викарного архиерея, архиереев и духовенство. Планируем пригласить к участию в этом торжестве многодетные семьи со своими детишками. Организуем концерт и праздничную трапезу.

– Во второй раз состоится Божественная литургия, посвященная супружеской чете – Димитрию Донскому и Евфросинии Московской. То есть Вы приглашаете всех, кто почитает Димитрия Донского и Евфросинию Московскую, прийти в храм и принять участие в богослужении.

– Безусловно. Милости просим!

– Спасибо большое, отец Клавдиан. Увы, телевизионное время, как всегда, бежит слишком быстро, но надеюсь, мы с Вами еще встретимся и будем рассказывать нашим телезрителям о том, что происходит в храме, какие еще проходят общественно-научные конференции, в которых каждый, кто захочет, всегда может принять участие. Кстати, мы с Вами забыли сказать, что закончилась конференция невероятно вкусными постными (было время поста) осетинскими пирогами.

– Да, благодарим всех участников и тех, кто доставил нам эту радость!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать