Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков, вернии возопиим «Боже, помилуй нас».
«Триодь постная» — это книга замечательная во всех смыслах и особенно любимая монашествующими, потому что писали ее монахи в разных монастырях, и Константинополя (например, Студийского монастыря) и Палестины. В нее вошли тексты, написанные старцами Божиими, которые жили в древних византийских монастырях и описали в ней свой монашеский опыт пощения.
Книга эта употребляется за богослужением начиная с подготовительной Недели о мытаре и фарисее и до Недели Всех Святых. Текст ее ценен не только тем, что структурирует наше богослужебное время, когда мы пытаемся построить устав постного богослужения: как совершать вечернюю, утреннюю службы, читать часы. В ней можно найти и моменты, посвященные устроению трапезы. Но самое главное, за что эту книгу любят не только священнослужители и монашествующие, но и миряне, которые, познакомившись с ней однажды, уже никогда не расстаются, — это то, что она отражает то духовное состояние, которое должно быть совершенно естественным и нормальным для человека постящегося.
Не секрет, что пост для нас — проблема, мы не знаем, как это делать и постоянно совершаем одни и те же ошибки. Мы не знаем, что кушать, как себя вести, на какие службы ходить, а что можно было бы и пропустить; что можно применить к себе, как к мирянину, к человеку молодого или пожилого возраста. К сожалению, у нас нет четко сформулированной традиции поста, нет документов, на которые можно было бы опереться, они только формируются. Например, то, что написано в календаре о сухоядении или употреблении масла — это не только рекомендация, которая не является абсолютной, но является элементами устава одного из палестинских монастырей. И возникает вопрос, какое отношение это имеет к обычному мирянину, который живет в наше время в городе, у него квартира и работа, например, он учитель или занимается тяжелым физическим трудом. И в этом положении вы чувствуете, что не можете обойтись без молочной пищи, пищи с маслом или рыбы. Эти правила не абсолютны, но
Надо отметить важность в этом книги «Триодь постная», которая является не только ориентиром, но камертоном постного упражнения абсолютно для всех: мирянина или священника, студента или бизнесмена. Если ты христианин, то должен в своем духовном упражнении ориентироваться на те традиции, которые нам передали святые отцы.
Самая главная особенность этой традиционности состоит в том, что пост никогда не ограничивается правилами, связанными только с приемом пищи. Если вы ограничили себя от вкушения мясной, молочной, рыбной пищи или даже масла — это еще не значит, что вы поститесь. Именно поэтому пост неудобен для людей, склонных к лицемерию или фарисейству. Ты можешь соблюдать все эти ограничения, но это еще вовсе не означает, что ты постишься и встретишь Пасху так, как ее должен встретить тот, кто постился.
«Триодь постная», которая отражает святоотеческий опыт пощения, говорит, что ограничение в пище есть не цель, но средство, мы делаем это для того, чтобы научиться, например, легкости мышления, сдержанности в гневе, научиться молиться и находить время сосредоточиваться на текстах Священного Писания.
В первый понедельник Первой седмицы Великого Поста поется стихира, которая является одной из подсказок к тому, что есть пост. «Постимся постом приятным», — говорит автор стихиры, то есть для нормального человека пост — это приятное и радостное времяпрепровождение. Человек, правильно постящийся, всегда улыбается, весел, рад общаться с людьми, бодр. Если в вас нет бодрости и веселости, значит, вы поститесь неправильно.
«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви». И перечисляется, какой пост является благоугодным. Мы хотим услышать об ограничении в пище, но читаем: «истинный пост есть злых отчуждение», то есть от всякой злости, безобразия, гнева и ярости. «Воздержание — и мы готовы услышать от молока, но читаем — языка». Может быть, далее говорится о колбасе? Нет: «ярости отложение, похотей отлучение». То есть мы не позволяем себе много мечтать о
Поэтому, друзья мои, призываю вас внимательно читать «Триодь постную», сверять с ней свои духовные упражнения и свое духовное настроение, чтобы нам не потрудиться понапрасну и чтобы Господь и близкие наши, увидев нас, сказали, что приятно смотреть на правильно постящегося человека: бодрого, улыбчивого, любящего людей, потому что только такие люди постятся правильно.
Расшифровка: Лариса Сосновская
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!