Свет невечерний. Что такое святыни?

11 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

 

Мы, люди верующие, религиозные, живем в особом мире, который не совсем понятен нашим оппонентам или людям, безразличным к религиозным вопросам. Это мир сакрального, мир святыни. Нас окружают священные предметы, священные времена. Мы живем  в этом параллельном мире, общаемся с ним, заимствуем из него ту благодать, которую так жаждут наши душа и сердце.

Над нами часто смеются, говорят, что у нас слишком много святынь: и святая вода, и святая земля, и святые иконы, и святые мощи - и все святое. Это действительно так. И мы, как люди, думающие, размышляющие, пытающиеся как-то осмыслить свой религиозный опыт, задаем себе множество вопросов, чтобы понять, а что мы имеем в виду, когда называем какой-то предмет, вещество или опыт святыней.

Вот святая вода, которую так стремятся хранить в своих домах верующие православные люди, может быть, даже и не только верующие, потому что в день Крещения Господня в храмах слишком многолюдно, хотя в воскресный день вовсе не так много людей  ходит  в церковь. Но почему  на Богоявление все стараются прийти в храм и взять крещенскую воду? Потому что человек  прежде чувствует, а потом размышляет. Чувствует, ощущает сначала кожей, а потом пытается как-то отрефлексировать этот опыт, привести его  к какому-то рациональному знаменателю.

Что мы имеем в виду, когда говорим, что какая-то субстанция является святой? Чем святая вода отличается от любой другой воды? Что в ней такого, что вызывает особый трепет, почитание, привлекает внимание верующего человека? Можно привести множество историй, связанных со святой водой, святыней, но самое важное,  что мы должны осознать, как люди христианской веры, - то, что святость не есть изменение физического состава этого вещества. Освященная вода не меняет самой природы этой субстанции, святость есть возвращение естественного предмету или веществу этого мира. То есть святая вода - это вода в ее самом предельном естественном состоянии. В этом смысле мы употребляем слово «естественный» - в значении осуществления замысла Божия о мире. Естественно человеку быть святым, и естественно воде быть святой, естественно земле быть святой, естественно телу, любому телу, и прежде всего человеческому, быть святым. То есть чудо святой воды - это чудо не физическое, а метафизическое, потому что оно помещает человека во главу сотворенного космоса. Человека, который несет в себе особое служение, задачу, и возвращает себе тот прежний статус, который ему был дан изначально, потому что человек, согласно Священному Писанию, есть возглавитель, хозяин и заботливый охранитель космоса сотворенного, и в нем есть все.

Со школы мы помним, что все мыслители пытались дать определение тому, кто есть человек. Мы знаем эти формулы: Homo sapiens, человек разумный, или - человек прямоходящий, человек как существо символическое, человек умелый,  человек как существо смеющееся. Мыслители пытались найти то зерно, что отличает человека от всего видимого космоса. В чем заключается суть человека? Что выделяет его из природы? Как он себя сам позиционирует, осмысляет свою жизнь? Так вот мне кажется, что если попытаться найти найти какое-то определение или икону человечности православному человеку, таким идеалом будет человек благословляющий. Потому что таинство освящения воды, а наши древние святые отцы именно мыслили освящение воды  именно как таинство, одно из Таинств церковных, которых не просто семь, а множество. В Таинстве освящения воды через молитву священника и его паствы этой первой субстанции нашего космоса на какое-то время возвращается ее предельно естественное состояние - быть святой, быть отзывчивой по отношению к благодати, Богу и человеку. Это сложная материя, и говорить о таких вещах совсем непросто.

В молитве, которую читает священник во время освящения воды, есть потрясающие строки: «Тебя, Господи, трепещут все умные силы, Тебя слушает солнце, Тебе поет луна, Тебе работают источники». Когда мы произносим эти слова, нам кажется, что это некоторое поэтическое излишество. Это очень красиво, игра метафор и образов, но по самой своей сути слова этой древней молитвы не метафоричны, они предельно реалистичны, потому что все что нас окружает, все что сотворил Господь, было сотворено святым, отзывчивым, человечным и одухотворенным. И святая вода свята сама по себе, она такой должна быть, но в мир вошел грех и раскол все, что существует в нашем тварном мире - оно одичало, потеряло то помазание святости, которым Господь наделил его первоначально.

И вот задача человека, святого человека, -  благословлять то, что он видит вокруг себя. Мы с вами вспоминаем жития святых угодников Божиих, которые вызывали  к жизни источники, например в житии преподобного Сергия Радонежского был такой эпизод: у братии не было возможности напиться воды, нужно было далеко ходить по воду, и вот тогда святой старец встал на колени в чащобе недалеко от монастыря, воздел руки к Богу - и забил источник.

Святых людей слушается земля, им повинуются звери, на их молитвы отзываются стихии. Мы знаем, что и Христос - мера и предел человечности, наш Бог воплощенный - ходил по воде и повелевал ветру. Мы знаем, что святые пророки останавливали солнце. И это не какие-то сказочные моменты, но сама суть взаимоотношений человека с природой, которая сообщается в этом очень простом жесте - освящении воды. Потому что каждый человек есть человек благословляющий, то существо, которое должно возглавить этот видимый мир, ободрять к жизни, разливая вокруг благословение, доброту и любовь. Не ненависть, зависть и распри, а, наоборот, - любовь и доброту, возвращая всем предметам этого мира их божественный, святой статус, возвращая им естественное состояние, которое есть состояние святости.

Потому что человеку естественно быть святым. Воде естественно быть святой, и земле естественно быть святой - это самое нормальное, предельное натуральное состояние, которое замыслил Господь о видимом мире. И это призвание каждого из нас. Потому что согласно словам апостола Петра, мы с вами  «род избранный, царственное священство, народ святой» - те самые  люди, которые должны ободрять весь тварный мир к жизни, благословлять, изливая на него доброту, любовь и святость.

 

Расшифровка: Юлия Одинцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать