Свет невечерний. Волчица алчности

20 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Одно из часто упоминаемых имен в нашей Церкви – это имя святителя Иоанна Златоустого. Он оставил нам после себя память, особенно в литургии, которую чаще всего служат в нашей Церкви. Священники, совершая это чудесное богослужение – самое любимое, самое воодушевляющее, – всякий раз на отпусте литургии, на отпусте проскомидии и в молитве поминают святителя Иоанна Златоустого. Мы его любим за то, что это был образец непоколебимого правдолюбия, стойкости и совестливости.

Он жил на рубеже IV–V веков; это было время очень бурных событий, больших богословских споров, в которых он тоже участвовал. Он занимал очень ответственный пост архиепископа Константина града, как это говорится на литургии. Представьте себе, он был патриархом императорского, столичного града. Это даже можно сравнить со служением нынешнего Патриарха Московского. Но, пожалуй, это было даже выше, потому что император и его двор были средоточием жизни огромной империи.

Это был период расцвета Византии, ее становления, когда Восточная Римская империя простиралась на огромной территории. Уже позже, спустя несколько веков, она очень сильно сократилась, а потом в конце концов ограничилась одним царственным городом. Но во времена святителя Иоанна Златоустого все было несколько иначе. Представьте себе, он, антиохийский священник, вдруг становится патриархом Царьграда.

Выдающийся проповедник! Мы знаем, что этот человек оставил множество проповедей, которые даже не он сам писал: за ним записывали. Его слово было такой силы, такой убедительности, что люди были взволнованы и слушали его часами. Ведь проповеди в древнем мире были не такие краткие, как в наше время (10-15 минут), а длились несколько часов. За богослужением говорили речи несколько священников, несколько епископов. А в случае со святителем Иоанном Златоустом это было целое действо, праздник красноречия.

Но у него была трагическая судьба. Многие знают его историю, знают, как он погиб. Он погиб за правду, он был буквально замучен за правду. Пережил ссылку, издевательства, позор, страшную клевету, несправедливость собора епископов, в котором участвовали даже великие люди, введенные в заблуждение страшной клеветой. Его осудили на изгнание, и на чужбине святитель Иоанн Златоуст скончался.

За что его осудили? За что он пострадал? Он пострадал за правдолюбие. Этот человек обличал разные пороки, но одного ему не простили. Он обличал богатых людей. Он обличал алчность сильных мира сего, в чьих руках было благополучие сотен и тысяч людей, и их жизнью они пренебрегали ради своего обогащения, ради ненасытной алчности. Святитель Иоанн Златоуст обличал роскошь, ложь, и в большей степени он обличал сребролюбие.

В этом он был подражателем апостолов, потому что апостол Павел, как мы знаем, в Первом послании к Тимофею называет сребролюбие корнем зла. Это для нас вопрос и проблема. Почему корень зла – это, например, не гордыня, не похоть, не жестокость или злоба, а именно сребролюбие? Это большой вопрос! Почему именно сребролюбие или, очень сильно упрощая, жадность? А потому корнем нечестия и зла апостол назвал именно эту страсть, что жадность убивает не просто конкретного человека, она убивает землю. Мы в наше время, когда люди стали зарабатывать такие деньги, которые никогда до этого человечество не могло даже вообразить, видим, как жадность губит землю.

Замечательный писатель Виктор Астафьев в своем романе «Царь-рыба» – удивительно глубоком философском тексте-размышлении о своей судьбе, о судьбе своего края – говорит, что нам Господь посылает наказание или, лучше сказать, вразумление (потому что в слове «наказание» мудрые люди видят именно педагогический момент вразумления, наставления) в виде клещей или каких-то гадов, насекомых, которые изгоняют человека из тайги. Почему они его изгоняют из тайги? Потому что человек убивает лес, реки.

Виктор Астафьев в своем романе описывал жуткие истории, как, например, жители одной деревни перебили всех тетеревов – беззащитных птиц, которых расплодилось очень много, а из-за погодной аномалии они не могли оказать сопротивление человеку. Их просто перебили. Даже не ради питания, а чтобы сдать за бутылку водки куда-то в заготконтору. А эта заготконтора свалила их в один сарай, и, не имея возможности переправить на Большую землю, просто их хранила, и все мясо сгнило. В конце концов это никому не принесло радости. Но птица навсегда исчезла из этого края.

Кто виноват в этой экологической катастрофе? Очень маленькой, небольшой, может быть, незаметной, потому что Астафьев говорит, что в других регионах России эту птицу перебили еще раньше. Кто виноват? Только человеческая жадность. Но жадность может простираться не только на территорию одного селения. Она может простираться на страны, континенты.

Люди убивают реки, моря, губят рыбу. Только из-за того, что улов оказался очень большой и, если рыбу будут продавать, снизятся цены, эту рыбу огромными трейлерами просто выбрасывают на берег гнить. Убитую рыбу, которую выловили просто из жадности. А есть плоды этой жадности, этого сребролюбия, которые простираются очень далеко, – эксперименты с природой, загрязнение огромных территорий, на которых уже никогда ничего не вырастет, на которых отравлена вода, на которых никогда не родится здоровый ребенок. Жадность, которая отравляет все вокруг.

Но ведь эта жадность начинается не где-то в мифических масонских ложах, не в закулисном правительстве, она гнездится в сердце каждого человека. Это большая этическая проблема, когда мы позволяем себе мусорить в лесу, когда мы бездумно распоряжаемся своим участком земли, когда мы позволяем себе спокойно смотреть на те безобразия, которые творят корпорации, фирмы, заводы. Не возмущаемся, не протестуем грамотно, красиво, цивилизованно.

Самое главное: борьба против жадности, против этого греха сребролюбия должна происходить внутри. Мы должны осознавать, насколько это важно. Апостол Павел в Послании к Тимофею говорил о сдержанности, которую нужно противопоставить жадности, которую нужно воспитывать внутри себя. Она должна стать нормальной добродетелью. Он говорит: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным». Ведь алчность – это неуемная страсть к приобретательству, которая ни перед чем не останавливается. Ты ее никогда не сможешь насытить. Оказывается, быть довольным – это тоже добродетель.

«Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него». И дальше замечательная фраза: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу». Не только конкретного человека, а окружающий мир погружают в бедствие и пагубу, «…ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям».

Жадность убивает целый мир, а не просто разрушает конкретного человека. Она оставляет следы на всей земле. Она оставляет яд в наследство нашим потомкам. Поэтому нам нужно очень серьезно подумать над тем, что противопоставить этому вызову, который сквозь века прорастает и пускает свои корни в сердцах человеческих. Что противопоставить жадности? Только сдержанность, только благочестие, только заботу о ближнем!

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать