Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В церковном богослужении, особенно вечернем, часто используется образ «огненной пещи», взятый из пророчества святого Даниила. В 3-й главе этой древней, таинственной книги, которая является одним из первых апокалипсисов, дошедших до нас, есть описание истории мучений трех отроков еврейских - Анании, Азарии и Мисаила. Они были брошены в вавилонскую пещь, разожженную для тех, кто отказался поклоняться золотому идолу, сооруженному по указу царя Навуходоносора.
В нужный момент, когда вострубят трубы, все жители Вавилона должны были склонить свои колени перед этим жутким золотым монстром. И только три молодых юноши, воспитанные в Законе, верные отеческому преданию, имеющие обостренное чувство правды и верности, не послушались приказа императора. Потому что верующий человек – это, прежде всего, человек верный. Они не склонили колени, зная, что их ждет, что они могут сгореть заживо. По указу Навуходоносора юных отроков в ярости бросают в огненную пещь. Она была настолько горячей, что, как говорит пророк Даниил, воины, бросавшие мальчиков, сами обгорели и умерли у стен страшной печи. Мучители, совершив жуткую бесчеловечную казнь, услышали из устья печи пение нескольких голосов. По указу безумного царя-идолопоклонника стали смотреть, что там происходит. Оказалось, что среди пылающих поленьев, смоченных нефтью, ходят три отрока, а среди них кто-то четвертый. Вся одежда на них цела, ни один волос не пострадал, как будто они ходят по росистому влажному лугу. Огонь ни капли не повредил им. «Кто же тот четвертый?» - стал кричать Навуходоносор. Это был ангел, сошедший с небес, чтобы угасить пещь огненную. Три отрока выжили, остались целы и невредимы.
Этот древний библейский образ используется в святоотеческой, богослужебной, литургической литературе как некоторая икона, символ человеческого страдания, которое каждому предстоит перенести с Божией помощью. И тот ангел, который ходил среди отроков и орошал пещь, превратив ее в отрадный луг, символизирует Христа.
Верующий человек, христианин, изучающий Писание, знает, как Евангельские, апостольские, святоотеческие тексты говорят о болезни. Нас такие откровения часто пугают. По слову апостола: если внешний наш человек страждет, истлевает, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор.4:16). Нас это может испугать, несколько даже разочаровать: почему христианин должен непременно болеть. Здесь есть две крайности. Одна из них – это тип мазохизма, когда человек ищет болезнь, ищет страдание. Такое ненормальное состояние можно назвать «искаженной достоевщиной», при котором человек хочет мучиться, страдать. Христианство к этому не призывает.
Писание говорит о скорбях, которые нам посылаются без нашей воли. Самому искать скорбь неразумно. Но как эту скорбь перенести? Про скорбь говорится, прежде всего, как про страдание телесное. Человек существо чувствительное, чувствующее, и наиболее уязвимым для нас является тело. Мы все болеем. Современный человек, привыкший к комфорту, стал наиболее пуглив к любой болезни, не смотря на то, что у нас много обезболивающих, хорошая медицина, по сравнению с прошлыми веками, есть множество лекарств, некоторые болезни побеждены. Мы боимся особенно онкологических заболеваний, от которых в последнее время страдает множество людей.
Старец Паисий Святогорец, умерший в 1992 году, говорил, что рак – это милость Божия, посланная нам, людям осуетившимся. Это возможность пересмотреть свою жизнь, пройти через «пещь огненную», очистившись, покаяться, избавиться от суеты. Я, как священник, видел много жизненных эпизодов, в которых человек, заболев тяжелой болезнью, пересмотрев свою жизнь, воцерковился и вдруг получил исцеление, прожив после этого много лет. Такие люди позволили себе пройти через «пещь вавилонскую», мужественно, безбоязненно заглянуть в лицо смерти. И шли они на страдания, сопровождаемые «четвертым Ангелом», иначе говоря, в присутствии Христа, который помогал им пережить болезнь.
Один из выдающихся богословов нашего времени, отец Сергий Булгаков, также пережил страшную болезнь – рак. Он оставил удивительные записки о том, как проходила болезнь в осмыслении настоящего богослова, человека, который ни минуты не переставал молиться. Он говорил: «мое “я” в болезни расплавилось в жару и сделалось жидким и плавким». То самое «я», которое, с одной стороны, является основой нашего самосознания, с другой – гордости, самомнения, суеты и страха. Это субъект всех наших страстей и достоинств. И оно стало плавким. «Но мое духовное “я” достигало все большей остроты и сознательности, - писал отец Сергий, - оно было неумытным судьей моей жизни. Я был в страхе и трепете. То было как бы хождение по мытарствам, в котором вскрывались жгучие раны моей души. Но Господь помиловал меня тогда и оградил от демонских видений. Но состояние жара вместе с духовными мучениями создавало огненную печь. Я теперь только понял, почему Церковь так возлюбила образ огненной пещи и пещного горения, и что она говорит об этом образе. Ибо я горел в ней, но я спасался как бы из огня. В этой огненной пещи появлялась некая прохлада. Ангел Хранитель, который спускался в пещь к отрокам, он и ко мне приближался и прохлаждал пламенеющее тело и спасал. Нельзя этого выразить словами. Но отныне я знаю, как можно сгорать в огненной пещи, не сгорая. В первое время болезнь моя – долго ли, коротко ли, я не знаю, - была огненной пещью». Так пишет отец Сергий Булгаков о том, как верующий человек мужественно, с верою, с благодарением принимает и переживает свою болезнь, не ища страданий, но и не отказываясь от той чаши, которую Господь ему дает. Испить данную Богом чашу необходимо ради того, чтобы узнать самого себя, понять, кто ты есть и чего хочешь на самом деле.
Образ огненной пещи – это образ не мучительный, проклинающий, а образ благословляющей десницы Божией, которая пропускает нас, как золото, через огонь, желая, чтобы мы стали лучше, чтобы все наше суетное, неподлинное сгорело в огне. А подлинный, настоящий человек проявился через огненную пещь болезни.
Расшифровка: Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!