Свет невечерний. Инерция сна

29 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои. Христиан иногда называют последователями Платона: уж слишком наше отношение к жизни напоминает учение Платона, например, о душе, о первичности мира идеального. И среди христианских мыслителей вы найдете немало богословов, писателей, которые очень симпатизировали этому выдающемуся мыслителю своего времени.

Он жил за 300 лет до Рождества Христова и оставил большой корпус диалогов. Этот философ не любил писать трактаты (собственно, в его время и жанра такого не было), его интересовала живая мысль. Поэтому если вы возьмете русское издание «Диалогов» Платона, то это четыре стройных тома, наполненные диалогами, которые произошли между разными людьми. Чаще всего главный спорщик в этих текстах – это Сократ, учитель Платона, его наставник, вдохновитель, жизнь которого оказала на самого Платона огромное влияние. Драматургия этих диалогов состоит в том, что Сократ постоянно спорит с разными оппонентами, молодыми, старыми, пожилыми, и выступает в разных ипостасях, где он и молодой человек, и пожилой, на смертном одре, или же гуляет со своим молодым учеником где-нибудь в афинских рощах.

Не случайно наши с вами наставники – христианские мыслители с глубоким почтением относились к Платону, потому что в нем действительно было некоторое предвосхищение тех истин, которые нам открыты в Евангелии. Но для нас он важен еще и как свидетель универсальной духовности. Платон описывал те проблемы, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, и христиане мы или нет, не важно: мы люди и имеем общие проблемы.

В одном из поздних диалогов, который называется «Филеб», Платон рисует картину, когда Сократ, пожилой человек, вступает в дискуссию с молодыми людьми, которые утверждают, что суть жизни – это поиск удовольствий. Самое главное, что есть в жизни и ради чего стоит жить, – это получение удовольствий, и удовольствие, радость и наслаждение – это есть сердцевина жизни. И Сократ, как человек очень тонкий, мыслящий глубоко и стройно, не опровергает их суждений, а просто ведет с ними свой знаменитый сократический диалог, подталкивая их своими вопросами к совсем другим выводам, ставя под сомнение их концепцию удовольствия как сердцевины жизни. И так, сражаясь с ними деликатно и красиво, насмешливо, со знаменитой сократической иронией, он подводит их к красивым образам.

Один из этих образов врезался мне в память, и мне хочется поделиться им, потому что он очень пластично, верно, точно отображает состояние души человека, который не радеет о своей внутренней жизни. Я подчеркиваю, что Платон и многие другие античные авторы, светские философы и мыслители, даже далекие от христианства, тем не менее ценны для нас тем, что описывают универсальные проблемы духовности. Они не собственно христианские, но то, что ты христианин, вовсе не гарантия того, что ты не заболеешь болезнями, связанными с универсальной духовностью.

В чем тут дело? Сократ задает своему оппоненту вопрос: «Послушай-ка, если ты живешь ради удовольствия, значит, ты только тогда можешь получать радость от него, когда ты понимаешь, что ты наслаждаешься, что ты радуешься, ведь иначе никак быть не может. А если получаешь удовольствие и осознаешь, что получаешь от этого удовольствие, то ты должен иметь и память, то есть понимать, что это я получаю удовольствие, я именно как субъект этого действия. Значит, я должен мыслить себя как человек, у которого есть биография, история, то есть помнить, что вчера удовольствие и радость была больше или меньше, и я уже помню, что со мной такое бывало. Например, человек вас приглашает пойти в баню, и вы вспоминаете: “Да, это было здорово!” То есть вы вспоминаете себя как субъекта истории, то есть мыслите себя в некотором временном и интеллектуальном развитии». Сократ пытается сказать своему оппоненту: «Ты все равно должен осознавать себя, осознавать, что с тобой происходит, размышлять над этим опытом, рефлексировать над ним, обобщать, критически к нему относиться». То есть человек живет не только удовольствием, он должен быть существом размышляющим, рассуждающим, развивающимся, то есть у него есть некоторая духовная жизнь. Здесь Платон говорит об универсальной духовности, и эта внутренняя духовная жизнь, собственно, присуща любому разумному существу.

Почему это важно для нас, христиан? Потому что дальше Сократ дает очень интересный образ: он говорит о том, что человек, который испытывает удовольствие, но у которого нет ни памяти, ни рассуждения, ни самосознания, – это человек-моллюск. Вы подумайте, какой жуткий образ! Очень хорошо, что голливудские продюсеры не читают диалоги Платона, иначе бы уже давно появился какой-нибудь фильм о человеке-моллюске. Но человек-моллюск для Сократа – это антиикона человека, который остановился в своем духовном развитии, так как он себя не осознает. Хорошо моллюску или плохо, он просто некоторое пассивное звено в череде разного рода волнений, влияний.

Почему этот образ так тревожит? Потому что любой взрослый человек, живя по своим правилам (у взрослого человека есть такие преимущества), в большинстве случаев останавливается в своем развитии. Он постепенно и очень незаметно превращается в человека-моллюска – того, кто не размышляет о своей жизни, не относится к себе с определенными требованиями, не взвешивает свое сердце, не проверяет свою совесть, не развивается как существо интеллектуальное, размышляющее, не воспитывает свою память, чувства. И это проявляется хотя бы в том, как мало человек читает. Одно из духовных упражнений, как говорил один замечательный ученый, – это подчеркивание в книгах. Давайте задавать себе вопрос: сколько книг в год я прочитываю? И не просто прочитываю, а прорабатываю, примеряю к себе, задаю себе вопросы. Я развиваюсь или я деградирую, постепенно превращаясь в человека-моллюска? Ведь таких примеров очень много вокруг нас, и в моей жизни, к сожалению, были такие печальные эпизоды, когда я видел, как люди, которые еще десять лет назад меня вдохновляли, почему-то останавливались в развитии и как будто бы засыпали как существа интеллектуальные, развитые.

Как только мы перестаем развиваться, как только перестаем сопротивляться этой инерции сна, которая засасывает каждого человека, мы рискуем стать человеком-моллюском. Это страшный образ, но вполне реальная опасность, которая подстерегает каждого из нас, и можно потерять себя в этой бессознательной стихии, которая обезличивает, поглощает человека без остатка, стирает его биографию, его личные черты. Поэтому, друзья мои, как бы мы ни относились к универсальной духовности, мы должны сопротивляться этой инерции сна. Господь создал нас как Своих прекрасных чад, Он создал нас как образ Божий. Мы – люди, мы – дети Божии, мы совсем не моллюски, которые прячутся в своих раковинах.

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать