Свет невечерний. Триодь постная. Постимся правильно

11 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

«Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков, вернии возопиим «Боже, помилуй нас».

«Триодь постная» — это книга замечательная во всех смыслах и особенно любимая монашествующими, потому что писали ее монахи в разных монастырях, и Константинополя (например, Студийского монастыря) и Палестины. В нее вошли тексты, написанные старцами Божиими, которые жили в древних византийских монастырях и описали в ней свой монашеский опыт пощения.

Книга эта употребляется за богослужением начиная с подготовительной Недели о мытаре и фарисее и до Недели Всех Святых. Текст ее ценен не только тем, что структурирует наше богослужебное время, когда мы пытаемся построить устав постного богослужения: как совершать вечернюю, утреннюю службы, читать часы. В ней можно найти и моменты, посвященные устроению трапезы. Но самое главное, за что эту книгу любят не только священнослужители и монашествующие, но и миряне, которые, познакомившись с ней однажды, уже никогда не расстаются, — это то, что она отражает то духовное состояние, которое должно быть совершенно естественным и нормальным для человека постящегося.

Не секрет, что пост для нас — проблема, мы не знаем, как это делать и постоянно совершаем одни и те же ошибки. Мы не знаем, что кушать, как себя вести, на какие службы ходить, а что можно было бы и пропустить; что можно применить к себе, как к мирянину, к человеку молодого или пожилого возраста. К сожалению, у нас нет четко сформулированной традиции поста, нет документов, на которые можно было бы опереться, они только формируются. Например, то, что написано в календаре о сухоядении или употреблении масла — это не только рекомендация, которая не является абсолютной, но является элементами устава одного из палестинских монастырей. И возникает вопрос, какое отношение это имеет к обычному мирянину, который живет в наше время в городе, у него квартира и работа, например, он учитель или занимается тяжелым физическим трудом. И в этом положении вы чувствуете, что не можете обойтись без молочной пищи, пищи с маслом или рыбы. Эти правила не абсолютны, но все-таки мы имеем определенный ориентир: период Великого поста — время, когда нужно подвергнуть себя определенным ограничениям, время воспитания сдержанности.
Надо отметить важность в этом книги «Триодь постная», которая является не только ориентиром, но камертоном постного упражнения абсолютно для всех: мирянина или священника, студента или бизнесмена. Если ты христианин, то должен в своем духовном упражнении ориентироваться на те традиции, которые нам передали святые отцы.

Самая главная особенность этой традиционности состоит в том, что пост никогда не ограничивается правилами, связанными только с приемом пищи. Если вы ограничили себя от вкушения мясной, молочной, рыбной пищи или даже масла — это еще не значит, что вы поститесь. Именно поэтому пост неудобен для людей, склонных к лицемерию или фарисейству. Ты можешь соблюдать все эти ограничения, но это еще вовсе не означает, что ты постишься и встретишь Пасху так, как ее должен встретить тот, кто постился.
«Триодь постная», которая отражает святоотеческий опыт пощения, говорит, что ограничение в пище есть не цель, но средство, мы делаем это для того, чтобы научиться, например, легкости мышления, сдержанности в гневе, научиться молиться и находить время сосредоточиваться на текстах Священного Писания.

В первый понедельник Первой седмицы Великого Поста поется стихира, которая является одной из подсказок к тому, что есть пост. «Постимся постом приятным», — говорит автор стихиры, то есть для нормального человека пост — это приятное и радостное времяпрепровождение. Человек, правильно постящийся, всегда улыбается, весел, рад общаться с людьми, бодр. Если в вас нет бодрости и веселости, значит, вы поститесь неправильно.

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви». И перечисляется, какой пост является благоугодным. Мы хотим услышать об ограничении в пище, но читаем: «истинный пост есть злых отчуждение», то есть от всякой злости, безобразия, гнева и ярости. «Воздержание — и мы готовы услышать от молока, но читаем — языка». Может быть, далее говорится о колбасе? Нет: «ярости отложение, похотей отлучение». То есть мы не позволяем себе много мечтать о какой-то одежде или дорогом автомобиле — это все похоти, и они переплетаются с нашими мечтами и не дают видеть людей вокруг нас. «От глаголания — то есть всяких сплетен, слухов, оклеветания, — лжи и клятвопреступления». Где же здесь указания о том, чтобы не есть курицу или сметану? Ничего этого нет. Перечислены свойства истинного поста и страстей, которых «оскудение пост истин есть и благоприятный». Вот формула поста: «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучения, от глаголания, лжи и клятвопреступлений». Для того чтобы избавиться от них, мы ограничиваемся в том числе в пище и каких-то телесных утешениях. Ограничение в пище есть лишь средство, но не цель.
Поэтому, друзья мои, призываю вас внимательно читать «Триодь постную», сверять с ней свои духовные упражнения и свое духовное настроение, чтобы нам не потрудиться понапрасну и чтобы Господь и близкие наши, увидев нас, сказали, что приятно смотреть на правильно постящегося человека: бодрого, улыбчивого, любящего людей, потому что только такие люди постятся правильно.

Расшифровка: Лариса Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать